СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. Употребление предлогов в составе словосочетаний. Выполнение упражнений»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока

 

Предмет: ОУД 01. Русский язык

Преподаватель: Шапиева   Д. Ш.

Группа № _________________

Тема урока: «Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. Употребление предлогов в составе словосочетаний. Выполнение упражнений»

Тип урока: практическое занятие

Цели:

а) образовательная: освоить нормы правописания предлогов и порядок морфологического разбора.

б) развивающая: развивать память, коммуникативную компетенцию, выработать и закрепить навыки.

в) воспитательная: воспитывать у студентов познавательный интерес к уроку.

Оборудование урока: персональный  компьютер, мультимедийный проектор, учебник,

Литература: Русский язык, учебник для СПО, Е.С.Антонова, Т.М. Воителеева

Электронные образовательные ресурсы: ресурсы федеральных образовательных порталов.

 

Ход урока

  1. Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.
  2. Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.
  1. Что называется служебными частями речи?
  2. Что называется предлогом?
  3. По структуре предлоги на какие группы делятся? (простые, сложные, составные)
  4. Какие предлоги называются простыми, сложными и составными?
  5. По происхождению предлоги делятся на какие группы? (непроизводные и производные.)
  6. Какие вы знаете разряды предлогов по значению?
  1. Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.

Запись темы урока, обращение к группе:

- Как вы думаете, каковы задачи нашего урока? Сформулируйте.

  1. Освоить нормы правописания предлогов.
  2. С помощью чего происходят словообразование наречий?
  3. Перечислить порядок морфологического разбора предлогов
  4. Привести примеры.

 

  1. Практическая часть.

Синтаксический разбор предложения.

 

- Посмотрите новое поступление книг в каталоге.

- Муму ловко увернулась из - под пальцев Степана и пустилась во все лопатки к Герасиму.

Объяснение темы: Правописание предлогов:

а) пишутся через дефис сложные непроизводные предлоги: из-за, из-под, по-над;

б) пишутся слитно:

предлоги со значением причины (можно заменить предлогом из-за) – ввиду, вследствие;

Ввиду болезни – из-за болезни; вследствие болезни – из-за болезни.

предлоги с уступительным значением (можно заменить придаточным предложением с союзом хотя) – несмотря на, невзирая на;

Ср.: несмотря на дождь – хотя был дождь, невзирая на непогоду – хотя была непогода.

предлоги со значением подобия (можно заменить оборотом с как) – вроде, наподобие;

Вроде пчёлки, наподобие пчёлки – как пчёлка.

предлоги насчёт, вместо, сверх, внутри в сочетании с родительным падежом;

Интересоваться насчёт работы, вместо меня, сверх плана.

предлоги с пространственным и другими обстоятельственными значениями: навстречу, наперерез, наперекор – в сочетании с дательным падежом, а также предлог вслед за – в сочетании с творительным падежом;

Навстречу другу, наперерез течениям, наперекор стихиям, вслед за заморозками.

 

в) пишутся раздельно:

предлоги со значением времени – в течение, в продолжение, в заключение;

В течение недели, в продолжение недели, в заключение своего выступления.

целевые и причинные предлоги – в целях, по причине, в связи;

В целях экономии, по причине болезни, в связи с болезнью.

обстоятельственные и дополнительные предлоги – в виде, в силу, по мере, в отличие, со стороны, в связи с;

В виде сердечка, в силу обстоятельств, по мере роста, в отличие от поклонников, со стороны дирекции, в связи с новыми возможностями.

г) пишутся с конечной гласной е предлоги: в течение, в продолжение, в заключение, вследствие, наподобие, в отличие.

 

Обратите внимание!

1) По-разному пишутся однокоренные слова: предлог ввиду с родительным падежом пишется слитно (ввиду опоздания), предлог в виде с родительным падежом пишется раздельно (в виде звёздочки). Пишется раздельно фразеологизм иметь в виду.

 

2) Не смешивайте предлоги в течение, в продолжение, в заключение, вследствие, наподобие, в отличие, которые пишутся с конечным е, с омонимичными предложно-падежными формами существительных (на конце существительных пишется и).

Ср.: в течение дня (предлог) – в течении реки (существительное); в продолжение дня (предлог) – в продолжении романа этого героя уже не было (существительное); в заключение доклада (предлог) – в заключении по диссертации (существительное); вследствие обильных дождей (предлог) – в следствии по делу допущена ошибка (существительное).

Наречие впоследствии всегда пишется слитно и с конечной и.

 

3) Не смешивайте предлоги вследствие, насчёт, навстречу и др., которые пишутся слитно, с омонимичными предложно-падежными формами существительных. Соответствующие имена существительные – самостоятельные слова, поэтому сочетания с ними можно поставить в именительный падеж; с предлогами такой операции провести нельзя.

Ср.: идти на встречу с другом (существительное – встреча с другом) – идти навстречу другу (предлог); перевести на счёт в сбербанке (существительное – счёт в банке) – интересовать насчёт экскурсии (предлог).

 

4) Не смешивайте предлоги несмотря на, невзирая на, которые пишутся слитно, с омонимичными деепричастиями с отрицательной частицей не, которая пишется раздельно.

Ср.: невзирая на трудности, несмотря на трудности (предлог) – не смотря в мою сторону (деепричастие с частицей не).

 

 

  Морфологический разбор предлога:

План разбора предлога

1

Часть речи, её назначение.

2

Производный – непроизводный.

3

К какому существительному (местоимению, числительному) относится.

4

С каким падежом употреблён.

5

Разряд по значению.

 

 

Образец разбора предлога

 

У многих русских рек, наподобие Волги, один берег горный, другой луговой (Тургенев).

 

у (рек) – предлог; служит для связи слов в словосочетаниях и предложениях; непроизводный; относится к существительному (у рек); употреблён с родительным падежом; имеет дополнительное значение.

наподобие (Волги) – предлог; служит для связи слов в словосочетаниях и предложениях; производный; относится к существительному (наподобие Волги); употреблён с родительным падежом; имеет значение образа действия.

  1. Закрепление изученного материала.

1.Выполнение упражнений № 144, 145 стр. 251-252 и №147, стр. 253

2. Работа по карточкам.

 

  1. Подведение итогов.
  2. Домашнее задание.  & 38, стр. 251-253

Морфологический разбор предлога.

 

Удивительные глаза — огромные, выпуклые, вроде стеклянных фонарей.

 

 

  1. Вроде (фонарей) — предлог, т.к. служит для связи слов в словосочетании выпуклые (вроде чего?) вроде фонарей (Р.п.), неизменяемая часть речи.
  2. Простой, производный, отношения сравнительные.
  3. Не является членом предложения, но входит в состав несогласованного определения.

 

Вдоль стен стояли шкафы.

 

 

  1. Вдоль (стен) — предлог, т.к. служит для связи слов в словосочетании стояли (где? вдоль чего?) вдоль стен (Р.п.), неизменяемая часть речи.
  2. Простой, производный, отношения пространственные.
  3. Не является членом предложения, но входит в состав обстоятельства места.

 

Бегая вокруг неё, паук торопливо обрывал нитку за ниткой.

 

 

  1. Вокруг (неё) — предлог, т.к. служит для связи слов в словосочетании бегая (где? вокруг кого?) вокруг неё (Р.п.), неизменяемая часть речи.
  2. Простой, производный, отношения объектно-пространственные.
  3. Не является членом предложения, но входит в состав обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом.

 

Но вместо неба он увидел покатые своды пещеры.

 

 

  1. Вместо (неба) — предлог, т.к. служит для связи слов в словосочетании увидел (вместо чего?) вместо неба (Р.п.), неизменяемая часть речи.
  2. Простой, производный, отношения объектные.
  3. Не является членом предложения, но входит в состав косвенного дополнения.

 

В случае опасности профессор мог и сам нападать.

 

  1. В случае (опасности) — предлог, т.к. служит для связи слов в словосочетании не защищаться (почему? в случае чего?) в случае опасности (Р.п.), неизменяемая часть речи.
  2. Составной, производный, отношения причинные.
  3. Не является членом предложения, но входит в состав обстоятельства причины.

 

Люстра мчалась вместе с потолком вверх.

 

  1. Вместе с (потолком) — предлог, т.к. служит для связи слов в словосочетании мчалась (как? вместе с чем?) вместе с потолком (Т.п.), неизменяемая часть речи.
  2. Составной, производный, отношения объектные.
  3. Не является членом предложения, но входит в состав обстоятельства образа действия.

 

 

Просмотр содержимого документа
««Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. Употребление предлогов в составе словосочетаний. Выполнение упражнений»»

План урока


Предмет: ОУД 01. Русский язык

Преподаватель: Шапиева Д. Ш.

Группа № _________________

Тема урока: «Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. Употребление предлогов в составе словосочетаний. Выполнение упражнений»

Тип урока: практическое занятие

Цели:

а) образовательная: освоить нормы правописания предлогов и порядок морфологического разбора.

б) развивающая: развивать память, коммуникативную компетенцию, выработать и закрепить навыки.

в) воспитательная: воспитывать у студентов познавательный интерес к уроку.

Оборудование урока: персональный компьютер, мультимедийный проектор, учебник,

Литература: Русский язык, учебник для СПО, Е.С.Антонова, Т.М. Воителеева

Электронные образовательные ресурсы: ресурсы федеральных образовательных порталов.



Ход урока

  1. Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.

  2. Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.

  1. Что называется служебными частями речи?

  2. Что называется предлогом?

  3. По структуре предлоги на какие группы делятся? (простые, сложные, составные)

  4. Какие предлоги называются простыми, сложными и составными?

  5. По происхождению предлоги делятся на какие группы? (непроизводные и производные.)

  6. Какие вы знаете разряды предлогов по значению?

  1. Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.

Запись темы урока, обращение к группе:

- Как вы думаете, каковы задачи нашего урока? Сформулируйте.

  1. Освоить нормы правописания предлогов.

  2. С помощью чего происходят словообразование наречий?

  3. Перечислить порядок морфологического разбора предлогов

  4. Привести примеры.


  1. Практическая часть.

Синтаксический разбор предложения.


- Посмотрите новое поступление книг в каталоге.

- Муму ловко увернулась из - под пальцев Степана и пустилась во все лопатки к Герасиму.

Объяснение темы: Правописание предлогов:

а) пишутся через дефис сложные непроизводные предлоги: из-за, из-под, по-над;

б) пишутся слитно:

предлоги со значением причины (можно заменить предлогом из-за) – ввиду, вследствие;

Ввиду болезни – из-за болезни; вследствие болезни – из-за болезни.

предлоги с уступительным значением (можно заменить придаточным предложением с союзом хотя) – несмотря на, невзирая на;

Ср.: несмотря на дождь – хотя был дождь, невзирая на непогоду – хотя была непогода.

предлоги со значением подобия (можно заменить оборотом с как) – вроде, наподобие;

Вроде пчёлки, наподобие пчёлки – как пчёлка.

предлоги насчёт, вместо, сверх, внутри в сочетании с родительным падежом;

Интересоваться насчёт работы, вместо меня, сверх плана.

предлоги с пространственным и другими обстоятельственными значениями: навстречу, наперерез, наперекор – в сочетании с дательным падежом, а также предлог вслед за – в сочетании с творительным падежом;

Навстречу другу, наперерез течениям, наперекор стихиям, вслед за заморозками.


в) пишутся раздельно:

предлоги со значением времени – в течение, в продолжение, в заключение;

В течение недели, в продолжение недели, в заключение своего выступления.

целевые и причинные предлоги – в целях, по причине, в связи;

В целях экономии, по причине болезни, в связи с болезнью.

обстоятельственные и дополнительные предлоги – в виде, в силу, по мере, в отличие, со стороны, в связи с;

В виде сердечка, в силу обстоятельств, по мере роста, в отличие от поклонников, со стороны дирекции, в связи с новыми возможностями.

г) пишутся с конечной гласной е предлоги: в течение, в продолжение, в заключение, вследствие, наподобие, в отличие.


Обратите внимание!

1) По-разному пишутся однокоренные слова: предлог ввиду с родительным падежом пишется слитно (ввиду опоздания), предлог в виде с родительным падежом пишется раздельно (в виде звёздочки). Пишется раздельно фразеологизм иметь в виду.


2) Не смешивайте предлоги в течение, в продолжение, в заключение, вследствие, наподобие, в отличие, которые пишутся с конечным е, с омонимичными предложно-падежными формами существительных (на конце существительных пишется и).

Ср.: в течение дня (предлог) – в течении реки (существительное); в продолжение дня (предлог) – в продолжении романа этого героя уже не было (существительное); в заключение доклада (предлог) – в заключении по диссертации (существительное); вследствие обильных дождей (предлог) – в следствии по делу допущена ошибка (существительное).

Наречие впоследствии всегда пишется слитно и с конечной и.


3) Не смешивайте предлоги вследствие, насчёт, навстречу и др., которые пишутся слитно, с омонимичными предложно-падежными формами существительных. Соответствующие имена существительные – самостоятельные слова, поэтому сочетания с ними можно поставить в именительный падеж; с предлогами такой операции провести нельзя.

Ср.: идти на встречу с другом (существительное – встреча с другом) – идти навстречу другу (предлог); перевести на счёт в сбербанке (существительное – счёт в банке) – интересовать насчёт экскурсии (предлог).


4) Не смешивайте предлоги несмотря на, невзирая на, которые пишутся слитно, с омонимичными деепричастиями с отрицательной частицей не, которая пишется раздельно.

Ср.: невзирая на трудности, несмотря на трудности (предлог) – не смотря в мою сторону (деепричастие с частицей не).

 


  Морфологический разбор предлога:

План разбора предлога

1

Часть речи, её назначение.

2

Производный – непроизводный.

3

К какому существительному (местоимению, числительному) относится.

4

С каким падежом употреблён.

5

Разряд по значению.

 


Образец разбора предлога


У многих русских рек, наподобие Волги, один берег горный, другой луговой (Тургенев).


у (рек) – предлог; служит для связи слов в словосочетаниях и предложениях; непроизводный; относится к существительному (у рек); употреблён с родительным падежом; имеет дополнительное значение.

наподобие (Волги) – предлог; служит для связи слов в словосочетаниях и предложениях; производный; относится к существительному (наподобие Волги); употреблён с родительным падежом; имеет значение образа действия.

  1. Закрепление изученного материала.

1.Выполнение упражнений № 144, 145 стр. 251-252 и №147, стр. 253

2. Работа по карточкам.


  1. Подведение итогов.

  2. Домашнее задание. & 38, стр. 251-253

Морфологический разбор предлога.


Удивительные глаза — огромные, выпуклые, вроде стеклянных фонарей.



  1. Вроде (фонарей) — предлог, т.к. служит для связи слов в словосочетании выпуклые (вроде чего?) вроде фонарей (Р.п.), неизменяемая часть речи.

  2. Простой, производный, отношения сравнительные.

  3. Не является членом предложения, но входит в состав несогласованного определения.

 

Вдоль стен стояли шкафы.



  1. Вдоль (стен) — предлог, т.к. служит для связи слов в словосочетании стояли (где? вдоль чего?) вдоль стен (Р.п.), неизменяемая часть речи.

  2. Простой, производный, отношения пространственные.

  3. Не является членом предложения, но входит в состав обстоятельства места.

 

Бегая вокруг неё, паук торопливо обрывал нитку за ниткой.



  1. Вокруг (неё) — предлог, т.к. служит для связи слов в словосочетании бегая (где? вокруг кого?) вокруг неё (Р.п.), неизменяемая часть речи.

  2. Простой, производный, отношения объектно-пространственные.

  3. Не является членом предложения, но входит в состав обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом.

 

Но вместо неба он увидел покатые своды пещеры.



  1. Вместо (неба) — предлог, т.к. служит для связи слов в словосочетании увидел (вместо чего?) вместо неба (Р.п.), неизменяемая часть речи.

  2. Простой, производный, отношения объектные.

  3. Не является членом предложения, но входит в состав косвенного дополнения.

 

В случае опасности профессор мог и сам нападать.


  1. В случае (опасности) — предлог, т.к. служит для связи слов в словосочетании не защищаться (почему? в случае чего?) в случае опасности (Р.п.), неизменяемая часть речи.

  2. Составной, производный, отношения причинные.

  3. Не является членом предложения, но входит в состав обстоятельства причины.

 

Люстра мчалась вместе с потолком вверх.


  1. Вместе с (потолком) — предлог, т.к. служит для связи слов в словосочетании мчалась (как? вместе с чем?) вместе с потолком (Т.п.), неизменяемая часть речи.

  2. Составной, производный, отношения объектные.

  3. Не является членом предложения, но входит в состав обстоятельства образа действия.

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!