СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по русскому языку «Употребление предлогов в русском языке. Предлоги – синонимы»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока   «Употребление предлогов в русском языке. Предлоги – синонимы»

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по русскому языку «Употребление предлогов в русском языке. Предлоги – синонимы»»



План-конспект урока

по русскому языку

в 7 классе

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Николаевская школа» Симферопольского района Республики Крым


на тему

«Употребление предлогов в русском языке. Предлоги – синонимы»



Разработала: Кузьмина Юлия Владимировна




пгт Николаевка, 2018




Тема урока «Употребление предлогов в русском языке. Предлоги – синонимы»



Дата проведения 11.03.2016


Тема:


Употребление предлогов в русском языке. Предлоги – синонимы. СЛАЙД 1

Цель:

ознакомить с основными нормами употребления предлогов; формировать умения употреблять предлоги в соответствии с литературными нормами, находить и исправлять речевые ошибки; учить использовать в речи предлоги- синонимы; развивать логическое и абстрактное мышление; воспитывать бережное отношение к родному языку, стремление овладеть литературными нормами и быть грамотным.

Оборудование:

учебник, учебные тексты, презентация, мультимедийные средства,

раздаточный материал.

Тип урока: урок освоения новых знаний, формирования умений и навыков с элементами практикума.

Ход урока:

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний с реализацией домашнего задания.


  1. Опрос по упражнению № 254 (все виды работ выполняются одновременно)

  • Синтетический разбор предложения

« Войдешь в рощу и сразу же чувствуешь неповторимый запах весны»

  • Фонетический разбор слова РОЖОК

  • Морфологический разбор деепричастия ПРИКРЫВ

  • Фронтальная проверка определения предлогов в тексте упражнения.

  • Проверка выполненных на доске заданий.

  1. Мини- конкурс «Кто больше?»

СЛАЙД 2

Задание.

Подберите и запишите производные и непроизводные предлоги. Выигрывает тот, кто за минуту запишет правильно большое количество предлогов.

  1. Творческий диктант.

Задание. С помощью предлогов разграничьте значение продиктованных слов, включая их в словосочетания в качестве главных. (Н-р: состоять (из, в) – состоять из мелких частиц, состоять в членах команды).

СЛАЙД 3

Возложить (к, на); дрожать (за, над); напроситься ( в, на); способность ( к,на), подозревать ( в, о); смотреть (за, в); говорить ( о,с); устойчивый (в,к).


III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. Шуточная проблемная беседа Представьте, что вы пришли в аптеку, и видите такую рекламу:

СЛАЙД 4.


У нас всегда в продаже:

- таблетки от головы;

- капли от нервов;

- лекарства от горла

А так же

- средство для комаров;

- состав для пятен;

-защитный слой для микробов.

Спешите купить!















Что вы подумаете о людях, которые « создали» такую рекламу?

Чтобы не быть похожими на них, необходимо понимать значение предлогов, знать литературные нормы их употребления. На сегодняшнем уроке об этом и пойдет речь.


IV. Лингвистический практикум.

  1. Практическая работа с научно – популярным текстом.

  2. Задание. Прочитайте текст, определите особенности употребления предлогов в русском языке. К выделенным словосочетаниям подберите другие зависимые слова и запишите.

СЛАЙД 5. Возьмём такие словосочетания: наблюдение за звездами, наблюдение над подопытными животными. В первом случае мы являемся пассивными наблюдателями, во втором – активными экспериментаторами, вмешивающимися в проводимые опыты. Не следует думать, что указанные оттенки значения строго закреплены за приведёнными предлогами; сравните контроль за качеством работы - контроль над производством, где речь идёт уже об их равноправии. А в сочетании наблюдения за поведением детей сливаются оба оттенка значения – изучение и активное действие. Поэтому правомернее говорить не о застывшей норме, а о более или менее установившемся гибком словоупотреблении.

СЛАЙД 6 В сочетаниях с помощью – при помощи второй вариант обычно связывается с представлением о действующем лице: ускорить производство с помощью новой технологии – добиться успеха при помощи друзей. Сочетания с целью и в целях различаются в основном сочетаемостью с разными грамматическими формами: первый вариант чаще употребляется при неопределённой форме глагола, второй- при отглагольном существительном, преимущественно в деловой речи: с целью выяснить - в целях выяснения. Различие между сочетаниями охотиться на него – охотится на кого -охотится за кем заключается в том, что первое имеет значение «добывать путём истребления», убивать» ( охотится на волков, на диких уток), а второе «добывать путём ловли» (охотиться за певчими птицами, за черепахами).

СЛАЙД 7 В волнении (полный охват чувств) – с волнением (частичный охват). Сравните также: лицо в веснушках (всё покрытое ими) – лицо с веснушками (видны отдельные веснушки). В сочетании пробираться сквозь кусты - пробираться через кусты небольшое различие выражается в том, что в первом варианте содержится значение большего усилия. В некоторых случаях сказывается установившееся словоупотребление, например: покатиться со смехупокатиться от хохота, находиться на службе – находиться в услужении. (Д.Э.Розенталь)


  1. Конструкторско- творческий практикум.

(работа с раздаточным материалом в группах)

Задание. Вставьте пропущенные предлоги.


  1. Мой отец работает инженером ….. заводе, а мать учительницей …… школе.

  2. Старшая сестра учится….. университете…… экономическом факультете.

  3. Я ещё учусь…. школе и мечтаю летать ….. самолет.

  4. Летом наша семья разъедется ….. разные места.

  5. Я с отцом поеду…. Кавказ. Мать поедет лечиться …Крым, а сестра собирается ….. Киев.

в


В.п., П.п.

на

  1. Я соскучился….. отцу, матери, сестре.

  2. Всё нужно выполнять.... инструкции.

  3. Поход состоялся …. Хорошей погоду.

  4. Мальчики остались в классе … просьбе друга

  5. Всходы были дружными,…… засуху.


по

согласно

благодаря Д.п.

вопреки

несмотря на – В.п.




V. Рефлексия. СЛАЙД 8

«Незаконченное предложение»

  1. « Я буду стараться употреблять предлоги….»;

  2. « Я знаю, что в выборе предлогов следует учитывать….»;

  3. « Особенно трудным мне показалось….»



VI. Домашнее задание.

Выполнить упражнение № 264. стр 145.































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!