СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Познавательно-творческий проект «Развитие связной речи у дошкольников через приобщение к художественной литературе и театрализованной деятельности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребёнку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать как свои, радости и горечи героев.

Просмотр содержимого документа
«Познавательно-творческий проект «Развитие связной речи у дошкольников через приобщение к художественной литературе и театрализованной деятельности»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №31»














Познавательно-творческий проект

«Развитие связной речи у дошкольников через приобщение

к художественной литературе и театрализованной деятельности»

Старший воспитатель Гладская А.В.
















2025г.

Вид проекта: познавательно-творческий.

Продолжительность проекта: долгосрочный проект, сентябрь – май.

Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатель.

Возраст детей: 4-5 лет.

Актуальность проекта

Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребёнку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать как свои, радости и горечи героев.

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно звуковой диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется. Пересказ сказки способствует развитию связной речи детей. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа. Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре, можно использовать в повседневной жизни.

Вопросы, поставленные детям при подготовке к театрализации, побуждают их  думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.

Поэтому мною была выбрана художественная литература, а именно сказки и театрализованная деятельность, как эффективное средство совершенствования речи детей.

Проблема

У детей  недостаточно развита связная речь, словарный запас слов беден и однообразен. Речь невыразительная.

Гипотеза

Использование различных видов театрализованной деятельности сыграет позитивную положительную роль на развитие речи дошкольников, умения передавать характер персонажей интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами.

Процесс развития связной речи детей средней группы будет протекать наиболее успешно.


Цель проекта: Развитие связной речи и эмоциональности у детей среднего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.


Задачи для детей:

- Развивать связную речь, интонационную сторону речи детей;

- Развивать мелкую моторику детей, их воображения, фантазии;

- Закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимика, интонация, движения) и разные виды театров (пальчиковый, настольный, кукольный, теневой и т,д.);

- Совершенствовать навыки театрализованной деятельности, умение распределять между собой обязанности и роли.

- Использовать в речи знакомые элементов сказки: присказка, зачин, концовка.


Задачи для педагогов:

- Обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными игровыми материалами,  декорациями, различными видами театров, способствующей становлению театрально-игровой  деятельности и развитию связной речи дошкольников;

- Активизировать развитие речи детей через театрализованную деятельность.

- Способствовать созданию сотрудничества и партнерских взаимоотношений с родителями.

Направление реализации проекта:

- Совместная деятельность с детьми;

- Совместная деятельность с родителями;

- Взаимодействие с городским центром внешкольной работы.

Охватываемые образовательные области

- Социально-коммуникативное развитие,

- Познавательное развитие,

- Речевое развитие,

- Художественно-эстетическое развитие,

- Физическое развитие.

Этапы реализации проекта:

Этап

Участники

Цель

1 этап: информационно-подготовительный



Работа с педагогами

  • вызвать у педагогов интерес к проекту;

  • познакомить с его целями и задачами;

  • подвести к видению своего места в проекте;

Взаимодействие с родителями

  • заинтересованность родителей проектом;

  • дать представление о том, как можно участвовать в нем;

  • направить на совместную игровую деятельность с детьми;

  • направить на совместное чтение сказок.

Образовательная деятельность с воспитанниками

  • расширить представления дошкольников о сказках и их видах.


2 этап: организационно - практический

Работа с педагогами

  • повышение теоретического и практического уровня профессионализма педагогов;

  • повышение компетентности педагогов ДОУ в организации игровой и коммуникативной деятельности.

Взаимодействие с родителями

  • повышение уровня педагогической культуры родителей в области развития речи детей дошкольного возраста.

  • заинтересованность родителей проблемой чтение и слушание сказок через игровую деятельность

Образовательная деятельность с воспитанниками

  • формировать у детей представления о русской народной и литературной

сказке через различные виды деятельности;

  • воспитывать интерес к сказкам;

  • закрепить знание содержания сказок;

  • сформировать желание быть похожими на положительных героев;

  • развивать  умения передавать образ сказочного героя речью, движениями, жестами, мимикой;

  • прививать детям правила безопасного поведения на примере сказок;

  • формировать бережное отношение к книгам
    развивать у детей умение слушать.

  • развитие у дошкольников познавательного интереса, развитие мышления и воображения, обогащение эмоций детей через чтение сказок.

  • воспитание уважительного и бережного отношения к близким людям, сочувствия, сопереживания.

3 этап:

итоговый





Работа с педагогами

  • повышение качества игровой и коммуникативной деятельности, а через неё, развитие интереса к познавательной деятельности;

  • систематизация накопленного педагогического опыта;

Взаимодействие с родителями

  • совместные семейные чтения сказок, просматривание спектаклей, мультфильмов с детьми, обогащение детской домашней библиотеки;

  • привлечение к работе родителей по подготовке костюмов и декораций для театрализованных игр.

Образовательная деятельность с воспитанниками

  • развитие творческих способностей детей, закреплять у них желание выразить в игровой деятельности (театрализованные игры по сказке), продуктивной (выставка творческих работ воспитанников), полученные знания, умения, навыки, расширять нравственные представления о проявлении добра и зла;

  • развивать творческое и познавательное мышление дошкольника (литературная викторина, театрализованная деятельность).


Предполагаемый результат

  • Использование сказок в активной речи детей.

  • Создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей приобщению детей к сказке

  • Формирование познавательного интереса у детей, расширение представлений о художественной литературе.

  • Готовность воспринимать произведения художественной литературы, эмоционально откликаться на выраженные в них чувства и настроения.

  • Вовлечение дошкольников в творческую деятельность.

  • Привлечение родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе.




Этапы работы над проектом


Этап проекта

Совместная деятельность

1 этап: информационно-подготовительный



Формулируется проблема, цель и задачи проекта.

Подбор и изучение методической литературы.

Предварительная работа с детьми по теме.

Ознакомление родителей воспитанников с проектом.

Анкетирование родителей

Родительское собрание

2 этап: организационно - практический




Проведение запланированных мероприятий для реализации проекта.

Организация непосредственно-организованной образовательной деятельности воспитанников в ходе реализации проекта.

Оформление дидактического материала.

Создание развивающей предметно-пространственной среды в рамках проекта.

Просмотр видео, фотоматериалов.

Чтение сказок

Рисование и аппликация по теме проекта.

Конструирование с крупным строительным материалом по теме.

Драматизация сказок.

Выставки книг.

Проведение развлечений.

Консультации с родителями.

3 этап:

итоговый


Подведение итогов.

Оформление проектной папки.

Выставка продуктов детской деятельности: рисунки, лепка, поделки.

Итоговое мероприятие.

Оценка этапов реализации проекта воспитанников.

Презентация проекта.


Сроки

Содержание деятельности с детьми

Ответственные

Сентябрь

Опрос детей по темам « Моя любимая сказка».

Анкетирование родителей «Чтение художественной литературы дома».

Родительское собрание «Сказка в жизни ребенка»

Беседа «Бережное отношение к книгам».

Просмотр с воспитанниками книг со сказками.

Оформление книжного уголка.

Утренняя гимнастика со сказочными героями

Воспитатели группы

2 этап - организационно – практический

Сроки

Содержание деятельности с детьми

Ответственные

Октябрь

Тема «Сказки о животных»

  • Беседа «Кто передаёт сказки из поколения в поколение?»

  • Ежедневное чтение русских народных сказок о животных.

  • Физкультурный досуг со сказочными героями-животными

  • Выставка книг «Сказки о животных»

  • Настольный театр «Репка»

  • Игра-драматизация «Теремок»

  • Дид. игра «Собери сказку»

  • Консультация для родителей «Роль сказки в жизни ребенка»

Воспитатели группы

Ноябрь

Тема «Сказки К.И. Чуковского

Составление буклета для родителей «Художественная литература для домашнего чтения»

  • Беседа «Кто рисует иллюстрации к сказкам?»

  • Ежедневное чтение сказок К.и. чуковского.

  • Слушание аудио-сказок (создание аудиотеки сказок)

  • Выставка книг «Сказки К.и. чуковского»

  • Кукольный театр «Три поросенка»

  • Дид. упр. «Расскажи сказку по картинкам»

  • Выставка рисунков «Герои сказок К.и. чуковского»

Воспитатели группы

Декабрь

Тема «Зимняя сказка»

  • Украшение группы «Зимняя сказка» (совместно с родителями)

  • Изготовление игрушек и поделок (родители совместно с детьми

  • Просмотр иллюстаций к сказкам

  • Ежедневное чтение сказок на зимнюю тему

  • Утренняя гимнастика со сказочными героями.

  • Слушание аудио-сказок

  • Выставка книг «Снежные сказки»

  • Настольный театр «Морозко»

  • Кукольный театр «Снегурочка»

  • Составление презентации «Зимняя сказка»

  • Конструирование из бумаги «Зима и сказка»

  • Праздник Новогодняя сказка

Воспитатели группы

Январь

Тема «Сказочные домики»

  • Просмотр иллюстраций к сказкам

  • Ежедневное чтение сказок по теме («Теремок», «Рукавичка», «Три поросенка», «Под грибом» и т.п.)

  • Слушание аудио-сказок

  • Выставка книг «Сказочный домик»

  • Настольный театр «Теремок»

  • Кукольный театр «Три поросенка»

  • Составление презентации «Кто в тереме живет?»

  • Конструирование из бумаги «Сказочная избушка»

  • Выставка работ «Сказочные домики»

Воспитатели группы

Февраль

Тема «Сказочные герои – все такие разные»

  • Беседа «Сказочные герои – животные и люди»

  • Изготовление масок и атрибутов к сказкам (родители совместно с детьми)

  • Ежедневное чтение русских народных сказок

  • Слушание аудио-сказок (создание аудиотеки сказок)

  • Выставка книг «Необычные сказочные герои»

  • Настольный театр «Маша и медведь»

  • Кукольный театр «Три медведя»

  • Дид. упражнения «Расскажи сказку по картинкам»

Развлечение «Как на масленой неделе»

Воспитатели группы

Март

Тема «Сказки о домашних животных»

  • Составление буклета для родителей «Художественная литература для домашнего чтения»

  • Изготовление масок и атрибутов к сказкам (родители совместно с детьми)

  • Беседа «Кто рисует иллюстрации к сказкам?»

  • Ежедневное чтение сказок

  • Слушание аудио-сказок (создание аудиотеки сказок)

  • Выставка книг «Сказки о животных»

  • Настольный театр «Кот и лиса»

  • Кукольный театр «Кот, петух и лиса»

  • Лото «Сказочные животные»

  • Выставка детских работ «Мой любимый сказочный герой»

Воспитатели группы

Апрель

Тема «Что такое хорошо, а что такое плохо (поучительные сказки)»

  • Беседа «Что такое хорошо, а что такое плохо»

  • Ежедневное чтение сказок поучительного характера («Вершки и корешки», «Заяц-хваста и т.п.)

  • Слушание аудио-сказок (создание аудиотеки сказок)

  • Выставка книг «Добрые сказки»

  • Настольный театр по сказкам

  • Кукольный театр (по выбору)

  • Ложковый театр по сказкам

  • Дид. упражнения «Назови сказку по картинке»

  • Коллективная творческая работа «Что такое хорошо, а что такое плохо»

Воспитатели группы


3 этап – итоговый

Сроки

Май

Содержание деятельности с детьми

Подведение итогов.

Оформление проектной папки.

Оценка этапов реализации проекта воспитанников.

Презентация проекта.

Итоговое мероприятие - выставка продуктов детской деятельности «Сказка – ложь, да в ней намек»

Воспитатели группы, родители