Муниципальное общеобразовательное учреждение,
общеобразовательная школа-интернат №1
среднего (полного) общего образования г. Томска
УРОК ПО ТЕМЕ
«Основные классы
органических соединений:
алканы, алкены, алкины»
(для учащихся 9-х классов)
Разработал: учитель химии и биологии
Козьма Наталья Михайловна
Томск 2014
Тип урока: совершенствование знаний и умений
Образовательные задачи: закрепить и углубить знания учащихся о основных классах органических соединений – алканы, алкены, алкины, их номенклатуре, физических и химических свойствах, строение, способах получения, применение.
Развивающие задачи: совершенствовать умения логически мыслить, объяснять, устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательные задачи: продолжить формирование мировоззрения, представлений о единичном и целом, развитие элементов эстетическое воспитание (аккуратное оформление конспекта).
Методы обучения:
Словесные: элементы объяснения, беседы.
Словесно-наглядные: объяснение с использованием записей на доске, учебника.
Словесно-наглядно-практические: выполнение упражнений учащимися, элементы самостоятельной работы.
Оборудование: учебник по химии авторы Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман, карточки с заданиями для самостоятельной работы.
Ход урока
Организационный момент (2 – 4 минуты)
Учитель приветствует учащихся, создает рабочий настрой на урок, сообщает тему урока и формулирует цель урока – повторить основные классы органических соединений (алканы, алкены, алкины).
Совершенствования знаний и умений (20 – 35 мин)
Учитель: Как в древности получали органические вещества? Почему данные вещества назвали органическими?
Ученики: Все органические вещества получали исключительно из продуктов жизнедеятельности растительных и животных организмов или в результате их переработки. Отсюда и произошло название «органические вещества».
Учитель: Что изучает органическая химия?
Ученики: Раздел химии, который изучает органические вещества, стали называть органической химией.
Учитель: Какой химический элемент в обязательном порядке входит в состав органических веществ?
Ученики: В состав всех органических веществ входит химический элемент углерод.
Учитель: Какое еще можно дать определение органической химии?
Ученики: Органическая химия – это химия соединений углерода.
Учитель: Помимо углерода какой химический элемент входит в состав органических веществ?
Ученики: Помимо углерода в состав всех органических веществ входит химический элемент водород. Могут еще входить О, S, N и другие элементы.
Учитель: План нашего урока написан на ваших листах «Опорный конспект», так же там приведены задания, которые вы должны выполнить. (приложение №1)
ПЛАН УРОКА
Общий обзор классов органических соединений
Строение органических соединений
Химические свойства органических соединений
Общий обзор классов органических соединений
Учитель: Дайте определение алканам.
Ученики: Алканы – углеводороды, в молекулах которых атомы связаны одинарными связями и которые соответствуют общей формуле CnН2n+2.
Учитель: Дайте определение алкенам.
Ученики: Алкены – ациклические углеводороды, содержащие в молекуле помимо одинарных связей одну двойную связь между атомами углерода и соответствующие общей формуле СnН2n.
Учитель: Дайте определение алкинам.
Ученики: Алкины – ациклические углеводороды, содержащие в молекуле помимо одинарных связей одну тройную связь между атомами углерода и соответствующие общей формуле СnН2n-2.
Учитель: Откройте опорный конспект и запишите общие формулы классов алканов, алкенов и алкинов. Выполните задания №1, №2, №3, №4.
Ответы
Задание №1
Предельные углеводороды | Непредельные углеводороды |
Алканы | Алкены | Алкины |
Общая формула CnН2n+2 | Общая формула СnН2n | Общая формула СnН2n-2 |
Задание №2
Используя общие формулы органических соединений, запишите химические формулы следующих углеводородов (в скобках указано число атомов углерода):
а) гексан (6) C6H14 б) нонан (9) C9H20 в) октин (8) C8H14 | г) декан (10) C10H22 д) гептен (7) C7H14 е) бутен (4) C4H8 |
Задание №3
Изобразите структурные формулы этана, бутена и пропина.
Задание №4
В предложенном перечне химических формул подчеркните химические формулы углеводородов непредельного строения.
СН4, С3Н8, С2Н4, С8Н16, С10Н22, С7Н14, С5Н8, С4Н10, С6Н12, С4Н8.
Строение органических соединений
Учитель: Соберите шаростержневые модели молекул метана, этана, этена. Определите валентности в атоме углерода и водорода в органических соединениях.
Химические свойства органических соединений
Учитель: Справиться с заданием мы сможем, если вспомним химические свойства алканов, алкенов и алкинов. Перечислите химические свойства органических соединений, используя опорный конспект по химическим свойствам.
Ученики: Для алканов характерны реакции горения, термического разложения, галогенирования. Для алкенов характерны реакции горения, присоединения.
Учитель: Какой основной тип реакций характерен для алканов?
Ученики: Реакции замещения.
Учитель: А для алкенов и алкинов?
Ученики: Реакции присоединения.
Учитель: Запишите в своих тетрадях уравнения реакций:
а) горения пропана С3H8 + 5 O2 = 3 CO2 + 4 H2O
б) горения этилена С2H4 + 3 O2 = 2 CO2 + 2 H2O
в) галогенирование пропена С3H6 + Br2 = С3H6Br2
г) присоединение водорода к ацетилену С2H2 + H2 t, Ni = С2H6
Контроль знаний и умений (5 – 15 мин)
Решите следующие задачи:
Задача № 1
Определите массовые доли углерода и водорода в молекуле бутана.
(Ответ: массовая доля углерода – 82,8%, массовая доля водорода – 17,2% )
Задача № 2
Определите объем кислорода (н.у.), необходимый для сгорания 20 л пропана.
(Ответ: объем кислорода 100 л)
Итог урока (1 – 3 мин)
Учитель подводить итог урока: сегодня на уроке мы повторили основных классы органических соединений – алканы, алкены, алкины, их номенклатуру, изомерию, строение, химические свойства.
Выставление оценок учащимся, активно работающим на уроке.
Домашнее задание (1 – 3 мин)
Повторить § 51, 52, стр. 173, упражнение 8, 9, 10.