СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятки по формированию проектной культуры педагога

Нажмите, чтобы узнать подробности

Памятки будут полезны для педагогов, занимающихся проектной деятельностью.

Просмотр содержимого документа
«Навыки общения педагога с ребенком»

ПАМЯТКА

«Навыки общения педагога с ребенком»


Навык общения

Что делает педагог

Пауза

Сделайте паузу и выслушайте, чтобы предоставить ребенку время, для того чтобы подумать и ответить.

Оставляйте «время на размышление» перед ответом на вопрос. Пауза - перед тем как задать вопрос или ответить на него - предоставляет время для осмысления, и тем самым улучшает качество диалога, дискуссии и принятия решений

Перефразирование

Перескажите своими словами то, что только что сказал ребенок. Во время разговора, остановитесь и подведите итог сказанному. Например, «Итак, ты думаешь, что...». Перефразирование поможет ребенку

услышать и прояснить собственные мысли

Выяснение/зондирование

Задавайте вопросы до тех пор, пока вы не будете иметь полное представление о том, что говорит ребенок. Мягко направляйте ребенка, задавая вопросы: «Расскажи мне побольше о...», «Значит, ты думаешь, что...», «Мне интересно...»

Использование невербальных способов общения

В то время как ребенок что-то рассказывает вам, обратите внимание на то, какие невербальные сигналы вы посылаете.

Нужно обращать внимание не только на то, что вы говорите, но и на тон своего голоса, выражение лица и жесты, и то, как на это реагирует ребенок




Просмотр содержимого документа
«как выбрать тему и какие бывают проекты»

ПАМЯТКА

«Как выбрать тему и какие бывают проекты»?


Что принимается в дошкольном учреждении за тему и проект?

Тема – ограниченная область знаний, выделяемая на основе наблюдения познавательных потребностей и интересов детей и реализуемая в проектах. Примеры тем: «Кошки», «Цирк», «Мой двор» и т. д. Работа над темой – познавательная и предметная деятельность, инициируемая детьми, координируемая педагогом и реализуемая в проектах.

Проект – специально организованный педагогом и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Проект – осуществление замысла (изготовление книги, модели, очистка воды песком, постановка спектакля, посадка дерева и т.д.). Существуют универсальные проекты – их легко включать в работу практически над каждой темой. Их можно подразделить на изготовление изделий и подготовку представлений. Могут быть комбинированные проекты – это представления с использованием предварительно изготовленных изделий (показы моделей одежды, кукольный спектакль и т.д.).


Типы проектов

Исследовательские

Дети совместно со взрослыми формулируют проблему исследования, обозначают задачи, определяют методы, источники информации, изучают, обсуждают полученные

результаты, выводы, оформляют результаты исследования

Ролево-игровые

С элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы

Информационно-практико-

ориентированные

Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление группы, проект изоуголка, проект правил группы, витражи и т.д.)

Творческие

В таких проектах дети договариваются о планируемых результатах и форме их представления (совместная газета, видеофильм, праздник)


Желательно, чтобы выбранные проекты относились к разным видам по следующей классификации:

  • индивидуальная деятельность (получаемый продукт – результат работы одного ребенка), далее из таких личных изделий можно простым объединением, например, в выставку, сделать и коллективный продукт (слабо связанный);

  • работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты и т.д.);

  • коллективная деятельность детей (концерт, спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, которая изначально задумывается как некая целостность, видеофильм с участием всех желающих детей).

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами педагог помогает детям соизмерить свои желания и возможности.



Просмотр содержимого документа
«как слушать детей»

ПАМЯТКА ПЕДАГОГАМ «КАК СЛУШАТЬ ДЕТЕЙ»

Дети нуждаются в том, чтобы быть выслушанными. Воспитатель, который активно слушает детей, тем самым сообщает им, что они заслуживают внимания, значимы и интересны для него. Когда дети играют в центрах (время свободного выбора), педагоги могут пообщаться с отдельными детьми один на один. У всех дошкольников должна быть возможность побыть наедине с воспитателем в качестве одного из вариантов для их свободного выбора. Дети, которые обращаются к воспитателям со своими проблемами, нуждаются во внимании, особенно, если ребенок считает тему или вопрос очень важным.

Когда взрослые слушают внимательно, они:

  • принимают чувства ребенка;

  • проявляют свой интерес, предлагая помощь и поддержку ребенку;

  • получают ценную информацию о ребенке.

Такая информация может быть полезна взрослому для того, чтобы в дальнейшем выбрать необходимую стратегию в общении с ребенком.

Иногда у воспитателей нет времени уделить внимание всем детям и применить метод активного слушания.

В этой ситуации нужно сознавать и потребность ребенка поделиться, а также срочную необходимость проявить внимание к кому-либо еще. Например, предположите, что вы помогаете ребенку, а другой ребенок подходит к вам со своей проблемой. В этом случае лучше сказать: «Я должна сейчас помочь Саше. Когда я закончу, я обязательно поговорю с тобой».

Если вы откладываете просьбу ребенка, вы должны быть уверены, что сможете выполнить данное ему обещание, немедленно, как только освободитесь.

Активное слушание – это специфическое умение, считающееся одним из важных аспектов коммуникации. Эта практика полного включения в процесс общения с воспитанником, безусловно, требует абсолютного внимания педагога.

При общении с ребенком, прежде всего, необходимо установить с ним психологический контакт. Это первый необходимый шаг в общении с дошкольником, первая задача, решение которой возможно при соблюдении следующих условий, а именно:

  • полном принятие ребенка, то есть его чувств, переживаний и желаний;

  • понимание внутреннего состояния ребенка.

Активное слушание бывает двух видов: нерефлексивное и рефлексивное. Нерефлексивное слушание применяется в том случае, когда ребенок переживает сильную эмоцию как отрицательную – обиду, горе, агрессию, так и положительную – радость, счастье, восторг, и нуждается в понимающем слушателе. От педагога - понимающего слушателя требуется всем своим видом показать ребенку – рассказчику, что его внимательно слушают, сочувствуют и пытаются понять. Рефлексивное слушание сходно с нерефлексивным своей установкой «Я – весь внимание», но отличается введением особых приемов ведения беседы: выяснения, перефразирования, отражения чувств и резюмирования.

Выяснение – это обращение к ребенку за уточнениями. Оно помогает сделать сообщение более понятным и способствует более точному его восприятию слушающим. Перефразирование – формулирование той же мысли ребенка своими словами. В беседе перефразирование состоит в передаче дошкольнику его же сообщения, но словами слушающего. Цель перефразирования – собственная формулировка сообщения педагога для проверки его точности. При отражении чувств акцент делается не на содержание сообщения, как при перефразировании, а на отражении слушающим педагогом чувств, выраженных ребенком, его установок и эмоционального состояния.

Резюмирование – обобщение результатов диалога, общий вывод, подведение итогов беседы и основных идей и чувств ребенка.

Нерефлексивное слушание полезно в тех ситуациях, когда ребенок чувствует себя обиженным, испытывает беспокойство, страх, разочарование, боль, гнев или негодование. В таких случаях благоразумно, почти не вмешиваясь в его речь своими высказываниями, предоставить ему возможность высказаться и выразить свое чувство. Нерефлексивное слушание более всего подходит для напряженных ситуаций, а когда ребенок хочет не только, чтобы его поняли, а стремится получить более активную помощь, поддержку или одобрение, более уместно рефлексивное слушание.


Просмотр содержимого документа
«организация поисково-исследовательской деятельности детей»

ПАМЯТКА ВОСПИТАТЕЛЮ

при организации поисково-исследовательской деятельности детей


1. Учите детей действовать самостоятельно, независимо, избегайте прямых инструкций.

2. Не сдерживайте инициативы детей.

3. Не делайте за них то, что они могут сделать (или научиться делать) самостоятельно.

4. Не спешите с вынесением оценочных суждений.

5. Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:

• прослеживать связи между предметами, явлениями и событиями;

• формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;

• учиться анализу и синтезу, классификации, обобщению информации.



Просмотр содержимого документа
«памятка воспитателю, работающему по методу проектов»

ПАМЯТКА ВОСПИТАТЕЛЮ,

работающему по методу проектов


  • Глубоко изучите тематику проекта.

  • При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживайте детскую инициативу.

  • Заинтересуйте каждого ребенка тематикой проекта, поддержите его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

  • Создавайте игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

  • Вводите детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.

  • Тактично рассматривайте все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

  • Соблюдайте принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

  • В ходе работы над проектом создавайте атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

  • Развивайте творческое воображение и фантазию детей.

  • Творчески подходите к реализации проекта; ориентируя детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

  • Ненавязчиво вовлекайте родителей, социальных партнеров в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

  • Готовьте заключительный этап проекта в виде презентации, шоу, театрализованного действия и т. п.



Просмотр содержимого документа
«проявление компетенций педагогов ДОУ»

ПРОЯВЛЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА ДОУ

при реализации метода проектов


Компетенция

Решаемые задачи

Формы работы

Проявления проектной культуры

1. Четкое представление о проекте в образовании как явлении

Обобщение педагогического опыта по проблеме.

Определение путей преодоления педагогического консерватизма, безапелляционности в педагогическом проектировании

Индивидуальные беседы, консультации.

Педагогический совет.

Лекции.

Подборки литературы.

Самообразование

Проектирование и реализация образовательной программы в соответствии с федеральными гос.требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования

2. Способность выявлять и анализировать проблемы ДОУ

Определение профессиональных и личностных приоритетов, затруднений в проектной деятельности

Анкетирование.

Тренинги.

Деятельностные игры

Направленность на решение обозначившихся проблем

3. Способность работать в команде

Расширение опыта взаимодействия в условиях педагогической команды

Коммуникативный тренинг педагога-психолога. Деятельностные игры

Реализация нравственно- ценностных ориентаций, преодоление конфликтных ситуаций

4. Способность осуществлять планирование в рамках проектной деятельности

Закрепление рефлексии опыта моделирования ситуаций развития

Дневник экспериментальной работы.

Схема «паутинка-ромашка»

Прогнозирование результата, развития

5. Способность формулировать систему целей проводимых проектов

Развитие рефлексивной позиции в области педагогического целеполагания.

Формирование умений ставить цели в соответствии с образовательной ситуацией

Дневник экспериментальной работы.

Проектно-аналитические семинары.

Педагогический практикум с элементами мозгового штурма

Моделирование педагогического процесса

6. Способность ввести

проект в деятельностное поле группы детей

Формирование опыта включения в структуру и содержание образовательного процесса ситуаций развития личности

Дневник экспериментальной работы.

Обмен опытом.

Выступления на педагогическом совете.

Педагогические дискуссии

Моделирование проблемных ситуаций

7. Овладение различными методиками творческой деятельности

Овладение способами и приемами саморазвития, инструментами разрешения проблемных ситуаций, навыками эффективного информационного поиска

Тренинги.

Деятельностные игры.

Анкетирование

Обобщение педагогического опыта

Продуктивная педагогическая деятельность

8. Способность разрабатывать и реализовывать проекты

Повышение качества воспитательно-образовательного процесса

Дневник экспериментальной работы.

Комплексно-тематическое планирование.

Интегрированные проекты

Саморазвитие всех субъектов образовательного процесса.

Проектирование и реализация образовательной программы в соответствии с федеральными гос. требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования



Просмотр содержимого документа
«распределение деятельности педагога и детей в проекте»

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА И ДЕТЕЙ В ПРОЕКТЕ


Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

  1. Формулирует проблему, цель, определяет продукт проекта (см. структуру проекта).

  2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

  3. Формулирует задачи (не жестко)

  1. Вхождение в проблему.

  2. Вживание в игровую ситуацию.

  3. Принятие задачи.

  4. Дополнение задач проекта

2 этап

  1. Помогает в планировании работы и решении задачи.

  2. Организует деятельность

  1. Объединение детей в рабочие группы.

  2. Распределение ролей

3 этап

  1. Оказывает практическую помощь (по необходимости, в зависимости от возраста детей).

  2. Направляет и контролирует осуществление проекта

  1. Формирование специфических знаний, умений и навыков (ЗУН)

4 этап

  1. Осуществляет подготовку к презентации проекта.

  2. Участвует в презентации

  1. Подготовка продукта деятельности к презентации.

  2. Представление (зрителям или экспертам) продукта деятельности




Просмотр содержимого документа
«роль педагога во взаимодействии с семьей»

РОЛИ ПЕДАГОГА ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С СЕМЬЕЙ


Традиционная

Сотрудническая

Выступающий мудрец

Гид

Должен руководить

Задает вопросы

Сам все знает

Ищет решения проблем вместе с родителями и специалистами ДОУ

Ставит цели детям и группе

Спрашивает родителей о ребенке и вместе с ними оценивает развитие

Оценивает ребенка и

представляет отчет родителям о его развитии

Узнает цели и пожелание родителей в отношении ребенка и всей группы, предлагает собственное видение и обсуждает с родителями пути развития ребенка

Чувствует, что уже знает ответы на все

вопросы

Понимает, что всегда хорошо получать дополнительную информацию и на это же ориентирует и родителей

Задает родителям задание на дом

Обсуждает с родителями, что они хотят и могут сделать

Часто использует профессиональные термины

Говорит понятно для родителей, объясняет все необходимые технические термины

Ожидает, что родители считают его знатоком

Помогает родителям увидеть их сильные стороны и тот багаж знаний и опыта,

который может быть ценным в группе.

Готов не только преподавать, но и учиться у родителей