Тема Мое поведение.
Цель раскрыть понятия «поведение», «агрессия»;
развивать умения строить собственные высказывания, обосновывать личное мнение;
воспитывать доброжелательное отношение к своим сверстникам.
Ход мероприятия
І Духовно – эстетический етап
Очень часто нам приходится устанавливать контакт с совершенно незнакомыми людьми. Это просто сделать, когда их один или несколько. Но гораздо труднее, когда необходимо общаться с группой незнакомых между собой людей. Всем знакомо напряжение, сковывающее нас в такой ситуации. Что может помочь созданию благоприятной атмосферы в коллективе и снятию барьера общения между людьми? Конечно же, увлекательная и интересная игра.
Игра «Мое хобби»
Участники образуют круг. Первый играющий говорит: «Меня зовут Лена, я люблю рисовать».
Следующий участник говорит: «Ее зовут Лена. Она любит рисовать». Потом называет свое имя и хобби. И так по кругу.
ІІ Установочно – мотивационный етап
– Сегодня мы будем говорить о поведении, о добрых взаимоотношениях в классе, о том, как нужно уважать себя и других, а так же о том, как важно не позволять обижать себя и других.
Выясним, что такое агрессия, чем она опасна, как различить игру и агрессивные действия. Постараемся выяснить причины агрессивного поведения, попытаемся разрешить ряд конфликтных ситуаций и выработать правила, соблюдение которых приведет к созданию дружного и бесконфликтного коллектива.
С
оставление ассоциативного куста «Поведение»
П
ОВЕДЕНИЕ
жесты взаимодействие мимика эмоции
позы действия слова поступки
ІІІ Проблемно – поисковый этап
То, что начато в гневе, кончается в стыде.
Л. Н. Толстой
– Как вы понимаете смысл этого высказывания? (Метод «Микрофон»).
ІV Адаптивно – преобразующий этап
– Если совершаешь какой-то поступок и при этом ты очень зол, то спустя какое-то время, переосмыслив данную ситуацию, ты обязательно почувствуешь стыд за сделанное.
Пример. На перемене меня толкнули играющие одноклассники. Я рассердился и тоже толкнул обидчика. В результате завязалась драка, прекратившаяся благодаря учителю, который проходил мимо. Когда классный руководитель стал разбирать инцидент, я понял, что меня задели случайно, и драки можно было избежать. Мне стало стыдно за свой поступок, да и мама расстроилась, когда узнала о случившемся.
– Вот видите, какое агрессивное поведение спровоцировал мимолетный гнев, неумение контролировать свои чувства и правильно проанализировать ситуацию. Давайте попробуем дать определение гневу. Что это такое?
Гнев – это чувство, выводящее человека из равновесия, переполняющее его и провоцирующее на различные необдуманные агрессивные действия.
– Вы обозвали одноклассника. Это агрессия? Изорвали дневник, поломали линейку …
Значит, агрессивное поведение – это взаимодействие, во время которого один человек умышленно наносит вред (физический или психический) другому человеку.
Различают прямую и косвенную агрессии.
К прямой агрессии относят:
словесную – когда насмешничают, обзывают, сквернословят;
материальную – когда вымагают деньги или другие вещи, воруют, портят личное имущество; физическую – когда дерутся, толкаются, дергают за волосы.
К косвенной агрессии относят:
частичное игнорирование – непринятие в игры, разговоры, спектакли;
полное игнорирование – бойкот.
На доске – схема видов агрессии.
АГРЕССИЯ
ПРЯМАЯ КОСВЕННАЯ
словесная игнорирование
материальная частичное полное
физическая
Примерные критерии агрессивности младших школьников:
- часто теряют контроль над собой;
- часто спорят и ссорятся с окружающими;
- отказываются выполнять просьбы взрослых;
- намеренно вызывают у других чувство раздражения;
- обвиняют других в своих ошибках;
- могут вымещать свой гнев на неодушевленных вещах;
- часто испытывают чувство злости, гнева, зависти;
- долго помнят обиду, стремясь отомстить;
- мнительны и раздражительны.
– Существует несколько теорий, объясняющих вспышки агрессивности.
Первая исходит из того, что агрессивное поведение дано человеку от природы. Так он защищается от своих врагов и выживает.
Вторая считает агрессию естественной реакцией организма на невозможность достижения цели, исполнения желаний.
Третья теория утверждает, что агрессивное поведение формируется постепенно и является результатом воспитания.
V Оценочно – смысловой этап
В любом из видов проявления агрессивного поведения всегда выделяются две стороны: агрессор и жертва.
– Как вы думаете, кто из сказочных героев выступает в роли агрессора, жертвы?
Карабас – Барабас, Пьеро («Приключения Буратино»).
Сеньор Помидор, Кум Гарбуз («Чиполлино»).
Ослик Иа («Винни - Пух»).
Гингема («Волшебник Изумрудного города»).
Драко Малфой («Гарри Поттер и философский камень»).
– Вспомните ситуации, происходившие с вами, в которых вы выступали в роли жертвы. В чем причина этого? Что, по-вашему мнению, нужно делать, чтобы не становиться объектом агрессивного поведения?
Игра «Список проблем»
Назначение игры: снятие ощущения уникальности своей проблемы;
формирование навыков сотрудничества в разрешении конфликта;
развитие умения понять ситуацию другого человека;
развитие межличностного доверия;
выработка новых идей выхода из конфликта;
творческое взаимодействие с другими членами группы;
снятие тревожности, связанной с ситуацией конфликта.
Все участники пишут на листочках какую-то свою проблему или конфликт. Затем листочки перемешиваются и складываются в шкатулку.
В конце занятия каждый участник будет вытягивать какую-то из них наугад. После этого он расскажет о проблеме, которая написана на вытянутом им листочке так, как будто это его собственная проблема или конфликт, и каким образом он ее решает.
– Часто безобидные шутки, игры перерастают в агрессию. Почему? Как отличить игру от агрессивного поведения?
(Метод «Микрофон». Все участники высказывают свое мнение).
Учитель обобщает условия игры: в игре принимают участие все желающие; все участники игры соблюдают правила; никому не обидно, всем весело.
Игра «Драка»
Участники рассчитываются на первый-второй. Дети образуют пары, а учитель дает им инструкцию: «Представьте, что вы поссорились друг с другом. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко стисните зубы. Сожмите как можно сильнее кулаки, до боли вдавите пальцы в ладони. На несколько секунд затаите дыхание. А теперь задумайтесь: а может не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади! Встряхните кистями рук Почувствовали облегчение?»
– Действительно, если соблюдать эти нехитрые правила, то игра никогда не вызовет агрессивного поведения.
VІ Системно – обобщающий этап
– И все же, каждый из нас время от времени попадает в конфликтные ситуации: с кем-то ссорится, получает незаслуженные обвинения. Каждый по-своему выходит из подобных ситуаций – кто-то обижается, кто-то «дает сдачи», кто-то пытается найти конструктивное решение. Сейчас мы рассмотрим достойную схему выхода из ситуации.
Схема достойного выхода из ситуации
Например, мама отчитала сына при друзьях за то, что он не вымыл посуду.
1. Начни разговор с конкретного и точного описания ситуации, не устраивающей тебя: «Когда ты накричала на меня при ребятах …»
2. Вырази чувства, возникшие у тебя в связи с этой ситуацией и поведением человека по отношению к тебе: «…я почувствовал себя неудобно».
3. Скажи человеку, как бы тебе хотелось, чтобы он поступил. Предложи ему другой вариант поведения, устраивающий тебя: «…поэтому в следующий раз я прошу тебя высказывать свои замечания не в присутствии моих друзей».
4. Скажи, как ты себя поведешь в случае, если человек изменит свое поведение: «…тогда я буду прислушиваться к твоим замечаниям …»
Упражнения «Я – высказывание», «Ты – высказывание»
Учитель объясняет разницу между «Я – высказыванием» и «Ты – высказыванием».
Например, использование в речи «Я – высказываний» делает общение более непосредственным, помогает выразить свои чувства, не унижая другого человека. «Я – высказывание» предполагает ответственность говорящего за свои мысли и чувства. («Я очень беспокоюсь, если ты не вернулся вовремя с прогулки»), а не нацелено, как «Ты – высказывание» на то, чтобы обвинить другого человека («Ты опять пришел не вовремя с прогулки!»)
– Если мы используем «Ты – высказывания», то человек, к которому мы обращаемся, испытывает негативные эмоции: гнев, раздражение, обиду. Использование «Я – высказываний» позволяет человеку выслушать вас и спокойно вам ответить.
Учитель просит составить «Я – высказывания» для предложенных ситуаций:
1. Твой друг (подруга) попросил(а) у тебя одежду и порвал(а) ее.
2. Твой младший брат изрисовал ручкой твои учебники.
3. Твои друзья пошли в кино, а тебя не позвали.
4. Вы с другом договорились встретиться на улице. Ты прождал(а) его полчаса, а он так и не пришел.
5. Твой учитель незаслуженно обвинил тебя в том, что ты списал(а) контрольную у соседа.
Часто агрессивное поведение возникает из-за интересов двух сторон, т. е. конфликта. Существует несколько способов выхода из конфликтных ситуаций, каждый из которых предполагает разную степень внимания к интересам партнера и к своим собственным.
1. Соревнование (конкуренция) предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.
Человек отстаивает свои интересы до конца, иногда в ущерб другому. Однако, даже после полученного результата чувство вины или сожаления остается долгое время. Эта стратегия может сделать вас непопулярным.
2. Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и к интересам партнера. Вы откладываете разрешение назревающего конфликта. Далеко не каждый человек может сдержаться от мгновенной импульсивной реакции. Кто умеет это делать – достоин уважения. Таким образом вы откладываете разрешение назревающего конфликта, выигрываете время, надеетесь, что ситуация разрешится сама собой. Однако, проблема может так и остаться неразрешенной.
3. Компромисс представляет собой достижение «половинчатой» выгоды каждой стороной. Вы идете на взаимные уступки, когда другие стратегии неэффективны, и получаете только половину того, на что рассчитывали.
4. Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека, при этом собственные интересы отходят на второй план. Ваши интересы остаются без внимания, вы уступаете, но при этом сохраняете хорошие отношения с противоположной стороной.
5. Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон, найти взаимоприемлемый вариант, устраивающий обоих. Этот стиль требует много времени и сил, однако успех не гарантируется.
– Как вы думаете, какой из пяти способов чаще всего используется в реальной жизни? Почему?
VІІ Контрольно – рефлексивный этап
1. Продолжение игры «Список проблем»
Участники вытягивают из шкатулки листочки с проблемами (чужими, а не своими) и находят пути их решения.
Обсуждение:
– Услышали ли вы ответ на свою записку?
– Увидели ли вы какой-то новый способ решения вашей проблемы?
2. Подведение итогов
– Узнали ли вы что-нибудь новое?
– Какой момент занятия наиболее запомнился?
– Какие чувства вы испытывали?
– Каким было ваше настроение?
– Как работалось в группе?
VІІІ Духовно – эстетический (завершающий) этап
Игра «Моечная машина»
Цель: расширить сенсорную чувствительность; развивать межличностное доверие; создать
непринужденную атмосферу.
Группа выстраивается в две шеренги, лицом друг к другу. Один человек – в начале шеренги – «машина», другой – в конце – «сушилка».
«Машина» проходит между шеренгами, все ее «моют»: поглаживают, потирают и т. д., делая это бережно и аккуратно.
«Сушилка» должна ее «высушить»: обнять, прижать к себе.
Потом «сушилка» становится в шеренгу, прошедший «мойку» становится «сушилкой», и с начала шеренги идет уже другая «машина».
– На следующем занятии мы будем составлять Кодекс поведения ученика. Поэтому всем необходимо серьезно подготовиться. Знания, полученные на сегодняшнем занятии, нам в этом очень помогут. Постарайтесь их сохранить в своей памяти, а также использовать в поведении как в школе, так и дома, и в других общественных местах.
Уходя, дети выбирают один из трех видов смайликов (улыбающийся, серьезный, хмурый), характеризующий их настроение к концу занятия и прикрепляют его к доске.