СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Орфей мифов, сказок и легенд разных народов

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данна разработка поможет познакомиться с Орфеем древнегреческих мифо, русским певцом и гусляром Садко, с певцом Акпарсом, героем марийских легенд, Янгызаком, героем башкирских сказок, обладавшим как и Орфей уникальным чарующим голосом.

Просмотр содержимого документа
«Орфеи мифов, былин, преданий разных народов»




*Тема может быть раскрыта на протяжении нескольких уроков.

Цель: Знакомство с музыкальной культурой разных народов, пробуждать и развивать интерес к культуре через мифы, легенды сказки.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить с историей музыкальных инструментов, с народными певцами-исполнителями разных народов, учить понимать особенности музыкального языка, литературы, живописи. Вызывать яркий эмоциональный отклик на слушаемые и познаваемые произведения.

Развивающие:

Развивать умение слушать и анализировать музыкальные произведения, сопоставлять, находить общие и своеобразные особенности культурных ценностей каждого народа; развивать вокально-певческие навыки и умения, музыкальный слух, память, мышление. Формировать музыкальный вкус учащихся.

Воспитательные:

Воспитывать через разные виды искусства – музыку, литературу, живопись уважительное отношение и интерес к культурным ценностям разных народов. Воспитывать у школьников интерес и уважение к музыкальной культуре разных стран и народов.

Музыкальный и литературный материал:

К.В.Глюк. «Мелодия» из оперы «Орфей» и мифы древней Греции – «Ясон и Орфей», «Орфей и Эвридика»;

Н.А.Римский-Корсаков. Песни Садко из оперы «Садко» - «Ой, ты темная дубравушка», «Заиграйте, мои гусельки», новгородская былина «Садко»;

Фрагмент из т/ф «Всадник на золотом коне», мелодия курая и башкирская сказка-легенда о Янгызаке.

Песенный репертуар: «Песня-спор». Музыка Г.Гладкова, слова В. Лугового, норвежская народная песня «Волшебный смычок», «Веселый оркестр» Г. Шпадэ-Глазыриной

Использование ИКТ:

Видеослайды музыкальных инструментов, рисунков с изображением Орфея, Садко, Янгызака

ТСО: видеоаппаратура, музыкальный компьютер, музыкальный центр

*Подробный конспект см. в журнале «Начальная школа», № 11, 2011 г., с. 95-100.


1. «Орфей – герой древнегреческих мифов» (Сл. 1)

У каждого народа были свои любимые герои, которые были заступниками и защитниками своей Родины. В народе они наделялись богатырской силой, мужеством. Каждый хотел видеть в них самое лучшее и свято верил в их непобедимость и верность своей Отчизне. На их примерах воспитывалось в молодом поколении уважительное отношение и гордость к прошлому народа, любовь и преданность к своей Родине, уважительное отношение к культуре других народов, передавался опыт и мастерство старших, учили разным искусствам, искусству пения, игре на музыкальных инструментах, борьбе и многому другому.

Сегодня мы начнем знакомиться с музыкальной культурой разных народов, побываем в Древней Греции, и на Руси, и в нашем Башкортостане, начнем знакомство с героями древних мифов, былин, легенд и сказок разных народов, с Орфеем, Садко и Янгызаком, которые своим искусством пения и игры на музыкальных инструментах дарили радость людям, помогали и спасали их в трудные минуты.

1. Беседа о мифах, Орфее (путешествие на Арго),

Орфее и Эвридике (Сл. 2)

- Орфей, сын фракийского царя Загра и музы Каллиопы, был самым известным из когда-либо живших поэтов и музыкантов. Аполлон подарил ему лиру, а музы научили играть на ней, да так, что он не только очаровывал диких зверей, но и заставлял деревья и скалы двигаться под зву­ки его музыки. Во Фракии несколько древних горных дубов так и остались стоять в танце. Орфей участвовал в походе аргонавтов, своей музыкой помогая им преодолевать множество препятствий. По воз­вращении он женился на юной нимфе Эвридике. Когда Эвридика внезапно умерла от укуса змеи, Орфей смело спустился в Аид в надежде вернуть ее назад. Там он не только сумел очаровать перевозчика Харона, пса Цер­бера и судей своей чарующей музыкой, но и на время прекратил муки осужденных. Пленительная музыка тронула даже грубое сердце Га­деса, и он позволил Эвридике вернуться в мир живых. Гадес поставил лишь одно условие: по пути назад Орфей не должен оборачиваться до тех пор, пока Эвридика не выйдет на солнечный свет. Эвридика шла по темному про­ходу, ведомая звуками лиры, и, уже завидев солнечный свет, Орфей обернулся, чтобы убедиться, что Эвридика идет за ним, и в тот же миг потерял жену навеки.

Смерть Орфея, погибшего от дикого неистовства вакха­нок, оплакивали птицы, звери, леса, камни, деревья, очаро­ванные его музыкой. Со слезами на глазах музы собрали его останки и по­гребли у подножия горы Олимп, и соловьи там теперь поют слаще, чем где бы то ни было на свете. Лиру Орфея волны прибили к острову Лесбос, где ее возложили на почетное место в храме Аполлона. По прось­бе Аполлона и муз лиру поместили на небесах в виде со­звездия.

(Миф об Орфее дополняем фрагментом из одноименной оперы немецкого композитора XVIII в. Кристофа Виллибальда Глюка «Мелодия»)

Легенда об Орфее вдохновляла композиторов на протяжении многих веков. Одна из первых опер в Европе, созданная и поставленная в Италии в 1600 году называлась «Эвридика». В начале XVII за ней последовала опера итальянского композитора Клаудио Монтеверди «Орфей», в начале XVIII века – опера немецкого композитора Кристофа Виллибальда Глюка «Орфей». В конце XVIII века в России появилась мелодрама Евстигнея Ипатовича Фомина «Орфей». В XX веке миф об Орфее возродился в балете Игоря Федоровича Стравинского, современным композитором А. Журбиным создана рок-опера «Орфей и Эвридика».

Имя Орфея стало символом художника-творца, символом бессмертия искусства, а его золотая лира – эмблемой музыки.

«Золотой Орфей» — международный конкурс вокальных исполнителей, а также конкурс новых болгарских эстрадных песен. Фестиваль проводился с 1965 по 1999 гг. в различных концертных залах расположенных на Солнечном берегу в Болгарии.

2. Садко - «Орфей» русских былин (Сл. 3)

Одним из любимых народных героев, как и Орфей был новгородский гусляр и певец Садко. О нем сложено много былин и сказов.

Как был Садко-купец, богатый гость. А прежде у Садка имущества не было: Одни были гусельки яровчатые. Слава о нем рекой лилась по Великому Новгороду: Звали Садка в боярские терема

златоверхие, В купеческие хоромы белокаменные. Заиграет он, заведет напев – Все слушают гусляра, не наслушаются. Но не стали вдруг нужны людям его песни, его музыка, стало обидно Садко, и пошел на Ильмень-озеро и запел… Услыхало Ильмень-озеро песню дивную, всколыхнулося. Вышла на берег прекрасная Волхова, дочь царя Морского. Полонила ее сердце песня чудная. За песню, да за игру дивную посулила Волхова Садку чудных рыб – золотые перья, наказала Садко, чтоб позвал на берег купцов новгородских, что поймает он в неводе трех рыб с золотыми перьями. Не поверили купцы Садко, пошли на берег озера, стали смеяться. Забросил Садко невод шелковый в Ильмень-озеро и выловил трех рыб – золотые перья, и выкупил за них товары у купцов, снарядил тридцать и один корабль, попрощался с людом новгородским и своей любимой женушкой Любавой и отправился в заморские страны. Долго путешествовал Садко со своей дружиной по разным морям и океанам, разным странам, обменял товары на заморские богатства. Но на обратном пути поднялась буря - это Морской царь разгневался на людей. Ни бочки серебра и золота не нужны ему, он хочет услышать песни Садко, его гусли звончатые. Отпустил свои корабли и дружину Садко домой, а сам опустился на своих гуслях на дно морское.

(Просмотр видеосюжета из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Садко», песни «Заиграйте, мои гусельки»)

Веселят его гусли яровчатые, его веселые песни морское царство. Пляшет Морской царь по палате белокаменной, разбежались рыбы, раки, морские чудища. От их пляски море взбушевалось, быстрые реки разлились, высокие волны поднялись. Гибнут в море корабли, тонут корабельщики с товарами. Тогда Волхова, дочь Морского царя предупреждает Садко о беде и Садко рвет струны золоченые, изломал колышки, тем самым спасает мореплавателей от гибели. За песни удалые Морской царь награждает его выбором жены из числа своих дочерей. Помогает ему опять Волхова (в некоторых былинах ее зовут Чернавка), она помогает ему выбраться со дна морского и вернуться на Родину, а сама превращается в речку. Так, Садко встречает утро, свою дружину и преданную ему женушку Любаву.

Все песни, которые сейчас звучали, из оперы русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова «Садко». В ней композитор, прекрасно знавший русское народное творчество, использовал старинные напевы, наигрыши, былины. Силой своего таланта и фантазии он преобразовал древние мелодии, обновил и украсил их звучание.

Н.А.Римский-Корсаков закончил морское училище в Санкт-Петербурге. Став морским офицером, три года он плавал на корабле «Алмаз» вокруг света. Поэтому, как никто другой, ярко и насыщенно рисует он средствами музыки картины моря, морские пейзажи. И это мы видим, слышим и ощущаем во многих его произведениях: симфонической сюите «Шахерезада», операх «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок», «Снегурочка» и др.

Анализ и беседа по прослушанным разнохарактерным фрагментам.


3. Янгызак - «Орфей» башкирских легенд и сказок (Сл. 4)

В башкирских сказках и легендах тоже встречаются такие герои как Орфей, Садко. Одним из любимых героев, который любил свой народ, умел играть на курае, скрипке был отважный батыр (так называли башкиры юношей-воинов) Янгызак.

Беседа о Янгызаке.

В башкирских богатырских сказках мы встречаемся со многими батырами, любимцами народа. Это и Урал-батыр, и Тан-батыр, Ахмет-батыр и Акьял-батыр и др. Каждый из них был защитником и заступником своей Родины, защищал ее, не боясь любых преград. Сегодня мы познакомимся с одним из них. Я расскажу вам о Янгызаке.

В старину жили старик со старухой. Они были очень богаты, но не было у них детей. Со слезами на глазах просили они у Аллаха (бога) детей. Аллах дал им сына. За каждый день этот сын вырастал на целый год. Его назвали Янгызаком (Янгызак в переводе с башкирского обозначает «один» или «одинокий»), т.к. он был единственным ребенком. Отдали его учиться. Очень старательно учился Янгызак и сделался муллой. Тот мулла, который учил Янгызака, сказал ему: «Ты, сынок, стал очень ученым; теперь выучись необыкновенным искусствам». Спросив разрешения у родителей, Янгызак отправляется к одному старику, который, увидев в нем храброго человека, соглашается обучить его необыкновенным искусствам. И научил его искусству духовой музыки, научил играть на курае, на скрипке, научил летать в виде птицы. Эти искуссва помогли в будущем ему спасти свой народ от врагов.

По башкирским легендам о Янгызаке, об Алтын-дуге, о его возлюбленной красавице Ай (в переводе с башк. «луна») и борьбе башкирских племен со злым поработителем башкир Кадилбатшой создана замечатальная кинолента «Мосфильма» «Всадник на золотом коне». Вместе с батыром, заступником и силой народа Алтын-дугой мужественно сражается и Янгызак. Силой красоты своего голоса он останавливает сражение, помогает победить врага.

(Просмотр видеосюжета из т/ф «Всадник на золотом коне»)

Не зря в народе назвали Алтын-дугу – силой народа, а Янгызака его песней. Красиво сыграли роли главных героев заслуженные деятели искусства, артисты башкирского драматического театра им.Гафури Ф.Гафаров в роли Алтын-дуги, Хамит Шамсутдинов в роли Янгызака, Ирина Малышева в роли красавицы Ай и Тансулпан Бабичева в роли сестры Алтын-дуги и возлюбленной Янгызака)

Обобщение темы:

- Ребята, мы с вами познакомились с героями разных народов. Что общего между Орфеем, Садко и Янгызаком?

- Почему в народе любят, помнят их?

- На каких музыкальных инструментах они играли? Как они называются?

- Для чего служит искусство музыки в этих сказках? (Она воспитывает любовь к Родине, уважительное отношение к культурному наследию разных народов…)



4. Предание об об Акпарсе (Сл.5)

Легендарным героем марийского фольклора был Акпарс - хороший предводитель воинов, умелый дипломат и прекрасный гусляр. Своими подвигами, песнями он звал марийский народ к счастью, свободе, независимости.

В стародавние времена на территории республики Марий Эл, где теперь живут марийцы, рос непроходимый дремучий лес: дубы, липы, сосны, ели и другие деревья громадных размеров. В то время, когда главой горных мари был Акпарс, на Руси, в Московии царствовал Иван Грозный. Он был грозен к своим подданным и особенно к иноземным врагам, потому и назвали его «Грозным». Трудно тогда жилось мари, очень трудно. С одной стороны стесняли русские, а с другой – обижали татары. Сборщики ясака каждую весну приезжали за данью, которая бралась деньгами, мехами, медом и даже здоровыми парнями и красивыми девушками-марийками.

Акпарс видел, что марийцам «самостоятельно» жить невозможно, и задумал со своими горными марийцами отдаться под покровительство московского царя. Чтобы решить этот трудный вопрос, Акпарс созвал всех марийских мужанов (гадателей) и старейшин Горной стороны на великое собрание в свое становище Чермыш-Пул (теперь Чермышево, близ села Еласы). На нем Акпарс попросил их несколько дней подумать и дать ему ответ как быть, отдаться под покровительство царю московскому или остаться в Казанском ханстве.

Спорили и думали мужаны и старейшины целых три дня и решили идти под покровительство Царю Московскому, так как «Царь Московский крепко сидит на престоле, подданных и слуг и войска у него много и все почитают его за земного бога; казною богат, закон у них один соблюдается. На Казанском же престоле сидит царь (хан) некрепко; царей в Казани часто меняют, происходят там бунты, закон у них не соблюдается… плохо там… А главное то, что им против Москвы не устоять. Скоро опять между Москвой и Казанью начинается война».

Акпарс доволен решением. Он отправил к Ивану Грозному послов, прося принять горных марийцев под свое высокое покровительство и прислать войско для защиты границы от нападения казанских татар.

Между Москвою и Казанью назревала война. Иван Грозный собрал большое войско и направился в Казань. По дороге он останавливался между городами Васильсурском и Козьмодемьянском, чтобы встретиться с Акпарсом, поехал в Чермыш-Аул и пробыл у Акпарса три дня и три ночи, пировал со своими боярами, охотился на диких зверей. Здесь же царь и Акпарс заключили между ними союз. По нему царь брал Горную сторону под свое покровительство, а Акпарс обязался выставить марийское войско против татар.

Вскоре русско-марийское войско спустилось к Казани и началось наступление. Но татары отстаивали свой город с большой храбростью, и взять его в открытом бою русским войскам не удалось. И пошел Акпарс к царю и сказал ему:

- Великий царь! Много времени стоим под Казанью, а взять ее не можем. Не можем потому, что у татар сила большая, и она с каждым днем прибывает. Царство Казанское большое. А у нас с каждым днем сила убывает и убывает. До Москвы далеко! У тебя, великий царь, пороху много в бочках. Надо под Казанскую крепость сделать подкоп и вкатить туда бочки с порохом… Повели, великий государь, сделать это мне, и я исполню…

Выслушал Акпарса царь и повелел ему с марийцами приступить к работе. Акпарс выбрал удобное место, и под его руководством воины начали рыть подкоп. Однако надо было точно знать его длину, чтобы пороховые бочки пришлись как раз под ту крепостную стену, откуда удобнее будет идти русским войскам на приступ.

Акпарс взял гусли, заиграл и медленно пошел к крепостной стене, считая свои шаги. Играл он так хорошо, что все смолкло. Сам царь казанский слушал его как завороженный. Дойдя до стены, Акпарс предложил татарам сдаться на милость русского царя, однако царь казанский закричал ему:

- Московскому царю никогда не овладеть Казанью. Скажи ему! Акпарс, продолжая играть, вернулся к своему стану.

Кончили марийцы рыть подкоп и вкатили туда несколько бочек пороху. Акпарс поставил на каждую бочку несколько одинаковых свечей и зажег их. Такие же свечи поставил он у входа в подкоп, чтобы знать, когда произойдет взрыв.

Горят свечи на воле у входа в подкоп. Догорели, а взрыва нет. Акпарс вызывает своих марийцев, стоящих у бочек. Те выбежали и сказали:

- Не догорели. Там душно, свечи плохо горят.

Но царю уже донесли. Иван Грозный вызывает к себе Акпарса:

- Почему нет взрыва? Измена?!

Акпарс падает на колени:

- Измены нет, Великий царь! В подкопе душно – свечи плохо горят.

Царь не доверяет ему и повторяет страшное для него слово: «Изменник!» Царь угрожает ему жестокой расправой. Акпарс умоляет, просит дать сроку полчаса. Прошло полчаса, а взрыва нет.

Иван Грозный в сильном гневе приказывает Акпарсу явиться к нему. Царь опять гневно кричит: «Изменник!»

Акпарс падает на колени, просит дать сроку на четверть часа. Царь согласен, но грозит, что в случае измены Акпарсу казни не миновать, самой ужасной в мире казни. У всех на лицах тревога.

Вдруг земля под ногами дрогнула, зашаталась, и в тот же миг последовал ужаснейший взрыв. Второй раз еще сильнее дрогнула земля. Полетели вверх бревна, камни, люди. Земля покрылась дымом, точно густым туманом… Мрак еще не совсем рассеялся, а русские воины уже овладели Казанью. После битвы Иван Грозный устроил большой пир. На нем Акпарс сидел рядом с первыми русскими боярами, как равный с ними. По окончании пира Иван Грозный повелел слугам своим поднести Акпарсу в золотой чаше иноземного вина и принять от царя в дар эту золотую чашу… Кроме этого царь подарил Акпарсу прекрасного жеребца, дорогое седло и саблю.

Перевод Емишаевой С.Л.

Реальная историческая личность середины 16 в. Акпарс – сотный князь горных марийцев, видный политик, военачальник и дипломат – самая яркая в пантеоне марийских национальных героев. Добровольное присоединение к Русскому государству Ивана Грозного горных марийцев связывают именно с именем князя Акпарса. Он пришел на помощь московскому царю и много сделал для утверждения его на Волге. По одному из преданий, Акпарс, играя на гуслях, измерил шагами расстояние рва, необходимое для подрыва крепостной стены. Сохранились легенды о том, что царь Иван IV «за счастливый исход войны…», предоставил горным марийцам ряд льгот и подарил Акпарсу серебряный ковшик с изображением царя Соломона. По некоторым данным ковшичек до сих пор хранится в Еласовской церкви.

Образ Акпарса получил художественное воплощение в произведениях писателей А.Крупнякова, К.Васина, В.Петухова, Л.Яндакова, драматургов С.Николаева, Н.Арбана, поэтов Г.Матюковского, К.Беляева, М.Казакова, Н.Ильякова, художников Б. Пушкова, И.Михайлина, Б.Аржекаева, Б.Алимова, композитора А.Луппова

Литература:

  1. Новейшая хрестоматия по литературе. 4 класс / под ред. Т.И. Максимовой. – М.: Эксмо, 2009. – 368 с. – (Новейшая хрестоматия).

  2. «Слово о музыке»: Кн. для учащихся старших классов / Составители В.П.Григорович, З.М. Андреева. – М., Просвещение. - 1990.

  3. Башкирские богатырские сказки. Составление, вступительная статья, подготовка текстов и комментарии Л.Г. Барага и Н.Т.Зарипова. – Уфа, «Башкирское книжное издательство». – 1986. – 320 с.

  4. Марийский текст «Акпарс нерген преданий» с пересказа В.Л.Лукьянова см. с. 10-16 Марий литература: 6-шо класслан учебник-хрестоматий/ И.С. Иванов ямдылен. – Йошкар-Ола: Марий книга савыктыш, 2008. – 204 с.: ил.

Просмотр содержимого презентации
«Орфеи мифов, былин, сказок и легенд»

Орфеи мифов, былин, сказок и легенд разных народов –  Орфей, Садко, Янгызак, Акпарс

Орфеи мифов, былин, сказок и легенд разных народов – Орфей, Садко, Янгызак, Акпарс

Орфей древнегреческих мифов Глюк . «Мелодия» из оперы «Орфей»

Орфей древнегреческих мифов

Глюк . «Мелодия» из оперы «Орфей»

Н.РИМСКИЙ-КОРСАКОВ  (1844-1908) Заиграйте, мои гусельки

Н.РИМСКИЙ-КОРСАКОВ

(1844-1908)

Заиграйте, мои гусельки

Сказка о Янгызаке По башкирским легендам о Янгызаке, об Алтын-дуге, о его возлюбленной красавице Ай (в переводе с башк. «луна») и борьбе башкирских племен со злым поработителем башкир Кадилбатшой создана замечатальная кинолента «Мосфильма» «Всадник на золотом коне». Вместе с батыром, заступником и силой народа Алтын-дугой мужественно сражается и Янгызак. Силой красоты своего голоса он останавливает сражение, помогает победить врага.  (Просмотр видеосюжета из т/ф «Всадник на золотом коне»)  Не зря в народе назвали Алтын-дугу – силой народа, а Янгызака его песней. Красиво сыграли роли главных героев заслуженные деятели искусства, артисты башкирского драматического театра им.Гафури Ф.Гафаров в роли Алтын-дуги, Хамит Шамсутдинов в роли Янгызака, Ирина Малышева в роли красавицы Ай и Тансулпан Бабичева в роли сестры Алтын-дуги и возлюбленной Янгызака) Видео «Всадник на золотом коне»  (1980).avi

Сказка о Янгызаке

По башкирским легендам о Янгызаке, об Алтын-дуге, о его возлюбленной красавице Ай (в переводе с башк. «луна») и борьбе башкирских племен со злым поработителем башкир Кадилбатшой создана замечатальная кинолента «Мосфильма» «Всадник на золотом коне». Вместе с батыром, заступником и силой народа Алтын-дугой мужественно сражается и Янгызак. Силой красоты своего голоса он останавливает сражение, помогает победить врага.

(Просмотр видеосюжета из т/ф «Всадник на золотом коне»)

Не зря в народе назвали Алтын-дугу – силой народа, а Янгызака его песней. Красиво сыграли роли главных героев заслуженные деятели искусства, артисты башкирского драматического театра им.Гафури Ф.Гафаров в роли Алтын-дуги, Хамит Шамсутдинов в роли Янгызака, Ирина Малышева в роли красавицы Ай и Тансулпан Бабичева в роли сестры Алтын-дуги и возлюбленной Янгызака)

Видео «Всадник на золотом коне» (1980).avi

Об Акпарсе Любят и помнят благодарные потомки своего героя. Памятник князю горных марийцев, высотой около пяти метров, установлен у шоссе, на пути из Чебоксар в Козьмодемьянск. Акпарс изображён стоящим, перед ним – гусли, одной рукой он играет на них, а другой приветствует свой народ. Автором скульптурной композиции являются А. Ширнин и С. Яндубаев

Об Акпарсе

Любят и помнят благодарные потомки своего героя. Памятник князю горных марийцев, высотой около пяти метров, установлен у шоссе, на пути из Чебоксар в Козьмодемьянск. Акпарс изображён стоящим, перед ним – гусли, одной рукой он играет на них, а другой приветствует свой народ. Автором скульптурной композиции являются А. Ширнин и С. Яндубаев

Источники Новейшая хрестоматия по литературе. 4 класс / под ред. Т.И. Максимовой. – М.: Эксмо, 2009. – 368 с. – (Новейшая хрестоматия). «Слово о музыке»: Кн. для учащихся старших классов / Составители В.П.Григорович, З.М. Андреева. – М., Просвещение. - 1990. Башкирские богатырские сказки. Составление, вступительная статья, подготовка текстов и комментарии Л.Г. Барага и Н.Т.Зарипова. – Уфа, «Башкирское книжное издательство». – 1986. – 320 с. Марий литература: 6-шо класслан учебник-хрестоматий/ И.С. Иванов ямдылен. – Йошкар-Ола: Марий книга савыктыш, 2008. – 204 с.: с.10-16, ил . http://blogs.privet.ru/community/gernov51?tag_id=37629 http://blogs.mail.ru/mail/oxana_999/28a7712197ad393.html http://www.lofile.com/rus/info/243188 http://www.liveinternet.ru/users/872593/post214593116/ http://kinoshljapa.net/page/263/ http://www.torrentino.com/torrents/573963 http://movies.stfiles.ru/index.php?newsid=131658 http://kuzma.rus12.ru/forum/18-49-1

Источники

Новейшая хрестоматия по литературе. 4 класс / под ред. Т.И. Максимовой. – М.: Эксмо, 2009. – 368 с. – (Новейшая хрестоматия).

«Слово о музыке»: Кн. для учащихся старших классов / Составители В.П.Григорович, З.М. Андреева. – М., Просвещение. - 1990.

Башкирские богатырские сказки. Составление, вступительная статья, подготовка текстов и комментарии Л.Г. Барага и Н.Т.Зарипова. – Уфа, «Башкирское книжное издательство». – 1986. – 320 с.

Марий литература: 6-шо класслан учебник-хрестоматий/ И.С. Иванов ямдылен. – Йошкар-Ола: Марий книга савыктыш, 2008. – 204 с.: с.10-16, ил .

http://blogs.privet.ru/community/gernov51?tag_id=37629

http://blogs.mail.ru/mail/oxana_999/28a7712197ad393.html

http://www.lofile.com/rus/info/243188

http://www.liveinternet.ru/users/872593/post214593116/

http://kinoshljapa.net/page/263/

http://www.torrentino.com/torrents/573963

http://movies.stfiles.ru/index.php?newsid=131658

http://kuzma.rus12.ru/forum/18-49-1

Презентацию   подготовила   Тукбаева   Лариса   Леонидовна,   учитель музыки МБОУ   СОШ №9, г.Бирск,  РБ

Презентацию подготовила Тукбаева Лариса Леонидовна, учитель музыки МБОУ СОШ №9, г.Бирск, РБ