Дети с задержкой психического развития составляют наиболее многочисленную группу среди детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в начальной школе. Согласно данным 2015 года общее количество детей с задержкой психического развития составляет 25% от общего числа детской популяции [2]. Задержка психического развития, имея в своей основе различную этиологию, в то же время характеризуется рядом общих признаков: недостаточная сформированность когнитивных процессов, незрелость эмоционально-волевой и мотивационной сферы [1].
В современной школе к организму ребенка предъявляются достаточно высокие требования [4], к которым ребенок с ограниченными возможностями здоровья часто оказывается не готов. Психологические особенности младших школьников с ЗПР имеют ряд особенностей, без учета которых невозможно создать для учащихся оптимальные условия для их развития и получения адекватного образования.
В первую очередь, необходимо отметить недостаточный уровень развития внимания и восприятия у младших школьников с ЗПР. Даже при отсутствии первичных недостатков зрения, слуха и других видов чувствительности восприятие детей с ЗПР неполноценно и не поставляет достаточной информации об окружающей действительности, что приводит к ограниченности и фрагментарности бытовых знаний учащихся с ЗПР [3]. Младшие школьники с ЗПР часто ошибаются в чтении и письме сходных по начертанию знаков, неверно называют фигуры; в сравнении со сверстниками значительно медленнее перерабатывают поступающую через органы чувств информацию. В наибольшей мере эти недостатки проявляются при усложнении и ухудшении восприятия, когда, например, изображения демонстрируются перевернутыми или в условиях недостаточной освещенности. Внимание младших школьников с ЗПР часто непроизвольное, дети легко отвлекаются на визуальные или аудиальные стимулы, уровень концентрации недостаточный.
Недостатки внимания и восприятия младших школьников с ЗПР часто приводят к непониманию инструкции к заданию, особенно если инструкция состоит из нескольких частей. Поэтому в работе с такой категорией детей необходимо давать инструкцию поэтапно, привлекая внимание детей к деталям демонстрируемого материала (плакаты, числовые ряды и т.п.).
Мышление младших школьников с ЗПР относительно сохранно, но в то же время уровень развития мышления значительно ниже, чем у их сверстников. Дети не владеют в полной мере мыслительными операциями, т.е. умственными действиями, используемыми в процессе мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация и классификация) [5, с.117]. Мышление характеризуется стереотипностью, учащиеся часто действуют по шаблону и испытывают трудности даже при незначительном отступлении от него, затрудняются проанализировать образец, выделить главные части, установить взаимосвязь между частями и воспроизвести данную структуру в процессе собственной деятельности. Оперируя значениями, учащиеся заботятся лишь о том, чтобы выполнить задание быстро, отсутствует критичность мышления. Выполняя проверку задания, учащийся часто не задумывается о правильности решения и не видит ошибок в работе. В то же время, учащиеся способны решать задания с помощью педагога, затем сформированный навык переносится на аналогичные задания.
Речь младших школьников с ЗПР так же характеризуется рядом особенностей: лексикон детей обеднен, учащиеся не обладают достаточным запасом бытовых знаний и понятий, затрудняются в составлении связного рассказа или пересказа, недостаточно сформированы регулирующая и планирующая функции речи.
Незрелость эмоционально-волевой и мотивационной сферы младших школьников с ЗПР выражается в том, что у таких детей очень слабо развиты потребности в новых впечатлениях, любознательность, познавательные интересы, мало выражены побуждения к осуществлению новых видов деятельности. Их деятельность и поведение подвержены влиянию непосредственных, ситуативных побуждений внешних воздействий. Часто дети бывают раздражительны, проявляют беспокойство, бывают неусидчивы. При возникновении трудностей в учебном процессе ребенок зачастую отказывается от продолжения работы, у него отсутствует мотивация к преодолению трудностей. В деятельности младшего школьника с ЗПР длительное время преобладают игровые мотивы, отсутствует внутреннее побуждение к учебной деятельности.
Таким образом, обучающиеся с ЗПР имеют следующие наиболее значимые особенности: недостаточный запас знаний и представлений об окружающем, пониженная познавательная активность, замедленный темп формирования высших психических функций, слабость регуляции произвольной деятельности, нарушения различных сторон речи.
Исходя из этого, мы можем сказать о том, что особые образовательные потребности младших школьников с ЗПР заключаются в побуждении их познавательной активности посредством использования большого количества наглядных материалов, смены видов деятельности с целью отдыха учащегося. Обучающиеся с ЗПР даже больше, чем их сверстники, нуждаются в расширении кругозора, формировании у них представлений об окружающем мире. Формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов) должно проводиться не только в учебной, но и во внеурочной деятельности посредством совершенствования предпосылок интеллектуальной деятельности (внимания, зрительного, слухового, тактильного восприятия, памяти и пр.). Развитие целенаправленной деятельности обучающихся с ЗПР, программирования и контроля собственной деятельности проводится в игровой и учебной деятельности, так как игровые мотивы длительное время остаются ведущими для данной группы детей. Развитие и укрепление эмоций, воли приводит к выработке навыков произвольного поведения, волевой регуляции своих действий, самостоятельности и ответственности за собственные поступки. Отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми) способствует формированию навыков социально одобряемого поведения, максимальному расширению социальных контактов, что усиливает регулирующую функцию слова, сопровождение речью выполняемых действий. Удовлетворение этих особых образовательных потребностей обучающегося с ЗПР обеспечивает сохранение и укрепление соматического и психического здоровья, увеличение работоспособности, предупреждение истощаемости, психофизических перегрузок и эмоциональных срывов.
ЛИТЕРАТУРА
Лубовский, В.И. Адаптация детей с особыми образовательными потребностями // Социально-психологическая поддержка адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде города: Сб. статей. М.: Спутник, 2011. С. 5–7.
Сергеева, О.А. Проблема психологической готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития [Текст] / О.А. Сергеева, Н.В. Филиппова, Ю.Б. Барыльник // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2015. – № 5 / том 5 /.
Основы специальной психологии : Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова [и др.]. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.
Яковлев, Б.П., Литовченко О.Л. Психическая нагрузка в современном образовательном процессе [Текст] / Б.П. Яковлев, О.Л. Литовченко // Психологическая наука и образование. – 2007. – №4. – С. 72–80.
Яковлев, Б. П. Когнитивная психология [Текст] : учебное пособие / Б.П. Яковлев – Сургут : Издательский центр СурГУ, 2016. – 136 с.