Оценка качества и анализ воспитания
Качество жизни ребенка, по сути дела
– качество нашего дошкольного образования.
Р.Киплинг
Ребенок в системе дошкольного образования проводит большую часть своей жизни, поэтому дошкольное образование так важно обеспечить качеством, чтобы ребенок полноценно развивался, чувствовал себя комфортно в обществе своих сверстников и учился с ними взаимодействовать в какой-либо совместной деятельности. Современная концепция ФГОС ориентирована на интересы и потребности ребёнка, его семьи, общества и государства. Поэтому качество образования в дошкольной образовательной организации - это одна из компетенций образовательной организации, установленная Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273: Качество образования – это комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы. Качество образования в дошкольном учреждении – это результат деятельности коллектива, который определяется следующими позициями:
как ребенок в учреждении реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии с возрастными возможностями и способностями;
как организован педагогический процесс в детском саду (режим, выбор программ и технологий, обеспеченность пособиями, система повышения профессионального роста педагогов через разные формы методической работы, и т. д.);
какие условия созданы в дошкольной организации:
- образовательная среда, ориентированная на самоценность дошкольного детства;
- положительный микроклимат в коллективе;
- система стимулирования качественной работы;
- творческая направленность деятельности коллектива детского сада и его руководителя;
- ориентация на образовательные потребности, запросы семьи;
- систематическое коллективное обсуждение состояния образовательного процесса;
- принятия грамотных управленческих решений и т. д.
Качество дошкольной организации зависит:
качества работы воспитателя;
от отношений, которые сложились в коллективе;
от условий, которые создает руководитель для творческого поиска новых методов и форм работы с детьми;
объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника.
Поэтому оценивается сама образовательная деятельность, т.е. ее организация в образовательном учреждении, ее формы, принципы, которыми руководствуются педагоги, администрация при организации образовательного процесса, содержание этого образовательного процесса, позиции ребенка в этом образовательном процессе и это актуально на любом уровне образования.
Система оценки качества выстраивается не для того, чтобы кого-то назвать хорошим или плохим, а для того, чтобы все учились работать качественно, чтобы все педагоги росли, используя эти инструменты оценки качества. Чтобы система оценки качества ДО стала инструментом повышения качества деятельности педагогов, необходимо подходить к её построению комплексно: оценивать не только выстроенные в детском саду условия, но и сам педагогический процесс, и его результаты. Поэтому инструментом оценки качества образования являются:
самообследование;
диагностика;
мониторинг или контроль.
Чаще всего используются основные распространенные формы контроля: оперативный, тематический, итоговый. Контроль должен быть регулярным, систематическим, действенным и гласным. Что же нужно оценивать?
Во внутренней системе оценки качества образования (ВСОКО) отслеживается качество образовательного процесса, условий и результатов дошкольного образования.
Качество образовательного процесса оценивают следующие вопросы:
качество образовательной программы, методик и технологий, применяемых в образовательном процессе;
качество образовательной деятельности – самостоятельной и совместной деятельности детей и взрослых; (насколько педагог умеет организовать различную деятельность, в т. ч. и самостоятельную в течение всего времени);
качество взаимодействия педагогов с родителями и детьми в процессе воспитания и обучения.
В соответствии с законом «Об образовании РФ» родители являются участниками образовательных отношений и при проектировании образовательной программы и планировании образовательного процесса нужно учитывать интересы и их запросы. Для этого между педагогами и родителями должны строиться партнёрские отношения. Для построения таких отношений нужно узнать степень удовлетворённости родителей качеством образовательной деятельности в ДОО, ведь если родитель удовлетворён, то он будет активно взаимодействовать с детским садом. Оценка удовлетворённости родителей нужна, чтобы узнать, чем родитель не доволен и что нужно изменить в своей работе.
Оценку удовлетворённости родителей качеством образовательной деятельности в ДОО, можно проводить по следующим критериям:
активность и вовлеченность родителей;
заинтересованность;
результативность образовательной деятельности;
учёт потребностей и интересов родителей.
Внешняя система оценки качества – это оценка тех процессов, того содержания дошкольного образования и тех результатов, которые достигает дошкольная образовательная организация со стороны, из вне. Здесь есть государственная оценка, которая заключается в процедуре лицензирования, аттестации педагогических кадров, процедуре инспектирования и контроля, через информационную открытость и через определенную процедуру мониторинга (например, мониторинг, проводимый ФИРО о готовности образовательных организаций к введению стандарта дошкольного образования).
А также есть независимая оценка качества образования. Что она означает? Это оценка качества со стороны потребителя, то есть тех людей, которые непосредственно получают образовательные услуги или заинтересованных в этом лиц. Ими являются дети и их родители, законные представители, которые тоже говорят о том, насколько качественно с их точки зрения осуществляется образование в детском саду. Законом также предполагается, что независимую оценку качества образования проводят общественные организации, объединения родителей, которые по заданиям региональных министерств собирают сбор данных о деятельности образовательных организаций, беседуют с родителями, проводят анкетирование и согласно полученным им данным выстраивают рейтинг образовательных организаций по самым разным параметрам. Независимая оценка качества образования в данный момент только развивается, она находится в процессе становления.
И наконец, внутренняя система оценки качества, когда дошкольная организация самостоятельно оценивает качество происходящих в ней процессов, качество созданных условий и качество получаемого результата.
Что же даёт система оценки?
Во –первых, информацию.
Внутренняя система оценки помогает выяснить результативность педагогического процесса, получить сведения о состоянии образовательной деятельности и обратную связь. На основе этих сведений руководство детского сада анализирует результативность воспитания и обучения, принимает управленческие решения. Положительные результаты соответственно используются для стимулирования педагогов.
Во-вторых, мотивацию педагогов.
Участие в оценке качества воспитателей, заведующих, методистов и родителей повышает уровень их педагогической культуры, интерес к воспитанию, побуждает к более глубокому изучению детской психологии и самоанализу педагогического труда.
В третьих оказывает влияние на формирование личности ребёнка.
Для полноценного формирования личности ребёнка необходимо знать сильные и слабые стороны дошкольника, что помогает отследить система оценки качества. С опорой на её итоги педагог подбирает методы и приёмы индивидуально для каждого ребёнка. Такой подход положительно влияет на уровень развития детей, так как помогает педагогу не упустить из виду недостатки и трудности в воспитании личности ребёнка.
Коррекция действий – качество определяется уровнем развития личности в личностно-ориентированной модели образования;
– качество определяется системой знаний и готовность выпускника к вхождению в новую образовательную систему в системном подходе;
– качество определяется готовностью выпускника к выполнению новых функций, умений в деятельностном подходе;
– в программно-целевом подходе качество определяется с точки зрения реализации целей;
– в затратном подходе с точки зрения финансовых, материальных, трудовых ресурсов на достижение результата.
Оценку качества дошкольного образования необходимо осуществлять в соответствии с законодательно закрепленной ответственностью за предоставление доступного качественного дошкольного образования. Прежде всего, на уровне региона, на уровне муниципалитета. На уровне дошкольной организации самое важное звено, поскольку, именно в дошкольной образовательной организации происходит предоставление дошкольного образования, реализация образовательных программ, и наша задача на уровне дошкольной организации отследить каким образом и насколько качественно реализуются эти образовательные программы.
Система оценки качества образования призвана обеспечить единство требований к подготовленности воспитанников, объективность оценки их достижений, преемственность между дошкольным образованием и начальной школой. К тому же наличие единого подхода к пониманию качества дошкольного образования позволит обеспечить согласованность деятельности всех участников образовательных отношений. Всё это, в конечном счёте, будет способствовать реализации права граждан на получение качественного дошкольного образования.