Тема: Дружба – это я и ты!
Ценность: Любовь
Качества: уметь делиться, дружба, помощь другу.
Цель: Расширение представления у учащихся о понятии «Дружба – это я и ты» через практику общечеловеческих ценностей «Любовь».
Задачи:
- расширять представление об искренней дружбе и ее обязательствах;
- развивать умения различать искреннюю, бескорыстную дружбу;
- воспитывать такие качества как, умение делиться, помогать другим.
Ресурсы: Учебное пособие по самопознанию для 4 класса; красивая мелодия без слов, презентация, видеоролик.
Ход урока:
Орг.момент. Позитивный настрой «Подводное царство» слайд 1
Сделайте несколько глубоких вдохов и расслабьтесь.
Представьте, что вы стоите на берегу моря. Ваших ног касаются волны, слышен крик чаек.(Пауза) Воздух влажный в зной день. Небо чистое и голубое. (Пауза)
Вдруг на линии горизонта вы видите темную точку. Постепенно она увеличивается, и видите перед собой дельфина. Он подплывает к вам, доверяя себя вам. Дельфин улыбается, издаёт приятные звуки и приглашает вас в путешествие.
Вы заходите в теплую воду, касаетесь руками влажной спины дельфина. Как приятно чувствовать прохладу в летний жаркий день! Вы взбираетесь на спину морскому другу, доверяя себя ему , и плывете вдаль, постепенно погружаясь в мягкую шелковистую, теплую воду. Под водой вам дышится легко.
Постепенно вы начинаете привыкать к окружающему вас морскому миру. Сколько здесь причудливых рыб и растений!. Вот мимо вас проплыла стайка веселых рыб, блестя чешуей как радуга. А вот степенно плывет причудливая рыба, раздувая свои плавники. Не торопясь, по своим делам идет морской краб. Ему нет ни до кого дела. А вон там… в дали смешной осьминог. Своими длинными щупальцами он добывает себе еду.
Вы плывете, и ваших ног приятно касается морская трава. Вы замечаете как здесь тихо как здесь спокойно. (Пауза) Запомните это состояние.
Приготовитесь к обратному пути.
Дельфин несет вас к берегу. Вот ваши ноги чувствуют дно. Вы встаете на берег, оборачиваетесь и видите добрую улыбку дельфина. Спасибо, мой морской друг! Машете ему в след и видите, как он снова сливается с линией горизонта.
Побудьте еще в этом состоянии. Открывайте глаза.
Вопросы:
- Что вы чувствовали во время позитивного настроя?
- Поделитесь своими впечатлениями.
Слайд 2 А сейчас, чтоб узнать какая у нас сегодня тема урока, давайте отгадаем ребус:
Слайд 3. Молодцы ребята, правильно, тема нашего урока «Дружба – это я и ты!»
Слайд 4. Проверка домашнего задания: написать эссе на тему дружбы, выучить стихотворение о дружбе.
Вопросы:
- О ком вы думали, когда писали эссе? Как его зовут?
- Почему из всех ваших друзей вы выбрали именно его?
- Какие качества вы хотели бы воспитать в себе?
Давайте подумаем, что же все-таки означает слово дружба? (Ответы детей) Слайд 5.
Слайд 6. Обратимся к толковому словарю Сергея Ивановича Ожегова.
Он гласит: «Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов». Запишем это определение.
А теперь мы переходим к следующему этапу нашего урока Позитивное высказывание.
Слайд 7. Позитивное высказывание (цитата): Друг – это тот, кто знает о тебе все и все равно любит тебя.
(Элберт Грин Хаббарт Американский писатель, издатель, художник и философ). Одним из известных фактов его биографии является то, что 7 мая он вместе с женой плыл на корабле 'Лузитания', который был торпедирован немецкой подводной лодкой и затонул у берегов Ирландии. Элберт Хаббард и Элис Хаббард оказались в числе тех 1198 пассажиров, которым не удалось спастись.
Вопросы:
- Как вы понимаете это высказывание?
- Прочитайте цитату хором.
4. Слайд 8. Подарок учителя (рассказывание истории)
Притча про двух друзей идущих по пустыне.
(Еврейская притча)
Как-то два друга много дней шли в пустыне.
Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал.
Молча, он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».
Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг его спас.
Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».
Первый спросил его:
– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
И друг ответил …
– Обиды нужно писать на песке, а добродетели высекать на камне.
Вопросы:
О ком эта притча?
Что случилось в пути?
Почему один из друзей обиду написал на песке, а благодарность высек на камне?
Как бы ты поступил в такой ситуации?
Видеоролик
Слайд 9. Творческая деятельность, групповая работа.
А теперь давайте подумаем, какими качествами должен обладать настоящий друг. Для это мы разделимся на группы. В этой шкатулке спрятались общечеловеческие качества: счастье, любовь, радость, улыбка. Давайте сядем каждый к своему столу.
1 группа: составить кластер на тему дружбы;
2 группа: размышление над ситуацией;
Ситуация Вы выполнили задание, но ваш друг не может с ним справиться. Как вы поступите?
3 группа: придумайте и нарисуйте символ дружбы.
4 группа: собери пословицу
Друг за друга держаться- | ничего не бояться |
Недруг поддакивает, | а друг спорит. |
Друга ищи, | а найдёшь – береги. |
Кто любит лгать, | того нельзя в друзья брать. |
Не тот друг кто мёдом мажет, | а тот, кто правду скажет. |
Новых друзей наживай, | а старых не забывай. |
Птицы сильны крыльями, | а люди дружбой. |
Человек без дружбы, | что дерево без корня. |
Какую дружбу заведёшь- | такую и жизнь проживёшь. |
Гору разрушает ветер, | а людскую дружбу – слова. |
Играет тихая музыка. Презентация своих работ командой. А сейчас давайте напишем друг другу пожелания, но сделаем это необычно, а в виде бабочки. На столах у вас лежат стикеры, напишите на них свое пожелание. А теперь я вам покажу как сделать вот такую красивую бабочку.
Молодцы. Давайте прикрепим их на полянку дружбы. После урока разберете пожелания.
Слайд 10. Вопросы:
- Скажите, узнали ли вы для себя что-нибудь новое, интересное?
- Какие чувства вы испытывали, когда выполняли задания?
- Чему вы научились?
Групповое пение:
Если с другом вышел в путь
Слова: Михаил Танич
Музыка: Владимир Шаинский
Слайд 11. Рефлексия: составить синквейн со словом дружба.
1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;
5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).
Слайд 12. Опережающее домашнее задание: нарисуйте приглашение на «Праздник друзей» и составьте к нему текст.
Слайд 13. Заключительная минута тишины.
Давайте сядем поудобней, на минутку закроем глаза и вспомним, о чем мы с вами говорили на уроке? Что вы взяли из нашего разговора, что вы поняли для себя? Я хочу пожелать вам вырасти настоящими людьми, чтоб из ваших маленьких сердец исходили только добро, любовь, взаимопонимание, а самое главное, чтобы вы умели слушать не только себя, но и другого человека.
Резерв: Составить заповеди дружбы
Заповеди дружбы
1. Не выдавай чужие секреты;
2. Всегда будь честным с другом;
3. Не бойся попросить прощения;
4. Не груби;
5. Не меняй друзей;
6. Не ябедничай. Если друг в чём-то не прав, скажи сразу об этом, останови, если он занимается чем-то плохим;
7. Если ты за что-то обиделся на своего друга, постарайся поскорее забыть об этом и простить ему свою обиду. Не злись!
8. Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или посмотреть-почитать книгу, не отказывай ему. Не жадничай!
9. Если ты взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь вернуть во время.