СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности формирования словарного запаса детей с нарушениями зрения

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности формирования словарного запаса детей с нарушениями зрения.  

Проблема формирования лексического строя речи является одной из актуальных проблем современной логопедии. Правильная  речь – важнейшее условие полноценного развития детей. Чем правильнее и богаче речь ребенка, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, полноценнее и содержательнее  отношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому  так значимо заботится о своевременном формировании речи детей, о ее правильности и чистоте, исправляя и предупреждая  различные речевые нарушения. Современный этап развития логопедии характеризуется обращением к изучению особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями. Это выражается и в повышении интереса к исследованию лексики у детей с нарушениями зрения. В системе образования по развитию речи главной задачей у таких детей является обогащение словарного запаса, которое основывается на усвоении предметного мира. Невозможно овладеть речью как средством общения и орудием мышления без овладения словарем.  Вследствие этого формирование лексики у дошкольников требует пристального внимания. В общем плане ее отражение имеется в исследованиях С. Л. Жильцовой, Н. С. Костючек, Л. С. Волковой, В. П. Ермакова, З. Г. Ермолович, Лукошевичине, Л. И. Плаксиной, Л. И. Солнцевой ,Т. П. Свиридюк и др. Доказано, что в силу нарушения взаимодействия трех ведущих анализаторных систем (слуховой, зрительной, тактильной) у детей часто проявляется своеобразие речевого развития, которое выражается в том, что оно не укладывается в обычные возрастные границы. Между тем, необходимо отметить, что в логопедии, специальной педагогике и психологии проблема формирования лексики у дошкольников с нарушениями зрения изучалась недостаточно глубоко. Разработка методов и приемов предупреждения и коррекции системных нарушений речи у детей с патологией зрения приобретает все большую актуальность. Нарушение зрительного восприятия у детей с патологией зрения ведет к медленному и искаженному формированию представлений, что, в свою очередь, сказывается на развитии лексики. Существующая система работы в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушением зрения не создает условий, обеспечивающих полноценное лексическое развитие ребенка. В настоящее время не определена в полной мере система работы по формированию лексики с учетом зрительного дефекта, нет методических разработок, что затрудняет педагогический процесс дефектологов. Д. М. Маллаев, изучив игры слепых и слабовидящих детей, подчеркивал, что необходимо больше и четче показывать, как учить детей, опираясь на их социальный опыт. Следовательно, недостаточная разработанность проблемы в теории и практике логопедии, ее несомненная педагогическая и социальная значимость позволяют считать исследование актуальным. Экспериментальное изучение проблемы формирования словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи с нарушенным зрением заключалось в диагностике у испытуемых детей уровня развития пассивного и активного словарного запаса, а также в разработке коррекционной программы по формированию словарного запаса детей. В исследовании приняли участие 10  детей в возрасте 6-7 лет с нормальным развитием, 10 детей с общим недоразвитием речи и 10 детей с общим недоразвитием речи с нарушенным зрением. По результатам исследования пассивного и активного словаря можно сделать вывод, что общий уровень развития словарного запаса у испытуемых детей с нормальным развитием – высокий, с общим недоразвитием речи -средний. Следует отметить, что процент детей с общим недоразвитием речи с нарушенным зрением, у которых был выявлен  низкий  уровень развития пассивного и активного словарного запаса, большой. Поэтому необходима дальнейшая работа по развитию словарного запаса у испытуемых детей. В задачи логопедической работы входит: развитие лексической системности, расширение объема пассивного и активного словарного запаса, формирование структуры значимости слова. Для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями  зрения характерен малый объем чувственного опыта, формальный словарный запаса, недостаточно точная предметная соотнесенность слов. Накопление словарного запаса и усвоение грамматического строя речи способствуют развитию связной речи. 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!