СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация групповой деятельности учащихся на уроке русского языка как условие формирования коммуникативных универсальных учебных действий младшего школьника

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассказывается о применении групповой работы на уроках русского языка в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Организация групповой деятельности учащихся на уроке русского языка как условие формирования коммуникативных универсальных учебных действий младшего школьника»

Организация групповой деятельности учащихся на уроке русского языка как условие формирования коммуникативных универсальных учебных действий младшего школьника


Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в современных условиях она существенно возрастает.

2 слайд. Учитель должен научить ребёнка не только читать, писать и считать, но и «научить учиться», то есть обеспечить развитие универсальных учебных действий (УУД), которые составляют основу умения учиться.

3 слайд. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

1) личностные;

2) регулятивные;

3) познавательные;

4) коммуникативные.

4 слайд. Коммуникативные УУД обеспечивают:

социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности,

умение слушать и вступать в диалог;

участвовать в коллективном обсуждении проблем;

интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Последняя функция тесно связана с учебным предметом «Русский язык», поскольку учит умению ориентироваться в целях, задачах и условиях общения, выбирать соответствующие языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Содержание языкового материала усваивается в результате параллельной работы познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) и речевой коммуникации.

Важнейшим средством достижения этой цели является организация учебного сотрудничества на уроке, под которым подразумевают различные виды совместной работы обучаемых, направленных на решение учебных задач.

5 слайд. Одной из таких форм являются групповые формы обучения. При таких формах обучения учащиеся работают без пошагового учительского руководства и контроля, они делятся на группы для выполнения определённого задания.

6 слайд. Чем полезна групповая деятельность? Здесь учащиеся приобретают опыт выполнения тех функций, которые составляют основу умения учиться. Работа в группе позволяет повысить мотивацию, вовлечь в содержание обучения как можно больше учащихся класса, снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач, улучшается психологический климат в классе.

Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.

7слайд. Начнём с того, что групповой работе надо сначала научить. Это можно сделать во внеурочной деятельности. Один из первых классных часов в 1 классе мы посвятили обучению работать в группе, где учитель проводит тренировочные упражнения.

8 слайд. Для развития коммуникативных умений состав групп на уроках обязательно нужно менять. Успешность данной работы зависит от того, насколько правильно и удачно сформированы группы.

Мы используем различные варианты формирования групп.


Группа

Принцип формирование группы

Группа по желанию

Учащиеся объединяются по взаимному выбору, т.е. сами выбирают тех, с кем они хотели бы работать.

«Случайная» группа

Группы формируются из тех, кто сидит рядом – на одном ряду, за соседними партами. Это может быть билетик с названием группы, различные геометрические фигуры, рисунки, карточки разного цвета и т. д.

Группа, сформированная лидером (капитаном, командиром)

Учитель назначает лидера для каждой группы или учащиеся называют кандидатов в лидеры, обсуждают варианты и принимают решение, а лидер сам набирает себе группу.

Группа, сформированная учителем в соответствии с поставленными целями

Например, с целью либо получения хорошего результата, в такую группу можно объединить особо успешных учеников (например, для участия в конкурсе или олимпиаде).

По теме работы

Группы выполняют задания, отличающиеся по теме работы.

По уровню сложности задания

Учащиеся в группах выполняют задания различной степени трудности. Задание может предложить учитель, учитывая достигнутый учениками уровень усвоения знаний, или каждый ученик выбирает для себя наиболее оптимальный вариант.

Хорошо, когда в группу попадают учащиеся с разной обучаемостью, потребностью, интересами и учебной работоспособностью, ученики дополняют друг друга. Сильные помогают более слабым, что также способствует более глубокому и основательному усвоению изучаемого материала самими этими учащимися.

Надо дать детям почувствовать личную ответственность за то, как группа работает, и распределить роли. Лучше всего дети работают вместе, если каждый имеет определенную роль при выполнении задания. Роли могут быть, например, следующие:

  • чтец - читает вслух;

  • секретарь - записывает что-то от лица группы;

  • докладчик - у доски рассказывает, что решила группа;

  • хронометрист - следит за временем;

  • сотрудник – участник группы, участвующий в обсуждении.

Недопустима группа из слабых учеников: им нечем обмениваться, кроме собственной беспомощности.

9 слайд. Далее идёт этап психологической подготовки. Здесь, чтобы первые неудачи не отбили охоту учиться «по-новому», приучаем учеников к следующим условиям работы:

  • взаимодействовать в группе с любым партнером или партнерами;

  •  вежливо и доброжелательно общаться с партнерами;

  • испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров, всего класса;

  • полностью осознавать, что совместная работа в группах – это серьезный и      ответственный труд;

10 слайд. Поэтому перед началом выполнения задания всегда необходимо установить правила работы группы и критерии оценки ее достижений.

11 слайд. Чтобы работа в группе давала нужный эффект важно использовать различные приёмы для сплочения.

Только после такой предварительной подготовки мы перешли к работе в командах. 

Групповые формы работы используются на разных этапах урока.

12 слайд. Практикуются различные приемы организации групповой работы, используемые в учебном процессе, а именно на уроках русского языка.

Приём «Мозговой штурм» - наиболее известный из методов психологической активизации мышления. Является коллективным приемом поиска новых идей, основная особенность которого заключается в разделении участников на критиков и «генераторов», например, составление синквейна про автомобиль или при повторении темы: Глагол.

13 слайд. Приём «Мозговой штурм» проходит в два этапа. На первом этапе учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают по данной теме (В помощь учащимся, кто сомневается, на слайде записаны вопросы, которые помогают детям работать) 

На втором этапе - обмен записанной информацией в группах. Учащиеся ничего не зачеркивают, даже если это неправильно, выясняют, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

Далее называют по очереди какое-нибудь правило по данной теме, при этом стараются не повторять ранее сказанного. Таким образом, соберем в корзине идей, все, что дети знают по данной теме (учащиеся называют сведения, а учитель записывает все идеи в виде тезиса без комментариев, даже если они ошибочны). Потом проверяем, все ли правильно сказали.

14 слайд. Приём «Игра «Продолжи» Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».

15 слайд Можно использовать, например, при описании иллюстрации или картины, написании мини-сочинений. Каждый из группы предлагает по одному предложению на заданную тему. Предложения заслушиваются всей группой. На основе дискуссии и обсуждения составляется общий текст, который записывается каждым участником группы. Проверка работ может происходить в виде презентации на уроке перед всем классом. Можно разным группам дать задание составить тексты разных типов: текст-повествование на тему «Осень пришла», текст-описание на тему «Осенний лес», текст-рассуждение на тему «За что я люблю осень». Составив три текста и соединив их в один, получается единый текст на тему «Осень».

На уроке по закреплению написания безударных гласных в корне слова учащиеся выполняют подбор родственных слов с заданным корнем. Между детьми распределена последовательность операций, составляющих действие по определению буквы безударной гласной в корне. Таким образом происходит отработка навыков, где каждый участник малой группы отвечает за одну конкретную операцию. До тех пор, пока не будет выполнена одна операция, не может быть начата другая.

16, 17 слайд. Приём «Охота за сокровищами». Учитель составляет вопросы, которые могут требовать, как знаний фактов, так и осмысления или понимания. Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник. Этот приём используется при повторении изученного, а также и для получения новых знаний.

18 слайд. Приём «Снежный ком». Например, по теме: «Состав слова. Повторение» работа начинается с решения индивидуального задания по учебнику: поиск слов, образованных суффиксальным способом и запись по образцу. После этого следует работа в парах: отработка умения образовывать слова по заданной модели. Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них: работа по карточкам, где находят лишнее слово и объясняют причину. В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.

19 слайд. «Пазлы». Учитель делит тему на несколько частей и распределяет их по группам. Также раздаёт учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы. После изучения материала или выполнения задания группы обмениваются по одному участнику, который объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы.

В заключение работы делают выводы.

Такой приём может быть использован при отработке навыка правописания приставок и суффиксов, а также при закреплении знания о раз­личных способах образования слов.

20 слайд. Прием «Зигзаг», или метод пилы. Сущность метода-самостоятельное изучение нового материала, взаимообучение. Учащиеся организуются в группы по 4–5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты. Затем ребята, состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».

Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).

21 слайд. Словарная работа Работа в группе строится так: один (ведущий) диктует слова, остальные пишут, затем проверяет написанное (4 слова). Потом эта роль переходит к следующему члену группы и т. д. Тетради сдаются на проверку. В конце урока раздаются индивидуальные тесты.

Командно-игровая деятельность. Вместо индивидуального тестирования в качестве проверки усвоения материала предлагаются соревновательные турниры между командами.

22 слайд. Игра «Ручеек» проводится, например, при закреплении правописания приставок и предлогов. Группы получают конверты с разрезным дидактическим материалом, где нужно раскрыть скобки, определив слитное или раздельное написание в словах. Решение осуществляется по «вертушке» (без комментариев):

- Первый ученик достает из конверта карточку и определяет, слитное ли написание.

Нет         записывает на доске правильный ответ.

Да          передает конверт следующему и т. д. по «вертушке».

- Второй ученик достает карточку с заданием, принимает соответствующее решение и т. д.

- Определяется команда-победитель, т. е. та, которая первой справится с заданием и не допустит ошибок.

Таким образом, быстро проводится проверка сформированности орфографического навыка у всех учащихся, а также способствует развитию таких важных качеств, как ответственность и взаимопомощь.

23 слайд. При групповых формах организации обучения очень удобно использовать памятки с последовательностью выполнения работы.

Подводя итог всего урока, важно стремиться прокомментировать не только количество и качество выполненного, но и обсудить с ребятами уровень их коммуникабельности, успешность совместных усилий, умение действовать сообща.

Что касается отметок за урок, то их, как правило, должен получать каждый. Выставляет же оценки сама группа после небольшого обсуждения, для которого надо обязательно запланировать минутку в конце урока. Учитель оставляет за собой право скорректировать эти отметки или отменить ту, что по каким-то соображениям не устроила её обладателя.

24 слайд. Учителю на заметку. При организации работы в группе важно знать, что нельзя занимать совместной работой детей более 10–15 минут урока в 1 классе и более половины урока во 2 классе – это может привести к повышению утомляемости.

Главное – первые задания для групповой работы нужно давать на хорошо известном детям учебном материале, чтобы основное внимание уделялось освоению приемов взаимодействия друг с другом.

Также нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возбужденными выкриками, с разговорами в полный голос. В классе полезен «шумомер»- звуковой сигнал, говорящий о превышении уровня шума.

25 слайд. Именно применение коммуникативной компетенции на уроках русского языка создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве.


























СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. – М.: Просвещение, 2013 – 152 с.

  2. Битянова М. Групповая работа в школе / М. Битянова // Школьный психолог. − 2013. − № 1 – 52 с.

  3. Вохминова Л.В, Колбасенко М.Н, Угрюмова Ю.Л. Влияние групповых форм организации учебной деятельности на развитие познавательных интересов младших школьников / Л.В. Вохминова, М.Н. Колбасенко, Ю.Л. Угрюмова // Начальная школа 2000: Проблемы и перспективы. – 2010. − № 1 – 149 с.

  4. Гикал Л.В. Групповая работа как эффективная форма организации урока / Л.В. Гикал // Начальное образование. – 2015. – № 6 – 348 с.

  5. Гришанова И. А. Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников / Автореферат. – 2010 – 39 с.

  6. Губанова Е.В., Веревко С.А. Новый стандарт: результаты, инновации, риски / Е.В. Губанова, С.А. Веревко // Народное образование. – 2011. – № 5 – 25-31 с.

  7. Давыдова Н.Н., Смирных О.В. Универсальные учебные действия: управление формированием / Н.Н.Давыдова, О.В.Смирных // Народное образование. – 2012. – № 1 – 20-28 с.

  8. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении / В.К. Дьяченко. – М.: Просвещение, 2013 – 192 с.

  9. Землянская Е.Н. Обучение в сотрудничестве / Е.Н. Землянская // Учитель. − 2012. − № 3 – 12-14 с.

  10. Карабанова О.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы / О.А. Карабанова // Управление начальной школой. – 2014. – № 12 – 159 с.

  11. Тупицына Н. М. Технология организации групповой работы / Тупицына Н. М. http://festival.1september.ru/articles/579384/ (дата обращения: 13.10.2016)

  12. Гикал Л. В. Групповая работа как эффективная форма организации урока / Гикал Л. В. http://festival.1september.ru/articles/530702/ (дата обращения: 28.11.2016)

  13. Калайтанова И. В. Мозговой штурм на уроке / Калайтанова И. В. http://pedsovet.su/publ/205-1-0-5763 (дата обращения: 28.11.2016)

  14. Мочкаева И. А. Технология организации групповой работы в начальной школе / Мочкаева И. А. http://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-organizatsii-gruppovoy-raboty-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 11.12.2016)

























ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Задания для работы в группе:

1. Определите, в каком порядке данные слова встретятся в словаре. Покажи этот порядок цифрами от 1 до 6.

Дерево

Лошадь

Надежда

Город

Ветер

Медведь

- Подумайте, по какому критерию вы будете оценивать правильность выполнения задания, на что будете опираться. Обсудите правильность выполнения задания с соседом. Придите к общему мнению, кто сделал задание неправильно – исправьте ошибки соседа. На примере данного задания можно формировать умение ребенка управлять поведением партнёра — контролировать, проводить коррекцию и оценивать его действий;

2. Прочитай запись телефонного разговора. Федя позвонил своему другу Гене. К телефону подошел папа Гены, Игорь Семенович. –А Генка дома? - Добрый день, Федя! Нет, он еще вернулся из школы. 2) – А скажите ему, чтобы он мне позвонил! - Договорились, Федя! Я ему передам. До свидания. 3) – Хорошо. Запиши слова, которые ты считаешь необходимым вставить в реплики Феди. Реплика 1: ______________________ Реплика 2: ______________________ Реплика 3: ______________________ Свой ответ обоснуй. На данном задании можно сформировать умение обучающегося владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

3. В диалоге с учительницей Даша допустила ошибки. Обсудите в парах, придите к единому мнению и выпишите слова, в которых Даша ошиблась. Самостоятельно, рядом запишите слова, на которые их нужно заменить. Обменяйтесь с соседом тетрадями. Посмотрите слова в колонке справа. Согласны ли вы со своим партнером, ответ обоснуйте. - Здравствуй, Даша! - Привет, Инна Михайловна! - Как прошли каникулы? - Замечательно! Мы с мамой были в Москве. Это такой удивительный город! В Москве так много красивых площадей, улицев, фонтанов. Мне очень понравилась наша столица. 1. ________ нужно заменить на ________ 2. ________ нужно заменить на ________ 3. ________ нужно заменить на ________ 4. Учительница задала три вопроса, ответы Кати и Гены приведены ниже. Отметь, кто из ребят дал правильный ответ. Если правильного ответа нет, напиши свой и докажи его. Вопрос 1. Какую букву нужно написать на месте пропуска в слове гл_деть? Катя: Проверочное слово взгляд, напишу букву я. Гена: Проверочное слово поглядывать, напишу букву я. Правильного ответа нет. Мой ответ: _________________________ Вопрос 2. Какую букву нужно написать на месте пропуска в слове б_ольница? Катя: Проверочное слово больной, напишу букву о.  Гена: Проверочное слово больше, напишу букву о. Правильного ответа нет. Мой ответ: _________________________ Вопрос 3. Какую букву нужно написать на месте пропуска в слове снег_вой? Катя: Проверочное слово снега, напишу букву а. Гена: Я знаю, что в слове снегоход пишется буква о, в слове снег_вой тоже напишу букву о. Правильного ответа нет. Мой ответ: _________________________




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!