Планирование образовательной деятельности согласно примерной общеобразовательной программы «Вдохновение»
Участие
- «Участвовать» – значит вносить свой вклад в совместную работу, выражать свое мнение по поводу происходящего, делиться своими планами и решениями по вопросам, затрагивающим твою жизнь и жизнь группы, совместно находить решения вопросов и задач, возникающих в процессе совместного жизнетворчества.
Детский совет.
- Создать эмоциональный настрой на весь день – «задать тон».
- Создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.
- Учить выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично.
- Учить формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения.
- Выбрать тему нового проекта / подвести итоги проекта.
- Разработать план действий.
- Учить детей делать осознанный ответственный выбор.
- Развивать умение договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности и др.
Что есть?
- Приветствие (пожелания, комплименты,
подарки).
- Игра (тренинг, пение, слушание).
- Обмен новостями.
- Планирование дня (выбор темы проекта,
- презентация центров, формулирование идей, выбор
- деятельности).
- Подведение итогов (работы в центре, проекта, дня).
- Задачи развития детей.
- Правила, принятые в группе.
- Право принимать / не принимать участие в общем деле.
Длительность проведения детского совета
- В целом детский совет может длиться, в зависимости от возрастной группы и ситуации, от 5 до 20 минут. Жесткой рамки нет. Все будет зависеть от того, насколько всем хорошо вместе, насколько детский совет идет живо и весело, насколько обсуждаемая тема интересна и важна и что составляет главную задачу: выбор темы планирование или текущее самоопределение детей в делах и действиях дня.
Детский совет может выглядеть так…
Или так …
Или даже так
Выбор темы проекта, образовательной деятельности. Планирование
- Планирование – одна из ведущих и одна из самых сложных
составляющих детского совета. Прилагая максимум усилий для того, чтобы вовлечь детей в активное выдвижение идей, обсуждение возможных вариантов действий и в итоге к выбору темы образовательного проекта, акции, праздника или иного события, взрослые поддерживают их инициативу и креатив-ность, демонстрируют партнерский стиль взаимоотношений, позитивный эмоциональный настрой, предвкушение успеха, основанного на ценности совместных действий.
Так может выглядеть план:
Выбор
Предоставление права выбора – это не единичная акция, не
специально запрограммированная взрослыми ситуация. Право
выбора – естественное ежедневное состояние образовательной
деятельности в дошкольной организации.
Взрослый* (воспитатель, специалист, кто-то из родителей
воспитанников) направляет выбор детей лишь тем, что создает
необходимые предметно-пространственные условия и обсуждает
с детьми (с некоторыми, с изъявившими желание) их планы.
Выбор не подразумевает того, что, выбрав сегодня центр
математики, завтра ребенок обязан будет «выбрать» центр
искусства, а послезавтра – центр движения.
Выбор – это не награда, которая выдается детям после окон-
чания «настоящей (учебной) работы».
Выбор – это добровольно принятая ответственность,
добровольное ограничение.
Работа в центрах…
Подведение итогов, или Что у нас получилось?
Использование этой формы позволяет подвести итоги
и наметить перспективы, поддерживать стремление детей
поделиться своими достижениями и неудачами, обеспечивает
место и время формирования сложных и очень важных навыков
рефлексивности.
Итоговый сбор проводится ежедневно после того, как дети
выполнят задуманное – реализуют свой план в центре искусства
или кулинарии (математики, строительства, игры, песка и воды,
науки и т. п.).
Его основная задача – анализ деятельности: что получилось,
насколько полученный результат соответствует задуманному, что
помогало и что мешало в достижении цели. И еще одна задача,
не менее важная, но скрытая от детей, – заразить энтузиазмом
(«Смотри, какие интересные работы получились у Ани, Юры»),
вселить в детей чувство уверенности, что они тоже смогут, если захотят.