Просмотр содержимого документа
«Особенности изучения падежных форм имени существительного учащимися с расстройством аутистического спектра развития»
2
Особенности изучения падежных форм имени существительных учащихся с РДА.
Цель работы с уч-ся с РДА на уроках русского языка:
осознать Слово как грамматическую форму,
формировать умение осознанно правильно употреблять в речи и на письме различные словоформы, в зависимости от связи их с другими словами в предложении.
Методика изучения падежных форм имени существительного, в коррекционной педагогике, предлагает такой алгоритм действий:
формирование умения узнавать, называть и доказательно подтверждать имя существительное, как часть речи (Это слово, которое обозначает предмет, и отвечает на вопрос кто? что?)
формирование умения определять склонение имени существительного (1,2,3 и почему)
формированием постановки вопроса к существительному (все падежные вопросы)
называнием падежной формы, указывающей на правильное написание окончания слова.
Форма падежей является самой сложной грамматической категорией при изучении имени существительного. Эта сложность связанна:
Обучение правильному употреблению словоформ в их связи с другими словами начинается с конструирования (составление или работой с деформированным предложением) предложения. Любое предложение выражает отношение объекта действия (Коля взял книгу), места направления действия (Дети идут в школу), принадлежности (У Тани шары), орудия и совместности действия (Мы рисовали кисточкой.
Далее предлагается определённый порядок (И.П., В.п., Р.п., Д.п., П.п. Т.п.)изучения падежных форм и наблюдение за изменением окончания слова.
В методике предлагается наглядный материал в виде различных таблиц, также словесно-логические упражнения и задания для закрепления материала.
Особенности восприятия учебного материала аутичным ребёнком своеобразно:
память хорошая, но механическая , поэтому выучив правило - не могут его применить на практике,
многие из них пишут интуитивно грамотно , но не могут аргументировано доказать свою правоту.
Интуи́ция (позднелат. intuitio — «созерцание», от глагола intueor — пристально смотрю) — непосредственное постижение истины без логического анализа, основанное на воображении, эмпатии и предшествующем опыте, «чутьё», проницательность. В процессе интуитивного познания не осознаются все те признаки, по которым осуществляется вывод, и те приёмы, с помощью которых он делается. Она представляет собой своеобразный тип мышления, когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознаётся именно итог мысли — воспринимаемый как «истина», c более высокой вероятностью определения истины, чем случайность, но менее высокой, чем логическое мышление.
Интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но её недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо доказательство. Материал из Википедии.
Любое человеческое знание начинается с интуиции, переходит к понятиям и завершается идеями. Иммануил Кант.
стереотипия поведения, которая проявлена в напряжённом стремлении сохранить постоянство в жизни, сопротивление малейшим изменениям, страх перед любой новизной. Особая характерная задержка и нарушение развития речи, прежде всего – её коммуникативной функции.
Всё это говорит, что аутичный ребёнок живёт в своём замкнутом мире, и этот мир имеет свой образ.
Особенности обработки информации правым и левым полушарие мозга.
Восприятие образов и звуков обеспечивается правым полушарием, где формируется определённая нейронная структура, т.е. первичная база, через которую ребёнок познает картину Мира.
Левое полушарие отвечает за логику, последовательность действий, алгоритм.
В норме физиологический мозг человека настроен на цельное восприятие единого образа. И это свойство мозга – в первую очередь воспринимать правым полушарием единое, целое следует использовать при обучении детей с РДА.
Трудности, которые проявились при изучении данной темы:
Предлагаемая работа:
Наглядные пособия («Части речи», «Лестница Грамотеев»), основанные на зрительном образе, и включающие в себя алгоритм логического высказывания.
Описание приёмов работы:
Дидактическое пособие «Части речи» с учётом частотности использования слов русского языка позволяет увидеть единое, целое; оценить степень важности каждой части речи; сравнить характеристики понятий.
Дидактическое пособие «Лестница Грамотеев» позволяет видеть мотивацию обучения как путь вверх на примере привычной лестницы; здесь проявлен весь алгоритм данного учебного навыка.
Вывод:
обучение и воспитание учащихся с РДА невозможно без пересмотра некоторых позиций в ранее принятой методике (например, «идти не от частного к целому, а от единого, подводя детей с осмыслению частного);