СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ОГЭ 19-21 задания

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ОГЭ 19-21 задания»

Разбор заданий №19-21 ОГЭ 2023 

Мы видим рисунок экосистемы леса, в которой обитают разные организмы.  В задании указано, что нужно выбрать характеристики дубового усача. Для этого мы должны найти его на рисунке и посмотреть, с какими организмами он взаимодействует. Преимущество этого задания в том, что мы можем воспользоваться методом альтернативных пар. Если один вариант из пары нам подходит, второй автоматически становится неверным. 


Начнем с первой пары. Нужно задать себе вопрос: «Усач является паразитом или стволовым вредителем?». Мы видим, что он обитает на стволе, а называют его короедом, значит, он является стволовым вредителем. Вообще, стволовые вредители леса – это насекомые, обитающие и прогрызающие ходы в коре, лубе и древесине стволов и ветвей. Некоторые из них могут повреждать и корни деревьев. 


Итак, с первой парой определились, можно переходить ко второй. Дубовый усач является хищником или растительноядным животным? Он поедает деревья, а, значит, питается растениями, а не другими животными. 


Осталась последняя пара. Усач продуцент или консумент? Консумент, ведь продуценты – это растения или автотрофные бактерии.  Для того чтобы не запутаться в этом задании, достаточно знать теорию и уметь работать с рисунками. А значит, в ответ записываем цифры: 2, 5, 6.

Задание №20 

В следующем задании с данным рисунком нужно составить последовательность пищевой цепи, в которую входит мышь. В ответ необходимо записать буквы, а не цифры, как мы привыкли, но суть от этого не меняется.   


Итак, мы обозначили на рисунке мышь. Пищевую цепь нужно начать с растения, ведь с продуцентов начинается любая пастбищная цепь. Какой буквой обозначен дуб? Р, запишем в клеточку.   


Кто будет поедать дуб? Мышь и усач, но нам нужна мышь. Какую букву запишем? П. 


Кто будет поедать мышь? Лисица. Вписываем букву Н.   


А кто может поедать хищницу-лису? Пухоеды и клещи. Последняя буква М есть.   


Но это не единственный вариант ответа. Кто еще может съесть мышь? Куница, значит вместо буквы Н, мы можем написать О. Оба варианта будут верны. Поэтому в ответ записываем буквы РПНМ или РПОМ. 


Задание №21 


Осталось последнее задание с данным рисунком. И если предыдущие два задания были похожи на старые форматы заданий ОГЭ, то это абсолютно новый формат. Он приближен к новому заданию из ЕГЭ на прогнозирование результатов эксперимента. Только в нашем случае отличается тема. В условии сказано, что зябликов становится меньше, их численность сокращается, и нужно понять, как это повлияет на пядениц и ястребов. Начнем с пядениц. Найдём их и зябликов на схеме. Кто кого будет поедать? Зяблики едят пядениц. 


А если численность хищников падает, что происходит с численностью жертв? Она возрастает, ведь теперь их меньше стали поедать. Логика помогла ответить на первый вопрос. Переходим к ястребам. Их также нужно найти на схеме. Кто кого будет поедать? Конечно, ястребы – это хищники, поедающие зябликов. 


А если еды стало меньше, что произойдет с хищниками? Их численность будет уменьшаться, ведь теперь не все будут выживать из-за недостатка еды. Опять же логика помогла ответить на вопрос. Однако, применение логики – это лишь инструмент, упрощающий решение, знание теории также необходимо. Так что в ответе записываем 12.


Продуценты - это автотрофы, т.е. организмы, синтезирующие органические

вещества из неорганического углерода.

Продуценты-фотоавтотрофы — растения. Кроме того, в океане важную роль

также играют цианобактерии.

Фотоавтотрофы осуществляют фотосинтез из

углекислого газа и воды с выделением кислорода, используя солнечную энергию. В

состав этой разнообразной группы организмов входят гиганты, подобные секвойе и

эвкалипту, и микроскопические планктонные водоросли, являющиеся основными

продуцентами водных экосистем. Цианобактерии способны, кроме того, фиксировать

атмосферный азот. Существуют и продуценты-фотоавтотрофы, которые осуществляют

фотосинтез без выделения кислорода (пурпурные бактерии), однако их общий вклад в

биологическую продукцию экосистемы невелик.

Продуценты-хемоавтотрофы — серобактерии, метанобактерии, железобактерии,

бактерии-нитрификаторы и др. для синтеза органических веществ используют

химическую энергию окисления неорганических соединений. Эти организмы являются

продуцентами экосистем в гидротермальных оазисах рифтовых зон океана и в

экосистемах подземных вод на глубине до 3-5 км, где играют важную роль в

биогеохимическом преобразовании земной коры. К этой же группе относятся

почвенные бактерии-нитрификаторы, которые окисляют аммоний и нитриты.


Консументы — это организмы, которые используют готовое органическое вещество

в живом или мертвом состоянии. Этот блок включает следующие функциональные

группы:

Фитофаги - растительноядные организмы. Эта разнообразная группа в наземных

экосистемах включает самые разные таксоны - от насекомых (например, термитов,

которые являются основными фитофагами в тропических лесах) до крупных

млекопитающих, подобных лосю, жирафу и слону. В водных экосистемах основными

фитофагами являются мелкие организмы зоопланктона (так называемый растительноядный планктон).

Зоофаги — хищники. Как и фитофаги, зоофаги варьируют от крупных (лев, волк) до

микроскопических (рачки зоопланктона). Хищники разделяются на типичных

хищников, которые убивают жертву, и хищников с пастбищным типом питания,

которые, не убивая жертву, используют ее длительное время (например, оводы,

слепни).

Паразиты — организмы, длительное время живущие внутри или на теле другого

организма - хозяина и питающиеся за его счет.

Симбиотрофы — микроорганизмы (грибы, бактерии, одноклеточные простейшие),

которые связаны отношениями взаимовыгодного сотрудничества с растениями или

животным (грибы микоризы, клубеньковые бактерии бобовых, бактерии и простейшие

(амебы) пищеварительного тракта млеко питающих, включая человека). Они питаются

прижизненными выделениями организмов (у растений) или участвуют в пищеварении

(у животных).

Детритофаги — это животные, питающиеся детритом (мертвыми тканями

растений и животных или экскрементами).

Редуценты (деструкторы) - это бактерии и грибы, которые в ходе

жизнедеятельности превращают органические остатки в неорганические вещества,

обеспечивая возвращение содержащихся в них элементов в почвенный раствор или

воду (в водных экосистемах), откуда они повторно потребляются растениями.

Благодаря редуцентам в атмосферу возвращается большая часть углекислого газа,

потребленного в процессе фотосинтеза, а также образуется метан при анаэробном

разложении органического вещества в условиях повышенной влажности.

Разделение организмов, питающихся мертвым органическим веществом

(сапротрофов), на детритофагов и редуцентов условно. Так, до 40% бактерий водных

экосистем, образующих бактериальный планктон, поедается в живом состоянии, т. е.

являются не редуцентами, а детритофагами. Они не поставляют ресурсы для растений,

а сами являются пищевым ресурсом для консументов следующего трофического

уровня.

Животные-детритофаги, размельчая органические остатки, облегчают «работу»

редуцентов и тем самым участвуют в процессе разложения органического вещества.

Наконец, любой детритофаг является еще и «хищником», поскольку, по словам М.

Бигона, "питается сухим печеньем, намазанным арахисовым маслом» (потребляет