СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Особенности интерпретации произведения М.Ю. Лермонтова «Бородино» юными художниками – иллюстраторами».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

« Особенности интерпретации   произведения М.Ю. Лермонтова

«Бородино» юными художниками – иллюстраторами».( исследовательская работа ученицы 5 класса)

Просмотр содержимого документа
«« Особенности интерпретации произведения М.Ю. Лермонтова «Бородино» юными художниками – иллюстраторами».»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия восточных языков №4, города Хабаровска.













Исследовательская работа по теме:

« Особенности интерпретации произведения М.Ю. Лермонтова

«Бородино» юными художниками – иллюстраторами».





Секция филологическая











Подготовила: Григорьева Юлия,

ученица 5 « А» класса

Руководитель: Буяло Юлия Юрьевна, учитель русского языка и литературы







Хабаровск-2019 год.



Оглавление.

1.Введение. стр. 3-4

2. Роль иллюстраций к художественным произведениям. стр.5

3. Известные иллюстрации к «Бородино» М.Ю. Лермонтова. стр.6

4. Стихотворение «Бородино». стр.7-8

5.Заключение. стр.9

6. Список литературы. стр.10

7. Приложение. стр.11



































1.Введение.

Произведение художественной литературы — роман или рассказ, поэма или стихотворение является самостоятельным и законченным творением искусства.

Оно создано средствами художественного слова и воспринимается, прежде всего, в процессе чтения. Книжная иллюстрация в качестве интерпретации конкретного текста считается ­ особым произведением искусства, показателем мастерства и восприятия читателем событий.
Что же могут дать иллюстрации читателю художественной 
литературы? Ответ на эти вопросы мы попытались найти, рассмотрев иллюстрации к «Бородино», созданные пятиклассниками из нашей гимназии.

Тема: Особенности интерпретации произведения М.Ю. Лермонтова «Бородино» юными художниками -иллюстраторами.

Объект исследования: иллюстрации пятиклассников к поэме М.Ю. Лермонтова «Бородино» и текст «Бородино» М.Ю. Лермонтова и литературные источники по данной теме.

Предмет исследования: соответствие иллюстраций и текста поэмы «Бородино».

Цель исследования: выявить своеобразие трактовки «Бородино»

М.Ю. Лермонтова юными художниками – иллюстраторами.

Задачи: 
1. Собрать рисунки, созданные ребятами из нашего класса по произведению «Бородино» М.Ю. Лермонтова.
2.Проанализировать иллюстрации, сгруппировать их тематически.
3.Соотнести иллюстрации и текст произведения.
4. Выявить особенности интерпретации текста и иллюстраций к нему.

5.Сделать вывод об итогах и историческом значении Бородинского сражения на основании позиции автора и восприятия читателей.

 Методы исследования: 

1.Изучение источников

2.Анализ

3.Обобщение.

Гипотеза: иллюстрация как особый вид творчества достаточно ограничена в правах и оценках, а первенство в проявлении смысла произведения 
принадлежит писателю. Если литературное произведение получает иллюстрированную поддержку, то оно воспринимается читателем гораздо эмоциональней и лучше. Ведь художник, иллюстрирующий книгу, идет вслед за автором. Он старается изобразить самое главное, самое важное, прочувствованное им.

Этапы работы:

Первый этап (сбор информации) проводился во время изучения поэмы на уроке литературы. Мои одноклассники защищали свои рисунки к поэме и рассказывали об эпизодах произведения, о своем художественном оформление литературного текста.

На следующем этапе мною был проведен сравнительный анализ иллюстраций и отобраны наиболее яркие, отражающие творческий почерк, работы, которые более удачно передают взгляд М.Ю. Лермонтова. В этот же период происходил сбор информации о по теме проекта.

На этапе представления результатов была создана презентация, где художественный текст подтверждается зрительными образами – картинками. Таким образом, зачитывая отрывок из «Бородино», можно почувствовать восприятие литературного содержание и живописного.

Актуальность

В наши дни, когда понятие «патриотизм» так востребовано в обществе, осознанное отношение к тому, что происходило много веков назад, крайне важно. Прошлое ушло безвозвратно, но оно оставило нам ценнейшее наследие. Мы должны знать, насколько важно сохранение чести и достоинства человека в дни тяжелых испытаний, как необходима государству общенациональная, сплачивающая весь народ идея. До сих пор Бородинское сражение представляет собой ряд загадок. Победа или поражение? Этот вопрос до сих пор является одним из самых дискуссионных событий мировой истории и на протяжении 200 лет задавали себе многие тысячи французов и русских.  Мы попытались в своей работе доказать: Бородинское сражение-это история наших предков и требует вековой памяти.





2.Роль иллюстраций к художественным произведениям.

Сам термин "иллюстрация", в переводе с латинского, означает "освещать, проливать свет, объяснять".

Иллюстрация - это изображение, поясняющее или дополняющее основной текст, помещенное на страницах издания.

В строгом смысле иллюстрации ­ это произведения, предназначенные для восприятия в определённом единстве с текстом, то есть находящиеся в книге и участвующие в её восприятии в процессе чтения.
Иллюстрации или поясняют текст путём демонстрации соответствующего 
зрительного образа, или активно толкуют его. Иллюстрации помогают ещё до чтения сориентироваться в содержании книги, привлекая читателей. 

Художник И. Грабарь полагал, что книжная иллюстрация играет второстепенную роль и зависит от выбора автора текста; зачастую она просто отражает сюжетную линию произведения, все ее переломы ­ завязку, кульминацию, развязку.
И все-­таки сами художники отводят иллюстрациям особое место. «...Иллюстрация, — пишет А. А. Сидоров, ­ — это выявление средствами изобразительного искусства того образного  содержания, которое посредством слова проявляется в литературе. . Писатель, описывающий в книге человека, организует в словесных образах весь опыт своего творчества; иллюстратор, до конца поверив в правду, высказанную в художественном литературном образе, рисует облик героя на основании текста, подкрепляя свои представления всем богатством своего личного опыта. . Она (иллюстрация) дополняет образ, создавшийся у читателя на 
основании текста, чеканит его, облекает в плоть четкого видения, неясным зрительным представлениям дает форму полной наглядности».



















3.Известные иллюстрации к «Бородино» М.Ю. Лермонтова.

Впервые «Бородино» было опубликовано в журнале "Современник" в 1837 году и с тех пор неоднократно переиздавалось. При жизни Лермонтова издания "Бородино" не иллюстрировались.В1881 году А. Д. Кившенко, автор картины «Совет в Филях» сделал 2 акварели к «Бородино». В 1982 году к юбилею Бородинского сражения (170 лет) двухмиллионным тиражом вышла книга «Бородино» с иллюстрациями В.Г.Шевченко . О своей работе над иллюстрациями к "Бородино" выдающийся художник-график В.Г. Шевченко (1922-2008) писал так:

"Решил сделать работу документальной, реалистичной... Несколько месяцев с карандашом и блокнотом изучал в библиотеках и музеях все, относящееся к этой грандиозной битве. Я по часам уже знал все фазы боя, с волнением ходил по Бородинскому полю... Книжку сделал, точно соблюдая все детали формы войск России и обмундирования разноплеменных войск Наполеона".

Эти иллюстрации стали классическими и были приобретены Музеем-панорамой "Бородинская битва".

В. Г. Белинский отмечал, что ключевой мыслью «Бородина» является «жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошлому, полному славы и великих дел».

Стихотворение «Бородино» изучают в школе, традиционно, учат наизусть, а иллюстрации, сделанные детьми, помогают им выразить свое отношение к подвигу русского народа и оценить значение Бородинской битвы.















4.Стихотворение «Бородино».

Лермонтов родился, когда Отечественная война была окончена и победоносные русские войска уже находились в Париже. Но с детских лет он слышал рассказы об Отечественной войне и о знаменитом сражении. Афанасий Столыпин – брат бабушки поэта, участник войны 1812 года, артиллерист- «бородинец». Он когда-то живо и образно поведал поэту о ходе великой битвы. Еще в юношеском стихотворении «Поле Бородина» Лермонтов выразил восхищение подвигом русских воинов. Многие мотивы этого произведения были позднее переосмыслены и вошли в окончательный вариант «Бородино». По выходе из военной школы поэт вступил офицером в гвардейский полк. В полку служили солдаты, которым довелось участвовать в Бородинской битве: ведь служба солдатская в те времена продолжалась двадцать пять лет. Воспоминаниями о минувших сражениях бывалые воины охотно делились с новобранцами.

Не случайно молодой солдат называет рассказчика «дядей». Это бойцы разных поколений.Лермонтов не только изобразил битву так, как её мог увидеть и запомнить рядовой участник сражения - человек из народа, но и рассказал о ней простым языком, пересыпанным народными выражениями и прибаутками: «постой-ка, брат, мусью», «ну ж был денёк», «у наших ушки на макушке», «полковник наш рождён был хватом», «спит в земле сырой», «отступили басурманы». О неприятельской армии «дядя» говорит в единственном числе - по-народному: «французу отдана», «ликовал француз». «Бородино» принадлежит к тем редким произведениям поэзии, которые много раз в жизни перечитывают взрослые люди и в то же время понимают и любят самые юные.

Слово «Бородино» знает весь мир. Это название деревни, находящейся неподалёку от Москвы, на старой Смоленской дороге. Возле Бородина 5 сентября 1812 года произошла великая битва: русские войска под командованием фельдмаршала М.И.Кутузова нанесли поражение французской армии, которую возглавлял прославленный полководец - император Наполеон I.

Бородино - одна из величайших в истории битв, в которой решалась наша судьба - судьба народов России, Бородино - самый важный момент в ходе Отечественной войны 1812 года. В этом сражении с наивысшей силой проявился патриотический подъём русской армии и всего русского общества. Бородино - великое поражение Наполеона, начало его заката и окончательной гибели его «непобедимой» армии. Вот какой обширный и глубокий смысл вложил М.Ю.Лермонтов в заглавие своего стихотворения.

О великой битве рассказывает простой русский солдат. С восторгом вспоминает он, как в день Бородина русская армия поклялась головой постоять за родину, сломить натиск врага, преградить ему путь. И как сдержала в бою «клятву верности». В лице старого солдата Лермонтов изобразил главного героя войны - народ.

О многом сумел рассказать поэт в небольшом по размеру стихотворении. Тут и ночь перед сражением, и утро великой битвы, и призыв полковника умереть под Москвой, и наступление французов. И, наконец, победа.



































5.Заключение.

В заключение хочу отметить, что к стихотворению «Бородино» и в XIX, и в XX веке многие художники создавали иллюстрации. Но иллюстрации, созданные художником Владимиром Гавриловичем Шевченко, производят особое впечатление на читателя. Они оставляют неизгладимый след в душе каждого читающего, независимо от возраста. В своих иллюстрациях он смог очень точно передать дух патриотизма, отвагу русских солдат и полководцев, а также верность Отечеству. Не показывая кровопролитных сцен, Владимир Гаврилович умело воссоздал картину военных действий.

Живописные интерпретации текстов литературных произведений придают новое звучание классическим памятникам художественной литературы.

Иллюстрация является графическим рассказом на ту же тему, что и текст. В картинке основная мысль дается в непосредственном образном восприятии, поэтому графический рассказ, воспринятый читателем через иллюстрацию, соответствующую тексту, осмысливается им гораздо легче, чем словесный текст. Это обстоятельство делает близким для понимания сюжет, выраженный в иллюстрации, поэтому он становится понятнее.

Дополняя и углубляя содержание книги, пробуждая те чувства и эмоции, которые вызывает в нас истинно художественное произведение, и, наконец, обогащая и развивая его зрительное восприятие, книжная иллюстрация выполняет эстетическую функцию. Иллюстрация способствует пониманию литературного текста, формирует представление о его теме, идее, персонажах, содержит в себе оценку событий и героев литературного действия.

Наполеон ставил перед собой задачу разгромить в Бородинском сражении русские войска и взять Москву. Перед Кутузовым стояла задача выстоять и не сдать Москву неприятелю.

 Наполеон, стремившийся разбить русских в генеральном сражении и тем решить судьбу войны в свою пользу, не добился этой цели.
Бородинское сражение по своим последствиям может сравниться с немногими сражениями в мировой истории. Для русского народа оно до сих пор остается предметом гордости и примером для подражания. Сегодня Бородинское поле превращено в музей под открытым небом, и каждый человек, ощущающий себя русским, должен побывать там, чтобы почувствовать связь со своими великими предка

6. Список литературы:

1.Бородинская битва : русская доблесть и слава / авт.-сост. В.Феклушин // Детская энциклопедия (АиФ). – 2010.- № 8. – С. 1-56.

2.Война 1812 года // Я познаю мир : История России : дет. энциклопедия.- М. : АСТ ; Астрель, 2004. – С. 343-348.

3.Кунарев А. Богатырское племя. О стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино». Л.Ш.-2007.-№8

4.Лермонтов М.Ю. Сбор. Соч.: В 4т.-М.: Художественная литература,1964.

5.Лубченков Ю. Война 1812 года : для мл. и сред. шк. возраста / Ю.Лубченков ; худож. А.Чаузов. – М. : Белый город, 2004. – 47 с. : ил. – (История России).

Интернет источники:

  1. http://www.booksreader.org/books/lermontov-mihail-yurevich/borodino#.VD0Z2Fe2DFw

  2. http://kidreader.ru/author/2332

  3. http://fantlab.ru/art2553

  4. http://www.proza.ru/2012/09/09/594

  5. http://diafilmy.su/709-shevchenko-vladimir-gavrilovich.html

  6. http://www.a4format.ru/photo.open.php?file=420a5cbf.jpg

  7. http://ilibrary.ru/text/2/p.1/index.html

  8. http://lermontov.info/biograf.shtml



















7.Приложение.

8