Помощники учат говорить!!!
Развитие речи детей в значительной мере определяется созданием потребности в пользовании языком. В игре, как ведущей деятельности детей дошкольного возраста, создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования разнообразных психических свойств и качеств личности. Игра является подготовительным этапом развития ребенка. Невозможно переоценить роль дидактических игр в развитии речи детей. Дидактические игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усваивать грамматические нормы, подготовиться к успешному усвоению русского языка. Дидактические игры позволяют проводить занятия с дошкольниками в полуигровой форме и таят в себе большие возможности. Они дают детям определенный объем знаний и учат их владеть этими знаниями; развивают активность детей и самостоятельность их мышления; помогают в игровой форме решать умственные задачи, преодолевая при этом определенные трудности.
Работая с детьми с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает удержать их внимание, пробудить у них интерес к содержанию занятия, процессу обучения в целом, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в памяти и использовался в новых условиях.
Четко организованная работа по постановке звуков у детей старшего дошкольного возраста возможна лишь в том случае, если педагог знает и учитывает индивидуальные особенности развития ребенка.
Результаты работы учителя-логопеда не всегда проявляются быстро. Однако как показывает практический опыт, после проведения занятий постепенно положительные результаты начинают проявляться. У детей появляется желание заниматься, потому что появляется способность выполнять разные виды упражнений, которые раньше были им недоступны. Тем самым у детей просматривается динамика в звукопроизношении.
От того, как будет проведена коррекционная работа по подготовке и постановке звуков будет виден результат.
Учитывая повышенную утомляемость, неустойчивость внимания детей с нарушениями речи, необходимо в течение занятий менять виды наглядной деятельности.
В связи с этим в отечественной психологии и педагогике огромное значение придается реализации развивающего характера игры при обучении детей (Л.С. Выготский, Е.А. Аркин, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.).
Основной задачей данных пособий является рассмотрение оптимальных вариантов применения различных игровых средств в индивидуальных, подгрупповых занятий на определенном этапе постановке звука, развития связной речи и грамматических категорий.
Предлагаемые вниманию оригинальные дидактические, наглядные пособия на развитие мимической мускулатуры, артикуляционного аппарата, ритмического восприятия которые, способствуют речевому развитию детей. Наглядные пособия могут использоваться в разных возрастных группах в период работы над артикуляционным аппаратом как с нормально развивающимися дошкольниками, так и с детьми, имеющими нарушения в речевом развитии.
1. Логопедическая ширма « Домик весёлого язычка»
Ширма состоит из трех отделов. В двух из них имеются прорези для лица и рук. С лицевой стороны ширмы с помощью магнитов прикрепляются разные персонажи (дедушка, бабушка, волк, медведь и др.) Ширма ставится на стол и может использоваться как на индивидуальных, подгрупповых, так и на фронтальных занятиях.
Цели :
1.Развитие артикуляционной моторики;
2.Развитие пальчиковой моторики;
3.Развитие связной речи;
4.Закрепление звукопроизношения.
По мимо основных целей, логопедическая ширма имеет ещё одну немало важную цель:
Обеспечение психологического комфорта ребёнка на занятии. Спрятавшись за ширму, дети с большей лёгкостью могут раскрыться, менее остро воспринимают свой речевой дефект ,получают возможность взглянуть на себя со стороны.
2.Дидактическая кукла как средство развития речи детей дошкольного возраста.
Цели универсального дидактического пособия: «Веселая обезьянка»
Развитие артикуляционной моторики;
Развитие мелкой и общей моторики;
Развитие мимической мускулатуры;
Развитие связной речи.
Укрепление психического здоровья
Кукла незаменима в работе учителя логопеда, так как помогает знакомить детей с артикуляционным аппаратом, проводить артикуляционную гимнастику, игры и упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук, психогимнастику, физкультминутки, может использоваться в разных возрастных группах в период работы над артикуляционным аппаратом, постановкой и автоматизацией звуков, обучения грамоте. Она очень удобная, поскольку надевается на ноги и руки (дополнительно фиксируется на шее), поэтому ею пользуются как взрослые, так и дети. Перевоплотившись, надев куклу себе на руки, ребенок легче вступает в контакт со сверстниками, не стесняясь ошибок в звукопроизношении, ведь он говорит не за себя, а за куклу. Играя различные роли, дети обогащают свой словарь, так как надо точно запомнить все слова. Легче идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введении их в самостоятельную речь. Все стремятся говорить понятно и красиво. Игра с куклой помогает правильно строить диалог, влияет на развитие связной речи.
3. МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ТРЕНАЖЁР.
Этот тренажёр представляет собой полотно из древесно -стружечной плиты, размером 100 / 70 см. При помощи кронштейнов этот тренажёр легко вешается на стену таким образом , чтобы ребёнок мог воспользоваться любым элементом на этой доске. Дополнительно к тренажёру прилагаются массажные коврики, которые являются неотъемлемой частью нашего пособия.
ЦЕЛЬ этого тренажёра: Укрепление и сохранение здоровья детей дошкольного возраста.
ЗАДАЧИ:
Развивать:
1. Артикуляционную моторику;
2.Диафрагмальное и речевое дыхание;
3. Зрительное восприятие;
4.Пространственную ориентацию;
5.Внимание , память , мышление, воображение, фонематический слух, просодику;
6.Регулировать функции всех систем организма путём активации рефлекторной зоны стопы.
Упражнения на тренажёре
Рамки! Изюминкой нашего тренажёра являются РАМКИ Это главный элемент , отталкиваясь от которого мы строим своё занятие.
Электронная рамка---удобная в использовании. Работает от сети. Имеет дистанционное управление. Кроме изображения любых картинок, поддерживает формат видео и аудио.
Сенсорный планшет – мобильный компьютер ,для его управления используется сенсорный экран, взаимодействие с которым осуществляется при помощи пальцев. Планшет имеет возможность быть постоянно подключенным к сети интернета через Wi-Fi соединение. Он более современен и отвечает всем требованиям нынешнего времени.
Фоторамка ---когда под рукой нет планшета или электронной фоторамки мы можем воспользоваться обычной фоторамкой. В рамку вставляется картинка нужной тематики, которая будет использоваться на занятии.
1.Упражнения на липучке и магнитной полосе.
Ребёнок, выполняя разнообразные упражнения, выкладывает на полосы магниты или мягкие цветные шарики, тем самым развивает тактильное восприятие, мелкую моторику.
2. Упражнения с замками.
Виды заданий
А) Разнообразные задания на развитие диафрагмального, правильного речевого дыхания .Так как ,звуки могут лечить подобно лекарству для нашего организма , целесообразно включать задания на пение звуков. Пропевая каждый звук –мы « лечим» соответствующий орган. Так например, пропевая звук Н, мы очищаем носовые пазухи.
Б) Задания на классификацию и характеристику звуков.
3. Упражнения с крышечками , прищепками, элементами су-джок, бусами.
Задание:
Прицепи, выложи, прошагай столько раз, сколько слогов в слове, сколько звуков в слове. Сколько раз я хлопну и т. д. Все эти задания способствуют развитию мелкой моторики.
4. Упражнение с зеркалом.
Ребёнок выполняет перед зеркалом артикуляционную и мимическую гимнастику.
5. Упражнения с крупой и декоративным песком.
В контейнеры помещены разные крупы: рис, гречка, манка, а также декоративный песок. Ребёнок по заданию педагога достает спрятанный в них элемент.
6. Упражнение с массажными ковриками.
Перед началом работы на тренажёре, ребёнок разувается и встает на коврик. Всё время работы у тренажёра, ребёнок ходит, переступает, шагает по нему, тем самым непосредственно воздействует на рефлекторные зоны стоп.
4 .Дидактическое пособие « Шляпы»
Пособие представляет собой несколько шляп по количеству детей, на которые , при помощи липучки помещаются буквы , слоги или слова ,а также сюжетные картинки для составления последовательного рассказа .
Цели:
*Корректировать двигательную сферу и сенсорные способности детей с расстройствами речи.
* Способствовать психологической раскрепощенности и уверенности в себе.
* Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза.
* Автоматизация, дифференциация поставленного звука.
* Формировать умения строить предложения, добиваться правильного произношения слов.
* Развивать психологическую базу речи: память, внимание, мышление.
* Создавать благоприятные условия для самостоятельной художественно-речевой деятельности.