СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Портфолио педагога как форма саморефлексии профессиональной деятельности

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Некоторые рассуждения рядового педагога об обязательном ведении учительского портфолио. Приглашаю к обсуждению вопроса

Просмотр содержимого документа
«Портфолио педагога как форма саморефлексии профессиональной деятельности»

Лаптева М.А.

г. Карталы

Портфолио педагога как форма саморефлексии

профессиональной деятельности

Ведение портфолио, как компонент профессиональной деятельности, призвано дать представление о деятельности сотрудника/специалиста. Если исходить из определения слова (в итальянском языке - «портфель», «папка с документами»), то портфолио должно содержать в себе документы, фотографии (описания) образцов, процессов, услуг, достижений и т.д. Реальная цель создания портфолио – с одной стороны самореклама для составителя портфолио, с другой стороны - один из путей определения успешности сотрудника для работодателя. В педагогике портфолио можно определить как практически оформленную профессиональную саморефлексию.

В России до недавнего времени самореклама, в отличие от дальнего зарубежья, не пользовалась особым почетом. Тем более в кругу педагогических работников. С появлением новых реалий учителям (особенно тем, кто проработал в школе много лет) поневоле приходится вступать в конкурентную борьбу с новым поколением, обладающим бОльшими амбициями, нежели старое. А если учесть тот факт, что в настоящее время оплата труда педагога стала носить дифференцированный характер, то можно сделать вывод, что ведение портфолио – требование времени («сам о себе не расскажешь – начальство не узнает»).

В то же время, составление портфолио творчески работающего педагога-практика – вопрос очень сложный. Грамотно и профессионально качественно работающий педагог в течение учебной четверти успевает провести как минимум одну олимпиаду по своему предмету, поучаствует со своими воспитанниками в предметной неделе, конкурсе, соревнованиях и т.п., поработает на пользу своим коллегам из школьного/муниципального методического объединения, сочинит дюжину-другую ЭОРов, обязательно даст открытый урок или представит завучу методическую разработку и не забудет выполнить все свои обязанности как классный руководитель. Чтобы затем оформить результаты своей работы, ему придется посвятить саморефлексии, по меньшей мере, час-полтора в день. Включение в портфолио конкретных продуктов своей деятельности и работы воспитанников (грамоты, сертификаты, отзывы, статьи и т.п.) носит чисто технический характер и не занимает много времени. Отсюда вопрос: где взять время? Можно научиться грамотно анализировать и оценивать свою работу. Можно научиться эффектно оформлять и распространять свой опыт. Можно научиться правильно себя «подавать». Нельзя одного: растянуть время на то, чтобы все успеть. Успеть «задумать», «нарубить», «намесить», «в печь посадить», «накормить-напоить», затем «усвоить» созданный педпродукт, оценить его, сделать выводы и – оформить! Именно последний этап в этом процессе и не дает спокойно спать.

Вот так, на мой взгляд, прекрасная задумка-портфолио превращается в «вымощенную дорогу в ад» для многих педагогов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!