Программное содержание:
Образовательные задачи:
Сформировать у детей представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни.
Повторить и закрепить знания о чистоте тела и аккуратности.
Сформировать потребность в здоровом образе жизни.
Познакомить детей с понятием "режим дня", «полезная и вредная пища», закрепить знания о пользе витаминов.
Обобщить и закрепить элементарные знания и представления детей о сохранении и укреплении здоровья.
Развивающие задачи:
Развивать интерес к здоровому образу жизни, к значению спорта и физкультуры для здоровья человека.
Развивать связную, диалогическую речь, обогатить словарь детей новыми понятиями.
Развивать внимание, логическое мышление, память, любознательность детей
Развивать у детей способность активного общения со взрослым, умение отвечать полным развернутым ответом на поставленный вопрос.
Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей навыки и потребность в здоровом образе жизни.
Воспитывать у детей желание заботиться о своём здоровье, соблюдать правила личной гигиены, режим дня.
Воспитывать желание укреплять здоровье посредством правильного питания, закаливания организма, занятий физкультурой и спортом.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Методические приёмы:
Игровой (закрепление материала в игровых моментах).
Наглядно - демонстративный (использование демонстрационного материала).
Вербальный (беседа, загадки, диалог с детьми, художественное слово).
Практический (показ, объяснение, индивидуальный подход).
Интегративный (объединение различных областей – художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие).
Предварительная работа: просмотр иллюстраций на тему "Мое здоровье", "Мы со спортом дружим" чтение и заучивание стихов о здоровье, о занятии спортом, закаливании организма, разгадывание загадок на данную тему, беседы о гигиене, здоровом образе жизни, продуктах питания, режиме дня.
Планируемые результаты: Сформировать у детей представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни.
Закрепить элементарные знания и представления детей о сохранении и укреплении здоровья посредством соблюдения чистоты, режима дня, занятий физкультурой и спортом, правильного питания и закаливания.
Демонстрационный материал: набор картинок "Распорядок дня", модель часов предметы гигиены (мыло, мочалка, полотенце, зубная щетка, расческа, шампунь
Раздаточный материал: набор полезных и вредных продуктов.
Оборудование: солнышко с грустным и веселым лицом, лучики с картинками секретов здоровья, мешочек для гигиенических принадлежностей, 2 корзины.
Техническое оснащение:
Интерактивная доска, магнитофон, запись музыки "Если утром дети умываются", "Пяточка-носочек", видео "Полезные и вредные продукты". мультимедийный проектор, ноутбук.
Активизация словаря: здоровье, чистота, микробы, правила гигиены, физкультура и спорт, режим дня, правильное питание, полезные и вредные продукты, витамины, закаливание организма.
Ход организованной образовательной деятельности
Вводная часть
Дети стоят в кругу на коврике.
Воспитатель: Ребята, я очень рада видеть вас всех сегодня такими здоровыми и красивыми. Давайте поздороваемся.
Я здороваюсь везде (руку на грудь)
Дома и на улице,(показ жестом вправо и влево)
Даже “здравствуй” говорю
Я соседской курице (показать “крылышки”).
Здравствуй, солнце золотое! (показать ладошки)
Здравствуй, небо голубое! (руки наверх)
Здравствуй, маленький дубок! ( присесть)
Здравствуй, вольный ветерок! (движения руками влево-вправо)
Здравствуй, Утро! (жест вправо)
Здравствуй, День! (жест влево)
Мне здороваться (руки на грудь)
Не лень (погрозить указательным пальцем)!
Ребята, у нас сегодня гости! Давайте поздороваемся и с ними (дети здороваются).
Вы говорили мне, что" здравствуй" лучшее из слов!
Если скажешь "здравствуй", значит… (будь здоров!)
Мы с вами не просто поздоровались, мы подарили друг другу частичку здоровья, потому что сказали: “Здравствуйте!”, то есть пожелали здоровья. Как вы думаете, что значит быть здоровым? Как ты думаешь, Юля?
Дети: Быть здоровым – значит, играть и радоваться.
Быть здоровым – значит, бегать, прыгать, танцевать.
А что скажет Адель?
Быть здоровым – значит, не болеть.
Воспитатель: Правильно, ребята. Многие из вас знают, что значит быть здоровым человеком. Здоровье нужно всем – и детям, и взрослым, и даже животным. Что же нужно делать, чтобы быть здоровым и не болеть? Ответь на вопрос, Кирилл ( Нужно уметь заботиться о своем здоровье).
Воспитатель: Если не следить за своим здоровьем, можно его потерять. А теперь пойдемте со мной. Я открою вам маленький секрет! (дети вместе с воспитателем идут к солнышку).
Наше здоровье можно сравнить с солнышком, у которого много лучиков, эти лучики живут в каждой клеточке нашего организма (показ грустного солнышка без лучиков). Но наше солнышко грустное, так как оно пока без лучиков. Если мы вспомним все секреты для сохранения и укрепления нашего здоровья, то солнышко обязательно засияет веселой улыбкой! Поможем солнышку улыбнуться?
Дети: Да, поможем (в дверь стучатся. Под музыку "Если утром дети умываются" заходит доктор, кланяется, кладет чемодан на стол, встает к детям).
Основная часть
Доктор: Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, гости. Меня зовут доктор Здоровейкин, а живу я в стране Здоровья.
Дети: Здравствуйте, доктор!
Воспитатель: Правда, ребята, в стране Здоровья все знают доктора Здоровейкина. Он всегда придёт на помощь и даст нужный совет.
Доктор: Мне сказали, что вы будете разгадывать секреты крепкого здоровья. Хотите, я помогу вам в этом?
Дети: Да.
Доктор: Тогда присаживайтесь на коврик и внимательно слушайте (дети берут подушки, садятся, доктор садится на стул)
Запомните, ребята!
всех важнее - чистота
от хворобы, от болезней
защищает нас она
и недаром говорят в народе…
чистота – залог здоровья.
Чтобы человек выглядел чистым и аккуратным, ему необходимо соблюдать правила личной гигиены. А что такое правила личной гигиены? Юля, как ты ответишь на этот вопрос?
Правила личной гигиены – это когда человек следит за чистотой своего лица, рук, тела, зубов, старается не быть замарашкой и грязнулей.
Доктор: Какие правила гигиены ребята мы с вами соблюдаем дома и в детском саду, Кира? (Мы умываемся по утрам и вечерам, чистим зубы, моемся, причесываемся)
Доктор: Для чего это надо делать, Булат? (Чтобы быть чистыми, аккуратными, хорошо выглядеть, чтобы смыть микробы).
Доктор: Как попадают микробы в организм, Тимур? ( Микробы попадают в организм при чихании, кашле)
А еще, Залина? (если не мыть руки перед едой, после посещения туалета).
Что ты скажешь, Амина? (если есть немытые овощи и фрукты)
Доктор: Но чтобы не стать замарашкой, надо кое с кем подружиться (вытаскивает мешочек с гигиеническими принадлежностями).
В моем волшебном мешочке собраны предметы(мыло, расческа, полотенце, зубная щетка, шампунь), помогающие нам поддерживать в чистоте наше тело. А чтобы узнать, что там за предметы, давайте отгадаем загадки и расскажем, для чего они предназначены и как ими пользоваться! Я вам загадываю загадки, а вам нужно будет догадаться, что лежит в мешочке!
Чтобы чистым быть всегда,
Людям всем нужна... (вода)
Без воды мы не сможем умываться.
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (Мыло - показ)
Доктор: Скажите, когда мы должны мыть руки, Юля?
Мы должны мыть руки перед едой, после прогулки, игр с животными , после посещения туалета.
Доктор: Пластмассовая спинка,
Жесткая щетинка,
С зубной пастой дружит,
Нам усердно служит. (Зубная щетка - показ)
Доктор: Тимур, а сколько раз в день нужно чистить зубы? (Зубы надо чистить 2 раза в день - утром и вечером)
Доктор: Кирилл, а зачем нужно чистить зубы? (Зубы надо чистить для того, чтобы они не болели, были белыми и красивыми).
(воспитатель крепит первый лучик)
Вы меня намыльте смело,
Сразу я возьмусь за дело.
Руки, ноги, тело тру,
Грязь любую ототру
(Мочалка - показ)
Доктор: Амина, когда и где мы моемся мочалкой? (Мы моемся мочалкой в ванне, в бане).
После бани помогаю:
Промокаю, вытираю,
Пушистое, махровое, чистое, новое. (Полотенце - показ)
Полотенце должно быть у каждого свое.
Целых 25 зубков для кудрей и хохолков
И под каждым под зубком лягут волосы рядком. (Расческа - показ)
Расческа тоже должна быть у каждого своя.
Чтобы волосы блестели и красивый вид имели
Чтоб сверкали чистотой, мною их скорей помой. (Шампунь - показ)
Воспитатель: Спасибо, доктор Здоровейкин, что еще раз напомнили ребятам о соблюдении правил гигиены. Посмотрите, ребята, у солнышка засиял первый лучик (дети подходят к солнышку). Как мы его назовем?
Первый лучик здоровья – чистота.
Воспитатель: А сейчас мы вместе с нашим помощником доктором Здоровейкиным посмотрим на картинки и скажем, что на них изображено. Рассаживайтесь на стульчики.
(Дети рассаживаются полукругом на стульчики, доктор рядом на стул. Демонстрация картинок на слайдах).
Воспитатель: Что изображено на этой картинке, Залина?
Дети: 1) ребята выполняют зарядку, занимаются физкультурой
2) дети играют в подвижные игры
3)мальчик катается на велосипеде
4) мальчик катается на лыжах
5) здесь изображены спортсмены
Воспитатель: А как вы понимаете смысл пословицы "Кто со спортом дружен - врач тому не нужен". Адель, ответь на вопрос. (Если человек будет много ходить, бегать, прыгать, играть с мячом, он реже будет болеть и долго будет жить).
Доктор: Одним словом, если он будет заниматься физкультурой и спортом. Вот я каждое утро выполняю зарядку! А вы? А любите заниматься физкультурой? (Ответы детей).
Воспитатель: Если каждое утро делать зарядку, выполнять физические упражнения не только в спортивном зале, но и на прогулке, а в выходные дни- дома, то в будущем сможете стать великими спортсменами.
Утренняя гимнастика у нас уже была, поэтому предлагаю сделать веселую физминутку. Пройдем на коврик (дети идут на коврик, воспитатель включает музыку)
Динамическая пауза «Пяточка-носочек»
Доктор: Молодцы, весело у вас получается! В нашей стране Здоровья все ребята любят заниматься физкультурой, поэтому растут крепкими и здоровыми! А я предлагаю вам поиграть в игру "Мы - спортсмены". Я буду называть вид спорта, а вы изображаете действия (бокс, футбол, плавание, лыжный спорт, фигурное катание, фехтование, баскетбол)
(воспитатель крепит второй лучик)
Доктор: Молодцы! Справились.
Воспитатель: Ребята, посмотрите! У солнышка засиял второй лучик здоровья. А называется он физкультура и спорт.
Доктор: Ребята, посмотрите, что еще я захватил с собой (подводит детей к столу, где лежит чемодан, достает из него модель часов, показывает детям).
Как вы думаете, что это? (Это часы).
Какое отношение часы имеют к здоровью, зачем они нам нужны, Юля? (часы нужны нам для того, чтобы знать, сколько время)
Еще для чего, Кирилл? (чтобы знать, когда надо лечь спать и когда просыпаться).
(знать, когда гулять и когда обедать)
Доктор: То есть, соблюдать режим дня.
Воспитатель: Дети, режим – это когда все дела в течение дня выполняются по времени, как у нас в детском саду. У вас есть время для принятия пищи, для занятий, прогулки, сна и ухода домой. Режим дня помогает быть дисциплинированным, помогает укреплять здоровье. Если не соблюдать правильный режим дня, организм рассердится и поссорится с тобой.
Доктор: А теперь я хочу узнать, выполняете ли вы режим дня? Предлагаю поиграть в игру "Когда это бывает?" (дети встают в круг, демонстрируются картинки "Распорядок дня"). Я буду показывать вам картинки, а вы - выполнять движения. Если это происходит утром - поднимаем руки вверх, если днем - руки в стороны, вечером - руки вниз, ночью - приседаем (воспитатель крепит третий лучик)
Доктор: Молодцы, ребята, вы были очень внимательны. Теперь я точно могу сказать, что вы режим дня соблюдаете.
Воспитатель: Ребята, у солнышка сияет третий лучик! Давайте вместе посмотрим! (подводит детей к солнышку) Итак, третий лучик нашего здоровья - это режим дня.
Воспитатель: А как вы думаете, для чего человеку нужна еда? Юля, Как ты думаешь? (Еда нужна для того, чтобы жить и расти здоровыми). Можно ли покупать и употреблять в пищу всю ту еду, которая продается в магазине? (Нет, нельзя). Нужно питаться правильно!
Доктор: А чтобы ответить на вопрос, что значит правильно питаться, мы посмотрим видео, которое я подготовил специально для вас (дети рассаживаются на стульчики, демонстрируется видео "Полезные и вредные продукты").
Воспитатель: О чем говорили ребята, Залина? (Ребята говорили о вредных и полезных продуктах).
Воспитатель: Булат, какой совет дала детям пчелка? (Дала совет, что употреблять в пищу нужно только полезные продукты, ведь в них много витаминов).
Доктор: Чтобы закрепить ваши знания, мы поиграем в игру "Полезное-вредное" (дети идут на коврик). Мы разделимся на две команды. Каждая команда подойдет к столу, где лежат различные продукты. Вам нужно будет выбрать только полезные продукты. (На столе лежат продукты. Детям нужно взять корзину и сложить в нее только полезные продукты).
(воспитатель крепит четвертый лучик)
Доктор: Сейчас проверим, справились ли вы с заданием? (проверяет корзины). Молодцы, ребята. Оставили на столе все вредные продукты.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на солнышко! (дети подходят к солнышку). Как же называется четвертый лучик здоровья?
Дети: правильное питание.
Доктор: А сейчас ребята дадут нам еще несколько полезных для здоровья советов! Внимательно их послушаем (дети рассказывают стихотворения о закаливании).
Стихи о закаливании
По утрам ты закаляйся,
Водой холодной обливайся.
Будешь ты всегда здоров.
Тут не нужно лишних слов.
Ты с красным солнцем дружишь,
Волне прохладной рад,
Тебе не страшен дождик,
Не страшен снегопад.
Ты ветра не боишься,
В игре не устаешь,
И рано спать ложишься,
И с солнышком встаешь.
(воспитатель крепит пятый лучик, меняет на веселое солнышко)
Зимой на лыжах ходишь,
Резвишься на катке.
А летом загорелый
Купаешься в реке.
Солнце, воздух и вода –
Наши лучшие друзья.
С ними будем мы дружить,
Чтоб здоровыми нам быть.
Воспитатель: О чем рассказали нам ребята? Тимур, какой секрет здоровья они раскрыли?
Дети: Они рассказали нам о закаливании в любое время года.
Доктор: Правильно! Посмотрите на солнышко.
Воспитатель: Пятый лучик здоровья - это закаливание!
Итог занятия
Воспитатель: Наше солнышко сияет улыбкой! Спасибо вам, доктор Здоровейкин, что помогли нам вспомнить все секреты для сохранения и укрепления нашего здоровья!
Доктор: Я уверен, что сейчас вы все знаете, как важно быть здоровыми и соблюдать все необходимые правила: поддерживать чистоту, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать режим дня, правильно питаться и закалять свой организм. Если вы будете выполнять все правила, то будете такими же, как это солнышко - яркими, светлыми, веселыми, задорными, то есть здоровыми! (поворачиваются к гостям).
Доктор: Чтоб здоровье сохранить.
Научись его ценить!
Я желаю вам, ребята,
Быть здоровыми всегда.
Но добиться результата
невозможно без труда.
Ребенок: Постарайтесь не лениться –
Каждый раз перед едой,
Прежде, чем за стол садиться,
Руки вымойте водой.
Ребенок: И зарядкой занимайтесь
Ежедневно по утрам.
И, конечно, закаляйтесь –
Это так поможет вам!
И тогда все люди в мире
Долго-долго будут жить.
И запомните: здоровье
В магазине не купить!
Вместе: Мы открыли вам секреты,
Как здоровье сохранить,
Выполняйте все советы,
И легко вам будет жить!
Доктор: Ну, а мне пора возвращаться в свою страну Здоровья. Меня ждут дела. До свидания, ребята! (берет чемодан, уходит)
Дети: До свидания!
Воспитатель: На этом наше занятие заканчивается. Что вам больше всего понравилось на занятии? (ответы детей) Я надеюсь, мы не будем забывать об этих правилах здоровья и обязательно расскажем о них всем! До свидания.