| 2. Актуализация. Формулирование темы урока, постановка цели (Прогнозирование. Целеполагание.) 8 мин. | Послушайте стихотворение Э Асадова «Три друга» Прошу вас ответить на вопросы: Какова, на ваш взгляд, основная мысль данного произведения? Чему учит данное стихотворение? А вы бы как поступили если бы ваш друг оказался в такой ситуации, как главный герой стихотворения? или Кто из друзей поступил иначе, чем другие? - Подберите слова-прилагательные, чтобы охарактеризовать третьего друга. Среди названных вами слов я услышала два слова: сострадательный и милосердный. или Одним из них называют человека, способного чувствовать боль другого человека, а вторым называют человека с добрым сердцем. Определите, что это за слова и сформулируйте тему урока. Молодцы. Образуйте от этих слов существительные и запишите тему урока. | Ответы детей (фронтальная работа): Помощь должна быть настоящей(действенной). Как третий. Третий. Возможные варианты ответов: добрый, сердечный, самоотверженный, милосердный, сострадательный, гуманный, жалостливый, сердобольный. Примерные ответы учеников: Сострадательный Милосердный. «Сострадание и милосердие.» Задачи урока. Уточнить значение слов «милосердие» и «сострадание». Узнать, кого называют милосердным человеком Выяснить, кого в православии называют ближним и к кому нужно проявлять милосердие. | На этапе актуализации и постановки целей урока использую прием «Яркое пятно». В качестве индуктора беру стихотворение Э. Асадова «Три друга» с целью затронуть сознание, пробудить желание у обучающихся погрузиться в предмет. Стараюсь на каждом этапе дать словесную оценку работы детей чтобы способствовать их дальнейшей деятельности и духовному росту На этапе прогнозирования и целеполагания учу детей ставить задачи на основе соотнесения жизненного опыта, усвоенного материала и того, что еще неизвестно. Спрашиваю детей, что нового они хотели бы узнать по этой теме Какие задачи поставим сегодня на урок? Записываю на доске то, что перечисляют дети. Затем демонстрирую свои задачи. Записываю на доску те из них, что не назвали дети и получаем задачи на урок. ( слайд 3) |
| 3.Изучение нового материала (Совместная деятельность по достижению цели) 13 мин | Какая первая поставленная нами задача? Давайте попробуем это сделать. (слайд 4-6) сострадание сочувствие сопереживание содействие сотрудничество Какая часть слова общая у всех этих существительных? Что означает приставка со? Что означает слово сострадание? Давайте рассмотрим теперь слово милосердие. (слайды 7-9) Выделите корни в этом слове? Что они означают? Значит милосердием обладают люди с Страдать вместе с другим человеком может только человек с добрым сердцем. Согласны? Значит получается, что слова милосердие и сострадание имеют одинаковое лексическое значение. Представьте себе такую ситуацию. «Зимой у подъезда жалобно скулит голодный замерзающий котёнок Люди видят, жалеют его и идут дальше. И только одна девочка взяла котёнка принесла домой, согрела и накормила. Все люди проявили сострадание? И все люди были милосердны к котенку? У них же доброе сердце раз они его жалели. Т.е они все одинаково милосердные и сострадательные? Я предлагаю вам поработать со словарными статьями и разобраться, отличаются ли значения слов милосердие и сострадание и чем. ( Слайд 10) С. Ожегов: Сострадание – это жалость, сочувствие, вызываемые чьим-н. несчастьем, горем. Д. Ушаков: Сострадание- сочувствие чужому страданию, участие, возбуждаемое горем, несчастьем другого человека. С. Ожегов: Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие Д. Ушаков: Милосердие - готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. Скажите милосердие и сострадание –это одно и то же. В чем отличие по-вашему мнению? Все проявили сострадание к котёнку? А милосердие? В прочитанном нами в начале урока стихотворении, все 3 друга проявляли сострадание? А милосердие? Замечательно. (слайд 11) Действительно милосердие - это деятельное сострадание. конкретная помощь. С кажите, а к кому нужно проявлять милосердие. Как вы думаете? А кто такие близкие? А вот Иисус Христос говорил, что из всех заповедей самая главная «Люби ближнего как самого себя.» А вы знаете, кого в православии называют ближним? Иисус Христос на вопрос, кто такой ближний, ответил притчей о добром самарянине. Давайте и мы с вами её посмотрим. (слайд 12) С вашего позволения я пропущу этот момент. Уверена, что мои коллеги и уважаемые члены жюри знакомы с этой притчей. Как вы поняли кто такой ближний? Кто стал ближним для избитого и ограбленного человека? Самарянин здесь «чужак» потому что самаряне воспринимались евреями. как еретики, религиозные предатели и, по сути, как враги.) Получается, что кому помог самарянин? Да, ни священник, ни левит (тоже священнослужитель) не помогли избитому путнику. А самарянин (переводится как чужак) помог. Почему, как вы думаете? А как вы думаете, что ещё хотел сказать Иисус, рассказывая эту притчу? (Что хотел сказать нам на примере поступка самарянина.) Молодцы, ребята. Известная писательница Виктория Токарева писала: «Милосердие выше справедливости». Нужно постараться, чтобы эта фраза стала девизом нашей жизни. | Уточнить значение слов «милосердие и сострадание» Приставка со Действовать вместе. Страдать вместе с другим (человеком, животным) Доброе сердце милое сердце. милостивое сердце добрым, милым сердцем. Да. Нет. Да. Противоречивые ответы. Да, они страдали вместе с котенком, им было его жалко Сострадание –это сочувствие. А милосердие – это ещё и помощь. Девочка. Да. Они все сочувствовали. Только один. Который действительно помог продал часы и отдал деньги. Друзьям, близким. Всем, кому нужна помощь. Семья, родные люди. То же, что близкий. Просмотр учащимися видео с притчей. Тот, кто поможет, не оставит в беде. Самарянин. О милосердии сострадании доброте. Врагу. Да. Потому что он пожалел его. Это был человек с добрым сердцем. Нужно быть внимательным к людям. Если кому-то нужна наша помощь, не нужно проходить мимо. Даже если это наши обидчики или недруги. | Следующий этап урока «Совместная деятельность по достижению цели» Прием « провокация? С целью направить мысли детей в новое русло. ??? Как правило здесь учащиеся затрудняются с ответом или их мнения расходятся. Здесь и возникает так называемый «разрыв» - парадоксальная ситуация, когда появляется новая информация, противоречащая уже созданной картине явления. Обучающиеся понимают, что имеющихся знаний недостаточно. И это побуждает учащихся к углублению знаний, к получению более широкой информации. На этом этапе детям предлагается поработать со статьями из толковых словарей Ушакова Дмитрия Николаевича и Ожегова Сергея Ивановича. После прочтения статей и обсуждения наступает озарение – новое видение ситуации. Для формирования следующего понятия мы используем работу с притчей. Учимся находить скрытый смысл, раскрывать значение притчи, что способствует формированию такого необходимого на мой взгляд учебного действия как поиск и выделение необходимой информации. |
| 4. Закрепление нового материала (15 мин) 5. Рефлексия учебной деятельности на уроке | А сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Поработайте с текстами, которые относятся к теме нашего урока. (Приложение 4-тексты) 1группа с Притчей о Морской звезде. 2 группа с притчей С. Копыловой «Брошенный камень. Ваша задача внимательно прочитать, проанализировать текст и из предложенных афоризмов выбрать тот который наиболее точно выражает основную мысль текста. Каждой группе выдаётся список из 4афоризмов. (Приложение 5) По одному-два человека от группы выходят и говорят какой афоризм или афоризмы они подобрали и почему. (Обосновывая связью с основной мыслью текста) Вы большие молодцы. И подводя итог всему сказанному хочу напомнить вам слова Святого Иоанна Златоуста о том , что Христос не требовал от Своих учеников никаких великих подвигов и чудес. Бог ждал и ждет от людей прежде всего любви, милосердия и прощения по отношению к ближним. Милосердие - это не отдача лишнего. Это проявление человечности. А сейчас я предлагаю вам выполнить творческое задание. Составить Синквейн с одним из существительных: сострадание или милосердие. Напоминаю порядок. (слайд 14 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему Синквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). Слушаем детей с синквейнами.. | Работа учащихся с учебником и текстами. Подготовка выступления. 1 группа Работа с книгой. 1группа. Эта притча о мальчике, который помогал морским звездам, выброшенным на берег. И благодаря его поступку, множество людей стали помогать ему и спасли всех звёзд. Основная мысль «Помоги хотя бы одному человеку или животному и мир станет лучше» Афоризм 1,2. 2 группа. Эта притча о человеке, который помог мальчику – инвалиду и его брату и сам почувствовал себя при этом счастливым. Афоризмы 3, 4 Возможные варианты. 1.Милосердие 2, добрый, великодушный 3. сострадать, действовать, помогать, 4.Помогать ближнему. 5.Любовь. | На этапе закрепления нового материала используется прием технологии критического мышления «Соответствие». Здесь формируются такие (познавательные) учебные действия как умение выделять главное и второстепенное, давать определение понятий, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД Сотрудничество с партнером. Также обучающиеся работают с высказываниями великих людей своего времени, что несомненно обогащает их язык и расширяет кругозор. Я предлагаю обучающимся поработать текстами, которые относятся к теме нашего урока. Ставлю перед ребятами задачу внимательно прочитать, проанализировать текст и из предложенных афоризмов выбрать 1 или 2, которые наиболее точно выражают основную мысль текста. Каждой группе выдаётся текст и список из 4 афоризмов. (слайд 13) В зависимости от того насколько хорошо дети поняли, осмыслили тему урока, я стараюсь приготовить тексты разного уровня сложности. Заканчиваю этот этап урока высказыванием Святого Иоанна Златоуста. Следующий этап урока - индивидуальная рефлЕксия проводится с использованием такого приёма критического мышления как « «Написание синквейна. Это позволяет обучающимся отразить свои чувства, возникшие в ходе урока. И формировать УУД Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. А также умение слушать и понимать других людей. |
| 6, Итог урока. Домашнее задание.(2 мин) | | Домашнее задание на выбор. 1 Рассказать о реальных людях, которые являются примером милосердия. (Например, мать Тереза, доктор Лиза и др. 2.Возьмите интервью у своих родных, близких. Попросите их рассказать о своих милосердных делах. 3 Оформите рекламный плакат или создайте ролик по теме “Сострадание и милосердие”, Попросите родителей вам помочь. | Домашнее задание( слайд16) стараюсь давать так, чтобы у обучающегося была возможность выбрать, какое задание выполнять с учётом своих интересов и возможностей. Будет ли это сообщение или творческое задание с привлечением членов своей семьи, решает сам ученик. У меня всё. Спасибо за внимание. |