Министерство образование Московской области
Государственное образовательное учреждение
высшего образования МО
Московский государственный областной университет
Практико-ориентированная работа
Нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики
Выполнил слушатель
Воспитатель МАДОУ №38
«Радуга» г. Королев
Киевицка О.М.
Руководитель
Соколова Л.В., к.п.н.,
Доцент кафедры
Непрерывного образования
Москва 2018 г.
Нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики
Актуальность проекта:
Это важность, значительность чего либо в настоящий момент, современность, злободневность.
То есть те моменты, которые волнуют людей в данное время.
Критерий актуальности показывает важные в данный момент исследования и отвечает на социальный заказ общества.
-Критерий:
1. Динамичный
2. подвижный
Зависит от обстоятельств и времени.
-Музей – это великое изобретение человеческой цивилизации, необъятная вселенная чудес и красоты, нескончаемая книга познания истории и культуры.
- Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.
Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.
Мини-музей способствует решению следующих задач:
1. Обогащение предметно – развивающей среды в группе.
2. Обогащение воспитательно - образовательного пространства новыми формами.
3. Формирование у дошкольников представлений о музее.
4. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
5. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
6. Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
7. Развитие творческого и логического мышления, воображения.
Данный проект необходим не только детям дошкольного возраста, но и педагогам, родителям, которые заинтересованы в решении некоторых проблем.
Проект реализовывался через вовлечения детей и родителей в систему совместной работы и мероприятий.
Патриотическое воспитание- это взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и религиозной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально – действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно – исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.
Сейчас возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям. Как род, родство, Родина.
В воспитании дошкольников мы опираемся на молодую отрасль педагогической науке – музейную педагогику, тесно связанную с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение. Музейная педагогика помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учить уважать его традиции, воспитывает патриота.
У подрастающего поколения российских детей не сформировано чувство ответственности перед семьёй, обществом, нацией, государством.
Детство – это то, что даётся каждому из нас только на очень короткий промежуток времени, это – чувство, которое мы с нежностью храним всю жизнь и передаём его следующему поколению.
Поэтому от нас, взрослых, зависит, что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям.
А много ли дети знают о своей семье? Могут ли они гордится своей семьёй? Соблюдают ли традиции своей семьи?
Эти вопросы очень важны для того чтобы ребёнок вырос духовно нравственным человеком, патриотом своей Родины.
Вопросами семейного воспитания в нашей стране уделяется большое значение.
Права и обязанности родителей и детей отражены в ряде статей конституции. В концепции по правам ребёнка (ст. №63) оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, так же привитие семейных традиций.
Указанно, что обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы родителей. Декларация прав ребёнка является первым международным документом, в котором родителей призывают к признанию и соблюдению прав детей на образование, физическое, умственное, нравственное и духовное развитие в условиях свободы и достоинства.
Конвенция о правах ребёнка признаёт за каждым ребёнком право на воспитание, развитие, защиту.
В «Законе об образовании» (ст. 18) целиком посвящена образованию детей дошкольного возраста. Указанно, что родители являются первыми педагогами ребёнка – дошкольника.
Отечественная педагогика всегда уделяла большое внимание семейному воспитанию.
Музей в детском саду позволяет воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей, дошкольники начинают гордиться своими музеями, своим детским садом, своим городом, своей страной. Таким образом, у нас происходит работа по патриотическому воспитанию через музейную педагогику. Работу по данному вопросу мы продолжим развивать, пополнять музей экспонатами, поддерживать связь с другими музеями города.
Учитывая направления предлагаемой нами работы, можно использовать практический опыт в других дошкольных учреждениях .
Оценка проекта
Оценка эффективности проделанной работы проводится по завершению проекта.
Оценка отслеживается по двум направлениям: дети и родители.
Оценка качества деятельности родителей, их заинтересованность данной работы будет проанализирована в результате анкетирования, тестовых опросов, участие родителей в создании музея.
Оценка включенности детей, их активности в, удовлетворённости от участия в создании музея и запланированных мероприятий ДОУ отслеживается через беседы с детьми, наблюдения за ними на совместных занятиях и в играх, а так же по проведённой диагностике.
По окончании проекта будет составлен отчёт, показывающий эффективность данного проекта в целом. Контроль за исполнением проекта осуществляю я совместно с родительским комитетом и администрацией ДОУ.