ПАМЯТКА ПЕДАГОГАМ «КАК СЛУШАТЬ ДЕТЕЙ»
Дети нуждаются в том, чтобы быть выслушанными. Воспитатель, который активно слушает детей, тем самым сообщает им, что они заслуживают внимания, значимы и интересны для него. Когда дети играют в центрах (время свободного выбора), педагоги могут пообщаться с отдельными детьми один на один. У всех дошкольников должна быть возможность побыть наедине с воспитателем в качестве одного из вариантов для их свободного выбора. Дети, которые обращаются к воспитателям со своими проблемами, нуждаются во внимании, особенно, если ребенок считает тему или вопрос очень важным.
Когда взрослые слушают внимательно, они:
принимают чувства ребенка;
проявляют свой интерес, предлагая помощь и поддержку ребенку;
получают ценную информацию о ребенке.
Такая информация может быть полезна взрослому для того, чтобы в дальнейшем выбрать необходимую стратегию в общении с ребенком.
Иногда у воспитателей нет времени уделить внимание всем детям и применить метод активного слушания.
В этой ситуации нужно сознавать и потребность ребенка поделиться, а также срочную необходимость проявить внимание к кому-либо еще. Например, предположите, что вы помогаете ребенку, а другой ребенок подходит к вам со своей проблемой. В этом случае лучше сказать: «Я должна сейчас помочь Саше. Когда я закончу, я обязательно поговорю с тобой».
Если вы откладываете просьбу ребенка, вы должны быть уверены, что сможете выполнить данное ему обещание, немедленно, как только освободитесь.
Активное слушание – это специфическое умение, считающееся одним из важных аспектов коммуникации. Эта практика полного включения в процесс общения с воспитанником, безусловно, требует абсолютного внимания педагога.
При общении с ребенком, прежде всего, необходимо установить с ним психологический контакт. Это первый необходимый шаг в общении с дошкольником, первая задача, решение которой возможно при соблюдении следующих условий, а именно:
полном принятие ребенка, то есть его чувств, переживаний и желаний;
понимание внутреннего состояния ребенка.
Активное слушание бывает двух видов: нерефлексивное и рефлексивное. Нерефлексивное слушание применяется в том случае, когда ребенок переживает сильную эмоцию как отрицательную – обиду, горе, агрессию, так и положительную – радость, счастье, восторг, и нуждается в понимающем слушателе. От педагога - понимающего слушателя требуется всем своим видом показать ребенку – рассказчику, что его внимательно слушают, сочувствуют и пытаются понять. Рефлексивное слушание сходно с нерефлексивным своей установкой «Я – весь внимание», но отличается введением особых приемов ведения беседы: выяснения, перефразирования, отражения чувств и резюмирования.
Выяснение – это обращение к ребенку за уточнениями. Оно помогает сделать сообщение более понятным и способствует более точному его восприятию слушающим. Перефразирование – формулирование той же мысли ребенка своими словами. В беседе перефразирование состоит в передаче дошкольнику его же сообщения, но словами слушающего. Цель перефразирования – собственная формулировка сообщения педагога для проверки его точности. При отражении чувств акцент делается не на содержание сообщения, как при перефразировании, а на отражении слушающим педагогом чувств, выраженных ребенком, его установок и эмоционального состояния.
Резюмирование – обобщение результатов диалога, общий вывод, подведение итогов беседы и основных идей и чувств ребенка.
Нерефлексивное слушание полезно в тех ситуациях, когда ребенок чувствует себя обиженным, испытывает беспокойство, страх, разочарование, боль, гнев или негодование. В таких случаях благоразумно, почти не вмешиваясь в его речь своими высказываниями, предоставить ему возможность высказаться и выразить свое чувство. Нерефлексивное слушание более всего подходит для напряженных ситуаций, а когда ребенок хочет не только, чтобы его поняли, а стремится получить более активную помощь, поддержку или одобрение, более уместно рефлексивное слушание.