Разработка открытого урока учителя Быкова С.М.
Обществознание 6 класс
Обобщение по теме: «Конфликты в межличностных отношениях»
Цель урока: закрепить понятие «конфликт», «межличностный конфликт», причины возникновения конфликтов, на практике рассмотреть варианты поведения в конфликтной ситуации.
Задачи урока:
1.Дать характеристику понятия «конфликт».
2.Познакомиться с правилами выхода из конфликтной ситуации.
3.Выработать умения конструктивно вести себя во время конфликта, разрешая его справедливо, без нанесения ущерба обществу и личности.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся сохранять достоинство в конфликте. Получат возможность научиться допускать существования различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению, задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.
Метапредметные УУД:
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют тему урока и цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.
Коммуникативные: участвуют в коллективном решении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра.
Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно, оценивают способную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом.
Личностные УУД: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.
Методы и формы обучения:
Методы: технология проблемного диалога, репродуктивный, частично-поисковый, иллюстративный.
Формы: фронтальная, групповая.
Тип урока: закрепление и обобщение полученных знаний
Основные понятия: конфликт, конфликтная ситуация, инцидент, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание, подчинение, интеграция.
План:
Понятие «конфликт»
Способы поведения в конфликтной ситуации.
Практикум по пройденной теме
Оборудование: компьютер, проектор, фрагмент видеосюжета «Конфликт между отцом и сыном»
Организационный момент. Приветствие учащихся. (1мин)
Целеполагание к изучению новой темы. (8 мин)
I. Здравствуйте, ребята! слайд 2
- Ребята, посмотрите внимательно выступление моих помощников, в основе которого лежит тема нашего сегодняшнего урока. Ребята выступают по ролям. (просмотр 3 мин).
Как-то нога, устав однажды,
Почувствовала себя важной:
"Какое делаю я дело -
весь день ношу я это тело!..."
Рука ноге тут возразила:
"Что о себе ты возомнила?!
и что ты можешь, недотепа?
только стоять или же топать?!.."
А нос сказал руке: "Постой!
Я - выше! В дружбе - с головой!
Тебе ли щас тут задираться?..
Ты - примитив!... Пора признаться!"
Тут глаз решил не промолчать -
давай троих всех оскорблять!
Слепцами глупыми назвал!
"Важнее всех здесь Я!" - сказал...
Решило ухо не смолчать:
"Вы все друг другу здесь под стать!
Я ближе к мозгу - я основа
для зарожденья в мозге - слова!"
Тут, громче всех, как заорёт,
Во гневе негодуя, рот:
Вы МНЕ должны воздать все честь -
Я всех важней для тела есть!..
От перебранки - долго ль дело? -
В конфликте разделилось тело!
Каждый стал делать, что хотел!..
И.. человек вдруг - заболел!...
И чуть не умер...
Тут голова, им всем в укор,
сказала: "Бросьте этот спор!
Вы все равны, нужны друг другу,
Не ссорьтесь, делая услугу!
Все мы - едины, все мы - ТЕЛО!
И делаем одно мы дело!
Здесь важно мир иметь, любовь,
В единстве и без лишних слов!
Обсуждение выступления, беседа по вопросам:
- О чём данный сюжет?
- Знакомая ситуация?
-Что такое конфликт?
слайд 3
II. Конфликт-это столкновение противоположных сторон, мнений, сил, серьезное разногласие, острый спор.
Если мы посмотрим глобально, то конфликты могут привести даже к войнам.
а) Великая Отечественная Война.
Межнациональный конфликт. Эта война унесла более 50 млн. человеческих жизней. слайд 4
б) Чеченская война.
Политический конфликт. Число погибших во время Чеченской войны -80 тысяч человек. слайд 5
Если рассматривать конфликт между двумя людьми или небольшой группой людей, то конфликтная ситуация может привести ни только к обидам, ссорам, но и к преступлениям. слайд 6
- Все мы разные. У нас могут быть разными не только возраст, пол, внешность. Поэтому не удивительно, что мы по–разному воспринимаем одни и те же вещи, явления.
-Могут ли быть у всех одинаковые интересы, убеждения, взгляды?
Из этого следует, что причина и конфликта может быть разной. Давайте поработаем с карточками. В карточках вы должны соотнести причину и конфликт.
Работа с карточками. Определение видов конфликтов. Приложение 1. слайд 7
III. Вся история человечества –это история бесконечных войн и конфликтов. Конфликты существовали всегда и будут существовать, они –неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений.
Но мы свами знаем, что конфликт можно решить. И на примере сказочных героев определим с вами пути выхода из конфликта.
https://youtu.be/nWzLQYJTbAw на 1.20 мин слайд 8
“Заюшкина избушка”
“… Идет дорогой зайчик, плачет. Ему навстречу – собака.
– Что, зайчик, плачешь?
– Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы – ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала!
– Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу!
Подошли они к избенке, и собака залаяла.
– Тяф-тяф-тяф! Поди, лиса, вон!
А лиса им отвечает с печи.
– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Собака испугалась и убежала. (Уклонение от конфликта, т.е.избегание. Она выражается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее).
https://yandex.ru/video/preview/12089628578985419939 с 1.00 мин до 1.40 слайд 9
А.С.Пушкин “Сказка о золотой рыбке”
“…Вот пошел старик к синему морю…
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
“Чего тебе надобно, старче?”
“…Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня старуха,
Надобно ей новое корыто…”(поведение –приспособление).
https://yandex.ru/video/preview/387012366742196527 0.56 – 5.58 слайд 10
В.Г.Сутеев “Яблоко”
Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается. Вот тут-то Медведь и появился. Спорщики обратились к нему.– Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть. И рассказали Медведю все, как было.– Вот что, – рассудил Медведь, – все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить...– Но тут только одно яблоко! – сказали Еж, Заяц и Ворона.– Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмет себе по кусочку. (Стратегия компромисса позволяет урегулировать разногласия через взаимные уступки.)
Басня Эзопа. слайд 11
Львы боролись, пытаясь оттолкнуть друг друга от ручья, и вдруг увидели, как рядом с ними на дерево опустился гриф-падальщик. “Лучше пить вместе из ручья, – решили они, – чем кормить таких, как он”.(сотрудничество, выражается в совместном поиске решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон.)
Мы с вами увидели на примере сказочных героев пути выхода из конфликтной ситуации. Мне хочется отметить, что не один из представленных стилей не является абсолютным и применим только в определенных условиях. Наилучший подход всегда определяется конкретной ситуацией и особенностями характера человека. Иногда для более рационального решения проблемы и выхода из неё приходится комбинировать различные варианты.
Физиминутка.
Первый этап. Ученики разбиваются на пары. Один из участников пары садится на стул, второй стоит перед ним. Они складывают ладони рук друг с другом. Первый давит на ладони второго, второй сопротивляется. Затем участники меняются местами.
Учитель обращает внимание класса, что в конфликтных взаимоотношениях люди чувствуют себя дискомфортно при давлении словами, интонацией.
А сейчас, пожмем друг другу руки и улыбнемся.
IV.
-Неудивительно, что многие из людей стараются избежать конфликта.
- Ребята, а почему люди стараются избегать конфликтов? (Не хотят проигрывать, нет времени, боятся серьезного отпора с другой стороны, не хотят делать из мухи слона и т. д.)
-Да, я с вами согласна. Разрешить конфликт очень сложно. И сейчас мы с вами попробуем это научиться делать.
Работа в группах. Ребята, вы сидите по группам (красные, желтые, зеленые, синие) Каждая группа получает описание конфликта и задание найти такое его решение, чтобы оно максимально учитывало интересы сторон
Ситуация N1
В одном из классов между учениками разгорелся конфликт.
Мальчик –забияка Вася все время дразнил Степана, пинал портфель, иногда бил. Наконец Степану это все надоело. Он решил с этим покончить.
Ситуация N2
На одной из перемен к тебе подошел старшеклассник, попросил посмотреть твой мобильный телефон и без разрешения начал с него звонить, из-за чего и возник конфликт.
Ситуация N 3
Ученик 9 класса подошел к ученику 6 класса с угрозой забрать у него деньги. Ученик 6 класса сказал, что денег нет.
Девятиклассник продолжал настаивать на своем...
Через 5минут группы представляют свои варианты решения конфликтов.
Подведение итогов уроков
Возможно, в ходе уроков некоторые из вас мысленно не раз спросили себя: «А я конфликтный человек или нет? Что окружающие думают обо мне, комфортно ли им рядом со мной?»
ТЕСТ «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»
Ребята! Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?». Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего определенный стиль поведения.
Если подобным образом вы ведете себя
ЧАСТО - поставьте 3 балла;
ОТ СЛУЧАЯ К СЛУЧАЮ - 2 балла;
РЕДКО - 1 балл.
ВОПРОС:
«Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации?»
ОТВЕТЫ:
1. Угрожаю или дерусь.
2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.
3. Ищу компромиссы.
4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
5. Избегаю противника.
6. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.
7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем - категорически нет.
8. Иду на компромисс.
9. Сдаюсь.
10. Меняю тему...
11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.
12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.
13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.
14. Предлагаю мир.
15. Пытаюсь обратить все в шутку.
Обработка результатов теста. Подсчитайте количество баллов под номерами 1, 6, 11 - это тип поведения «А». Когда мы подсчитаем баллы по всем показателям, вы узнаете характеристику разных типов поведения в конфликтной ситуации и определите свой стиль.
Тип «А» - сумма баллов под номерами 1, 6,11.
Тип «Б» - сумма баллов под номерами 2, 7,12.
Тип «В» - сумма баллов под номерами 3, 8,13.
Тип «Г» - сумма баллов под номерами 4,9,14.
Тип «Д» - сумма баллов под номерами 5,10, 15.
Если вы набрали больше всего баллов под буквами:
«А» - это «жесткий тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало, вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда считает себя правым. Тип 1 "Акула" - силовая стратегия цели, конфликт решается выигрышем только для себя (доминирование).
Ориентация только на свои интересы и игнорирование интересов своего партнёра, то есть стремление добиться своих интересов в ущерб другому.
Преимущества: не копятся отрицательные эмоции; подходит для экстремальных ситуаций.
Недостатки: конфликт не решается справедливо; постоянный конфликт со всеми
«Б» - это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворили бы обе стороны. Тип 2 "Сова" - мудрая птица, ценит и цели, и взаимоотношения, открыто определяет позиции и пути выхода в совместной работе по достижению целей, стремится найти решения, удовлетворяющие всех участников (сотрудничество)".
Преимущества: справедливое, окончательное разрешение конфликта.
Недостатки: «Совой» быть трудно, так как надо думать не только о себе, но и о других.
«В» - это «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.
Тип 3 "Лиса" - стратегия хитроумного компромисса, при хороших взаимоотношениях добивается осуществления своих целей (компромисс).
Преимущества: быстрое разрешение конфликта, но не всегда справедливое.
Недостатки: может накапливаться неудовлетворённость у людей
«Г» - «мягкий» стиль. Своего противника вы уничтожаете добротой. С готовностью встаете на точку зрения противника, отказываетесь от своей. Тип 4 "Медвежонок" - сглаживание углов: такие люди любят, чтобы их понимали и ценили, ради чего жертвуют успехом (уступчивость).
Преимущества: Сохраняются взаимоотношения между людьми.
Недостатки: конфликты не решаются, накапливаются и снова возвращают
«Д» - «уходящий» стиль. Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения» Тип5"Черепаха" - уход под панцирь, отказ от достижения целей и от участия во взаимоотношениях с другими участниками, один из вариантов самодостаточности (избегание).
Преимущества: это «безопасный стиль в опасности»; человек сам конфликты не создаёт.
Недостатки: конфликт не решается и может возникнуть через некоторое время.
Теперь вы знаете свой стиль поведения в конфликте.
Задание: выберите из предложенных качеств те, которые помогают человеку договариваться с другими людьми, общаться.
(Скромность, справедливость, честность, стыдливость, искренность, порядочность, злость, честолюбие, милосердие, грубость, ответственность.)
слайд 12
- Эти качества человека помогут нам избежать трудных ситуаций и правильно поступить в конфликте.
слайд 13
Послушайте одну довольно известную притчу.
Два человека не могли поделить один апельсин. Каждый утверждал, что это его апельсин, и не хотел уступать другому. Неизвестно, чем бы закончилась эта история, если бы этим людям не пришла в голову простая мысль — выслушать друг друга. И тогда выяснилось, что одному нужен апельсин, чтобы выжать из него сок, а второму — чтобы из семечек вырастить новое дерево. Оказывается, эту проблему было просто решить.
- Так давайте слушать друг друга.
Домашнее задание. П. 9. повторить
Смысловой ( когда одно и то же слово, фраза, событие имеет разный смысл для разных людей). Эмоциональный (заключается в разнице чувств и вызванных ими состояний);
Приложение 1.
«Мудрецы и слон»: Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон. | Эмоциональный |
Пример из школьной жизни: открытие кубка здоровья, перетягивание каната между командами, рано или поздно одна из команд побеждает, испытывая радость и ликование, другая расстроена | Моральный |
Пример: полночь, а за стеной у соседей всё ещё слышна громкая музыка, заливистый смех. | Смысловой |