План-конспект урока
по русскому языку
в 7 классе
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Николаевская школа» Симферопольского района Республики Крым
на тему
«Употребление предлогов в русском языке. Предлоги – синонимы»
Разработала: Кузьмина Юлия Владимировна
пгт Николаевка, 2018
Тема урока «Употребление предлогов в русском языке. Предлоги – синонимы»
Дата проведения 11.03.2016
Тема:
Употребление предлогов в русском языке. Предлоги – синонимы. СЛАЙД 1
Цель:
ознакомить с основными нормами употребления предлогов; формировать умения употреблять предлоги в соответствии с литературными нормами, находить и исправлять речевые ошибки; учить использовать в речи предлоги- синонимы; развивать логическое и абстрактное мышление; воспитывать бережное отношение к родному языку, стремление овладеть литературными нормами и быть грамотным.
Оборудование:
учебник, учебные тексты, презентация, мультимедийные средства,
раздаточный материал.
Тип урока: урок освоения новых знаний, формирования умений и навыков с элементами практикума.
Ход урока:
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний с реализацией домашнего задания.
Опрос по упражнению № 254 (все виды работ выполняются одновременно)
« Войдешь в рощу и сразу же чувствуешь неповторимый запах весны»
Фонетический разбор слова РОЖОК
Морфологический разбор деепричастия ПРИКРЫВ
Фронтальная проверка определения предлогов в тексте упражнения.
Проверка выполненных на доске заданий.
Мини- конкурс «Кто больше?»
СЛАЙД 2
Задание.
Подберите и запишите производные и непроизводные предлоги. Выигрывает тот, кто за минуту запишет правильно большое количество предлогов.
Творческий диктант.
Задание. С помощью предлогов разграничьте значение продиктованных слов, включая их в словосочетания в качестве главных. (Н-р: состоять (из, в) – состоять из мелких частиц, состоять в членах команды).
СЛАЙД 3
Возложить (к, на); дрожать (за, над); напроситься ( в, на); способность ( к,на), подозревать ( в, о); смотреть (за, в); говорить ( о,с); устойчивый (в,к).
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. Шуточная проблемная беседа Представьте, что вы пришли в аптеку, и видите такую рекламу:
СЛАЙД 4.
У нас всегда в продаже:
- таблетки от головы;
- капли от нервов;
- лекарства от горла
А так же
- средство для комаров;
- состав для пятен;
-защитный слой для микробов.
Спешите купить!
Что вы подумаете о людях, которые « создали» такую рекламу?
Чтобы не быть похожими на них, необходимо понимать значение предлогов, знать литературные нормы их употребления. На сегодняшнем уроке об этом и пойдет речь.
IV. Лингвистический практикум.
Практическая работа с научно – популярным текстом.
Задание. Прочитайте текст, определите особенности употребления предлогов в русском языке. К выделенным словосочетаниям подберите другие зависимые слова и запишите.
СЛАЙД 5. Возьмём такие словосочетания: наблюдение за звездами, наблюдение над подопытными животными. В первом случае мы являемся пассивными наблюдателями, во втором – активными экспериментаторами, вмешивающимися в проводимые опыты. Не следует думать, что указанные оттенки значения строго закреплены за приведёнными предлогами; сравните контроль за качеством работы - контроль над производством, где речь идёт уже об их равноправии. А в сочетании наблюдения за поведением детей сливаются оба оттенка значения – изучение и активное действие. Поэтому правомернее говорить не о застывшей норме, а о более или менее установившемся гибком словоупотреблении.
СЛАЙД 6 В сочетаниях с помощью – при помощи второй вариант обычно связывается с представлением о действующем лице: ускорить производство с помощью новой технологии – добиться успеха при помощи друзей. Сочетания с целью и в целях различаются в основном сочетаемостью с разными грамматическими формами: первый вариант чаще употребляется при неопределённой форме глагола, второй- при отглагольном существительном, преимущественно в деловой речи: с целью выяснить - в целях выяснения. Различие между сочетаниями охотиться на него – охотится на кого -охотится за кем заключается в том, что первое имеет значение «добывать путём истребления», убивать» ( охотится на волков, на диких уток), а второе «добывать путём ловли» (охотиться за певчими птицами, за черепахами).
СЛАЙД 7 В волнении (полный охват чувств) – с волнением (частичный охват). Сравните также: лицо в веснушках (всё покрытое ими) – лицо с веснушками (видны отдельные веснушки). В сочетании пробираться сквозь кусты - пробираться через кусты небольшое различие выражается в том, что в первом варианте содержится значение большего усилия. В некоторых случаях сказывается установившееся словоупотребление, например: покатиться со смеху – покатиться от хохота, находиться на службе – находиться в услужении. (Д.Э.Розенталь)
Конструкторско- творческий практикум.
(работа с раздаточным материалом в группах)
Задание. Вставьте пропущенные предлоги.
Мой отец работает инженером ….. заводе, а мать учительницей …… школе. Старшая сестра учится….. университете…… экономическом факультете. Я ещё учусь…. школе и мечтаю летать ….. самолет. Летом наша семья разъедется ….. разные места. Я с отцом поеду…. Кавказ. Мать поедет лечиться …Крым, а сестра собирается ….. Киев. | в В.п., П.п. на |
Я соскучился….. отцу, матери, сестре. Всё нужно выполнять.... инструкции. Поход состоялся …. Хорошей погоду. Мальчики остались в классе … просьбе друга Всходы были дружными,…… засуху. | по согласно благодаря Д.п. вопреки несмотря на – В.п. |
V. Рефлексия. СЛАЙД 8
«Незаконченное предложение»
« Я буду стараться употреблять предлоги….»;
« Я знаю, что в выборе предлогов следует учитывать….»;
« Особенно трудным мне показалось….»
VI. Домашнее задание.
Выполнить упражнение № 264. стр 145.