СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Очерк жизни и творчества М.И. Цветаевой. Основные мотивы лирики.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекционный материал на тему: Очерк жизни и творчества М.И. Цветаевой. Основные мотивы лирики.

Просмотр содержимого документа
«Очерк жизни и творчества М.И. Цветаевой. Основные мотивы лирики.»

Марина Ивановна Цветаева

(1892-1941)

«Всякий поэт по существу эмигрант, даже в России. Эмигрант Царства Небесного и земного и земного рая природы. На поэте, на всех людях искусства – но на поэте больше всего – особая печать неуюта, по которой даже в его собственном доме узнаешь поэта. Эмигрант из бессмертья в время, невозвращенец в свое небо», - писала М. Цветаева.


Марина Цветаева родилась 8 октября 1892 года в Москве. Мать Мария Мейн была талантливой пианисткой. Лишенная возможности делать сольную карьеру, она вкладывала всю энергию в то, чтобы вырастить музыкантов из своих детей — Марины и Анастасии.

Первое образование получила в Москве в частной женской гимназии, затем обучалась в пансионах Швейцарии, Германии, Франции.

В 1910 году Цветаева издала за свой счет первый поэтический сборник «Вечерний альбом». Отправила его на отзыв — Валерию Брюсову. Поэт-символист упомянул о молодом даровании в своей статье для журнала «Русская мысль»: «Когда читаешь ее книгу, минутами становится неловко, словно заглянул нескромно через полузакрытое окно в чужую квартиру и подсмотрел сцену, видеть которую не должны бы посторонние».

В 1912 году она выпустила второй сборник стихов – «Волшебный фонарь».

В 1912 году выходит замуж за Сергея Эфрона, у них появляется дочь Ариадна.

В 1914 году Цветаева знакомится с поэтессой Софией Парнок. Их роман длился до 1916 года. Ей Цветаева посвятила цикл своих стихотворений под названием «Подруга». Затем Марина вернулась к мужу.

С1917 по 1922 год в Москве были написаны поэтические циклы «Стихи к Сонечке», «Ученик», «Разлука», «Благая весть», пьесы «Фортуна», «Каменный ангел», «Приключение», «Феникс», поэмы «Царь-девица», «На красном коне», «Молодец». В 1921 году вышел сборник «Версты».
В 1922 году Цветаева переезжает в Берлин, затем в Чехию и в Париж. Творчество Цветаевой тех лет включает произведения «Поэма горы», «Поэма конца», «Поэма воздуха». Стихи Цветаевой 1922-1925 годов были опубликованы в сборнике «После России» (1928). Однако стихотворения не принесли ей популярности за границей. Именно в период эмиграции в биографии Марины Цветаевой большое признание получила прозы.

Цветаева пишет серию произведений, посвященную известным и значимым для неё людям:

  • в 1930 году написан поэтический цикл «Маяковскому», в честь известного Владимира Маяковского, чьё самоубийство потрясло поэтессу;

  • в 1933 – «Живое о живом», воспоминания о Максимилиане Волошине

  • в 1934 – «Пленный дух» в память об Андрее Белом

  • в 1936 – «Нездешний вечер» о Михаиле Кузмине

  • в 1937 – «Мой Пушкин», посвященное Александру Сергеевичу Пушкину


Цветаева –поэт, безусловно, трагического мироощущения. Этому есть целый ряд объективных объяснений, но цветаевский трагизм, прежде всего и больше всего – внутреннее состояние личности. Цветаева говорила, что она родилась «мимо времени».

И. Бродский называет поэзию Цветаевой поэзией «окраинных ситуаций».

Лирический сюжет ее стихов почти всегда разворачивается в настоящем времени, лирический герой все переживает и испытывает «здесь и сейчас»: и то, что непосредственно происходит, и то, что вспоминается. В будущем для Цветаевой нет ничего определенного, кроме единственно очевидного – смерти. В письме В. Розанову (философ, публицист, критик) она писала: «Я совсем не верю в существование бога и загробной жизни.»

Возвращение на родину и смерть

Прожив 1930-е года в бедности, в 1939 Цветаева возвращается в СССР. Её дочь и мужа арестовывают. Сергея расстреливают в 1941 году, а дочь через 15 лет реабилитируют.

В этот период своей жизни Цветаева почти не пишет стихов, а лишь занимается переводами.

31 августа 1941 года Цветаева покончила с собой. Похоронена великая поэтесса в городе Елабуга на Петропавловском кладбище.



Основные мотивы лирики


В раннем творчестве наметились три основных темы цветаевской поэзии: тема родины, тема любви и тема поэта и поэзии. Они так тесно переплетаются, что В.Я. Брюсов обозначил их единство как «поэзию интимной жизни».

Раннее творчество Марины Цветаевой проникнуто страстным ожиданием счастья, любви, яркой, насыщенной, наполненной высоким смыслом жизни. Сама Марина Ивановна была убеждена, что все художники слова делятся на две категории: поэтов «стрелы», отражающих исторический процесс в своём творчестве, живущих во времени, в исторической эпохе, и поэтов «круга» — тех, кто отстранён от окружающего мира, погружён в себя, творит «вне истории».

Творчество Марины Цветаевой стало выдающимся и самобытным явлением, как культуры «серебряного века», так и истории русской литературы. Она привнесла в русскую поэзию небывалую глубину и выразительность лиризма в самораскрытии женской души с ее трагическими противоречиями. Первый сборник стихов восемнадцатилетней девушки «Вечерний альбом» стал и первым шагом в творческое бессмертие Цветаевой.

Позднее она скажет, что «поэт слышит только свое, видит только свое, знает только свое». Всем своим творчеством она отстаивала высшую правду поэта, его право на неподкупность лиры, на поэтическую честность.

Сотворение мира для Цветаевой начинается с сотворения своего детства, своей биографии. Многие ее стихи посвящены воплощению поэта в ребенке – поэтом рождаются. «Ребенок, обреченный быть поэтом» такова, внутренняя тема ее ранней лирики.

«Странной особью человеческой» называла Цветаева поэта, живущего с обнаженным сердцем и не умеющего легко справляться с земным порядком вещей. Даже смерть поэта, по Цветаевой, есть нечто большее, чем человеческая утрата.

Крайне редко Марина Цветаева передавала чувства своих героинь в сдержанно-элегической манере («Мне нравится, что Вы больны не мной…»), чаще любовь у Цветаевой — это поединок, разрыв. Любовная лирика Цветаевой гиперболична, неистова: если это встреча, то всеобъемлющая радость, если скорбь покинутой женщины, то — вселенская («Вчера ещё в глаза глядел…»). Душа цветаевской героини — «лётчица», устремлённая ввысь, максималистка. Такой же предстаёт в произведениях поэта Цветаевой душа России: широкая, отчаянная, непокорная, вольная. Она одновременно и свободная — и каторжная, и гордая — и нищая, и кабацкая — и цыганская:


Следок твой непытан,

Вихор твой — колтун.

Скрипит под копытом

Разрыв да плакун.

Нетоптаный путь,

Непутёвый огонь —Ох,

Родина — Русь,

Неподкованный конь!

Марина Цветаева считала себя детищем города, «отвергнутого Петром», образ Москвы — «огромного странноприимного дома» — проходит через всё её дореволюционное творчество и поэзию периода эмиграции («Стихи о Москве», «Поклонись Москве!», «Тоска по родине» и др.). С этим городом были связаны самые радостные и трагические периоды жизни поэта: «сказочное» детство, любовь, замужество, разлука, голод, смерть младшей дочери Ирины в приюте. Муж Цветаевой, Сергей Эфрон, был участником белогвардейского движения, которому Марина Ивановна посвятила цикл стихов «Лебединый стан».





































Список использованных источников

  1. Амелина, Е.В. Литература: общеобразовательная подготовка : учебное пособие для колледжей / Е.В. Амелина. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2017. – 447 с.

  2. Долбилова, Ю.В. Все произведения школьной литературы в кратком изложении / Ю.В. Долбилова. – Изд. 9-е. – Ростов-на-Дону: Феникс,2016. – 446 с.

  3. Зубова, Е.Н. Произведения школьной программы в кратком изложении / Е.Н. Зубова и др. – М. : ООО «Дом Славянской книги», 2017. -832 с.

  4. Обернихина Г.А. Литература: учебник для учреждений нач. и сред.проф. образования : в 2 ч. Ч.1/ Г.А. Обернихина, Т.В. Емельянова, Е.В. Мацыяка, К.В. Савченко; под ред. Г.А. Обернихиной. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 400 с.

  5. Маранцман В. Г. Литература: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2002.- 444 с.


Интернет ресурсы



  1. Основные мотивы лирики М. Цветаевой [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.literaturus.ru/. – (дата обращения: 30.03.2020).

  2. Фильм Марина Цветаева. "Последний дневник"[Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.youtube.com (дата обращения: 14.04.2020).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!