Просмотр содержимого документа
«Портфолио педагога как форма саморефлексии профессиональной деятельности»
Лаптева М.А.
г. Карталы
Портфолио педагога как форма саморефлексии
профессиональной деятельности
Ведение портфолио, как компонент профессиональной деятельности, призвано дать представление о деятельности сотрудника/специалиста. Если исходить из определения слова (в итальянском языке - «портфель», «папка с документами»), то портфолио должно содержать в себе документы, фотографии (описания) образцов, процессов, услуг, достижений и т.д. Реальная цель создания портфолио – с одной стороны самореклама для составителя портфолио, с другой стороны - один из путей определения успешности сотрудника для работодателя. В педагогике портфолио можно определить как практически оформленную профессиональную саморефлексию.
В России до недавнего времени самореклама, в отличие от дальнего зарубежья, не пользовалась особым почетом. Тем более в кругу педагогических работников. С появлением новых реалий учителям (особенно тем, кто проработал в школе много лет) поневоле приходится вступать в конкурентную борьбу с новым поколением, обладающим бОльшими амбициями, нежели старое. А если учесть тот факт, что в настоящее время оплата труда педагога стала носить дифференцированный характер, то можно сделать вывод, что ведение портфолио – требование времени («сам о себе не расскажешь – начальство не узнает»).
В то же время, составление портфолио творчески работающего педагога-практика – вопрос очень сложный. Грамотно и профессионально качественно работающий педагог в течение учебной четверти успевает провести как минимум одну олимпиаду по своему предмету, поучаствует со своими воспитанниками в предметной неделе, конкурсе, соревнованиях и т.п., поработает на пользу своим коллегам из школьного/муниципального методического объединения, сочинит дюжину-другую ЭОРов, обязательно даст открытый урок или представит завучу методическую разработку и не забудет выполнить все свои обязанности как классный руководитель. Чтобы затем оформить результаты своей работы, ему придется посвятить саморефлексии, по меньшей мере, час-полтора в день. Включение в портфолио конкретных продуктов своей деятельности и работы воспитанников (грамоты, сертификаты, отзывы, статьи и т.п.) носит чисто технический характер и не занимает много времени. Отсюда вопрос: где взять время? Можно научиться грамотно анализировать и оценивать свою работу. Можно научиться эффектно оформлять и распространять свой опыт. Можно научиться правильно себя «подавать». Нельзя одного: растянуть время на то, чтобы все успеть. Успеть «задумать», «нарубить», «намесить», «в печь посадить», «накормить-напоить», затем «усвоить» созданный педпродукт, оценить его, сделать выводы и – оформить! Именно последний этап в этом процессе и не дает спокойно спать.
Вот так, на мой взгляд, прекрасная задумка-портфолио превращается в «вымощенную дорогу в ад» для многих педагогов.