План урока
Предмет: ОУД 01. Русский язык
Преподаватель: Шапиева Д. Ш.
Группа № _________________
Тема урока: «Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. Употребление предлогов в составе словосочетаний. Выполнение упражнений»
Тип урока: практическое занятие
Цели:
а) образовательная: освоить нормы правописания предлогов и порядок морфологического разбора.
б) развивающая: развивать память, коммуникативную компетенцию, выработать и закрепить навыки.
в) воспитательная: воспитывать у студентов познавательный интерес к уроку.
Оборудование урока: персональный компьютер, мультимедийный проектор, учебник,
Литература: Русский язык, учебник для СПО, Е.С.Антонова, Т.М. Воителеева
Электронные образовательные ресурсы: ресурсы федеральных образовательных порталов.
Ход урока
Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.
Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.
Что называется служебными частями речи?
Что называется предлогом?
По структуре предлоги на какие группы делятся? (простые, сложные, составные)
Какие предлоги называются простыми, сложными и составными?
По происхождению предлоги делятся на какие группы? (непроизводные и производные.)
Какие вы знаете разряды предлогов по значению?
Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.
Запись темы урока, обращение к группе:
- Как вы думаете, каковы задачи нашего урока? Сформулируйте.
Освоить нормы правописания предлогов.
С помощью чего происходят словообразование наречий?
Перечислить порядок морфологического разбора предлогов
Привести примеры.
Практическая часть.
Синтаксический разбор предложения.
- Посмотрите новое поступление книг в каталоге.
- Муму ловко увернулась из - под пальцев Степана и пустилась во все лопатки к Герасиму.
Объяснение темы: Правописание предлогов:
а) пишутся через дефис сложные непроизводные предлоги: из-за, из-под, по-над;
б) пишутся слитно:
предлоги со значением причины (можно заменить предлогом из-за) – ввиду, вследствие;
Ввиду болезни – из-за болезни; вследствие болезни – из-за болезни.
предлоги с уступительным значением (можно заменить придаточным предложением с союзом хотя) – несмотря на, невзирая на;
Ср.: несмотря на дождь – хотя был дождь, невзирая на непогоду – хотя была непогода.
предлоги со значением подобия (можно заменить оборотом с как) – вроде, наподобие;
Вроде пчёлки, наподобие пчёлки – как пчёлка.
предлоги насчёт, вместо, сверх, внутри в сочетании с родительным падежом;
Интересоваться насчёт работы, вместо меня, сверх плана.
предлоги с пространственным и другими обстоятельственными значениями: навстречу, наперерез, наперекор – в сочетании с дательным падежом, а также предлог вслед за – в сочетании с творительным падежом;
Навстречу другу, наперерез течениям, наперекор стихиям, вслед за заморозками.
в) пишутся раздельно:
предлоги со значением времени – в течение, в продолжение, в заключение;
В течение недели, в продолжение недели, в заключение своего выступления.
целевые и причинные предлоги – в целях, по причине, в связи;
В целях экономии, по причине болезни, в связи с болезнью.
обстоятельственные и дополнительные предлоги – в виде, в силу, по мере, в отличие, со стороны, в связи с;
В виде сердечка, в силу обстоятельств, по мере роста, в отличие от поклонников, со стороны дирекции, в связи с новыми возможностями.
г) пишутся с конечной гласной е предлоги: в течение, в продолжение, в заключение, вследствие, наподобие, в отличие.
Обратите внимание!
1) По-разному пишутся однокоренные слова: предлог ввиду с родительным падежом пишется слитно (ввиду опоздания), предлог в виде с родительным падежом пишется раздельно (в виде звёздочки). Пишется раздельно фразеологизм иметь в виду.
2) Не смешивайте предлоги в течение, в продолжение, в заключение, вследствие, наподобие, в отличие, которые пишутся с конечным е, с омонимичными предложно-падежными формами существительных (на конце существительных пишется и).
Ср.: в течение дня (предлог) – в течении реки (существительное); в продолжение дня (предлог) – в продолжении романа этого героя уже не было (существительное); в заключение доклада (предлог) – в заключении по диссертации (существительное); вследствие обильных дождей (предлог) – в следствии по делу допущена ошибка (существительное).
Наречие впоследствии всегда пишется слитно и с конечной и.
3) Не смешивайте предлоги вследствие, насчёт, навстречу и др., которые пишутся слитно, с омонимичными предложно-падежными формами существительных. Соответствующие имена существительные – самостоятельные слова, поэтому сочетания с ними можно поставить в именительный падеж; с предлогами такой операции провести нельзя.
Ср.: идти на встречу с другом (существительное – встреча с другом) – идти навстречу другу (предлог); перевести на счёт в сбербанке (существительное – счёт в банке) – интересовать насчёт экскурсии (предлог).
4) Не смешивайте предлоги несмотря на, невзирая на, которые пишутся слитно, с омонимичными деепричастиями с отрицательной частицей не, которая пишется раздельно.
Ср.: невзирая на трудности, несмотря на трудности (предлог) – не смотря в мою сторону (деепричастие с частицей не).
Морфологический разбор предлога:
План разбора предлога
1 | Часть речи, её назначение. |
2 | Производный – непроизводный. |
3 | К какому существительному (местоимению, числительному) относится. |
4 | С каким падежом употреблён. |
5 | Разряд по значению. |
Образец разбора предлога
У многих русских рек, наподобие Волги, один берег горный, другой луговой (Тургенев).
у (рек) – предлог; служит для связи слов в словосочетаниях и предложениях; непроизводный; относится к существительному (у рек); употреблён с родительным падежом; имеет дополнительное значение.
наподобие (Волги) – предлог; служит для связи слов в словосочетаниях и предложениях; производный; относится к существительному (наподобие Волги); употреблён с родительным падежом; имеет значение образа действия.
Закрепление изученного материала.
1.Выполнение упражнений № 144, 145 стр. 251-252 и №147, стр. 253
2. Работа по карточкам.
Подведение итогов.
Домашнее задание. & 38, стр. 251-253
Морфологический разбор предлога.
Удивительные глаза — огромные, выпуклые, вроде стеклянных фонарей.
Вроде (фонарей) — предлог, т.к. служит для связи слов в словосочетании выпуклые (вроде чего?) вроде фонарей (Р.п.), неизменяемая часть речи.
Простой, производный, отношения сравнительные.
Не является членом предложения, но входит в состав несогласованного определения.
Вдоль стен стояли шкафы.
Вдоль (стен) — предлог, т.к. служит для связи слов в словосочетании стояли (где? вдоль чего?) вдоль стен (Р.п.), неизменяемая часть речи.
Простой, производный, отношения пространственные.
Не является членом предложения, но входит в состав обстоятельства места.
Бегая вокруг неё, паук торопливо обрывал нитку за ниткой.
Вокруг (неё) — предлог, т.к. служит для связи слов в словосочетании бегая (где? вокруг кого?) вокруг неё (Р.п.), неизменяемая часть речи.
Простой, производный, отношения объектно-пространственные.
Не является членом предложения, но входит в состав обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом.
Но вместо неба он увидел покатые своды пещеры.
Вместо (неба) — предлог, т.к. служит для связи слов в словосочетании увидел (вместо чего?) вместо неба (Р.п.), неизменяемая часть речи.
Простой, производный, отношения объектные.
Не является членом предложения, но входит в состав косвенного дополнения.
В случае опасности профессор мог и сам нападать.
В случае (опасности) — предлог, т.к. служит для связи слов в словосочетании не защищаться (почему? в случае чего?) в случае опасности (Р.п.), неизменяемая часть речи.
Составной, производный, отношения причинные.
Не является членом предложения, но входит в состав обстоятельства причины.
Люстра мчалась вместе с потолком вверх.
Вместе с (потолком) — предлог, т.к. служит для связи слов в словосочетании мчалась (как? вместе с чем?) вместе с потолком (Т.п.), неизменяемая часть речи.
Составной, производный, отношения объектные.
Не является членом предложения, но входит в состав обстоятельства образа действия.