Организация самоподготовки
в специальной школе-интернат
Самоподготовка – организационная форма учебной деятельности по выполнению домашних
заданий под руководством воспитателя, в ходе, которой целенаправленно
формируется навык самостоятельной учебной работы.
Задачи самоподготовки:
закрепить навыки самообразовательной работы;
воспитать у учащихся организованность, собранность и дисциплинированность, самостоятельность и прилежание;
сформировать положительное отношение к учёбе, потребность и способность своевременно и в установленный срок выполнить учебные задания учителей;
учить пользоваться справочниками, словарями, дополнительной литературой, умению работать в библиотеке.
Структурные элементы | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанника |
Организационный момент(1-2 мин.) | Организует детей на учебную работу. | Подготовка своего рабочего места. |
Подготовка к самостоятельной работе (связь урока и самоподготовки). | Фронтальная форма организации учебной деятельности детей. Привлечение для самоподготовки материала урока. Чётко объявляет содержание задания, объясняет рациональную последовательность его выполнения, комментирует содержание памятки или обращает внимание на текст памятки. | Вспомнить тему урока, правила, схему или таблицу (памятка). |
Самостоятельная работа воспитанников (основной структурный элемент). | Поддерживать готовность детей к собственным усилиям, создать обстановку сосредоточенности, углубления в свою работу. Объявляет, сколько минут отводится на выполнение задания. Оказывает индивидуальную помощь в необходимых случаях. | Самостоятельность, прилежание, экономное использование времени. |
Самооценка, взаимопроверка, оценка работы. | Организует самопроверку, которая приучает контролировать свои действия. В некоторых случаях организует взаимопроверку, что способствует воспитанию ответственности, требовательности к себе и к товарищам. вырабатывает умение давать оценку работе. | Прочитывание написанного упражнения, проверка решения задач, примеров, ответы на вопросы в конце текста по чтению, природоведению, географии и т.п. |
Подведение итогов работы. | Даёт оценочное суждение работ каждого учащегося, отмечает тех, кто работал самостоятельно, подбадривает неуверенных в себе учеников, поощряет добросовестных. | |
Прогулка.
Прогулка – это педагогически организованная форма активного отдыха детей.
Виды прогулок.
Прогулка-наблюдение (за предметами, объектами, растениями, животными, сезонными изменениями в природе, природными явлениями или аномалиями).
Прогулка с заданием.
Поисковая прогулка (поиск какого-либо заранее спрятанного предмета или объекта, чтение следов зверей и птиц на снегу, состязание команд по прохождению маршрута и т.п.)
Информационная прогулка (содержит богатый познавательный материал, побуждает детей к самостоятельному поиску информации).
Творческая прогулка (создание букетов из листьев, композиции из снега, придумывание загадок и сказочных историй, зарисовки с натуры).
Прогулка-практикум (практические опыты и эксперименты).
Целевая прогулка (имеет одну, чётко обозначенную цель).
Прогулка-развлечение (игровая прогулка).
Пешеходная прогулка (в основе – ходьба).
Спортивная прогулка (лыжные пробеги, соревнования по скоростному спуску с горы на санках, метание снежков в цель, велогонки и т.п.).
Задачи:
Восстановление умственной работоспособности;
Расширение кругозора воспитанников, их познавательных интересов;
Воспитание нравственных взаимоотношений, дисциплины в коллективе.
Подготовка:
Определить вид прогулки;
Установить цель;
Разработать маршрут, ознакомиться с ним;
Выбрать место проведения;
Определить затраты времени на прогулку;
Разработать задание;
Наметить виды деятельности учащихся;
Составить конспект прогулки.
Структура:
Организационный момент. Одевание детей, инструктаж о времени и цели прогулки, о правилах поведения, о распределении конкретных поручений.
Движение по намеченному маршруту и выполнение намеченных заданий, организованное наблюдение, беседа воспитателя по теме прогулки, самостоятельная деятельность школьников.
Краткое подведение итогов прогулки.
Возвращение в школу. Переодевание детей, гигиенические процедуры.
Гигиенические требования:
Независимо от погодных и сезонных условий пребывание детей на воздухе обязательно;
Одежда и обувь должны быть удобными и надёжными во всех отношениях, соответствовать времени года и характеру прогулки;
Любая прогулка проводится в щадящем режиме, так как участие в них принимают даже освобождённые от уроков физкультуры дети. Физические перегрузки при этом не допускаются.
На прогулке поддерживается достаточный уровень подвижности, при котором исключается переохлаждение организма;
Места для прогулок выбираются с учётом предупреждения детского травматизма;
К концу прогулки физическая нагрузка уменьшается, с тем чтобы возбуждение, вызванное двигательной деятельностью, снизилось;
По возвращении в группу прогулка завершается гигиеническими процедурами.