Девиантное поведение младших школьников
Подготовила
учитель начальных классов
Палаева О. А.
Девиантное поведение
- система поступков или отдельные поступки человека в зависимости от его возраста, носящие характер отклонения от принятых в обществе норм.
Девиантное поведение младших школьников существенно отличается от девиантного поведения взрослых и обусловлено различными факторами, в том числе возрастными особенностями
Основные факторы, влияющие на формирование девиантного поведения младших школьников.
1. Биологические факторы
2. Психологические факторы
3.Социально – педагогические факторы
4.Социально - экономические факторы
5. Морально – этические факторы
6. Неблагополучие семьи
Непослушание
- наиболее распространенная в младшем возрасте форма сопротивления, которая проявляется в нежелании выполнять требования учителя, соблюдать правила. Непослушание иногда проявляется в стойком упрямстве. Упрямство является отрицательной особенностью поведения младших школьников, которое проявляется в противодействии просьбам, советам, требованиям и указаниям учителей и родителей. Это вид упорного непослушания, для которого нет видимых, четких мотивов. Опасность непослушания в том, что оно порождает детскую лживость, а также может привести к расстройству нервной системы: неврозам, раздражительности, склонности к скандалам и конфликтам.
Шалость
- краткий, эпизодический отрезок поведения отдельного ребенка, в котором ярко проявляется его активность, инициатива, избирательность. Особенностью шалости являются ее обязательно доброе отношение к окружающим и такое поведение хоть и является отклонением от нормы, не приводит к негативным явлениям.
Озорство
- также характерно для младших школьников и является эпизодом в поведении учащегося. Но в отличии от шалости озорник уже сознательно нарушает установленные правила, сознательно совершает действия, приносящие вред другим ученикам. Цель озорства - досадить, отомстить или получить выгоду для себя.
Проступок
-более негативное явление в поведении младших школьников и это уже социально опасное явление. Основное отличие проступка от озорства в его повторяемости и заблаговременной продуманности. Если ребенок повторяет проступки неоднократно, есть все основания говорить о складывающихся, у него негативных чертах характера и склонности к девиантному поведению.
Своеволие
формируется как результат развивающейся самостоятельности и воли в поведении ребенка, его стремление самоутвердиться, но при этом ребенок не умеет выбрать правильные действия. Учащийся начинает грубо разговаривать, проявлять дерзость, неуважительно относиться к взрослым. Нередко причинами грубости выступают несдержанность, слабоволие, неумение ребенка владеть собой. Таким образом, своеволие приводит к девиантному.
Детский негативизм
-проявляется как немотивированное, беспричинное и неразумное сопротивление учащихся требованиям учителя, родителей и других людей
Капризы
- особенность поведения ребенка, выражающаяся в стремлении настоять на своем. Капризы проявляются в раздражительности, плаче, двигательном перевозбуждении. Они могут быть эпизодическими, но могут превращаться в обычную форму поведения
Деятельность учителя начальных классов по профилактике девиантного поведения детей младшего школьного возраста
- Наблюдает за поведением во время уроков,
- поведением во внеурочное время,
- во время посещения столовой,
- поведением во время посещения театров, выставок, экскурсий,
- поведением во время перемены, во время игр.
Характеристика уровней сформированности девиантного поведения
Поведение
во время
уроков
*ходит во время уроков, встаёт с места;
*не выполняет учебные задания во время уроков;
*отвлекается, поворачивается, разговаривает;
*недисциплинирован;
*раздражителен;
*пассивен в деятельности;
*прогуливает уроки без уважительной причины;
* резкая смена настроения.
*иногда проявляет
недисциплинированность;
*частично учебные задания во время уроков;
*не всегда отвечает на устные вопросы, реагирует агрессивно;
*иногда проявляет раздражительность;
*иногда или редко пропускает занятия без уважительной причины;
*редко отмечается резкая смена настроения;
*иногда не контролирует себя
*дисциплинирован;
* активно участвует в
процессе урока;
*доброжелателен;
*чётко выполняет инструкции;
*всегда присутствует на занятиях;
*усидчив;
*является лидером;
* умеет себя контролировать
Характеристика уровней сформированности девиантного поведения
Поведение во
внеурочное
время
*агрессивен;
*нарушает нормы и правила поведения в учреждении на перемене и после уроков;
* провоцирует конфликты;
*вспыльчив;
*является неформальным отрицательным лидером;
*не выполняет общественные поручения
* редко вспыльчив;
*может иногда нарушать нормы поведения;
* иногда является неформальным
отрицательным лидером;
* редко принимает участие в жизни класса
*общается со всеми одноклассниками;
*соблюдает нормы поведения
*независим от других;
*может организовать группы по
интересам;
* является лидером;
*умеет критически мыслить.
*неконфликтен;
*участвует в общественной жизни
класса;
*охотно выполняет общественные
поручения
Высокий уровень
Поведение во время
перемены, во время игр.
*поддаётся влиянию;
* является асоциальным лидером;
* без причины может накинуться,
ударить сверстника;
*придумывает или участвует в
агрессивных играх
Средний уровень
Поведение во время
посещения театров, выставок, экскурсий
* иногда привлекает к себе внимание
асоциальным поведением;
* может быть асоциальным лидером;
* редко придумывает или участвует в
агрессивных играх
* неустойчивость поведения;
*грубит;
*неадекватно реагирует на замечания учителя;
*проявляет негативные реакции в отношении увиденного;
* громко смеётся, разговаривает, кричит
* проявляет протестные реакции;
Низкий уровень
Поведение во время посещения
столовой
соблюдает правила игр;
* может организовать группы по
интересам;
* является лидером;
*агрессивно ведёт себя по отношению к одноклассникам, *не соблюдает правил поведения в столовой;
*проявляет неадекватные реакции (кидается едой, переворачивает стулья, кричит);
*стремится привлечь к себе внимание;
*пассивен;
в некоторых моментах проявляет
неустойчивость в поведении;
*может неадекватно отреагировать на замечания взрослого, одноклассника;
*иногда проявляет протестные реакции;
*не часто проявляет негативные реакции в отношении увиденного;
*иногда агрессивно ведёт себя по
отношению к одноклассникам, взрослым
*не часто, но нарушает правила поведения в столовой;
*иногда привлекает к себе внимание асоциальным поведением;
*может проявлять раздражительность;
* активно участвует в процессе знакомства с новым;
*интересуется увиденным;
*соблюдает правила посещения общественных мест;
* умеет логическимыслить,
принимать адекватные решения.
*самодисциплинорован.
*аккуратен;
*сдержан;
* соблюдает правила поведения в столовой;
- Профилактическую работу с детьми необходимо вести с целью формирования у школьников знаний, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического здоровья.
- Взаимодействие педагогов с психолого- логопедической службой МОУ, с родителями с целью предотвращения отклонений в поведении.
«Только учитель видит ребенка в реальной обстановке и его настоящих отношениях – в обыденных заботах, труде, поведении, контактах со сверстниками, старшими и младшими.
Только учитель видит, как трудится ребенок, как он думает и переживает, как ходит, стоит, бегает, дружит, как выражает свою внутреннюю позицию. Только учитель видит настоящего ребенка в реальных жизненных ситуациях.
Он ближе всех стоит к ребенку в процессе его повседневной деятельности. И, следовательно, только учитель может составить наиболее правильное и, главное, целостное суждение о нем. А поняв, он может предотвратить неблагоприятное развитие событий»
И.П. Подласый :