Просмотр содержимого документа
«Перспективное планирование во второй логопедической младшей группе»
Перспективное планирование
по музыкальному воспитанию
в логопедической № 1 младшей группе
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
младшая группа
В этом возрасте у ребенка возникают первые эстетические чувства, которые проявляются при восприятии музыки, поддевании, участии в игре или пляске и выражаются в эмоциональном отношении ребенка к тому, что он делает. Поэтому приоритетными задачами являются: развитие умения вслушиваться в музыку, запоминать и эмоционально реагировать на нее, связывать движения с музыкой в музыкально-ритмических упражнениях.
Музыкальное развитие детей осуществляется и на занятиях, и в повседневной жизни.
Музыкальные занятия состоят из трех частей:
1. Вводная часть.
Музыкально-ритмические упражнения
Цель: настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных и танцевальных движений, которые будут использованы в плясках, танцах, хороводах.
2. Основная часть.
Слушание музыки
Цель: приучить ребенка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно-музыкальный образ, и эмоционально на них реагировать. Подпевание и пение
Цель: развивать вокальные задатки ребенка, учить чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и заканчивать пение вместе с воспитателем.
В основную часть занятий включаются и музыкально-дидактические игры, направленные на знакомство с детскими музыкальными инструментами, развитие памяти и воображения, музыкально-сенсорных способностей.
3. Заключительная часть.
Игра или пляска
Цель: доставить эмоциональное наслаждение ребенку, вызвать чувство радости от совершаемых действий, интерес к музыкальным занятиям и желание приходить на них.
На занятиях, которые проводятся два раза в неделю по 15 минут, используются коллективные и индивидуальные методы обучения, осуществляется индивидуально-дифференцированный подход с учетом возможностей и особенностей каждого ребенка.
К концу года дети первой младшей группы могут
узнавать знакомые мелодии и различать высоту звуков (высокий - низкий);
вместе с воспитателем подпевать в песне музыкальные фразы;
двигаться в соответствии с характером музыки; начинать движение с первыми звуками музыки;
выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук;
различать и называть музыкальные инструменты: погремушки, бубен.
Сентябрь
Вид деятельности | Программное содержание | Репертуар |
Музыкально-ритмические движения: | 1. Музыкально-ритмические навыки: Учить реагировать на начало и конец музыки, двигаться в соответствии с контрастным характером музыки (спокойной -плясовой); слышать двухчастную форму произведения. 2. Навыки выразительного движения: ритмично ходить под музыку, бегать в рассыпную, не наталкиваясь, друг на друга. Хлопать в ладоши, притопывать ногами ,кружиться на шаге, легко подпрыгивать . | «Ножками затопали» Раухвергер, «Зайчики» Тиличеева, «ходим - бегаем» обр. Вишкарева, «Фонарики» р.н.м., «танец с листочками» Ильина, «Гуляем и пляшем» Тиличеева, «Кошка и мыши». « Кулочки» « Часики» |
Восприятие: восприятие музыкальных произведений упражнение для развития слуха и голоса | Учить детей слушать музыкальное произведение от начала до конца, понимать, о чем поется в песне, различать характер музыки, узнавать двухчастную форму. | «Грустный дождик» Кабалевского, «Листопад» Попатенко, «Осенью» С.Майкапара «Лесенка». |
Пение: | Учить «подстраиваться» к интонации взрослого, подводить к устойчивому навыку точного интонирования несложных мелодий. Добиваться ровного звучания голоса, не допуская крикливого пения. Учить сидеть прямо, опираясь на спинку стула, руки свободны, ноги вместе. | «Веселые ладошки»Макшанцева, «Петушок» обработка Красева, «Ладушки» обработка Фрида. |
Октябрь
Вид деятельности | Программное содержание | Репертуар |
Музыкально-ритмические движения: упражнения | 1. Музыкально-ритмические навыки: Слышать двухчастную форму произведения, приучать двигаться в соответствии с маршевым, спокойным и плясовым характером музыки, реагировать сменой движений на изменение силы звучания (громко-тихо). 2. Навыки выразительного движения: двигаться по кругу, взявшись за руки, на шаге, исполнять пружинистое покачивание на двух ногах .юпарамиКружиться в парах и по одному, выставлять ногу на каблучок; работать над образностью движений. | «Марш и бег» Александрова «Скачут лошадки» Попатенко, «Птички летают» Банниковой. «Пляска с листочками» Филиппенко. « Вышли куклы танцевать» Рустамова «Хитрый кот», «Где же наши ручки?» Ломова, «Прятки» Рустамов, « Цветочек» « Дождик» |
Восприятие: восприятие музыкальных произведений упражнение для развития слуха и голоса | Дать послушать детям больше инструментальных произведений. Продолжать учить навыку: слушать произведение от начала до конца. Различать динамические оттенки. громко-тихо. | «Вальс» Гречанинов, «Ласковая песенка» М. Раухвергера, «Колыбельная» С.Разарёнова. «Тихие и громкие звоночки» Рустамов. |
Пение: | Развивать навык точного интонирования несложных мелодий, построенных на постепенном движении звуков вверх и вниз. Добиваться слаженного пения; учить вместе начинать и заканчивать пение. | «Птичка» Раухвергер, «Собачка» Раухвергер, «Осенняя песенка» Александров, «Спой имя куклы». |
Ноябрь
Вид деятельности | Программное содержание | Репертуар |
Музыкально-ритмические движения: | 1. Музыкально-ритмические навыки: Учить детей ходить в умеренном темпе, чередуя ходьбу с кружением на шаге. Учить бегать в быстром темпе, чередуя бег с танцевальными движениями, ритмично топать под музыку. 2. Навыки выразительного движения: Улучшать качество исполнения танцевальных движений. Побуждать детей принимать активное участие в игре. | «Марш» Парлов, «Топотушки» Раухвергера, «Упражнение с платочками» Ломовой. «Пляска с погремушками» Антонов, « Пальчики и ручки». «Птички и кошка» любая веселая музыка, «Солнышко и дождик». «месим тесто» « Блинчик» |
Восприятие: восприятие музыкальных произведений упражнение для развития слуха и голоса | Приучать детей слушать музыку изобразительного характера, понимать ее и эмоционально на нее реагировать. Формировать восприятие динамики звучания. | «Марш» Шульгина. «Смелый наездник» Шумана, «Зайчик» Матвеева «Мышка и мишки». |
Пение: | Продолжать учить детей петь естественным голосом, в одном темпе, вместе начинать пение после музыкального вступления, передавать в пении характер музыки. Побуждать детей произвольно находить интонацию построенную на нескольких звуках. | «Прокати лошадка нас» Агафонникова, « Дождик»Тиличеевой, « Весёлый музыкант» Филипенко. «Пропой имя». |
Декабрь
Вид деятельности | Программное содержание | Репертуар |
Музыкально-ритмические движения: | 1. Музыкально-ритмические навыки: продолжать работать над ритмичностью движений; упражнять в умении слышать, различать трехчастную форму; самостоятельно менять движения со сменой характера музыки, переходя от одного вида движений к другому без помощи воспитателя. 2. Навыки выразительного движения: кружиться на беге по одному и парами, использовать разученные танцевальные движения в свободных плясках. | «Бег с хлопками под музыку» «Ходим-бегаем» Тиличеева. « Поезд» «Зимняя пляска» Старокадомский, «Снежинок» Вилькорейская. «Зайцы и медведь» Финаровский, « Заинька, выходи» Тиличеевой. «Молоток» « Слоник поёт» |
Восприятие: восприятие музыкальных произведений упражнение для развития слуха и голоса | Развивать умение слушать различать два контрастных произведения изобразительного характера. Учить узнавать знакомые произведения. | «Мишка с куклой пляшут полечку» Качурбиной, « Капризуля» Волкова. « Плясовая» р.н.м. «Где мои детки?». |
Пение: | Продолжать работать над чистым интонированием мелодии, построенной на поступенном движении мелодии вверх и вниз, а также над правильным пением терции. Учить начинать пение после вступления, вместе с педагогом. | « Зима» Карасёвой. В. «К деткам елочка пришла» Филиппенко, «Дед Мороз» Филиппенко и другие знакомые песни по желанию детей. |
Январь
Вид деятельности | Программное содержание | Репертуар |
Музыкально-ритмические движения: | 1. Музыкально-ритмические навыки: Развивать умение двигаться прямым галопом, маршировать, ходить спокойным шагом и кружиться. Формировать умение слышать смену регистров, динамических оттенков, соответственно меняя движения. Начинать и заканчивать движения точно с музыкой. 2. Навыки выразительного движения: учить детей двигаться в соответствии с характером и формой музыки. | «Ладушки» Рим.-корс. «Галоп» Арсеев, «Спокойная ходьба и кружение» р.н.м., Танец« Гномиков» Танец« Подружились» «Сапожки» Ломова. «Ловишки» Гайдн. «Дудочка» « Грибочек» |
Восприятие: | Продолжать развивать навык слушать музыкальное произведение от начала до конца. Различать темповые изменения (быстрое и медленное звучание музыки). Узнавать трехчастную форму. Совершенствовать тембровый слух детей: погремушки, барабана, бубна, металлофона. | «Елочка» Красева, «Марш» Чичкова. « Медведь» Тиличеевой. «Угадай, на чем играю?». |
Пение: | Способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне ми1-си1 в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова. Передавать веселый характер песен. Побуждать детей придумывать небольшие мелодии. | «Зима» Карасева, «Домок-теремок». « Машина» Попатенко. «Песенка лисички». |
Февраль
Вид деятельности | Программное содержание | Репертуар |
Музыкально-ритмические движения: | 1. Музыкально-ритмические навыки: Учить детей реагировать на начало звучания музыки и ее окончание, двигаться топающим шагом вместе со всеми и индивидуально в умеренном и быстром темпе под музыку. 2. Навыки выразительного движения: Развивать навык выразительной передачи игровых образов: крадется кошка, едут машины. бегают и спят котята. Улучшать качество исполнения танцевальных движений. притопывать ногами. | «Смело идти и прятаться» Тиличеева, «Прогулка на автомобиле» Мясков, «Кошечка» Ломова, «Танец с игрушками» Вересокина, «Танец с цветами» «Кошка и котята» Раухвергер, «Ищи маму» Ломова. « Снежинка» «Карусель» |
Восприятие: восприятие музыкальных произведений упражнение для развития слуха и голоса | Учить детей слушать произведение изобразительного характера, узнавать и определять сколько частей в произведении. Развивать способность детей различать звуки по высоте в пределах октавы, септимы. | «Козачок» Щуравского, «Кукушка» Речлинского « Солдатский марш» Шумана. «Чей домик?» Тиличеева. |
Пение: | Учить детей петь не отставая и не опережая друг друга, правильно передавая мелодию, отчетливо передавая слова. Поощрять попытки детей придумывать свои мелодии песенки кошки. | «Цап-царап», «Пирожки» Филиппенко, « Маме в день 8 марта» Тиличеевой. « Маме песенку пою» Попатенко. «Мяу-мяу». |
Март
Вид деятельности | Программное содержание | Репертуар |
Музыкально-ритмические движения: | 1. Музыкально-ритмические навыки: Упражнять детей в ходьбе с флажками бодрым шагом, в легком беге без шарканья. Учить детей согласовывать движения с текстом песни и музыкой. Двигаться прямым галопом, меняя движения со сменой музыкальных фраз. Закреплять умение детей ритмично притопывать одной ногой и кружиться на шаге парами. | «Пройдем в ворота» Ломовой, «Цок, цок, лошадка!» Тиличеева, «Покажи ладошки» Герчик, «Танец: Топ – хлоп» «Танец парами» «Чей домик?» Тиличеева. «Игра с цветными «Ключик» « Ворота» |
Восприятие: восприятие музыкальных произведений упражнение для развития слуха и голоса | Учить детей слушать музыкальное произведение до конца, рассказывать, о чем в нем поется. Понимать характер музыки, эмоционально на нее реагировать. | «Зима прошла» Метлов, «Воробей» Руббах, « Дождик и радуга» Прокофьего. «Труба и барабан» Тиличеева. |
Пение: | Учить петь бодро, правильно, смягчая концы музыкальных фраз. Добиваться ровного звучания голосов. Петь подвижно, легким звуком, начинать пение вместе с педагогом. Побуждать детей допевать мелодии колыбельных песен. | «Воробей» Герчик, «Есть у солнышка друзья» Тиличеева, « Машина» Попатенко. «Баю- бай». |
Апрель
Вид деятельности | Программное содержание | Репертуар |
Музыкально-ритмические движения: | 1. Музыкально-ритмические навыки: Учить детей сочетать пение с движением, Помогать малышам передавать в движении изменение музыки и текст песни.Слушать и отмечать в движении начало каждой части. 2. Навыки выразительного движения: Продолжать учить детей двигаться легко, непринужденно, ритмично; легко ориентироваться в пространстве. | «Упражнение с цветами» Жилин, «Плясовые движения» Ломова. « Птички летают» Банниковой. Хоровод «Березка» Рустамов, «Танец с платочками» «Воробушки и автомобиль» Раухвергер, «Солнышко и дождик» Раухвергер. «Барабанщик» « Кукушка» |
Восприятие: восприятие музыкальных произведений упражнение для развития слуха и голоса | Учить детей воспринимать пьесы разного настроения, отвечать на вопросы о характере музыки. Развивать у детей воображение, умение придумывать движения, характерные для героев пьес. Развивать чувство ритма. | «Кукушка» Речлинского, «Резвушка» Кабалевского. «Капризуля» Волков, «Кто по лесу идет?» |
Пение: | Учить детей петь протяжно, весело, слаженно по темпу, отчетливо произнося слова. Формировать умение узнавать знакомые песни. Побуждать детей придумывать простейшие мелодии на слог. | «Майская песенка» Юдахин, «Веснянка» р.н.м., « Птичка» Раухвергера. «Спой марш». |
Май
Вид деятельности | Программное содержание | Репертуар |
Музыкально-ритмические движения: | 1. Музыкально-ритмические навыки: Совершенствовать навыки основных движений(ходьба и бег). 2. Навыки выразительного движения: Улучшать качество исполнения танцевальных движений: легко бегать, прятаться под зонтик, прыгать через «лужи». | «Птички летают» Раухвергер, « Бег с хлопками под музыку» Р. Шумана. « Поезд» Банниковой «Пляска с зонтиками» Костенко, «Мы на луг ходили» Филиппенко, «Найди себе пару» Ломова. « Где погремушки» «Дудочка» « Мячик» |
Восприятие: восприятие музыкальных произведений упражнение для развития слуха и голоса | Продолжать учить слушать музыкальное произведение до конца, рассказывать о чем поется в песне. Слушать и отличать колыбельную музыку от плясовой. Учить детей отличать звуки по высоте. | «Березка» Тиличеева, «Спи, моя радость» Моцарт, « Весною» Майкапара.» « Часики» « Лесенка» |
Пение: | Учить детей петь без напряжения, в одном темпе со всеми, четко и ясно произносить слова, передавать шуточный характер песни. Побуждать детей придумывать колыбельную песню. | «Козлик» Гаврилов, «Цыплята» Филиппенко, « Весёлый музыкант» Филипено. «Ах, ты котенька». |
Июнь
Вид деятельности | Репертуар | |
Музыкально-ритмические движения: | « Пружинки» «Ходим – бегаем» «Потанцуем вместе» обр. Ломовой, « Кто быстрее» «Кошка и котята» Ломова. | |
Восприятие: | «Будем кувыркаться» Сац, «Птицы и птенчики» Тиличеева, «Чей домик?» Тиличеева. | |
Пение: | « Солнышко» «Летний дождик» | |
Самостоятельная деятельность: | «Курица и цыплята» муз. дидакт. игра. | |
Июль
Вид деятельности | Репертуар |
Музыкально-ритмические движения: | « Птички летают» «Скачут лошадки» «Греет солнышко теплее» «Солнышко и дождик» Раухвергер, «Курочки и петушок» обр. Красева, |
Восприятие: | « Кукушка» Речлинского « Дождик» Лобарского |
Пение: | « Машина» Попатенко «Мы умеем чисто мыться» М. Иорданского |
Самостоятельная деятельность: | Муз.дидакт.игра:«Узнай и спой песню по картинке» |
Август
Вид деятельности | Репертуар |
Музыкально-ритмические движения: | « Топотушки» « Упражнение с цветами» «Танец в кругу» «Игра с погремушками» Вилькорейская. |
Восприятие: | « Зайчик» Лядовой. « Плясовая» рус.нар.мелодлия. |
Пение: | « Прокати, лошадка нас» Агафонникова « птичка» Раухвергера |
Самостоятельная деятельность: | Игра на детских муз. инструментах. |