Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым
«Керченская школа-интернат с усиленной физической подготовкой»
Согласовано Заместитель директора по УР ______Е.П.Ежелева «5» сентября 2023 г. | Утверждаю Директор ГБОУ РК «КШИФ» ______________ К.С. Романец «5» сентября 2023 г. |
Персонализированная программа
наставничества
Наставник: Бондаренко А.А.
Молодой специалист: Шульгин Е. О.
г. Керчь 2023/2024учебный год
Актуальность программы
Современной школе в условиях введения и реализации профессионального стандарта «Педагог» нужен компетентный учитель, способный самостоятельно мыслить, понимать суть происходящих в образовании перемен, осмысленно и быстро включаться в инновационные процессы.
Как учитель с многолетним стажем и высшей категориеймогу смело утверждать, что даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация начинающего учителя может протекать длительно и сложно. Причины этого кроются в том, что начинающий учитель ещё слаб как профессионал: сдавая в институте экзамены, он усваивал внешние в отношении себя факты, которые и сложились в его сознании в некую сумму знаний. Кроме того, начинающий педагог недостаточно подготовлен в нормативно-правовых вопросах. Можно предположить, что и в методике преподавания предмета, в планировании и организации учебной, внеурочной и внеклассной деятельности встретятся некоторые затруднения. И в этой связи важны качественные характеристики начала профессионального пути учителя.
Представленная программа направлена на создание адекватных условий поддержки профессионального становления учителя с учетом его актуального уровня и перспектив развития профессионализма. Следует отметить, что процесс профессионального становления педагога рассматриваем как систему его развития в интегративном процессе, включающем внутреннее социально-психологическое и профессиональное самоопределение личности, управление этим процессом со стороны самого учителя и школы. Это предполагает определение целей профессиональной деятельности на каждом этапе профессионального становления и соответствующих им содержания, технологий, средств профессионального совершенствования.
Программа включает три этапа:
Адаптационный этап. Знакомство опытного педагога с начинающим учителем, когда наставник определяет для себя пробелы в его подготовке, умениях и навыках, развитии профессиональных компетенций (Профессиональный стандарт «Педагог») для составления конкретной программы адаптации.
Основной этап. Реализация в совместной деятельности программы адаптации начинающего педагога. Коррекция умений и навыков, развитие компетенций. Наставник помогает подшефному составить собственную программу профессионального роста.
Контрольно-оценочный этап. Оценка наставником уровня профессиональной компетентности начинающего учителя, определение его готовность к выполнению своих обязанностей.
Условиями эффективности реализации программы являются :
• взаимная заинтересованность наставника и молодого специалиста;
• административный контроль за процессом наставничества;
• тщательно продуманное планирование и своевременное отслеживание промежуточных результатов сотрудничества.
Основными направлениями работы педагога-наставника будут следующие:
– адаптационная работа;
– психологическая поддержка;
– мотивация самообразования;
– организация профессиональной коммуникации.
Адаптационная работа будет включать :
– знакомство со школой, представление начинающего учителя коллективу школы на педагогическом совете;
– организация шефской пары и закрепление учителя-наставника;
– разработка адаптационной программы профессионального становления начинающего учителя;
– контроль и оценка профессиональной адаптации начинающего учителя.
Мотивация самообразования предполагает включение начинающего учителя в различные формы повышения квалификации:
– педагогическое проектирование;
– решение педагогических ситуаций;
– активно-игровые методы;
– индивидуальное и микрогрупповое исследование;
– профессиональные конкурсы;
– документальный анализ;
– часы заинтересованного информационного обмена;
– посещение уроков и мероприятий, проводимых коллегами, с последующим анализом;
– совместная с наставником работа по подготовке уроков и педагогических мероприятий;
Работа по организации профессиональной коммуникации включает в себя следующие направления:
– с наставниками – оказание помощи при составлении тематических и поурочных планов, взаимопосещение уроков, совместная подготовка материалов для контрольных работ, анализ и коррекция результатов;
– коллегами по методическому объединению и в учреждении образования;
– администрацией;
– учениками и их родителями;
Планирование работы на 2023-2024 учебный год
Цели работы:
оказатьметодическое сопровождение деятельности начинающего педагога;
содействовать повышению его профессионального роста;
помочь раскрытию индивидуальных педагогических способностей.
Задачи работы:
планирование методической работы на основе выявленных потенциальных возможностей начинающего учителя;
повышение профессионального уровня молодого педагога с учетом его потребностей, затруднений, достижений;
развитие творческого потенциала начинающего педагога, мотивирование участия в инновационной деятельности;
наблюдение за динамикой результативности обучения учащихся класса, в котором работает молодой специалист;
Участники программы:
Начинающий педагог | Наставник |
ФИО | Образование | ФИО | Образование | Квалификационная категория |
Шульгин Е О | высшее | Бондаренко А.А. | высшее | высшая |
Формыработ:
консультация
наблюдение
посещение уроков
Ожидаемыерезультаты:
успешная адаптации начинающего педагога в учреждении;
активизации практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;
повышение профессиональной компетентности молодого педагога в вопросах педагогики и психологии;
обеспечение непрерывного совершенствования качества преподавания;
совершенствование методов работы по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся;
использование в работе начинающих педагогов инновационных педагогических технологий.
Сведения об учителе-наставнике
Бондаренко Александр Анатольевич
Образование: высшее
Какое учебное заведение окончил: Николаевский государственный педагогический
институт им. В.Г. Белинского, факультет физического воспитания,1985г.
Специальность по диплому: начальное военное обучение и физическое воспитание
Педагогический стаж: 38 лет
Предмет: физическая культура
Учебная нагрузка:19 часов
Классы: внеурочка - тренер-преподаватель спортивного туризма и технология
Квалификационная категория: высшая
Сведения о молодом учителе:
Шульгин Е.О
Молодой специалист.
Учебное заведение: ФГАОУ
Факультет физической культуры и спорта
Годы обучения:
поступил в 2019 г.
ПЛАН РАБОТЫ
по организации наставничества на 2023-2024 учебный год
Месяц | Работа с нормативной документацией | Работа по предмету | Отметка о выполнении |
сентябрь | Изучение нормативно – правовой базы школы (должностная инструкция учителя, календарный учебный график, учебный план, документы строгой отчетности), | Изучение ФГОС, рабочих программ по предмету. Планируемые результаты и содержание учебного предмета в соответствии ФГОС . | |
октябрь | Нормативно-правовая база учителя предметника | Знакомство с программой «Наставничество» Ознакомление с основными требованиями к школьной документации. Изучение программ, методических пособий. Изучение документов по ФГОС. Составление рабочей программы по предмету «Физическая культура» Планирование воспитательной работы на год. Собеседование. Составление и разработка технологических карт к урокам. Задача урока (образовательная, развивающая, воспитательная) Методические требования к современному уроку. Соответствие методов обучения формам организации урока. Индивидуализация и дифференциация в обучении: различия, формы и методы. | |
ноябрь | Изучение локальных актов по организации учебно-воспитательного процесса в школе-интернате. Изучение документации об организации внеурочной деятельности. Ведение электронного журнала.Положение №15-2019 О ведении электронного журнала и электронного дневника Выполнение единых требований к ведению тетрадей Посещение уроков, с целью оказания методической помощи | Составление календарно-тематического планирования, знакомство с УМК. Составление поурочного планирования в соответствии с локальным актом школы-интерната. Составление КИМов по предмету. Построение системы работы в школе-интернате с учетом учебно-тренировочного процесса Составление отчетов по результатам диагностических работ | |
декабрь | Изучение локального акта об организации методической работы.Положение №14-2019 О творческой группе педагогов Изучение нормативных документов школы по ведению профессионального портфолио. Изучение положения о текущем и итоговом контроле за знаниями учащихся. Посещение уроков, с целью оказания методической помощи | Составление плана самообразования. Организация самообразования с использованием сайта «1Сентября» Работа с приложением «ЯКласс»: формирование заданий и контроль выполнения. Составление отчетов о выполнении практической части программы. | |
январь | Изучение локальных актов . Изучение методических рекомендаций. Посещение уроков, с целью оказания методической помощи | Организация работы со Слабоуспевающимися обучающимися. Организация работы по подготовке к ВПР. Организация и проведение школьного этапа Всероссийских предметных олимпиад. | |
февраль | Знакомство с УМК, по которому работают учителя физической культуры Школьная документация. | Адаптация в педагогическом коллективе. Современный урок, план урока и его анализ. Особенности составления программы воспитательной работы. Наблюдение уроков, внеурочных и воспитательных мероприятий Мастер-класс. Эффективность урока – результат организации активной деятельности учащихся на уроке. Формы и методы работы на уроке. Методика проведения внеклассных мероприятий. Содержание, формы и методы работы с родителями. Наблюдение уроков, внеклассных мероприятий. Посещение уроков. Изучение мотивации педагогической деятельности. Проверка выполнения программы. | |
март | Освоение новых образовательных технологий деятельностного подхода. | Приобретение практических навыков проведения уроков с использованием системно-деятельностного подхода. Обучение умению формирования познавательного интереса учащихся к предмету, планирование интересных уроков. Изучение документов по ФГОС». «Мастер-класс. Использование современных образовательных технологий в учебном процессе». Инновационные процессы в обучении. Участие молодого учителя в анализе уроков. Организация коррекционных занятий с обучающимися с низкой учебной мотивацией. Консультация «Психолого-педагогические проблемы взаимодействия с ученическим коллективом» Внедрение результатов деятельности по самообразованию в практику своей работы. Проверка выполнения программы. | |
апрель | Изучение локальных актов . Изучение методических рекомендаций Посещение уроков, с целью оказания методической помощи | Составление аналитических справок. Современные педагогические технологии и их использование в образовательном процессе. | |
май | Посещение уроков, с целью оказания методической помощи | | |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым
«Керченская школа-интернат с усиленной физической подготовкой»
Отчёт педагога-наставника о проделанной работе персонализизированной программы наставничества
за 2023/2024 у.г.
Молодой специалист: Шульгин Е. О.
Наставник: Бондаренко А.А.
В современных условиях реформирования национальной системы образования особое значение приобретает тот факт, что молодой педагог должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Сегодня система наставничества вновь заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. Являясь наставником молодого специалиста мною были определены цель и основные задачи работы с молодым педагогом.
Цель: оказание практической помощи молодому специалисту в вопросах совершенствования теоретических и практических знаний и повышение его педагогического мастерства.
Задачи:
• Продолжить формирование у молодого специалиста потребности в непрерывном самообразовании, к овладению новыми формами, методами, приёмами обучения и воспитания учащихся, умению практической реализации теоретических знаний.
• Помочь учителю, опираясь в своей деятельности на достижения педагогической науки и передового педагогического опыта, творчески внедрять идеи в учебно-воспитательный процесс.
• Ликвидировать недостаток знаний, формировать профессиональные умения, необходимые для выполнения должностных функций.
• Способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности; вооружить начинающего педагога конкретными знаниями и умениями применять теорию на практике.
Прогнозируемый результат:
1. Умение планировать учебную деятельность как собственную, так и ученическую на основе творческого поиска через самообразование.
2. Успешная адаптация молодого преподавателя в учреждении.
3. Повышение методической, интеллектуальной культуры учителя.
4. Овладение системой контроля и оценки знаний учащихся.
5. Умение проектировать воспитательную систему, работать с классом на основе изучения личности ребенка, проводить индивидуальную работу.
Формы работы:
- индивидуальные, коллективные, консультации;
- посещение уроков;
-открытые уроки;
- теоретические выступления;
- анкетирование.
Основные виды деятельности:
• Организация помощи в овладении педагогическим мастерством через изучение опыта лучших педагогов школы.
• Проведение опытными педагогами открытых уроков.
• Привлечение молодого специалиста к подготовке и организации педсоветов, семинаров, конференций, к работе учебно-методических объединений.
• Посещение уроков молодого специалиста.
• Отслеживание результатов работы молодого учителя, педагогическая диагностика.
• Организация разработки молодым специалистом дидактического материала, электронных учебных материалов и др.
Основные направления работы:
• ведение школьной документации (работа с электронным журналам, составление календарно-тематического планирования и поурочных планов);
• организация воспитательно-образовательного процесса;
• общие вопросы методики организации работы с родителями;
• механизм использования дидактического, наглядного и других материалов.
Работу с молодым специалистом я выстроила в три этапа:
1-й этап – адаптационный.
Определение круга обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявление недостатков в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
2-й этап – основной (проектировочный).
Разработка и реализация программы адаптации, осуществление корректировки профессиональных умений молодого педагога, помощь выстраивания собственную программы самосовершенствования.
3-й этап – контрольно-оценочный.
Проверка уровня профессиональной компетентности молодого педагога, определение степени его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Выбор формы работы с молодым специалистом начался с беседы, где молодой педагог указал свои трудности, проблемы в работе. По итогам собеседования определили совместный план работы начинающего педагога с наставником.
1.Были проведены консультации и беседы по календарно-тематическому планированию.
2. Оказана помощь при проведении проверочных нормативов по физкультуре.
3. Совместно с молодым специалистом анализировались проведенные им уроки, давались методические рекомендации по правильности составления поурочного планирования и умения достичь цели поставленной на уроке.
4.Оказана помощь в коррекции и работе с календарно – тематическим планированием, в планировании контрольных работ, в соблюдении санитарно – гигиенических норм и требований на уроке, в работе по самообразованию
В течении года посещал уроки наставника Шульгина Е.О. с той целью, чтобы научить молодого специалиста важным профессиональным качествам: созданию учебной познавательной атмосферы методам обучения, следить за деятельностью учащихся на уроке, речи учителя и ее значению на уроке,взаимоотношению учителя и учащихся
Необходимо обратить внимание на использование различных форм контроля и оценки знаний учащихся, вести более эмоционально уроки, использовать больше игровых моментов. Обращать внимание в работе с детьми с низкой учебной мотивацией, вовлечении их в активную учебную деятельность и соблюдении ими дисциплины, осуществить индивидуальный подход в работе с учетом возрастных особенностей учащихся.
Молодому специалисту была оказана помощь:
№ | Формы оказания помощи | дата |
1 | в составлении поурочного планирования в соответствии с локальным актом школы-интерната. | 19.09 |
2 | в приобретении практических навыков, необходимых для педагогической работы; | 27.10 |
3 | В ознакомлении с основными требованиями к школьной документации. В изучении программ, методических пособий, изучении документов по ФГОС, составлении рабочей программы по предмету «Физическая культура» | 15.11 |
4 | В составлении календарно-тематического планирования, знакомство с УМК, | 19.12. |
5 | В построении системы работы в школе-интернате с учетом учебно-тренировочного процесса | 16.01 |
6 | выработке применять теоретические знания в практической деятельности; | 20.02 |
7 | в приобретении опыта по освоению разнообразных современных технологий обучения и развития познавательной деятельности учащихся. | 19.03 |
8 | Молодому специалисту оказана помощь администрацией и педагогом-наставником в вопросах совершенствования теоретических знаний, повышения профессионального мастерства. | 17.04 |
Рекомендации:
- работать над повышением компетентности молодого педагога в вопросах развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся на уроках;
- направить работу на изучение и практическое применение эффективных методов работы с учащимися с разным уровнем мотивации; обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся на протяжении всего урока.