© 2024, Горелова Ирина Анатольевна 86 0
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Курский электромеханический техникум»
(ОБПОУ «КЭМТ»)
Отражение событий русско-японской войны в биографии лейтенанта А.С.Сергеева
Методическая разработка открытого урока
по общеобразовательному учебному предмету
ОДПб. 01 История Курского края,
направление подготовки 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования
(по отраслям) (базовая подготовка)
в рамках проекта «История техникума» и региональной конференции «Мост через время: любопытная старина, интересные современники. От реального училища к Курскому электромеханическому техникуму»
Разработчик: ГОРЕЛОВА Ирина Анатольевна,
преподаватель высшей квалификационной категории
2018 г.
Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Курский электромеханический техникум»
(ОБПОУ «КЭМТ»)
Отражение событий русско-японской войны в биографии лейтенанта А.С.Сергеева
Методическая разработка открытого урока
по общеобразовательному учебному предмету
ОДПб. 01 История Курского края,
направление подготовки 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования
(по отраслям) (базовая подготовка)
в рамках проекта «История техникума» и региональной конференции «Мост через время: любопытная старина, интересные современники. От реального училища к Курскому электромеханическому техникуму»
Разработчик: ГОРЕЛОВА Ирина Анатольевна,
преподаватель высшей квалификационной категории
2 018 г.
РАССМОТРЕНА на заседании предметной (цикловой) комиссии преподавателей социально-экономических дисциплин Протокол № 2 от 15 сентября 2018 г. Председатель ПЦК __________ И.А. Горелова | Заведующий отделением ____________________Н.Г. Корнев «_____»________________ 2018 г.
|
|
|
Отражение событий русско-японской войны в биографии лейтенанта А.С.Сергеева
Методическая разработка открытого урока
по общеобразовательному учебному предмету ОДПб. 01 История Курского края,
направление подготовки 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования
(по отраслям) (базовая подготовка)
в рамках проекта «История техникума» и региональной конференции «Мост через время: любопытная старина, интересные современники. От реального училища к Курскому электромеханическому техникуму»
Разработчик ___________
|
И.А. Горелова, преподаватель высшей квалификационной категории
|
Рецензенты:
Кравцова Е.С. – профессор кафедры философии ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет», доктор исторических наук
П рименко Г.Н. – преподаватель высшей квалификационной категории ОБПОУ «Курский электромеханический техникум», отличник народного просвещения
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Смерть со славой и с честью - не жертва, а подвиг.
Константин Александрович Федин
Не обижайте детей готовыми формулами, формулы – пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не учите их, что польза главное. Главное – воспитание в человеке человеческого.
Антуан де Сент-Экзюпери
Методическая разработка открытого учебного занятия (урока) по общеобразовательному учебному предмету ОДПб. 05 История Курского края (базовый уровень) (далее – методическая разработка) на тему: «Отражение событий русско-японской войны в биографии лейтенанта А.С. Сергеева» предназначена для проведения открытого урока по заявленной теме в рамках реализуемого в ОБПОУ «КЭМТ» долгосрочного проекта «История техникума» и региональной конференции «Мост через время: любопытная старина, интересные современники. От реального училища к Курскому электромеханическому техникуму».
Предлагаемый урок посвящен 155-летию со дня рождения Александра Семеновича Сергеева (18(30) сентября 1863 г. – 26 февраля (10 марта) 1904), русского офицера, лейтенанта, командира миноносца «Стерегущий», героически погибшего во время русско-японской войны.
Данная разработка может быть использована преподавателями в организации образовательной деятельности студентов на учебных занятиях и во внеаудиторной работе.
Представленная разработка ориентирована на основные концептуальные положения Историко-культурного стандарта, определяющего в качестве приоритетных задач исторического образования обучающихся нижеследующие задачи:
- понимание прошлого России как неотъемлемой части мирового исторического процесса;
- воспитание у молодого поколения чувства гордости за свою страну, за ее роль в мировой истории,
– формирование у обучающихся исторического мышления.
Тема урока требует глубокого осмысления студентами трагических страниц исторического прошлого Русского государства и Курского края. Гибель Экипажа миноносца «Стерегущий» неравном бою около Порт-Артура в ходе русско-японской войны стоит в одном ряду с подвигом крейсера «Варяг», канонерской лодки «Кореец», названия которых навечно стали символами мужества и самоотверженности русских моряков. Не желая сдаваться превосходящему противнику, экипажи предпочли смерть. Подвиг «Стерегущего» для курян имеет особое значение, так как в его экипаже были наши земляки-куряне.
Задача педагога на данном уроке заключается в том, чтобы помочь обучающимся осмыслить причины, события и итоги русско-японской войны через образное восприятие события и его отражение в биографии его отдельных участников. Данная тема детерминирует необходимость определения личностного смысла изучаемого материала для каждого обучающегося: осмысления уроков истории нашей страны, осмысление множественности подходов к решению исторических проблем, воспитание личной ответственности за будущее своей страны.
Результативность в решении этой задачи во многом зависит от выбора технологий обучения. Теме урока и целям, стоящим перед педагогом, более всего соответствуют театрализация или разыгрывание ролей1. Разыгрывание ролей – игровой метод активного обучения, характеризующийся следующими основными признаками: наличие задачи и проблемы и распределение ролей между участниками их решения, взаимодействие между участниками игрового занятия, оценка результатов обсуждения и подведение итогов учителем. В современной науке театрализация определяется по-разному в силу интеграции в ней методов и приемов педагогики и театрального искусства. Театрализация рассматривается как особая технология педагогического моделирования обучения, созданная на основе комплексного использования выразительных средств театра и совокупности приемов введения, закрепления и активизации иноязычного материала, обеспечивающая развитие продуктивной деятельности обучающегося и его личностное развитие как субъекта образовательного процесса. Театрализованная игра, элементы театрализации являются гармоничным сочетанием театрального искусства (условность атрибутов, особенности произношения речей) с педагогическим процессом по своим целям и принципам построения (коллективность, распределение ролей, необходимость педагогического руководства). В рамках театрализации на уроке используются следующие приемы: персонификация, когда реально живший исторический персонаж или писатель участвует в уроке, историческая сценка (небольшое представление – способ передачи обучающимся исторической информации посредством ролевого исполнения по заранее составленному сценарию с применением театральных атрибутов (в данном случае макетов наград А.С. Сергеева и катаны)2.
Проведению урока предшествовал этап подготовки, на котором было проведено написание сценария, распределение ролей, подготовка реквизита, репетиции. Обучающиеся в этом случае выступали как актёры или как режиссёры. Работа в качестве актёров позволяет прочувствовать состояние того или иного персонажа в предлагаемой ситуации, а значит понять мотивы и цели его поступков, разгадать в тексте сценария то, о чём автор порой прямо не заявляет.
Перед уроком обучающиеся - «актеры» накапливают материал (используют сборники документов, мемуары, публикации периодической печати) и составляют речи. Обучающимся было дано предварительное задание продумать вопросы, которые бы они хотели задать непосредственным участникам событий русско-японской войны (лейтенанту А.С. Сергееву, императору Николаю II, японскому императору, простому русскому матросу и т.д.).
Эффект драматизации состоит в действенной активной приобщенности обучающегося к возникновению, развитию, разрешению нравственного конфликта в исторической пьесе. Суть театрализации заключена в том, что, обучающиеся, изучающие речь и создающие образ исторической личности пытаются выразить себя посредством театральной игры. Человек, выражающий себя - это прежде всего тот, кто рискнул заглянуть в глубины мотивации собственных поступков, ища там ответ на вопрос: «Во имя каких идеалов я живу?». Ему, этому человеку, часто не хватает опыта самоанализа и слов для выражения своего миропонимания. Именно поэтому он ищет средства для действенной реализации возникающих состояний. Такими средствами является художественная литература, обучающиеся познакомились с произведениями А.А. Харитановского «Господа офицеры», В.Пикуля «Цусима» и «Каторга».
Решив играть, то есть, создавая образ исторической личности с помощью литературного текста, обучающиеся получили возможность совершать вместе с героями поступки, соответствующие самым высоким идеалам нравственности.
Представленный урок разработан в соответствии с основополагающими идеями Программы исторического образования «Патриотизм. Молодежь. Отечество», входящей в Программу развития областного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Курский электромеханический техникум» на 2018-2023 гг. «Образование для успешных людей – инвестиция в человеческий капитал региона».
Данная программа нацеливает преподавателей истории при разработке содержания образования на то, чтобы обучающиеся знали «основные точки зрения историков на проблемные вопросы отечественной истории и мирового развития; умели определять и обосновывать свое отношение к событиям и явлениям, а также выдающимся деятелям исторической эпохи».3 Реализация данного подхода осуществляется на предлагаемом уроке через привлечение обучающихся к работе с различными источниками, способствующими более глубокому пониманию исторических личностей.
Методическая разработка содержит деятельностную карту учебного занятия с детализированным описанием целей, задач, образовательных технологий, методов обучения, планируемых результатов. В методической разработке прописаны средства обучения и образовательные ресурсы.
Урок логически структурирован в соответствии с его целями и задачами; в разработке определен регламент учебного занятия, подробно описан каждый этап урока.
Методическая разработка учебного занятия (урока) выполнена в соответствии со следующими локальными нормативно-правовыми и методическими документами:
– «Положением об открытом учебном занятии (уроке) в ОБПОУ «КЭМТ»»;
– «Требованиями к современному уроку в контексте реализации ФГОС СПО, компетентностного и системно-деятельностного подходов к образовательной деятельности в ОБПОУ «КЭМТ»»;
– «Методическими рекомендациями по составлению методических разработок педагогическими работниками ОБПОУ «КЭМТ»».
ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Специальность: 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) (базовая подготовка)
Учебная группа: ЭМ-11
Учебный предмет: ОДПб. 01 История Курского края
Тема урока: Отражение событий русско-японской войны в биографии лейтенанта А.С. Сергеева
Тип урока: урок «открытие» нового знания
Вид урока: урок–театрализация
Место проведения: учебный корпус по ул. Садовая, 19, кабинет истории
Межпредметные связи: политология, история, литература
Средства обучения:
- технические: мультимедийный проектор и экран, персональный компьютер;
- информационно-коммуникационные: компьютерная мульти-медийная презентация к уроку – готовит преподаватель;
- видеоресурсы:
- Русско-японская война. Интерактивная карта.
Цели урока:
деятельностная: развитие у обучающихся умения работать с различными источниками информации при оценке исторических событий и личностей, анализировать исторические факты с точки зрения конкретно-исторического подхода, умения участвовать в обсуждении исторических проблем, формулировать и отстаивать собственную точку зрения, основанную на фактическом материале, избегая крайностей, формирование позитивных установок и навыков общения в учебной группе, умения работать с картой.
содержательная: углубление знаний обучающихся о причинах, основных событиях и итогах русско-японской войны в преломлении к биографии курянина лейтенанта А.С. Сергеева, капитана миноносца «Стерегущий»;
воспитательная: воспитание у обучающихся чувства патриотизма, любви и уважения к своему народу, к истории своей страны;
методическая: использование активных методов обучения – разыгрывание ролей в рамках урока с элементами театрализации для создания условий, позволяющих каждому обучающемуся проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах организации учебной деятельности.
Задачи урока
учебно-практические:
развитие у обучающихся умений и навыков работы с письменными историческими источниками, учебной и дополнительной литературой, их анализ и структурирование, поиск фактов для защиты той или иной точки зрения на проблемные вопросы темы (для выступления);
совершенствование информационно-коммуникационной компе-тенции обучающихся через участие в исследовательской деятельности;
совершенствование умения ясно, логично и точно высказывать свою точку зрения, используя соответствующие языковые средства;
– развитие творческого мышления, исторического воображения;
– развитие навыков работы с картой,
- развитие навыков публичного выступления.
учебно-познавательные:
осмысление обучающимися своего гражданского долга и ответственности за будущее своей страны;
развитие способности к самостоятельной информационно-познавательной, аналитической и рефлексивной деятельности;
развитие любознательности и творческих способностей обучающихся;
воспитательные:
воспитание у обучающихся интереса к истории России, к истории Курского края.
Образовательные технологии: личностно - ориентированные технологии, информационно-коммуникационные технологии, разыгрывание ролей, театрализация.
Формы организации обучения: фронтальная и индивидуальная.
Методы обучения:
вербальные: проблемная беседа, рефлексивная беседа, работа с понятиями;
наглядные: компьютерная мультимедийная презентация;
практические: подготовка и создание эмоционально - образного портрета эпохи русско-японской войны 1904-1905 гг. через персонификацию исторических деятелей.
Планируемые результаты:
а) предметные:
– углубление знаний о причинах, основных событиях и итогах русско-японской войны;
- изучение биографии лейтенанта А.С. Сергеева, командира миноносца «Стерегущий»;
– осмысление разных точек зрения на проблемные вопросы, вставшие перед Россией в сложный исторический период нашей страны;
- осмысление обучающимися своего гражданского долга – знать свою историю, уважать ее, извлекать из нее уроки.
б) метапредметные:
регулятивные:
умение ставить перед собой цель, видеть ожидаемый результат работы;
умение рационально распределять рабочее время, анализировать свои результаты, корректировать свои действия в ходе исследовательской деятельности (индивидуальные поисковые и групповые работы);
познавательные:
способность к определению и формулированию когнитивных целей и задач;
способность к самостоятельному осмыслению исторических источников;
умения и навыки поиска и отбора необходимой информации, применения методов информационного поиска;
умение структурировать знания, выделять главное;
умение аргументировано высказывать и защищать свою точку зрения;
коммуникативные:
способность к участию в планировании и организации учебного занятия;
умение аргументировано высказывать и защищать перед аудиторией точку зрения на заданную тему;
умение анализировать исторические факты и деятельность отдельных исторических личностей, политических партий и групп;
умение высказывать собственное мнение, основанное на убеждении в процессе знакомства с историческими источниками и исторической литературой
в) личностные:
осознание социальной и личностной значимости учебного материала.
Нормативные документы:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. № 413 г.). – М.: Министерство образования и науки РФ, 2012.
2.Концепция развития исторического образования будущего специалиста «Патриотизм. Молодежь. Отечество» в Областном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Курский электромеханический техникум» (ОБПОУ «КЭМТ») на 2016-2020 годы.
Образовательные ресурсы:
Основная литература:
1. Орлов А.С. История России// «Проспект», - М, 2012. –С. 525
2. Орлов А.С. Хрестоматия по истории России//«Проспект», - М, 2012.
3. Ушаков А.В. Отечественная история XX-начало XXI веков// «Форум», - М, 2012.
Дополнительная литература:
Донченко Ю.В. Курская губерния на старой открытке. — Курск: Курский областной комитет государственной статистики, 2004. — С. 331. — 336 с. — 3000 экз. — ISBN 5-901958-02-2.
Харитановский А.А. Сергеев Александр Семёнович // Курск. Краеведческий словарь-справочник. — Курск: ЮМЭКС, 1997. — С. 353. — 10 000 экз. — ISBN 5-89365-005-0.
Интернет-ресурсы:
Сергеев Александр Семенович (1863-1904), автор М. Шехирев // Электронный ресурс: URL: http://old-kursk.ru/book/zemlaki/sergeev.html
Русско-японская война 1904-1905. Интерактивная карта. // Электронный ресурс: URL: https://www.youtube.com/watch?v=_ZSq192PX7k
Научно-методические ресурсы:
1. Галахова Г.Н. Как гений выглядит вблизи: урок-портрет// Современные педагогические технологии в профессиональном образовании. Опыт педагогов –новаторов г. Курска и области/Под науч.ред Е.Н. Овсянниковой – Изд. Центр КИНПО (ПКиПП) СОО,2013. -329,С.329.
2. Гин А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. Пособие для учителя / М.: Вита-Пресс, 2009. - 112 с.
3. Григорьев В. М. Педагогическое руководство игровой деятельностью подростков, Диссертационная работа / ил РГБ ОД 61:85-13/54 /http://www. lib. ua-ru. net/diss/cont/157833.html
4. Ершова А. П., Букатов В. М. Театральные подмостки школьной дидактики. История социоигровой педагогики, драмогерменевтика / http://biblioteka. teatr-obraz. ru/node/6107
5. Короткова М. В., Студеникин М. Т. Практикум по методике преподавания истории в школе. Москва, 2000.
6. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Часть 4: Научно-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. заведений, слушателей ИПК// Ростов н/Д: Учитель, 2007, –С. 240.
7. Люрья Н. И., Черепова Н. Ю. Игра как метод обучения мышлению. Центр региональной политики развития ЦРО РАО. "УВК№ 1835. /Томск: Изд-во Том. ун-та, 1984. - 257 с.
8. Манн Б. Б. Школьный исторический театр. «Преподавание истории в школе», №3, 1993.
10. Михилькевич В.Н., Полушкина Л.И., Мегедь В.М. Справочник по педагогическим инновациям. – Самара, 1998, – С. 172.
11. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений/Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. – М.: Издательский центр «Академия», 2007, –С. 368 .
Основные термины и понятия:
Русско-японская война, «маленькая победоносная война», аннексия, гегемония, миноносец, кингстоны.
Организационная структура учебного занятия
Наименования этапов учебного занятия/ регламент (в минутах) | Ключевые учебно-познавательные, учебно-практические задачи, решаемые на данном этапе | Виды деятельности студента | Виды деятельности преподавателя | Средства контроля достижения планируемых результатов/формы организации совзаимодействия (интерактивного общения) на данном этапе | Формируемые УУД |
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (3 мин) | Создание эмоционально-образной педагогической ситуации, содержащей ценностную установку студентов и активизирующей интерес к обучению | Эмоционально настраи-ваются на диалог и дискуссию по теме урока. Подготав-ливаются к когнитивно-му, эмоциональному и рефлексивно-оценоч-ному восприятию содержания урока
| Приветствует обучающихся. Настраивает студентов на продуктивную деятельность. Создает эмоционально-образную педагогическую ситуацию, содержащую ценностную установку студентов и активизирующую интерес к обучению
| Побуждающий диалог
| Личностные: стремление к целенаправленной познавательной и рефлексивно-оценочной деятельности. Познавательные: готовность к информационно-познавательной деятельности, детермированной личностным смыслом Регулятивные: саморегуляция; умение быстро включаться в деловой ритм, активную деятельность и мыслительную работу, способность к эмоционально-оценочному отклику Коммуникативные: умение участвовать в проблемном диалоге, аргументированно высказывать свою точку зрения |
2. Этап актуализации опорных знаний. Целеполагание, формулировка учебной задачи (6 мин) | Постановка целей урока. «Погружение» в тему занятия, мотивированное пробуждение интереса к теме; актуализация опорных знаний, создание условий для дальнейшей познавательной деятельности; сопряжение актуализации знаний с рефлексивной деятельностью, прогнозирование результатов | Участвуют в беседе по актуализации знаний темы, определении и формулировании целей занятия. Осмысливают причины русско-японской войны, ее основные события и итоги | Корректирует и конкретизирует цели занятия, организует деловое общение, способствующее актуализации опорных знаний о причинах, событиях и итогах русско-японской войны | Подводящий диалог; работа с целями урока, работа с картой «Русско-японская война 1904-1905 гг.» | Личностные: личностное осмысление причин, событий и итогов русско-японской войны Познавательные: соотнесение имеющихся исторических знаний с целью урока и планом урока развитее навыков работы с картой Регулятивные: целеполагание; планирование; прогнозирование Коммуникативные: умение обмениваться мыслями и суждениями в режиме диалога |
3. Работа над новой темой («открытие» нового знания) (30мин) | Выстраивание логики развития учебного занятия в контексте решения задачи урока. Решение проблемных ситуаций в форме театрализованного действа: а) лейтенант А.С. Сергеев, герои - участники военных действий; б) правительственные круги; в) министры и государевы. Личностное переосмысление материала. Индивидуальный подход к решению проблемы. Оценка деятельности и поступков героев с нравственной точки зрения (в устных ответах).
| Решают проблемные ситуации в форме театрализованного действа: а) лейтенант А.С. Сергеев, герои - участники военных действий; б) правительственные круги; в) министры и государевы. Личностное переосмысливают материал. Оценивают деятельность и поступки героев с нравственной точки зрения (в устных ответах).
| Создание проблемных ситуаций. Развитие проблемы через эвристическую беседу. Постановка проблемы оценки деятельности и поступков героев с нравственной точки зрения. | театрализация, персонализация эвристическая беседа
| Личностные: ценностно-смысловая ориентация –умение видеть значимость темы для сегодняшнего понимания событий, происходящих в мире, извлекать уроки из прошлого, соотносить события и факты с принятыми морально-этическими принципами и позицией гражданина России Познавательные: владение навыками исследовательской деятельности с привлечением различных источников; умение обосновывать свою точку зрения; умение интерпретировать информацию, полученную из различных источников Регулятивные: умение самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; выбирать пути достижения поставленной цели Коммуникативные: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения; строить монологические высказывания), использовать адекватные языковые средства; умение обмениваться мыслями, оценками, суждениями в режиме диалога; умение аргументировать свое мнение и собственную позицию в коммуникации |
5. Включение нового знания в систему имеющихся знаний (3 мин)
| Выявления границ применимости нового знания, новых способов действия
| Участвуют в организованной преподавателем беседе, позволяющей оценить «прирост» знаний, умений и навыков, осознать их личностный смысл (возможность применения в различных учебных и жизненных ситуациях), отвечают на проблемный вопрос
| Направляет | Проблемная беседа | Личностные: действия смыслообразования (осознание возможности применения нового знания в различных ситуациях) Познавательные: понимание и адекватная оценка ценностного смысла нового знания и границ его применимости Регулятивные: контроль (сличение прогнозируемого и полученного результата), коррекция Коммуникативные: умение высказывать и убедительно аргументировать собственные суждения, вырабатывать общие решения |
6. Рефлексия: - рефлексивная оценка урока. Подведение итогов учебного занятия (2мин) | Осмысление обучающимися своего гражданского долга–знать и уважать свою историю, беречь свою Родину и государство извлекать уроки из исторического прошлого нашей страны. Развитие у обучающихся навыков познавательной рефлексии; контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Участвуют в организованной преподавателем беседе, позволяющей оценить «прирост» знаний, умений и навыков, осознать их личностный смысл (возможность применения в различных учебных и жизненных ситуациях). Оценивают свою работу на занятии
| Организует рефлексивную оценку урока. Оценивает работу студентов, организует диалоговое общение, стимулирующее рефлексивную деятельность, оценку и самооценку. Подводит итоги проделанной работы
| интерактивная беседа, рефлексивная беседа | Личностные: умение оценивать усваиваемое содержание урока, исходя из социальных и личностных ценностей Познавательные: понимание и адекватная оценка ценностного смысла нового знания и границ его применимости, оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные: осмысление достигнутых на уроке результатов, самокоррекция Коммуникативные: умение высказывать и убедительно аргументировать собственные суждения, вырабатывать общие результаты |
7. Инструктирование о выполнении домашнего задания (1мин)
| Ознакомление с творческим домашним заданием, детализация информации по его выполнению
| Осмысливают и записывают домашнее задание | Инструктирует выполнения домашнего задания | беседа | Личностные: осознание личностного смысла творческого домашнего задания Познавательные: освоение модели и технологии написания исторического эссе Регулятивные: саморегуляция, организация собственной творческой деятельности |
СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
I. ЭТАП МОТИВАЦИИ (САМООПРЕДЕЛЕНИЯ) К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Преподаватель. Приветствует обучающихся. Настраивает студентов на продуктивную деятельность.
Преподаватель. В нынешнем году исполняется 155 лет со дня рождения нашего знаменитого земляка – Александра Семеновича Сергеева, капитана эскадренного миноносца «Стерегущий», героически погибшего в неравном бою с превосходящими силами японцев 26 февраля (10 марта) 1904 года во время русско-японской войны. Против миноносцев «Стерегущий» и «Решительный» действовало четыре японских миноносца, которые по вооружению, водоизмещению и количеству экипажа существенно превосходили русские миноносцы. Но «Стерегущий» не сдался, получив серьезные повреждения, корабль продолжил бой.
В славной летописи Российского императорского флота трагические страницы Русско-японской войны 1904-1905 гг., пожалуй, более других изобилуют примерами доблестного самопожертвования боевых экипажей, своей жизнью доказавших верность старинному девизу русских моряков: "погибаю, но не сдаюсь!"
Преподаватель. Давайте определим тему нашего урока.
Обучающиеся. Определяют тему урока.
Преподаватель. Сведя воедино все сказанное вами, предлагаю тему «Отражение событий русско-японской войны в биографии лейтенанта А.С. Сергеева». Запишите тему в тетради.
Обучающиеся. Записывают тему в тетради.
II. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ. ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.
Преподаватель. Давайте определим цели урока.
Обучающиеся. Пытаются определить и сформулировать цели урока.
Преподаватель. Уточняет и конкретизирует цели урока:
- мы сегодня углубим знания об основных событиях русско-японской войны; о подвиге миноносца «Стерегущий»,
- познакомимся с биографией нашего знаменитого земляка-курянина лейтенанта А.С. Сергеева.
III. ПОДГОТОВКА К ОТКРЫТИЮ НОВОГО ЗНАНИЯ
Преподаватель. Какие причины русско-японской войны мы можем назвать?
Обучающиеся. Важнейшей причиной русско-японской войны стала экспансия России на восток. Однако причиной непосредственной явилась аннексия Ляодунского полуострова, ранее захваченного Японией. Это спровоцировало военную реформу и милитаризацию Японии и привело к войне.
Преподаватель. Какие сражения русско-японской войны вы могли бы назвать? И расскажите о них подробнее.
Обучающиеся. (работают с картой)
Предполагаемые ответы обучающихся.
Морские бои у Порт-Артура и Чемульпо в январе-мае 1904 гг.
До объявления войны в ночь на 27 января Япония провела минную атаку против Тихоокеанской эскадры, стоявшей на рейде Порт-Артура. Три российских корабля, в том числе и крейсер были выведены из строя.
Днем 27 января возле Чемульпо после неравного боя двух русских кораблей протия японской эскадры броненосный крейсер «Варяг» вернулся в гавань и был затоплен по приказу своего командира В.Ф. Руднева, а канонерская лодка «Кореец» взорвана.
Гибель флагманского броненосца «Петропавловск», который подорвался на мине и затонул вместе со штабом и командующим Тихоокеанской эскадрой вице-адмиралом Степаном Осиповичем Макаровым. Если бы не это событие, то адмирал Макаров смог бы не только укрепить оборону Порт-Артура, но и при помощи береговой артиллерии уничтожить японский флот.
Высадившаяся в Корее 1-я японская армия двинулась к границе с Маньчжурией. А 2-я и 4-я армии японцев двинулись к Порт-Артуру. Противоречия между главнокомандующим дальневосточными силами Алексеевым и командующим Маньчжурской армией А.Н. Куропаткиным не позволили русским войскам остановить наступление японцев. В результате японцы перерезали дорогу на Порт-Артур, взяли второй квантунский порт Даолянь и разгромили под Вафангоу шедший на помощь Порт-Артуру Сибирский корпус.
Нерешительность и недальновидность генерала Куропаткина, то что он не использовал все силы, привела к неудаче наступления у реки Шахэ, где после безрезультатных боев началась окопная война – «шахэйское сидение».
Оборона Порт-Артура в июле-декабре 1904 г. Порт-Артур оказался отрезан от российских войск. Гарнизон во главе с генералом Р.И. Кондратенко и комендантом крепости К.Н. Смирновым сдержал шесть штурмов. Обороняясь со стойкостью и героизмом, русские солдаты нанесли противнику большие потери. Даже после гибели Кондратенко и после взятия японцами первой линии обороны крепость еще долго не сдавалась. Ее сдал начальник Квантунского укрепрайона Стессель только 20 декабря. После падения Порт-Артура исход войны был предопределен. Война была фактически проиграна.
Мукденское сражение в феврале 1905 г. В январе 1905 г. русская армия провела неудачную наступательную операцию на р. Шахэ. Не дожидаясь нового наступления русских, в феврале японцы обошли с северо-запада русские войска под Мукденом и прорвали фронт на востоке. Под угрозой окружения русская армия отступила. Но и японская армия не имела больше сил для наступления. Военные действия на суше фактически прекратились.
Цусимское сражение в мае 1905 г. Т.к. русские корабли в Тихом океане были либо уничтожены, либо заблокированы в Порт-Артуре. Для участия в дальневосточной войне на Балтийском и Черном морях были сформированы 2-я и 3-я Тихоокеанские эскадры, которые были переброшены на Дальний восток и 14 мая вступили в бой возле Цусимских островов. 30 русских крейсеров против 89 более совершенных и лучше вооруженных судов Японии. Несмотря на героизм русских моряков 13 кораблей погибли в бою, 5 кораблей сдались. 5 крейсеров и 2 миноносца прорвались во Владивосток и китайские порты, но итогом сражния стал разгром русской эскадры.
Преподаватель. В июле 1905 г. по инициативе Японии, обессиленной войной и спешившей использовать поражения русских войск, в американском городе Портсмуте при посредничестве США начались мирные переговоры. Давайте вспомним, чем они завершились?
Обучающиеся. Был пописан Портмутский мир, по которому Япония была признана победителем в войне, она не получала контрибуцию, российский военный флот не ограничивался, но Корея признавалась сферой влияния Японии, Япония получала в аренду Ляодунский полуостров с Порт-Артуром и Далянем, Япония оккупировала южную половину Сахалина, Маньчжурия фактически делилась на сферы влияния Японии и России, которые соглашались не мешать экономическому проникновению в регион и других государств, японцы получали право ловить рыбу вдоль всего российского побережья.
Преподаватель. Хочу дополнить, что потери России составили свыше 400 тысяч человек, из них 50 тысяч убитыми, а потери Японии были больше, она потеряла только убитыми 86 тысяч. Россия затратила на войну 2,3 млрд. рублей и потеряла имущества на 0,5 млрд. рублей. Война финансировалась за счет государственного долга и привела к расстройству финансовой системы, росту налогов, увеличению инфляции. Давайте вспомним, какие социально-политические последствия имела русско-японская война?
Обучающиеся. Неудачная война приблизила революцию. Значительное число стачечников и демонстрантов требовало прекращения войны, непопулярная война пошатнула авторитет Николая II.
IV. РАБОТА НАД НОВОЙ ТЕМОЙ. «ОТКРЫТИЕ» НОВОГО ЗНАНИЯ
Преподаватель. У нас сегодня нестандартный урок. Сегодня мы сможем задать вопросы непосредственным современникам и участникам событий – лейтенанту А.С. Сергееву, императору Николаю, японскому императору, простому русскому моряку. Накануне урока я попросила вас продумать вопросы, которые вы бы хотели задать. И первым с кем бы мы хотели поговорить, будет Александр Семенович Сергеев.
Выходит обучающийся, исполняющий роль лейтенанта А.С. Сергеева.
Обучающиеся. Задают подготовленные вопросы.
Обучающийся в роли А.С. Сергеева.
Я родился 18 (30) сентября 1863 г. в городе Курске в дворянской семье. У отца нас было четверо. Я был младшим. Отец мой, Семен Александрович, служил чиновником губернского правления в чине надворного советника, мать Ольга Ивановна, урожденная Баранцева. Наше имение находилось в деревне Стаканово Курской губернии. Крестили меня в Курске в Михайловской церкви. Когда мне исполнилось 7 лет меня отдали учиться в недавно открывшееся реальное училище, п окончании которого я поступил в Петербургский морской кадетский корпус, откуда был выпущен мичманом. Потом продолжил обучение в Кронштадте в минно-офицерских классах. После этого был назначен на флагман Средиземноморской эскадры броненосец «Император Николай I», там я получил звание лейтенанта, отслужив на данном судне около трех лет. Дальнейшую службу я проходил на Балтийком море в Петербургском отряде командиром малых минных кораблей. А накануне начала русско-японской войны был переведен в Порт-Артурскую эскадру на Тихом океане командиром эскадренного миноносца «Стерегущий»
Вопрос: вы родились в Курске, почему вы решили связать свою судьбу с морем?
Ответ: Мы, Сергеевы, род старинный, морской. В ушкуйниках новогородских хаживали. На Балтийское да на Белое море в своих ладьях выплывали. С Петром Первым Азов у турок отбирали. В тысяча восемьсот девятнадцатом году на шлюпе «Восток» с Фаддеем Фаддеевичем Беллинсгаузеном в Антарктиду ходили. В тысяча восемьсот семьдесят седьмом году в экипаже «Константина» у Степана Осиповича Макарова состояли. С ним же, десять лет назад, по Тихому океану и Охотскому морю плавали на броненосцах, крейсерах, канонерских лодках, оберегая наш Дальний Восток от вражеских поползновений. Отец мой в Крымскую войну был юнкером флота, дрался за Севастополь с французами и англичанами и получил четыре георгиевских креста. Уже будучи полным кавалером, он продолжал сражаться, выполняя самые рискованные поручения. И тогда адмирал Нахимов сказал перед строем: «Орденский статут не дает мне возможности снова наградить юнкера флота Сергеева по заслугам, а то я украсил бы его грудь еще тремя бантами, чтобы у него был „бант бантов“…»
Вопрос: Правда ли, что вы были знакомы со знаменитым химиком Менделеевым?
Ответ: Да, я был дружен с его сыном Володей, с которым сблизился еще в кадетском корпусе.
Вопрос: Расскажите о миноносце «Стерегущий», вы были довольны командой корабля?
Ответ: Я был назначен капитаном «Стерегущего» лично вице-адмиралом Макаровым, которого всегда уважал. В день назначения он представил меня команде, многих я знал еще по службе в Средиземном море и по Петербургу. А с инженером-механиком Анастасовым был дружен еще в Курске. В день назначения я записал в своем дневнике: «Конечно, с первых же дней надо будет не только связаться, но и слиться с матросами, увлечь их, вызвать в сердце готовность на любой подвиг. При постоянной заботе о людях, об их питании, обмундировании и отдыхе нельзя, однако, ни в чем допускать ослабления дисциплины, которая должна быть разумной и крепкой. Привычка к дисциплине — первый признак военной зрелости и культуры, а у моряков она включает в себя и гордость своим кораблем»
Вопрос: Какое задание получил «Стерегущий» накануне своего последнего сражения?
Ответ: На «Стерегущего» возлагался подробный осмотр побережья и островов Эллиот и Блонд с бухтой Торнтон. Цель разведки — выяснить местонахождение неприятельской миноносной базы в девяностомильном районе от Порт-Артура. Кстати, с поставленной задачей «Стерегущий» справился.
Вопрос: Расскажите о самом сражении?
Ответ: На рассвете 26 февраля (10 марта) эскадренные миноносцы «Стерегущий» и «Решительный», возвращаясь в Порт-Артур после ночной разведки, наткнулись на четыре японских миноносца «Акэбоно», «Садзанами», «Синономэ» и «Усугумо». Впоследствии к ним присоединились два крейсера «Токива» и «Титосэ». Мы попытались избежать сражения, но когда стало понятно, что к Порт-Артуру сможет пробиться только «Решительный». Я принял решение принять бой. У одного из японских кораблей было закрашено название, это значит, что если какой-нибудь японский корабль во время боевой операции не выполнил безукоризненно и полностью полученного от штаба задания, он «терял свое лицо», и его лишали имени. Вернуть потерянное имя он мог только подвигом, который должен был искать…
Вопрос: Вы были тяжело ранены в ходе боя, но продолжали командовать кораблем и не покинул капитанского мостика.
Ответ: Когда я понял, что не смогу продолжать командовать кораблем, я передал свои полномочия лейтенанту Головинзину.
Вопрос: Что для Вас армия и государство без флота?
Ответ: Государство и армия без флота, по-моему, подобно голосу певца за сценой: его выслушивают, но с ним никто не считается. Любое её колебание отражается сначала на флоте, потом до армии, а затем газеты доносят его до широкой публики.
Вопрос: Считаете ли Вы свой поступок в бою подвигом?
Ответ: Я - русский офицер. Я давал присягу на верность царю и Отечеству. А потому это не подвиг, а выполнение священного долга.
Преподаватель. Обратимся к еще одному участнику сражения к простому русскому матросу.
Выходит обучающийся, исполняющий роль матроса
Вопрос: Расскажите о последних минутах жизни лейтенанта Сергеева.
Ответ: После того как наш капитан был тяжело ранен он сказал: «По состоянию «Стерегущего» можно ожидать, что враги сделают попытку взять его корпус на буксир как трофей. Если умру, «Стерегущего» врагу не отдавать. Пусть последний из людей, оставшихся в живых, откроет кингстоны. Русский флаг можно сбить выстрелами, можно вырвать из рук убитого, но добровольно русский флаг там, где поднят, врагу не сдается. Скажите это каждому матросу…» Его предложили перенести в безопасное место, но он отказался. Он хотел быть до конца на боевой рубке, на своем командирском посту. Приподнявшись на локтях и повернув голову к неприятелю, Сергеев смотрел на продолжавшийся бой, оценивая шансы «Стерегущего» продержаться до прибытия русских кораблей. Матросы, с обветренными лицами, воспаленными глазами, бледные, но решительные, зорко вглядывались в японские суда, беспрерывно стреляли по ним из винтовок. Ожесточившийся враг отвечал неослабевающей артиллерийской пальбой. Вражеские борта вспыхивали огнем, обволакивались клубами дыма, доносился зловещий вой разодранного в клочья воздуха — и через мгновение грохот разрыва. Весь корпус «Стерегущего» сотрясался от неприятельских ударов. На палубе слышался треск чего-то рушащегося, чей-то страшный крик от неожиданной боли, протяжный стон, близкий и хватающий за душу. То там, то здесь падали люди. Одни поднимались, другие оставались лежать неподвижно. Кто же защитит «Стерегущего», когда упадет последний матрос? Капитан приказал взять его на руки и пронести вдоль всего миноносца, он чувствовал себя обязанным сказать каждому из оставшихся в строю людей: «Нет ничего позорнее и ужаснее, как допустить на родной корабль врага-победителя. Родина доверила миноносец командиру и экипажу, их доблести и мужеству. Оправдаем доверие нашей великой отчизны!». Но, обессиленный он говорил кратко: «Спасибо за службу… Умри, но «Стерегущего» врагу не отдавай!»
Преподаватель. Подвиг или исполнение долга, по-вашему, является поступок лейтенанта А.С. Сергеева?
Обучающиеся. Отвечают на поставленный вопрос, высказывают свою точку зрения.
Преподаватель. Кому из современников событий вы бы еще хотели задать вопросы?
Обучающиеся. Николаю II.
Выходит обучающийся, исполняющий роль Николая II.
Вопрос: Каковы, по-вашему, причины русско-японской войны?
Ответ: Причины этой войны в том, что я хотел показать силу русской армии и тем самым поднять свой авторитет в глазах русского народа. Мне нужна была маленькая, но победоносная война, так советовал мне господин Плеве.
Вопрос: Знаете ли вы о подвиге экипажа миноносца «Стерегущий»?
Ответ: Да, что-то такое припоминаю. Мне докладывали. Там было еще слово необычное «кингстоны». 10 мая 1911 года в моем присутствии, в Александровском парке на Каменном острове в Петербурге был открыт памятник. Он изображает двух матросов, открывающих кингстоны, так как по информации, именно В.Новиков и И.Бухарев затопили корабль, чтобы он не достался врагу. Журнал «Искры» в мае 1911 года опубликовал фотографии с церемонии открытия памятника. Подпись под одной из них гласит: «Открытый 10 мая в Петербурге в Высочайшем присутствии памятник героям миноносца „Стерегущий“ с льющимся из открытого иллюминатора потоком воды».
Вопрос: Знаете ли вы, что корабль затонул не в результате открытия кингстонов, а в результате тяжелейших повреждений? Знаете ли вы о том, как храбро сражался и героически погиб экипаж корабля? Не кажется ли вам, что подобный памятник, искажающий действительность умаляет подвиг героев, словно им приходится оправдываться?
Ответ: Ах, это неважно.
Вопрос: Когда вы поняли, что «победоносной войны» не получится.
Ответ: Я стал понимать это после Цусимы. Это было наше главное поражение.
Преподаватель. Оцените с нравственной точки зрения действия Николая 2.
Обучающиеся. Отвечают на поставленный вопрос, высказывают свою точку зрения.
Беседа с «японским императором Муцухито-сан».
Вопрос: Почему Япония начала войну с Россией?
Ответ: Япония всегда претендовала на дальневосточные российские территории. «Во всех наших унижениях виновата больше всех стран Россия. Пусть она убирается прочь из-под крыши Азии, нам необходим весь Сахалин, вся Камчатка, все Курилы и даже Чукотка, хотя, говорят, там очень холодно...».
Вопрос: Есть ли в японской литературе произведения, посвященные русско-японской войне?
Ответ: Да, причём был поэт Исикава Такубоку, который в своих произведениях восхищался доблестью российских моряков.
И я поэт, в Японии рождённый,
В стране твоих врагов, на дальнем берегу,
Я, горестною вестью потрясённый,
Сдержать порыва скорби не могу...
Ты плыл вперёд с решимостью железной
В бой за Россию, доблестный моряк,
Высоко реял над ревущей бездной
На матче гордый адмиральский флаг.
Вопрос: Слышали ли вы о подвиге экипажа миноносца «Стерегущий» ?
Ответ: На моей родине всегда с уважением относятся к самураям. Славная гибель! Что Может быть прекраснее для воина! В честь героев «Стерегущего» я распорядился поставить черную стелу, на которой написано: «Тем, кто больше жизни чтит Родину».
Преподаватель. Как вы относитесь к высказыванию японского императора о том, что он хотел расширить территорию своей страны за счёт России?
Обучающиеся. Отвечают на поставленный вопрос, высказывают свою точку зрения.
Беседа с «генералом Драгомировым».
Вопрос: Правда ли, что царь начал войну по Вашему авторитетному настоянию?
Ответ: Это сплетни! Болтовня на государственном уровне, потому что мысль начать войну первому пришла в голову министру Плеве.
Вопрос: А не припомните ли, что Вы ответили за ужином в Зимнем дворце, когда Вас спросили, чем закончится война на Дальнем Востоке?
Ответ: Я дал очень точный ответ с присущей мне грубостью: «А вот чем закончится, (он приподнялся на стуле, произведя одно резкое звучание, после чего основательно перекрестил под собой стул). Вы меня, господа, спросили - я Вам ответил».
Вопрос: Оборона какого южно-корейского города более всего подтвердила Ваше мнение об исходе войны?
Ответ: Это был Порт-Артур. Оборона этого города продолжалась много месяцев, судьба его решалась в морских сражениях, в которых погибли лучшие российские военные корабли «Варяг», «Кореец», «Стерегущий», «Петропавловск», «Цесаревич», «Паллада», то есть весь цвет российского флота.
Преподаватель. А какую роль играет армия в государстве?
Обучающиеся. Отвечают на поставленный вопрос, высказывают свою точку зрения.
V. ВКЛЮЧЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ В СИСТЕМУ ИМЕЮЩИХСЯ ЗНАНИЙ
Преподаватель.
Давайте вспомним, какие произведения русских писателей о русско-японской войне вы читали?
Обучающиеся: Примерные ответы
Валентин Пикуль «Каторга», «Богатство», «Крейсера»
Александр Николаевич Степанов «Порт-Артур»
Алексей Силыч Новиков-Прибой «Цусима»
Александр Харитановский «Господа офицеры»
Алексей Сергеев «Стерегущий» (двоюродный брат А.С. Сергеева)
Преподаватель. В рассказе В. Пикуля «Пень генерала Драгомирова» мы читаем: «...самые строгие критики нашей армии, немецкие генералы, открыто признавали: «Русский офицер никому не уступит в личной храбрости» Офицерский корпус России всегда нёс непомерные потери, ибо русский офицер считал делом чести идти вперёд солдат, принимая на себя первую пулю... ». Как вы считаете, прав ли писатель? Почему?
Обучающиеся. Отвечают на поставленный вопрос, высказывают свою точку зрения.
VI. РЕФЛЕКСИЯ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Преподаватель. В заключение хотелось бы сказать, что в память об Александре Семёновиче Сергееве в Курске с 1984 года его именем названа одна из улиц Северо-западного микрорайона Центрального округа. Его имя присвоено двум школам: средней школе в селе Стаканово и 18-й средней школе Курска, на здании которой размещена мемориальная доска, торжественно открытая 26 февраля 2004 года в честь 100-летия подвига экипажа миноносца.
Преподаватель. Просит ответить на вопросы.
1) Что больше всего понравилось во время занятий?
2) Что заставило вас задуматься? О чем вам захотелось поразмышлять после урока?
3) Что не понравилось?
4) Затронуло ли занятие какую-либо вашу личную проблему?
5) Заинтересовала ли вас тема русско-японской войны?
6) Хотели бы вы узнать об этой войне больше?
Подведение итогов урока
Преподаватель. Благодарит обучающихся за участие в подготовке к уроку. Оценивает работу на уроке.
VII. ИНСТРУКТИРОВАНИЕ О ВЫПОЛНЕНИИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Преподаватель.
Написать сочинение-эссе Смерть со славой и с честью — не жертва, а подвиг.(Константин Александрович Федин)
1 Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения: Учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Издательство ЮРАЙТ, 2018. – 319 с. С.115.
2 Никулина Н.Ю. Методика преподавания истории в средней школе: Учебное пособие / Калинингр. ун-т. – Калининград, 2000. 95 с. С. 44-55.
3 Программа развития областного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Курский электромеханический техникум» на 2018-2023 гг. «Образование для успешных людей – инвестиция в человеческий капитал региона»