СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности изучения падежных форм имени существительного учащимися с расстройством аутистического спектра развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание специфических особенностей детей с РАС при изучении падежных форм имени существительного.

Просмотр содержимого документа
«Особенности изучения падежных форм имени существительного учащимися с расстройством аутистического спектра развития»

2


Особенности изучения падежных форм имени существительных учащихся с РДА.

Цель работы с уч-ся с РДА на уроках русского языка:

  • осознать Слово как грамматическую форму,

  • формировать умение осознанно правильно употреблять в речи и на письме различные словоформы, в зависимости от связи их с другими словами в предложении.


  1. Методика изучения падежных форм имени существительного, в коррекционной педагогике, предлагает такой алгоритм действий:

  • формирование умения узнавать, называть и доказательно подтверждать имя существительное, как часть речи (Это слово, которое обозначает предмет, и отвечает на вопрос кто? что?)

  • формирование умения определять склонение имени существительного (1,2,3 и почему)

  • формированием постановки вопроса к существительному (все падежные вопросы)

  • называнием падежной формы, указывающей на правильное написание окончания слова.

Форма падежей является самой сложной грамматической категорией при изучении имени существительного. Эта сложность связанна:

  • с её большой абстрактностью по сравнению с числом и родом имени существительного;

  • с разнообразием падежных форм и их функциональной многозначностью.

Обучение правильному употреблению словоформ в их связи с другими словами начинается с конструирования (составление или работой с деформированным предложением) предложения. Любое предложение выражает отношение объекта действия (Коля взял книгу), места направления действия (Дети идут в школу), принадлежности (У Тани шары), орудия и совместности действия (Мы рисовали кисточкой.

Далее предлагается определённый порядок (И.П., В.п., Р.п., Д.п., П.п. Т.п.)изучения падежных форм и наблюдение за изменением окончания слова.

В методике предлагается наглядный материал в виде различных таблиц, также словесно-логические упражнения и задания для закрепления материала.

  1. Особенности восприятия учебного материала аутичным ребёнком своеобразно:

  • память хорошая, но механическая , поэтому выучив правило - не могут его применить на практике,

  • многие из них пишут интуитивно грамотно , но не могут аргументировано доказать свою правоту.

Интуи́ция (позднелат. intuitio — «созерцание», от глагола intueor — пристально смотрю) — непосредственное постижение истины без логического анализа, основанное на воображении, эмпатии и предшествующем опыте, «чутьё», проницательность. В процессе интуитивного познания не осознаются все те признаки, по которым осуществляется вывод, и те приёмы, с помощью которых он делается. Она представляет собой своеобразный тип мышления, когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознаётся именно итог мысли — воспринимаемый как «истина», c более высокой вероятностью определения истины, чем случайность, но менее высокой, чем логическое мышление.

Интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но её недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо доказательство. Материал из Википедии.

Любое человеческое знание начинается с интуиции, переходит к понятиям и завершается идеями. Иммануил Кант.


  • стереотипия поведения, которая проявлена в напряжённом стремлении сохранить постоянство в жизни, сопротивление малейшим изменениям, страх перед любой новизной. Особая характерная задержка и нарушение развития речи, прежде всего – её коммуникативной функции.

Всё это говорит, что аутичный ребёнок живёт в своём замкнутом мире, и этот мир имеет свой образ.

  1. Особенности обработки информации правым и левым полушарие мозга.

Восприятие образов и звуков обеспечивается правым полушарием, где формируется определённая нейронная структура, т.е. первичная база, через которую ребёнок познает картину Мира.

Левое полушарие отвечает за логику, последовательность действий, алгоритм.

В норме физиологический мозг человека настроен на цельное восприятие единого образа. И это свойство мозга – в первую очередь воспринимать правым полушарием единое, целое следует использовать при обучении детей с РДА.

  1. Трудности, которые проявились при изучении данной темы:

  • затруднения при идентификации изучаемой части речи

  • затруднения при постановке вопроса к существительному

  • затруднения при установлении причинно-следственных связей «склонение - вопрос-падеж-окончание».

  1. Предлагаемая работа:

  • Наглядные пособия («Части речи», «Лестница Грамотеев»), основанные на зрительном образе, и включающие в себя алгоритм логического высказывания.

  1. Описание приёмов работы:

  • Дидактическое пособие «Части речи» с учётом частотности использования слов русского языка позволяет увидеть единое, целое; оценить степень важности каждой части речи; сравнить характеристики понятий.

  • Дидактическое пособие «Лестница Грамотеев» позволяет видеть мотивацию обучения как путь вверх на примере привычной лестницы; здесь проявлен весь алгоритм данного учебного навыка.

  1. Вывод:

  • обучение и воспитание учащихся с РДА невозможно без пересмотра некоторых позиций в ранее принятой методике (например, «идти не от частного к целому, а от единого, подводя детей с осмыслению частного);


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!