СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правильный психологический настрой учащихся, как один из факторов успешного обучения младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из требований к современному уроку является создание и поддержание на уроке благоприятного психологического климата. В статье рассмотрены приемы создания на уроке такой атмосферы, в которой дети будут чувствовать себя благоприятно, находиться в состоянии психологического комфорта. 

Просмотр содержимого документа
«Правильный психологический настрой учащихся, как один из факторов успешного обучения младших школьников.»

Правильный психологический настрой учащихся, как один из факторов успешного обучения младших школьников.


Начало урока. Каждый педагог знает: как начнешь урок, так он и продолжится.

Психологический настрой – это доброжелательная обстановка на уроке, развитие положительного психологического настроя основывающегося на позитивном мышлении.

Психологическим настроем является - целенаправленное формирование психофизического состояния, позволяющего с наибольшей  эффективностью осуществлять намеченную деятельность или решать другие психологические задачи: увеличить продуктивное время урока;  повысить работоспособность, внимание,  креативность  школьников; оптимизировать психофизическое состояние и работоспособность учителя, снизить его психоэмоциональные нагрузки; улучшить дисциплину учащихся.

В самом начале урока задаются темп, динамика, увлеченность детей.

Включить ребят в работу — важная задача педагога.

В этом помогает правильно подобранный и проведенный психологический настрой. Этот игровой метод формирует у учащихся сплоченность, уравновешенность, собранность.

Одним из требований к современному уроку с точки зрения здоровье сберегающей технологии, является создание и поддержание на уроке благоприятного психологического климата. Заряд положительных эмоций, полученный школьниками и самим учителем, определяет позитивное воздействие школы на здоровье всех участников процесса. Поэтому каждый урок должен начинаться с создания у детей благоприятного настроя. Для этого используются стихотворные строки, притчи, медитации. 
В руках учителя возможность создать на уроке такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя благоприятно. Задача учителя – это организовать систему мер для создания участникам процесса, психологического комфорта.

При использовании данного метода решаются несколько задач. Происходит предупреждение утомления участников образовательного процесса.

Появляется еще один дополнительный стимул, который позволит раскрыть творческий потенциал участников образовательного процесса.

Атмосфера доброжелательности на уроке, спокойный и уравновешенный темп речи, чуткое отношение, позитивное отношение учителя к всем вопросительным проявлениям учащихся, поощрение к любым положительным видам деятельности, доброжелательность, приведение личных но уместных примеров – вот не полный список, которым может пользоваться педагог направляя все силы на личностно – ориентированное обучение.


Методики психологического настроя.


1. Настрой всего класса на определенную деятельность (как управленческое воздействие):    выполнение классных заданий, знакомство с новым учебным материалом, опрос.

Участие в активных формах обучения (обсуждение, диспут, практическое занятие), физкультминутки.

При каждом переключении желательно использование особых приёмов настройки класса.


2.     Оказание помощи в психологическом настрое, отдельным учащимся, т.е. реализация личностно – ориентированного подхода при возникновении у кого-то из учащихся нежелательных состояний: утомления,  перевозбуждения, апатии, пессимизма и т.д.

Данные два этапа, являются стимулирующими, выступают инструментами коррекции. А главной задачей учителя является - организация, коррекция и оказание помощи (отдельным учащимся).

3.     Психологический самонастрой.

Самонастрой - это разновидность психофизической саморегуляции - приемы,  которые учитель использует в зависимости от ситуации, а ученик - от требований учителя. 

С психологического настроя класса необходимо начинать каждый урок.

Этот прием должен быть обязательным приемом на каждом уроке, который позволит учащимся после отдыха на перемене быстрее и лучше адаптироваться к взаимодействию с определенным учителем, к его требованиям, стилю ведения урока, а также особенностям предмета.

Психологический настрой класса рекомендовано проводить также при переходе от одного урока к другому, чтобы ликвидировать негативные  социально-психологические ситуации на уроке.      

Целью психологического настроя может быть активизация, мобилизация, или расслабление. А главной основой  послужат открытость, доброжелательность учителя. Целесообразно использовать отдельные психотехнические приёмы.

В педагогике и психологии существуют 4 эффективных приёма для  психологического настроя.


  1. Демонстрация состояния в тяжелом весе характеризуется внутренним ощущением обремененности проблемами и  переживаниями. Этому соответствуют медленные движения,  сгорбленная фигура, речь с длительными паузами, низкий голос, замедленный темп ведения урока.

Цель  такой демонстрации - успокоить класс, заставить его сосредоточиться на процессе обучения, прекратить споры, суету.

Данная тактика целесообразна для начала урока, следующего за физкультурой, когда учащиеся возбуждены, затрудняются сосредоточиться.


2.  Противоположное состояние - в легком  весе: почувствовать себя легко, свободно, невесомо, птица, или даже пушинка. Учитель бодр, активен, динамичен, готов шутить. Мимика подвижная, речь быстрая, тембр голоса повышен. Такое состояние заводит класс, выводит его из спячки, стимулирует творческий потенциал способных учеников, заражает энергией и оптимизмом.


3.  Спина английской королевы. Учитель подтянут, голова слегка приподнята, выражения лица холодное, отстраненное, речь неторопливая, уверенная, с четким произнесением слов, многозначительными паузами.  Дистанция общения с классом заметно увеличена. Спорить с таким человеком, нарушать дисциплину  в его присутствии школьники не склонны.


4.  Состояние целеустремленности, отличается решительностью,  собранностью, напором,  настойчивостью, требовательностью к себе и окружающим, четкостью поступков и высказываний, демонстрацией повышенного чувства ответственности.

Оно ближе всех к  традиционным проявлениям эффективного учителя.


Но необходимо выделять ряд факторов, которые способствуют благоприятному психологическому климату на уроке, когда учитель входить в класс с хорошим бодрым настроем, и начинает урок энергично.



Психологический настрой учащихся на урок.


В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направьте к ней лучик, который несёт любовь. Вы чувствуете, как звёздочка увеличилась. Направьте к ней лучик, который несёт мир. Чувствуете, звёздочка стала ещё больше. Направьте лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Направьте к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка стала большой, как солнце. Поделись этим солнцем друг с другом. Пусть оно несёт тепло всем, всем, всем (руки направлены в стороны).


-Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Ты улыбкой, как солнышком, брызни, 
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться 
И ответную искру зажечь.
Подарите улыбки друг другу.
Улыбнитесь друг другу, себе. Приятного вам учебного дня! Я думаю, что наш сегодняшний урок вам понравится, а полученные на нем знания и умения вы успешно будете использовать.


«Дерево достижений»

Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.

Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.

Т е, кто выбрал красный, — желают общаться.

Желтый — проявят активность.

Синий — будут настойчивы.

Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.


Золотая рыбка

На столе стоит аквариум (или его имитация), в нем находятся картонные рыбки золотистого цвета.

Из ватмана вырезаны контуры большой рыбы (прорисованы только глаза и рот).

Нам всем хочется поймать «золотую рыбку», которая выполнила бы все наши желания. Я попрошу каждого подойти к аквариуму и поймать свою «золотую рыбку». Загадайте желание на сегодняшний урок. Теперь попытаемся сделать из маленьких рыбок одну огромную «золотую рыбу» (учащиеся приклеивают маленьких рыбок, которые выполняют роль чешуи).

И пусть все желания, которые вы загадали, сбудутся. А с помощью этой «золотой рыбки» нам на уроке будут сопутствовать удача и успех!


Волшебная поляна

(Вырезать красивые цветы разного цвета).

На улице осень, отцвели цветы, осыпались листья. Все эти цветы раньше росли на большой солнечной поляне. Представьте, что наш кабинет и есть волшебная поляна. Прикрепите цветок там, где вам понравится. Посмотрите — в комнате стало теплее и веселее, потому что зацвели ваши цветы. Пусть так будет всегда!


Подари улыбку

(На цветной бумаги нарисованы красивые улыбающиеся мордашки).

Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям. (Вместе с улыбкой дети обмениваются картинками.)



«Игра с песком»

Проводится под звуки морского прибоя и крики чаек.

Учитель предлагает детям закрыть глаза: «Представьте, что вы на берегу моря. Теплое ласковое солнышко согревает и ласкает вас., ветер теребит ваши волосы. Представьте, как на солнце сверкает песок, возьмите песок в руки (вдох)., сильно сожмите пальцы в кулак ( задержите дыхание). Посыпьте колени песком, постепенно раскрывая пальцы ( выдох). Уроните обессилено руки вдоль тела, расслабьтесь. Откройте глаза.


Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Я думаю, что этот день принесет вам радость общения друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: « Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю»


Добавим бодрости немного 
К уроку будет нам подмога.

Пусть день начнётся с доброты, 
Не с суеты и маяты, 
Пусть будет больше теплоты, 
Пусть день начнётся с красоты! 
Пусть день наполнится делами 
Прибудет новыми друзьями! 



И, прежде, чем начать урок,

Хочу сказать: « Вас видеть рад(а) я, ребята,

Глядеть в смышленые глаза

Ведь для меня – награда!

Гостей приветствовать хочу,

В душе надеясь честно,

Урок хочу так провести,

Чтоб было интересно!



Во всем мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины.

Желаю отличной работы на уроке!


Добрый день мои друзья. Я рада приветствовать вас на уроке.

Эмблемой нашего урока пусть будет этот - орешек знаний.

Орешек знаний тверд.

Но все же, мы не привыкли отступать.

Чтоб расколоть его сегодня.

Мы будем истину искать.



Ребята, послушайте, какая тишина!

Это в школе начались уроки.

Мы не будем тратить время,

И приступим к новой теме.

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.



Здравствуйте, друзья! Садитесь.

Мы урок наш начинаем,

Всем удачи пожелаем.

Вы друг друга поддержите

Постарайтесь, не ленитесь.

На «5» лишь трудитесь.


Ну-ка ты, проверь дружок

Как готов ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Не забыл ли про дневник?

И готов ли черновик?



Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Он полон открытий
И полон тревог.
Ты учителя внимательно слушай,
Чтоб задания выполнить смог.



Давайте все встанем дружно в круг, рядышком, плечом к плечу. А теперь возьмемся за руки и начнем наш урок «С прекрасной песни, которая называется «Здравствуйте» Итак.

Здравствуй, день, здравствуй, друг,

Здравствуй, песен щедрый круг,

Здравствуй, мир, здравствуй, век,

Здравствуй, добрый человек!

(Песню можно сопровождать соответствующими движениями)


Повернитесь все друг к другу, 
И пожмите руки другу. 
Руки вверх все поднимите, 
И вверху пошевелите. 
Крикнем весело: "Ура!" 
Игры начинать пора! 
Вы друг другу помогайте, 
На вопросы отвечайте: 
«Только ДА, и только НЕТ!»- 
Дружно дайте мне ответ. 
Если НЕТ вы говорите, 
То ногами постучите, 
Если говорите ДА, 
В ладоши хлопайте тогда. 
Для начала мы соберем БООЛЬШОЙ рюкзак, который пригодится в школе. 
(дети должны отвечать "Да" (хлопать) или "Нет" (топать)) 
На дно кладем кулек конфет? (ДА) 
А милицейский пистолет? (НЕТ) 
Туда положим винегрет? (НЕТ) 
А может быть, улыбок свет? (ДА) 
Положим спелый апельсин? (ДА) 
А продуктовый магазин? (НЕТ) 
Цветов корзину для друзей? (ДА) 
А разноцветных кренделей? (ДА) 
Салат положим в сумку? (НЕТ) 
Кладем улыбку и успех? (ДА) 
Задорный детский звонкий смех? (ДА) 

«Здравствуйте!» 
Просто «Здравствуйте»? 
Что особенного тем мы 
Друг другу сказали? 
Отчего же на капельку 
солнца прибавилось в мире? 
Отчего же на капельку 
счастья прибавилось в мире? 
Отчего же на капельку 
радостней сделалась жизнь? 
- Итак, здравствуйте!!! И пусть вам будет сегодня светло и радостно!



Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.  - Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. 
- Я вам желаю сегодня быть внимательными и старательными, на уроке быть активными, чтобы у нас с вами получился хороший урок. 
- А для этого давайте поприветствуем, друг друга улыбкой, пожалуйста, повернитесь и улыбнитесь друг другу.


 

Звонкий прозвенел звонок.

Начинается урок.

Встаньте прямо, не шумите,

Всё ль на парте, посмотрите.

Все ль на месте, всё ль на парте:

Книжка, ручка и тетради.

Не забудьте дневника,

Он – документ ученика.

Здравствуйте, ребята.

Сели. Мы приступим к новой теме.

 

Встали прямо, подравнялись,

Посмотри дружок на парту,

Всё ли там в порядке?

Ручку, книжку и дневник

Имеет каждый ученик.

Здравствуйте, садитесь,

Больше не крутитесь.

Начинаем наш урок,

Знайте, вам пойдет он впрок.

 

 

Здравствуйте, ребята.

Слышите звонок?

Это начинается новый наш урок.

Много интересного будем изучать,

Значит, будут нам нужны

Книжка и тетрадь.

Хорошо известно вам, что должен ученик

При себе всегда иметь ручку и дневник.

А теперь, ребятки, будем мы по теме только говорить.




«Самонастрой»


Я в школе на уроке. 
Сейчас я начну учиться. 
Внимание моё растёт 
Я, как разведчик, всё замечу. 
Память моя крепка. 
Голова мыслит ясно. 
Я хочу учиться. 
Я готов к работе, 
Работаю! 

Прозвенел звонок, начинаем наш урок. 
Чтобы многое узнать, надо думать, рассуждать. 
И внимательными быть, и старательными быть. 
И тогда уж точно, каждый, знания свои покажет! 


Хорошо, что солнце светит? (дети изображают солнце) 
Хорошо! (хлопают в ладоши) 
Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер) 
Хорошо! (хлопают в ладоши) 
Хорошо идти с друзьями? (шагают) 
Хорошо! (хлопают в ладоши) 
Хорошо прижаться к родному человеку? (обнимают себя) 
Хорошо! (хлопают в ладоши) 
Хорошо в краю родном? (разводят руки в стороны) 
Хорошо! (хлопают в ладоши) 
Хорошо там, где наш дом? (изображают дом) 
Хорошо! (хлопают в ладоши) 
Хорошо кружиться в танце? (кружатся) 
Хорошо! (хлопают в ладоши) 
Хорошо быть казахстанцем? (выставляют большие пальцы) Хорошо! 


Закройте глаза, повторяйте за мной: «У меня хорошее настроение. Я могу быть добрым, терпеливым. Я успею сделать всё! Я буду предельно внимателен на уроке.  Пусть урок принесёт вам радость познания! 



Психологические настрои под музыку:


Дети, представьте себе, что вы маленькое семечко (дети присаживаются и закрывают головки руками). Садовник очень бережно относится к семечку, поливает его, ухаживает за ним. (Учитель ходит и гладит по головкам детей.) С первыми лучами солнышка семечко медленно начинает расти, появляются первые листочки (дети поднимают руки тянутся вверх). Стебелёк растёт (дети потягиваются, расправляют плечики). И вот наступает радостный момент, появляется прекрасный цветок (дети поднимают руки вверх, показывая распустившиеся лепестки). Цветок хорошеет (дети улыбаются друг другу). Он тянется к свету, к солнцу (заканчивается музыка). 

Вдохните… Как хорошо, что мы вместе. Мы все счастливы и здоровы. Мы помогаем друг другу. Мы дополняем друг друга. Мы нужны друг другу. Пусть этот день несёт нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами. И, подобно этим цветам, раскроются ваши души, даря окружающим свет, тепло и любовь. Улыбнитесь друг другу. 

Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым. 
- Какое у вас настроение? Ваше настроение я предлагаю вам выразить при помощи фишек разного цвета, которые лежат у вас на парте. Красная фишка настроение отличное, зелёная хорошее, синяя так себе. 
Я тоже покажу вам своё настроение. 
Ребята, я вижу, не у всех настроение в начале урока отличное, но давайте проведём наш урок так, чтобы в конце урока у всех ребят нашего класса настроение было прекрасное. 

Повернитесь лицом к соседу, улыбнитесь и скажите ему: 
Я желаю тебе добра; 
Если тебе будет трудно, я помогу. 

Закройте глаза, положите свою ладонь на ладонь соседа и пожелайте друг другу хорошего настроения, удачи, отличных оценок. 


"Я внимателен, я думаю, я сосредоточен, я догадлив и сообразителен, я уверен в себе”. Покажите улыбкой, что мы желаем друг другу удачи в сегодняшнем путешествии по стране знаний» .

«Улыбнёмся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, облокотитесь на что-нибудь, так как вам удобно». Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:

- Я в школе на уроке,

- Сейчас я начну учиться.

- Я радуюсь этому.

- Внимание моё растёт.

- Я как разведчик, всё замечу.

- Память моя крепка.

- Голова мыслит ясно.

- Я хочу учиться.

- Я очень хочу учиться.

- Я готов к работе.

- Я работаю!



Заключение


Начало урока – это важный этап в организации урока. Каждый педагог знает: как начнешь урок, так он и продолжится. В самом начале определяется темп, динамика, увлеченность детей. Включение учащихся в работу — это важная задача педагога.

В этом помогает правильно подобранный и проведенный психологический настрой. Этот игровой метод формирует у учащихся сплоченность, уравновешенность, собранность.

Одним из требований к современному уроку с точки зрения здоровье - сберегающей технологии, является создание и поддержание на уроке благоприятного психологического климата. Заряд положительных эмоций, полученный школьниками и самим учителем, определяет позитивное воздействие школы на здоровье участников всего процесса. Поэтому каждый урок должен начинаться с создания у детей благоприятного настроя.

Для этого в организации используются стихотворные строки, притчи, релаксации. 

При использовании данного метода (психологический настрой) решаются несколько задач.

Происходит предупреждение утомления участников образовательного процесса.

Появляется еще один дополнительный стимул, который позволит раскрыть творческий потенциал участников образовательного процесса.

Атмосфера доброжелательности на уроке, спокойный и уравновешенный темп речи, чуткое отношение, позитивное отношение учителя к всем вопросительным проявлениям учащихся, поощрение к любым положительным видам деятельности, доброжелательность, приведение личных но уместных примеров – вот не полный список, которым может пользоваться педагог направляя все силы на личностно – ориентированное обучение.
















Правильный психологический настрой учащихся,

как один из факторов успешного обучения младших школьников.





Учитель начальных классов

Кузнецова О. А.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!