« ФГОС ОО для обучающихся с ОВЗ : организация и содержание образовательного процесса »
Ведущий: Тулинова Е.В.
Учитель-дефектолог КГКОУ ШИ №3
г. Хабаровск
Федеральный государственный образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
применяется к правоотношениям, возникшим
с 1 сентября 2016 года
Обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2016 года
для обучения по адаптированным образовательным программам,
осуществляется по ним до завершения обучения
2
Приказы Минобрнауки РФ
ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РФ от 19.12.2014 № 1599
ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РФ от 19.12.2014 № 1598
«Об утверждении федерального Государственного образова-тельного стандарта начального общего образования обучаю-щихся с ограниченными возможностями здоровья »
«Об утверждении федерального Государственного образова-тельного стандарта начального общего образования обучаю-щихся с умственной отсталостью (интеллектуальны-ми нарушениями)»
Категория детей с ОВЗ:
Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
варианты 1, 2
Категория детей с ОВЗ
1.Глухие дети ( варианты программ :1.1, 1.2, 1.3, 1.4)
2.Слабослышащие дети (2.1, 2.2, 2.3)
3.Слепые дети (3.1, 3.2, 3.3, 3.4)
4.Слабовидящие дети (4.1, 4.2, 4.3)
5.Дети с тяжелыми нарушениями речи (5.1, 5.2, 5.3)
6.Дети с нарушениями ОДА (6.1, 6.2, 6.3, 6.4)
7.Дети с ЗПР (7.1, 7.2, 7.3)
8.Дети с расстройствами аутистического спектра
8.1, 8.2, 8.3, 8.4
2
Характерной особенностью детей с интеллектуальной недостаточностью
является нарушение высших познавательных функций.
Это выражается в нарушении познавательных процессов, страдают эмоционально-волевая сфера, моторика, личность в целом.
2
Динамика развития определяется :
степенью нарушений
временем возникновения
сроками выявления отклонений
сроками начала, объемом и качеством оказываемой коррекционной помощи
5
Выбор образовательного маршрута для детей с ОВЗ
Обнаружение признаков нарушения развития у ребенка
Обращение за консультацией в ПМПК ( Комиссия ЦПМПК : г. Хабаровск, пер. Фабричный, 23а / Трамвайный проезд, 5 тел. 30-74-70, 21-29-69 )
Выбор родителями образовательного маршрута для обучения ребенка с ОВЗ с учетом рекомендаций ПМПК
Получение заключения ПМПК, в котором определяется статус обучающихся с ОВЗ и образовательный маршрут, включающий:
- Вариант АООП НОО
- Направления коррекционной работы
- Специальные условия обучения
- Рекомендация организационной формы образования (инклюзия, коррекционный класс общеобразовательной школы, коррекционная школа)
Выбор дальнейшего образовательного маршрута, исходя из достигнутого уровня образования:
- ВУЗ
- ССУЗ
- Профессиональное обучение по рекомендуемому профилю трудового обучения (на основании свидетельства об окончании специальной коррекционной школы)
Совместное обучение в классе общеобразовательной школы
Надомное обучение
Коррекционный класс в общеобразовательной школе
Коррек-ционная школа
5
Заключение ПМПК
Медицинское сопровождение
Семья (консультирование)
Диагностика
Корректировка рабочих программ
Индивидуальные коррекционные маршруты
Ребенок с ОВЗ
Учитель-дефектолог
Педагог-психолог
Социальный педагог
Учитель-логопед
5
Соотношение образовательных компонентов
Академический компонент
- рассматривается как накопление потенциальных возможностей для активной реализации в настоящем и будущем.
При этом полагается, что ребенок в последствии сможет самостоятельно выбрать из накопленного нужные ему знания, умения и навыки для личного и социального развития.
Жизненные компетенции
- « Жизненные компетенции »
- рассматривается как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни.
целью образования обучающихся с ОВЗ, является формирование общей культуры , которая соответствует общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, которые позволят достичь ребенку максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни
5
5
Предмет регулирования ФГОС ОО для УО
ФГОС ОО УО (ИН) – это совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Адаптированная основная образовательная программа (АООП)
Адаптированная основная образовательная программа ( АООП ) ― это учебно-методическая документация, определяющая рекомендуемые ФГОСом объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.
Если ребенок инвалид, дополняется программой реабилитации инвалида ( ИПР )
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР), учитывающая специфические образовательные потребности обучающихся
5
Термины
- АООП – Адаптированная общеобразовательная программа
- СИПР – Специальная индивидуальная программа развития
- ИПР – Индивидуальная программа реабилитации инвалида
- ПМПК – психолого-медико-педагогическая комиссия
5
Структура АООП для обучающихся с УО
Целевой раздел
- цели и задачи АООП
- срок ее освоения
- краткую психолого-педагогическую характеристику обучающихся
- описание структуры и общую характеристику СИПР
- Планируемые результаты освоения АООП.
Личностные
Предметные
3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП.
Промежуточная
Текущая
Итоговая
5
Структура АООП для обучающихся с УО
II. Содержательный раздел
- Программа формирования базовых учебных действий
- Подготовка к нахождению и обучению в среде сверстников
- Формирование учебного поведения
- Формирование умения выполнять задание
- Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому
5
II. Содержательный раздел
2. Программы учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области
Предметная область (6)
Учебный предмет (10)
1 Язык и речевая практика
Речь и альтернативная коммуникация
2 Математика
Математические представления
3 Окружающий мир
Окружающий природный мир
Человек
Домоводство
Окружающий социальный мир
4 Искусство
Музыка и движение
Изобразительная деятельность
5 Технология
Профильный труд
6 Физическая культура
Адаптивная физическая культура
5
II. Содержательный раздел
2. Программы учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области
Структура программы учебных предметов, коррекционных курсов:
Коррекционно-развивающая область (2 вариант)
Сенсорное развитие
Предметно-практические действия
Двигательное развитие
Альтернативная коммуникация
Коррекционно-развивающие занятия
- Пояснительная записка , в ней конкретизируются общие цели образования с учетом специфики учебного предмета, коррекционного курса;
- Общая характеристика учебного предмета , коррекционного курса с учетом особенностей его освоения обучающимися;
- Описание места учебного предмета в учебном плане;
- Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса,
- Содержание учебного предмета, коррекционного курса,
- Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся,
- Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
Содержание данной области может быть дополнено организацией самостоятельно на основании рекомендаций ПМПК, ИПР
II. Содержательный раздел
- Программа нравственного развития
- Осмысление ценности жизни
- Отношение к себе и к другим, как к самоценности
- Осмысление свободы и ответственности
- Укрепление веры и доверия
- Взаимодействие с окружающими на основе общекультурных норм и правил социального поведения
- Ориентация в религиозных ценностях и следование им на доступном уровне
II. Содержательный раздел
4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
5. Программа внеурочной деятельности
- - социально-эмоциональное направление,
- - спортивно-оздоровительное,
- - творческое,
- - нравственное,
- - познавательное,
- - общекультурное.
6. Программа сотрудничества с семьей обучающегося
- психологическая поддержка семьи;
- повышение осведомленности родителей об особенностях развития ребенка;
- обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР;
- обеспечение единства требований;
- организация регулярного обмена информацией;
- организация участия родителей во внеурочных мероприятиях.
III. Организационный раздел
1. Учебный план
2. Система условий реализации АООП
требования к:
- - кадровому обеспечению
- - финансово-экономическому
- - и материально-техническому обеспечению образования
Обязательная часть
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
Структура СИПР
- бытовые условия семьи, оценку отношения членов семьи к образованию ребенка;
- заключение ПМПК;
- данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии ребенка;
- особенности проявления познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления;
- состояние сформированности устной речи и речемыслительных операций;
- характеристику поведенческих и эмоциональных реакций ребенка;
- сформированность социально значимых знаний, навыков, умений;
- потребность в уходе и присмотре;
- выводы по итогам обследования.
Общие сведения о ребёнке
Психолого-педагогическая характеристика
Индивидуальный учебный план
Содержание образования СИПР
Условия реализации потребности в уходе и присмотре
Специалисты, участвующие в реализации СИПР
Программа сотрудничества специалистов с семьей
Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения
Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Нормативно-правовая база
- Нормативно-правовая база Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Минобрнауки России от 19. 12. 2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- Приказ Минобрнауки России от 19. 12. 2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
- Письмо Минобрнауки России от 16. 02. 2015 № ВК-333/07 «Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ»
- Постановление Главного санитарного врача РФ от 10. 07. 2015 г. Об утверждении Сан. Пи. Н 2. 4. 2. 328615 (Санитарно-эпидемологических требований к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ)
Спасибо за внимание!!!!