МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МАЛО-ВЯЗЕМСКАЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Внеурочная деятельность
«Будущее начинается сегодня»
социально-педагогическое направление
6 класс
Тема 11. «Определение типа будущей профессии»
Автор-составитель:
Стафий Мария Валерьевна
учитель изобразительного искусства
2020
Профессия -
это род трудовой деятельности, которая
- направлена на пользу общества;
- выполняется за определенное вознаграждение (зарплату);
- требует специальной подготовки (приобретения соответствующих знаний и практических умений).
Выбор профессии – это сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. И чтобы этот шаг был верным, необходимо достаточно четко ориентироваться в мире профессий. Правильно выбрать профессию – значит правильно найти своё место в жизни.
Человек, выбирающий профессию, должен быть хорошо осведомлен о следующем:
- какие профессии существуют;
- каковы объекты, цели, орудия, условия труда;
- какие требования профессия предъявляет к способностям человека, особенностям его личности.
В мире огромное количество разнообразных профессий.
Существует несколько классификаций. Общепризнанной и
наиболее используемой в профориентации является
классификация профессий, предложенная профессором
Е. А. Климовым. В её основе разделение профессий по
предмету труда.
Предмет труда – это то, на что направлен труд человека. Все предметы труда можно разделить на пять групп:
Техника
Природа
Человек
Знаковая система
Художественный образ
По предмету труда выделяют пять типов профессий:
- «Человек – знаковая система»;
- «Человек – художественный образ».
"Человек - техника"
Это самый многочисленный тип профессий. Включает следующие виды деятельности:
- создание, монтаж, сборка технических устройств
(монтажник конструкций, инженер-конструктор);
- эксплуатация технических средств (крановщик, токарь,
швея-мотористка);
- ремонт технических устройств (слесарь-ремонтник,
электромонтер по ремонту электрооборудования);
- монтаж и ремонт зданий и сооружений (строитель,
электросварщик);
- обработка неметаллических промышленных материалов
(столяр);
"Человек - природа"
Это профессии, связанные с живой и неживой природой. Предполагаются следующие виды деятельности:
- изучение, исследование, анализ состояния природных
ресурсов (микробиолог, гидробиолог, агрохимик);
- уход за растениями и животными (лесовод, птицевод,
зоотехник, садовод);
- профилактика заболеваний растений и животных, борьба
с их вредителями и возбудителями их болезней (агроном
по защите растений, ветеринар);
- природоохранная деятельность ( эколог, охотовед).
"Человек - человек"
Эти профессии имеют особую социальную значимость. Все они предполагают работу с различными категориями людей. Ориентированы на следующие виды деятельности:
- медицинское обслуживание (врач, медсестра, санитарка);
- воспитание и обучение (воспитатель, учитель, психолог,
преподаватель, спортивный тренер);
- бытовое обслуживание (продавец, парикмахер, официант,
стюардесса);
- информационное обслуживание (библиотекарь,
экскурсовод);
- защита общества и государства (юрист, следователь,
военнослужащий, милиционер).
"Человек - знаковая система"
Это профессии, связанные с переработкой информации.
Информация существует в различном виде, поэтому основная
деятельность включает:
- создание, обработку, хранение и передачу информации в
словесной форме (историк, переводчик, редактор, нотариус,
почтальон);
- работу с цифрами, формулами, таблицами (программист,
оператор ЭВМ, экономист, кассир, бухгалтер);
- работу с чертежами, картами, схемами (чертежник,
закройщик, штурман);
- оперирование звуковыми сигналами (радист, стенографист,
телефонист).
"Человек - художественный образ"
Профессии этого типа призваны эстетически
преобразовывать окружающий мир, вносить в него красоту
и гармонию. Профессионалы данного типа занимаются:
- созданием, проектированием, моделированием
художественных произведений (художник, скульптор,
журналист, модельер, писатель, хореограф, композитор);
- воспроизведением, изготовлением различных изделий по
эскизу, образу в единственном экземпляре (ювелир, гравер,
реставратор, столяр-краснодеревщик, цветовод –
декоратор);
- воспроизведением, копированием, размножением
художественных произведений в массовом производстве
(живописец по росписи фарфора, шлифовальщик по камню).
Каждый специалист в ходе своей трудовой деятельности взаимодействует, как правило, с несколькими предметами труда. Однако, только один из них является основным (ведущим).
Тест
"Определение типа будущей профессии"
(методика Е. А. Климова) А теперь вам предлагается определить какой тип профессии наиболее предпочтителен для вас. Прочитайте данные высказывания и выберите один из вариантов ответов.
- Легко знакомлюсь с людьми
- Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить
- Люблю ходить в музеи, театры, на выставки
- Охотно и постоянно ухаживаю за животными
- Охотно и подолгу могу что-нибудь вычислять, чертить
- С удовольствием общаюсь со сверстниками или малышами
- С удовольствием ухаживаю за растениями
- Обычно делаю мало ошибок в письменных работах
- Мои изделия обычно вызывают интерес у товарищей, старших
- Люди считают, что у меня есть художественные способности
- Охотно читаю о растениях, животных
- Принимаю участие в спектаклях, концертах
- Люблю читать об устройстве механизмов, приборов, машин
- Подолгу могу разгадывать головоломки, задачи, ребусы
- Легко улаживаю разногласия между людьми
- Считают, что у меня есть способности к работе с техникой
- Людям нравиться мое художественное творчество
- У меня есть способности к работе с растениями и животными
- Я могу ясно излагать свои мысли в письменной форме
- Я почти никогда ни с кем не ссорюсь
- Результаты моего технического творчества одобряют даже незнакомые люди
- Без особого труда усваиваю иностранные языки
- Мне часто случается помогать даже незнакомым людям
- Подолгу могу заниматься музыкой, рисованием, читать книги и т.д.
- Могу влиять на ход развития растений и животных
- Люблю разбираться в устройстве механизмов, приборов
- Мне обычно удается склонить людей на свою точку зрения
- Охотно наблюдаю за растениями или животными
- Охотно читаю научно-популярную, критическую литературу, публицистику
- Стараюсь понять секреты мастерства и пробую свои силы в живописи, музыке и т.п.
Литература
1. Лернер П. С., Михальченко Г. Ф. «Твоя
профессиональная карьера» Москва «Просвещение», 2006 год.
2. Резапкина Г. В. «Психология и выбор профессии» Москва «Генезис», 2005 год.
3. Резапкина Г. В. «Секреты выбора профессии, или путеводитель выпускника» Москва «Генезис», 2005 год
4. Савченков М. Ю. «Профориентация. Личностное развитие. 9 – 11 классы» Москва «Вако»
2005 год.
5. Черникова Т. В. «Профориентационная поддержка старшеклассников» Москва «Глобус» 2006 год.
6. Шеховцова Л, Шеховцов О. «Психологическое
сопровождение выбора профессии в школе»
Ростов-на-Дону «Феникс», Санкт-Петербург «Северо-запад», 2006 год.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МАЛО-ВЯЗЕМСКАЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Спасибо за внимание!!!