План-конспект урока по теме «Буквенные выражения»
Предмет: математика
Класс: 5 «В»
УМК: Г.К. Муравин, О. В. Муравина
Кол-во часов по теме: 4
Место урока в теме: первый урок
Тип урока урок открытия нового знания
Формы работы: эвристическая беседа, работа в парах, самостоятельная работа, самоконтроль.
Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация.
Цели урока:
Предметные: закреплять и повторять ранее пройденный материал, научить грамотно читать и записывать буквенные выражения, вычислять значение буквенного выражения при заданном значении переменной, формировать умение составлять буквенные выражения, применять полученные знания при выполнении заданий.
Личностные: формировать ответственное отношение к учению, готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные: формировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся распознавать буквенное выражение, находить значение выражения при заданном значении буквы, составлять буквенные выражения.
Личностные: будут проявлять ответственное отношение к учению, готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные: научатся видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации.
Универсальные учебные действия:
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, анализ, сравнение, обобщение.
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции.
Регулятивные: контроль и коррекция полученного результата, целеполагание, планирование, прогнозирование.
Личностные: самооценка, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Ход и структура урока.
Приветствие. Настрой на работу. Проверьте, все ли у вас готово к уроку.
Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения и активной работы.
Задание №1.
Слайд 2. Перед вами записи:
72+(28+15)
34х
4∙2+12∙2
(3-а)+8
с(а+в)
0:(6484-15∙37)
(789-788) ∙284
(п-4):т
676:676
Как они называются? (выражения)
На какие 2 группы можно их разделить?
Почему? (одни – только с числами, другие – с числами и буквами).
Слайд 3: поделить на 2 столбика:
72+(28+15)
4∙2+12∙2
0:(6484-15∙37)
(789-788) ∙284
676:676
34х
(3-а)+8
с(а+в)
(п-4):т
О чем пойдет речь на уроке? (о буквенных выражениях)
Слайд 4: В тетрадях подписать число и «классная работа».
А что мы с вами умеем делать с числовыми выражениями? (читать, составлять, находить значение).
Какую цель мы поставим для нашего урока? (научиться читать, составлять и находить значения буквенных выражений)
Задание №2.
Слайд 5: Вначале найдем значения числовых выражений. (дети по цепочке отвечают).
Вопросы: каким свойством можно воспользоваться в первом выражении? (Использовать сочетательное свойство сложения)
Какие еще свойства сложения вы знаете? (переместительное и распределительное). В чем заключается переместительное свойство?
С помощью какого свойства можно найти значение второго выражения? (распределительное свойство умножения относительно сложения)
Какое свойство используется в третьем выражении? Нужно ли находить значение выражения в скобках? (свойство нуля)
Какие еще свойства действий с нулем при умножении вы знаете? (а∙0=0 0∙0=0)
При сложении и вычитании? (а+0=0 0+0=0 0-0=0 а-а=0 а-0=а)
Чему равно значение четвертого выражения? Какое свойство вы использовали? (а∙1=а)
Какие еще свойства единицы вам знакомы? (а:1=а а:а=1)
Переходим ко второму столбику. Как нам дать определение, что такое буквенное выражение? (выражение, состоящее из чисел, букв, знаков арифметических действий и скобок.)
А вы знаете, что первоначально математические утверждения формулировались словесно. Такая запись была громоздкой, часто неоднозначной, а алгебраические преобразования требовали незаурядной квалификации. Большой вклад в развитие обозначений внёс французский математик 16 века Франсуа Виет (щелкнуть мышкой); в частности, он начал использовать буквенные обозначения вместо конкретных чисел.
Прежде чем прочитать эти выражения, давайте прочтем правило на с. 101 в учебнике.
Читают правило.
Обратить внимание на запись буквенного выражения: обычно перед буквой и перед скобкой знак умножения не ставят; при умножении числа на букву число стоит до буквы.
Как прочитать буквенные выражения на экране? (читают по цепочке)
Напомнить: чтение буквенного выражения, как и числового, надо начинать с последнего выполняемого действия.
А можно ли найти значения наших буквенных выражений? (нет, так как не знаем значения букв)
Задание №3.
Слайд 6: найти значение выражения а+7843, если а=2415 (10 258)
88942-у, если у=44761 (44 181) (выполняют два человека у доски, остальные в тетрадях.)
Проговорить алгоритм нахождения значения буквенного выражения: подставить значение буквы в выражение и найти значение получившегося числового выражения.
Закрыть экран!!!
Физкультминутка: А теперь….
Из-за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно,
Встали прямо, ноги вместе,
Поворот кругом, на месте.
Руки в стороны, вперед.
Хлопнем пару раз в ладошки.
И потопаем немножко.
Что уже сделали с буквенными выражениями? (читали, находили значение)
Что еще не делали? (не составляли буквенные выражения)
Задание №4. Для этого в учебнике устно выполним №324 ( фронтальная работа)
Задание №5.
Слайд 7: (работа в парах).




На схемах обозначены длины отрезков. Фигурная скобка показывает сумму их длин. Какое буквенное выражение должно стоять на месте знака вопроса? (самостоятельная работа в тетрадях, затем проверка по образцу на экране)
Вывести на экран ответы.
a+b
c-a
2a+b
(c-b):2
Задание №6.
На Слайде 8 даны 3 буквенных выражения.
а+а+с+с 2а+2с 2(а+с)
Можно ли сравнить их значения?
Для какой геометрической задачи можно использовать эти выражения (какую величину можно найти, используя каждое из этих выражений? Для какой фигуры?)
Периметр прямоугольника.
Что такое периметр?
Слайд 9. Чем квадрат отличается от прямоугольника?
Как составить буквенное выражение для нахождения периметра квадрата со стороной, равной а? (4а)
Щелкнуть мышкой для вывода формулы.
Задание №7.
Слайд 10: перед вами задача. Одна из сторон треугольника равна 25 см, другая – на 5см меньше первой, а третья – на х см больше первой. Найдите периметр треугольника.
Задание: составить буквенное выражение по тексту задачи и найти его значение при х=14.
Выполняют самостоятельно в тетрадях, первый, кто справился, выходит к доске.
25+(25-5)+(25+х)=70+х
Если х=14, то 70+х=70+14=84. Ответ: 84 см.
Резерв: № 327 из учебника (выполняют самостоятельно, выборочная проверка)
Рефлексия. С каким новым понятием мы познакомились на уроке? (буквенные выражения)
Что интересного узнали?
Что вызвало затруднение?
Какие законы арифметических действий мы использовали? (обратить внимание на наличие этих законов на форзаце учебника).
В чем схожи числовые и буквенные выражения? В чем отличие?
Отметить цветом на полях в тетрадях свою работу на уроке.
Домашнее задание:
Слайд 11: пункт 10, №№311 (1), 323, 337 (по желанию).
Итоги урока.
Слайд 12. Спасибо за активную работу. Оценить учащихся.