Особенности формирования и воспитания культуры поведения у детей с нарушениями зрения.
Небо украшает солнце, а семью украшают дети. Дети являются гордостью своих родителей. Но не всегда родители задумывались над тем, как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка? Случается, что даже хорошо образованные люди невсегда выглядят воспитанными, т.к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают именно в наши дни.
У слепых и слабовидящих детей в большей степени, чем нормально видящих, необходимо формировать навыки культурного поведения, так как они резко ограничены в усвоении правил поведения по подражанию.
Нопреодолеть трудности родителям слепого ребенка помогут следующие общие правила:
Терпение - вот что самое главное в вашем стремлении привить ребенку с нарушенным зрением прочные навыки культурного поведения.
Не стремитесь научить ребенка всему сразу. Для него какое-либо действие может быть пока просто непосильным. Разделите действие на мелкие операции. Добивайтесь поочередного и прочного усвоения каждой операции.
Проговаривайте с ребенком все, что вы делаете.
Обучая ребенка, опирайтесь на его сохранные органы чувств (слух, осязание, обоняние, вкус), а также на остаточное зрение, если оно имеется. Объясняйте ребенку все подробно, обращайте его внимание на важные детали, стремитесь к тому, чтобы ребенок также оречевлял свои действия.
Под термином “культура поведения” мы будем понимать совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.
В содержании культуры поведения детей можно условно выделить следующие компоненты:
Подробнее остановимся на каждом из них.
Культура деятельности.
Культура труда и поведения – это качества, которые являются показателем отношения человека к своему делу, людям, обществу и свидетельствуют о его социальной зрелости. Основы культуры деятельности закладываются в детстве, а затем продолжают развиваться и совершенствоваться. Проявляется в поведении ребенка на занятиях, уроках, в играх, во время выполнения трудовых поручений.
Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к книгам, личным вещам, к школьному имуществу,содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет.
К сожалению, некоторые родители недооценивают возможности своего ребенка, стремятся оградить его от всяческих домашних дел, проблем, забот. Часто такая позиция добавляет к физической инвалидности инвалидность социальную, нравственную. Ребенок чувствует свое особое положение, свою отстраненность от проблем семьи.
Чтобы ваш слепой или слабовидящий ребенок вырос полноценным, самостоятельным человеком, с самого раннего детства вовлекайте его в жизнь семьи. Ребенок должен иметь определенные обязанности перед близкими и перед самим собой и с возрастом выполнять все усложняющиеся поручения. Способам выполнения этих поручений необходимо учить.
Уже с трехлетнего возраста ребенка необходимо приучать к труду. Первая и простейшая обязанность уборка игрушек после игры. Помните, приучение ребенка к порядку и самоорганизации начинается с элементарных вещей и требует от родителей последовательности и твердости.
Родители часто говорят: «Я наблюдаю, как мой сын мучается в поисках какой-нибудь затерявшейся вещи, шарит руками, а найти не может, хотя она в нескольких сантиметрах от него. О какой уборке может идти речь.»
Важно научить слепого и частично зрячего ребенка эффективным поисковым приемам.Обратите внимание ребенка на то, что всякая вещь, падая, издает какой-либо звук. Упражняйте ребенка в распознавании различных звуков, издаваемых вещами при падении. При этом обратите внимание на направление ("упало слева"), характер движения ("покатилось, рассыпалось" и пр.) и звука ("звук тихий, значит упало на ковер"). Такой анализ поможет эффективнее вести поиски.
Найти вещь, находящуюся на полу, можно двумя способами:
1-й способ: ребенок сидит на корточках, а ладонью руки совершает поиск предмета, двигая рукой по кругу или по дуге. (Радиус круга или дуги постепенно увеличивается до тех пор, пока ребенок рукой не отыщет вещь).
2-й способ: если ребенок ищет предмет, зная, что он находится где-то перед ним (на полу, на плоскости стола), можно посоветовать ему ладонью руки совершать зигзагообразные движения (так называемая змейка").
Упражнения ребенка в поисковых действиях помогут ему справляться не только с уборкой игрушек, но и с выполнением других домашних дел, поручений родителей, сделают его более самостоятельным.
"Какие работы по дому может выполнять ребенок с нарушенным зрением?"
Если с врачом офтальмологом не были оговорены ограничения на какие-либо действия (при ряде заболеваний опасны поднятие тяжестей, резкие движения и др.), то слепому или слабовидящему ребенку доступны практически все работы в той или другой степени.
С раннего детства вовлекайте ребенка во взрослые дела: он может подавать какие-либо предметы (при сервировке стола ложки, салфетки; при чистке овощей неочищенный картофель; при развешивании белья прищепки и пр.). Постепенно можно поручать ему и более сложные действия, предварительно им обучив: вымыть ложки, фрукты; разложить на тарелки хлеб и т. д.
Дети постарше могут выполнять довольно сложные домашние работы: подметание и мытье пола, мытье посуды, вытирание пыли, стирка мелких вещей и пр. При этом важно подключать все сохранные органы чувств ребенка, а такжевнимание, память, мышление.
При выполнении любых обязанностей по дому важны добросовестное отношение к ним и его ориентация не на похвалу, а на стремление к самостоятельности, желание делать добро и заботиться о близких.
Культура общения.
Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные. Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, в быту.
Многие навыки общения чисто технического свойства (жесты, мимика и др.) принципиально не могут быть приобретены детьми с нарушением зрения спонтанно, путем естественного наблюдения и подражания другим, как это происходит у людей с нормальным зрением.
Вялое, порой неадекватное проявление эмоций у лиц с нарушением зрения, зачастую сочетается с навязчивыми движениями (частое потряхивание руками, подскоки на пружинящих ногах, надавливание пальцем на веки, ритмичные покачивания туловищем или головой и др.). Это мешает зрячим по достоинству оценивать нравственные, интеллектуальные, и другие качества слепых и слабовидящих.
Родителям прежде всего надо своему ребенку рассказать о том, как он выглядит со стороны и стимулировать ребенка на преодоление навязчивых движений. Кроме того, у детей с нарушением зрения надо пробудить желание овладеть хотя бы самыми необходимыми неречевыми средствами общения: поворот головы к собеседнику, уточняющие жесты рукой и т.п.
Людям с дефектом зрения часто приходится обращаться за помощью к зрячим. Вежливому человеку всегда отвечают охотнее. Поэтому следует создавать такие ситуации, в которых дети учились бы произносить вежливые слова. Если этот аспект в начальной школе недооценивать, то в подростковом возрасте научить их непринужденно пользоваться вежливыми словами гораздо труднее.
Слепые дети, дети с остаточным зрением и слабовидящие дети при разговоре часто кажутся зрячим странными, потому что излишне близко приближаются к собеседнику как бы "наступают" на него. Это вызвано желанием разглядеть собеседника. Однако необходимо помнить, что чересчур близкое приближение способно не только вызвать неприятное ощущение у собеседника, но и оттолкнуть его.
Специальное умение в данном случае состоит в сдерживании своего желания и удерживании себя на том расстоянии, на котором остановился зрячий.
Очень часто дети с нарушениями зрения думают, что если они не видят, то и их тоже не видят, поэтому они могут почесаться, подтянуть штаны, поковыряться в носу, зубах. Нужно объяснять, что каждую минуту их кто-то может увидеть, даже, если им кажется, что никого нет.
Культурно-гигиенические навыки и привычки.
Одна из самых важных и трудных задач для родителей, воспитывающих ребенка с нарушенным зрением, формирование у него навыков самообслуживания и личной гигиены. От того, умеет ли ребенок самостоятельно одеваться, аккуратно пользоваться туалетом, опрятно есть и т. д., зависит и его положение в школе, и атмосфера в семье, и восприятие ребенка окружающими людьми, и его отношение к самому себе.
Если ребенок с нормальным зрением приобретает большинство навыков в естественном опыте жизни, подражая взрослым, то ребенка с нарушением зрения всему этому нужно учить.
Часто родители говорят: «Я стараюсь, чтобы мой ребенок одевался самостоятельно. Но у него ничего не получается. Легче все сделать самой, чем испытывать муки, видя его беспомощность".
Безусловно, смотреть, как слепой ребенок мучается с колготками или свитером, тяжело. Задача родителей помочь ребенку преодолеть эту беспомощность и научить справляться с непослушными вещами.
Учите ребенка быть внимательным при одевании. Чтобы ребенок не путался в одежде, выработайте у него определенную схему последовательности одевания, а также приемы одевания каждой детали одежды.
Как приучить ребенка к порядку и одежде, к опрятности?"
С самого раннего возраста ребенок должен иметь свое место для вещей и хорошо знать, где оно находится. Это может быть тумбочка, полка в шкафу, ящик комода, главное, чтобы оно было доступным для ребенка.
Приучайте ребенка аккуратно складывать одежду и обувь в определенном месте (на стуле, на полке шкафа). Старайтесь быть твердыми и последовательными в своих требованиях. Ведь от привычки с детства к порядку в вещах и от умения сохранять этот порядок будет зависеть очень многое для вашего ребенка и в школе и во взрослой жизни.
Важно научить ребенка с нарушенным зрением контролировать свой внешний вид. Объясните, что, если он появится небрежно одетым, грязным среди людей, над ним будут смеяться, с ним будет неприятно общаться. Обучите ребенка приемам контроля за своим внешним видом. Например: "застегнувшись, проведи рукой по пуговицам: все ли они застегнуты; нагнувшись, одерни брюки; если есть поясок, посмотри, не болтается ли он" и т. д. Добивайтесь, чтобы такой контроль стал привычкой для вашего ребенка, непременным действием, сопровождающим и заканчивающим процедуру одевания
Проблемы туалета.
С раннего возраста необходимо обучать ребенка чистке зубов это способствует их сохранению, а также вырабатывает привычку следить за гигиеной полости рта. Следите за тем, чтобы у ребенка сформировалась четкая схема действия умывания.
Обучаясь умыванию, дети с недостатками зрения не всегда могут быть аккуратными в ванной. Непременно будут и расплесканная вода, и размазанная зубная паста. Но необходимо приучать ребенка к аккуратности.
Поведение за столом.
Родители говорят: "Наверное, очень некрасиво и некультурно, что наш сын все время трогает пищу в тарелке руками, но мы никак не можем отучить его от этого".
На первый взгляд, постоянное желание ребенка потрогать руками содержимое всякой тарелки выглядит если не баловством, то невоспитанностью. Но только на первый взгляд. Любому человеку, садящемуся за стол, важно знать, что именно он будет есть. 3рячий внимательно осмотрит пищу глазами. Незрячему глаза заменяют руки. Ребенку с патологией зрения необходимо удостовериться, действительно ли это то блюдо, о котором говорила мама, не слишком ли оно горячее, сколько налито в тарелку, где именно лежит котлета, а где огурец. Словом, это проявления обычного ориентировочного рефлекса.
Однако действительная воспитанность любого ребенка, а ребенка с нарушениями зрения в еще большей степени, и заключается в умении сдержать свои естественные импульсы, посмотреть на себя со стороны глазами окружающих, во владении способами и приемами общественно приемлемого поведения.
Поэтому объясните ребенку, что его "копание" в тарелке неприятно для людей, сидящих с ним за столом, что это очень некрасиво со стороны. И, самое главное, научите его способам и приемам ориентировки за обеденным столом и в собственной тарелке.
Хорошо, если в вашей семье выработаны определенные правила сервировки стола, и ребенок эти правила знает и выполняет. Правила могут быть предельно просты, но должны неукоснительно соблюдаться всей семьей. Необходимо научить ребенка с патологией зрения ориентироваться и в собственной тарелке. При этом следует подключать все сохранные органы чувств: остаточное зрение, обоняние и, безусловно, осязание. Поиграйте с ребенком в игру "Что сегодня на обед?". Пусть он попробует по запаху определить, какое блюдо приготовила мама. Если ребенок пробует что-то впервые дома, разрешите ему обследовать это блюдо руками, чтобы он имел полное представление об этом блюде. Впоследствии ребенку уже не понадобится такое детальное обследование, так как он уже будет иметь конкретный образ этого блюда, и вы сможете быть спокойны, что в гостях или дома, когда будут подавать это блюдо, ему просто незачем будет лезть в тарелку руками.
Выработайте вместе с ребенком определенную схему раскладки пищи на тарелке. Например, котлета, мясо, рыба всегда будут находиться справа, гарнир слева. Следуйте этому правилу неукоснительно. Научите ребенка обследовать содержимое тарелки не рукой, а вилкой или ложкой. Приборы должны стать продолжением его руки. Так, вилкой можно определить количество пищи в тарелке, расположение отдельных составляющих блюда, и пр.
Учите ребенка начинать еду с самого маленького кусочка, чтобы удостовериться, что пища не горячая. Эта привычка к осторожности поможет ребенку в дальнейшем не попадать в затруднительное положение.
Главным помощником ребенку во время еды должен быть кусочек хлеба или, как дети обычно называют, "корочка-помогалочка". Этой корочкой своеобразной насадкой на левую руку ребенок помогает себе зачерпнуть или наколоть пищу, придерживает кусочек, чтобы, не обронив, донести его до рта.
Уважаемые родители! Детей с нарушением зрения с самого раннего возраста следует воспитывать и обучать с учетом имеющихся у них отклонений.
Некоторые родители допускают ошибки в воспитании ребенка с нарушением зрения. Это следующие ошибки:
1. Чрезмерная опека, лишение ребенка самостоятельности, подавление его активности, запрет на выполнение им доступных и посильных действий («не бегай», «не бери сам», «не трогай» и т. п.)
2. Неадекватность предъявляемых действий к ребенку в семье, излишние строгость и настойчивость родителей в получении ребенком дополнительных знаний из-за боязни, что во взрослой жизни он будет не востребован. Это приводит к формированию повышенной моральной ответственности ребенка и создает предпосылки к развитию фобий.
3. Воспитание в стиле «кумир семьи», предупреждение любых желаний больного ребенка. Это приводит к развитию эгоцентризма, неприспособленности к жизни, зависимости от окружающих.
4. Неприятие ребенка с физическим недостатком, способствующее формированию комплекса «нелюбимого ребенка» и приводящее к развитию невротических реакций.
По воспитанию ребенка с нарушением зрения в семье существуют следующие рекомендации:
1. Чаще разговаривайте с ребенком, рассказывайте ему о том, что вы в данный момент делаете.
2. Все, что вы делаете вместе с ребенком, проговаривайте
3. Спокойно повторяйте обращенные к ребенку слова, просьбы, поручения, не услышанные им из-за неустойчивости внимания, свойственной детям с нарушением зрения.
4. Учите ребенка внимательно и до конца выслушивать взрослого и отвечать на вопросы.
5. Используйте «золотое правило»: «Все, что можно, представьте ребенку наглядно».
6. Учите ребенка обследовать окружающие предметы не только с помощью зрения, но и с помощью осязания (на ощупь).
7. Не держите ребенка запертым в четырёх стенах. Наоборот, стремитесь к тому, чтобы он получил самые разнообразные впечатления, которые будут способствовать его развитию, овладел разнообразными необходимыми ему навыками культуры поведения. Гуляйте с ним, совершайте экскурсии,ходите в гости, водите в кино, театры, музеи. Всесторонне знакомьте его с тем миром, в котором живёте сами и в котором предстоит жить ему.
Но самое главное, что хотелось бы донести до вас, уважаемые родители, это ваше чёткое убеждение в том, что именно вы являетесь главным примером для своих детей, то есть родители воспитывают ребенка собственной воспитанностью.Первый и главный педагог для ребенка — это мать, это отец. Ребёнок — зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях поведение матери и отца.
Мама и папа должны воспитывать детей так, чтобы в любой момент сказать им: «Делайте и поступайте как мы». Только тогда требования взрослых приобретут особую убедительность и авторитет.