Начало
(Слайд 1)
Священное чувство любви к Родине складывается у каждого человека многими путями, но очень важной составляющей этого чувства является красота земли, и, прежде всего тех мест, где ты родился, сказал первые слова, учился, мужал. В.А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» писал «Красота родного края – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Вот эту красоту и познаём, изучая историю и географию родного края.
(Слайд 2)
Нельзя заставить любить Родину. Но можно и нужно постоянно воспитывать у школьников гордость за свою страну и свой народ, уважение к его прошлому, постепенно формировать у ребят активную гражданскую позицию, осознание своего места в обществе.
Как же пробудить в школьнике любовь к Отечеству?
Мощным средством воспитания будущего гражданина-патриота является краеведение, которое является основной историко-патриотического воспитания.
(Слайд 3)
Планируя работу в этом направлении мы ориентировались на поставленные цели из «Концепцию патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи”.Цели историко-патриотического направления-воспитание гордости за сопричастность к деяниям предков современного поколения и их исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве; - изучение многовековой истории Отечества, места и роли родного края в мировом процессе, в развитии и укреплении общества, в его защите от возможной агрессии, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций нашего народа, героического прошлого различных поколений; - поиск исторической справедливости, максимально широкое освещение деятельности известных исторических личностей – выходцев из Донбасса, развитие идеи преемственности Донецко - Криворожской республики и ДНР.))
(Слайд 4 )
Краеведение - это не только область научного исторического познания, но и сфера активной практической деятельности, направленной на распространение знаний об истории края в доступной увлекательной форме. Познание истории родного края через игру, творчество, экскурсии, самостоятельность детей, ориентация на их возрастные особенности и “включение” всех органов чувств в процессе познания – основной принцип краеведческой
Говоря о краеведении в школе, можно выделить несколько уровней познавательной краеведческой работы учащихся.
(На первом они получают “готовые” знаний о крае со слов учителя или из учебника. Второй уровень – более активная познавательная работа учащихся: самостоятельный поиск знаний путем изучения материалов периодической печати, музеев, научно-популярной литературы (практические занятия, творческие работы) и т.д. В этом случае ребята в процессе исследования делают открытия для себя, как бы заново, уже известных фактов прошлого и настоящего. Третий уровень – изучение школьниками истории и географии родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес)
В последнее время одним из главных направлений таких исследований стало изучение конкретных человеческих судеб – родственников, земляков, изучение обыденной жизни с ее живыми подробностями. Благодаря этой работе молодой человек начинает понимать: история – это история людей; корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, прошлом родного края и страны.
(Слайд 5)
Патриотическое воспитание осуществляется на уроках истории и географии соответственно учебным программам и структурным модулям: семья, школа, посёлок, город, республика.
(Слайд 6)
Бесспорно, воспитание личности начинается с семьи, поэтому важнейшим структурным модулем патриотического воспитания является семья.
5 класс | И.п. «Составление родословного древа вашей семьи». П.Р. «Герб моей семьи» П.З. «Награды моей семьи» |
6 класс | П.р. Выставка фотографий «Мои родные – в годы войны». |
7 класс | И.п. «Составление родословного древа вашей семьи (история моего рода)». |
8 класс | И.п. «Составление родословного древа вашей семьи (география моего рода)». |
9 класс | И.п. «Составление родословного древа вашей семьи (какие национальности представлены в нашей семье)». Пр.з. «Эхо войны в судьбе моей семьи» |
(Слайд 7)
Школа, школьные друзья и учителя так же очень сильно влияют на становление личности ребенка, его мировоззрения и патриотических чувств. Поэтому школа - важный структурный модуль историко-патриотического воспитания. 5класс - «Герб школы», «Герб класса» (Дополнительный исторические дисциплины-геральдика)
6 класс - Проект «Реклама школы»
7 класс - Т.Р. история моей семьи в истории школы
8 класс - Т.р. История моей школы
9 класс - Устный журнал «Мои известные земляки» Традиционный вечер встречи с выпускниками
(Слайд 8 9 10 11)
Воспитание уважительного отношения к родному краю невозможно без знания и уважения истории своей улицы, родного поселка,города. Поэтому важными модулями историко-патриотического воспитания считаем знание особенностей улицы, на которой живешь, поселка, в котором родился или ходишь в школу. Структурные модули Поселок, Город – неотъемлемая часть историко-патриотического воспитания: 5класс Проект «Родная улица моя» П.р. Знакомство с организмами разных сред обитания родного края
6 класс – Конкурс (выставка) фотографий “Лучший поселок на земле”. Творческая работа. «Сбор материалов (фотоматериалы, рисунки) и оформление «Красной книги» родного края». Устный журнал “Я – житель Шахтерска”. 7 класс - Проект «История поселка» Топонимы (география и история в названиях) Виртуальная экскурсия «Памятники нашего поселка, города» 8 класс Творческая работа. История вашего населенного пункта Историческая викторина «Улица, на которой я живу» 9 класс - Устный журнал «Мои известные земляки» И.п. Исторический экскурс родного края. И.п. «Характеристика промышленного предприятия города». Дискуссия «Донецко-Криворожская республика» Устный журнал «Гордость земли донецкой» (галерея исторических портретов выдающихся земляков)
(Слайд 12 - 14)
Логическим продолжением и отправной линией в историко-патриотическом воспитании является более глубокое знакомство и изучение особенностей, истории и географии родного края – нашей молодой республики ДНР. Мероприятия данного модуля: 5 класс - Курс «Введение в историю Донецкого края» Виртуальная экскурсия на Саур-Могилу. 6 класс - П.р. «Легенды трудового Донбасса» П.з. «Какие памятники-символы Донбасса рассказывают о прошлом» 7 класс - П.р. «Кого называют светочами Донецкой земли» П.з. «Какие тайны хранит Саур-могила» Т.р.Исследователи родного края.
8 класс - Курс «Физическая география родного края» Творческая работа. Исследование родного края Творческая работа «Многолетние изменения климата Донецкой области». Творческая работа «Разработка проекта спасения водных объектов своего края». Творческая работа. «Сбор материалов (фотоматериалы, рисунки) и оформление «Красной книги» родного края».Неблагоприятные физико-географические процессы в Донецкой области Творческая работа. Создание проекта «Пути решения проблем переработки отходов в современном мире».П.З. «Зарождение Донского казачества» П.Р. «Какой вклад внесли наши земляки в Победу ВОВ» Виртуальная экскурсия «Памятники республики» Классный час «Я гражданин и патриот своей Республики 9 класс - Курс «Социально-экономическая география родного края» И.п. Исторический экскурс родного края .И.п. Проблема безработицы и пути ее решения в регионе». И.п. «Характеристика промышленного предприятия региона». И.п. Разработка проекта перспективного развития региона Проектная мастерская “Республика, которую мы построим» П.р. «Наш край между революциями и войнами».
(Слайд 15)ПОБЕДЫ
(Слайд 16)ИКТ
Воспитание патриотизма должно осуществляться не столько словами, сколько делами. Как придать историко-краеведческому образованию деятельностный характер? Как заинтересовать старшеклассника изучением истории своего села, города, края? Ведь без добровольности поисковая работа не сможет затронуть чувства ребёнка и пробудить в нём любовь к Отечеству. Одним из способов решения этих проблем является применение в историко-краеведческой деятельности информационных технологий.
Применение ИКТ в краеведении является не данью моде, а необходимым условием работы. Мы живем в информационном обществе. Это значит, что знание, информация по-прежнему представляет собой большую ценность. Но в наше время значительно возросла и ценность деятельности. Нужно не только знать, но и уметь найти нужную информацию, представить её в определённой форме. Современные информационные технологии расширяют эти возможности. Их использование в историко – краеведческой деятельности учащихся позволяет решать такие важные задачи, как:
усиление деятельностного характера историко – краеведческого образования;
совмещение актуальных для подрастающего поколения форм деятельности с изучением истории края, а через этот аспект формирование патриотических чувств и сознания обучающихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, свой край, семью;
более широкое рассмотрение исследуемых вопросов;
значительное расширение возможностей предъявления разного типа информации;
более широкий выбор методических приемов, используемых преподавателем, например:
перенос музейного архива на электронные носители (оформление текстовых документов, сканирование фото, копирование фронтовых писем, документов),
использование интернета в поисковой деятельности. Web-сайты позволяют учащимся находить нужную информацию, например, при написании исследовательских работ на тему “История моей семьи в истории страны”,
формирование электронных краеведческих ресурсов с целью популяризации знаний о родном крае. Например, на основе знаний по теме “Обработка графической информации” создание рисунков, посвящённых нашей Малой родины, изображений символики Донецкой области и Шахтерска ;
создание и обработка текстовой информации: оформление рефератов, докладов, проектов об истории родного края. Например, проекты “Дети войны”, “ ”, “Не поле перейти…” (текстовые документы);
создание виртуального музея на сайте школы;
проведение виртуальных экскурсий. Например, экскурсоводы нашего музея подготовили и проводят для учащихся разных классов такие виртуальные экскурсии, как…………...;
создание компьютерных презентаций на основе краеведческого материала: “Городок в степи”, “Родом из Великокняжеской”, “Пролетарск глазами его жителей”. Одной из последних таких работ
Виртуальная экскурсия на Саур - Могилу
(Слайд 17)Вывод
Таким образом, постепенно накопляется и усложняется, систематизируется материал по краеведению, формируется историко-патриотическое мировоззрение.
В результате происходит формирование таких качеств личности, которые сегодня особенно востребованы: диалогичность мышления, умение вести интеллектуальный диалог, самостоятельность в процессе добывания знаний, творческая активность. А в совокупности все отмеченные факторы создают ту среду, в которой происходит становление личности патриота, осознающего ценности родной истории и культуры, имеющего чёткую гражданскую позицию, готового своим трудом преумножать благополучие родной земли.