СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по М. Ю. Лермонтову

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В истории культуры известно немало поэтов и писателей, которые одновременно ярко проявили себя в сфере изобразительного искусства. Данная презентация посвящена худжетсвенному гению Лермонтова.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по М. Ю. Лермонтову»

Михаил Юрьевич Лермонтов

Михаил Юрьевич Лермонтов

В истории культуры известно немало поэтов и писателей, которые одновременно ярко проявили себя в сфере изобразительного искусства. Лермонтов, по свидетельству его родственника А.П.Шан-Гирея, начал рисовать едва ли не раньше, чем писать стихи. Рисовал всю свою недолгую жизнь. Конечно, изобразительное творчество Лермонтова уступает литературному. Тем не менее одаренность писателя сказалась и здесь.

В истории культуры известно немало поэтов и писателей, которые одновременно ярко проявили себя в сфере изобразительного искусства. Лермонтов, по свидетельству его родственника А.П.Шан-Гирея, начал рисовать едва ли не раньше, чем писать стихи. Рисовал всю свою недолгую жизнь. Конечно, изобразительное творчество Лермонтова уступает литературному. Тем не менее одаренность писателя сказалась и здесь.

По своей тематике и жанровым признакам работы Лермонтова-художника могут быть разбиты на несколько групп: Военная тема (она преобладает среди акварелей и рисунках в альбомах и на отдельных листах); Пейзажи (составляют большую часть картин Лермонтова и занимают значительное место среди его рисунков, среди акварелей их немного); Портреты (этот жанр Лермонтов разрабатывал главным образом в акварелях и рисунках); Карикатуры (один из любимых жанров Лермонтова); Жанровые сцены (светские сцены, кавказский быт, сцены из крестьянской жизни, Лермонтов разрабатывал эти темы главным образом в рисунках); Иллюстрации (самая небольшая группа рисунков Лермонтова, среди них несколько автоиллюстраций).

По своей тематике и жанровым признакам работы Лермонтова-художника могут быть разбиты на несколько групп:

  • Военная тема (она преобладает среди акварелей и рисунках в альбомах и на отдельных листах);
  • Пейзажи (составляют большую часть картин Лермонтова и занимают значительное место среди его рисунков, среди акварелей их немного);
  • Портреты (этот жанр Лермонтов разрабатывал главным образом в акварелях и рисунках);
  • Карикатуры (один из любимых жанров Лермонтова);
  • Жанровые сцены (светские сцены, кавказский быт, сцены из крестьянской жизни, Лермонтов разрабатывал эти темы главным образом в рисунках);
  • Иллюстрации (самая небольшая группа рисунков Лермонтова, среди них несколько автоиллюстраций).
В ранних опытах Лермонтова привлекают внимание работы, образующие

В ранних опытах Лермонтова привлекают внимание работы, образующие "испанский цикл". Обращение к Испании, связано с драматической историей испанской революции. Стремление к свободе - главному романтическому идеалу - молодой поэт выражает на испанском материале. В 1830 году была создана трагедия "Испанцы". Акварели и рисунки "Испанец с кинжалом", "Испанец", "Испанец с фонарем и католический монах", "Испанец в белом кружевном воротнике", портретная миниатюра Эмилии - героини "Испанцев" представляют собой зрительные парафразы трагедии.

Испанец с кинжалом.  Акварель. 1830—31. Эмилия, героиня драмы «Испанцы» (В.А. Лопухина?).  Акварель М.Ю. Лермонтова.  1830—31 г.

Испанец с кинжалом. Акварель. 1830—31.

Эмилия, героиня драмы «Испанцы» (В.А. Лопухина?). Акварель М.Ю. Лермонтова. 1830—31 г.

  Многие рисунки М.Ю.Лермонтова запечатлели

Многие рисунки М.Ю.Лермонтова запечатлели "просёлочную" деревенскую Россию.

Пейзаж с двумя березами. Акварель М.Ю. Лермонтова. 1828—1832 г.

   1835 г.

1835 г. "С отрадой, многим незнакомой", Лермонтов запечатлел в этом пейзаже приметы любимой им отчизны: мельницу, неширокую речку, тройку, скачущую по просёлочной дороге, "чету белеющих берёз" на холме, дали, покрытые синеватой дымкой.

Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой. Акварель М. Ю. Лермонтова.

Любая кавказская панорама Лермонтова - это как бы малый фрагмент вселенной, тем не менее выразивший всю бесконечность мироздания. Руины, монастыри, храмы, лепящиеся на склонах гор, представляются зрителю естественными вкраплениями в природный ландшафт. Вписанные в каждый пейзаж фигурки людей - всадники, погонщики и верблюды, грузинки набирающие в Куре воду, - подчинены изначально заданному ритму; их малый масштаб подчеркивает космическую безмерность целого. Но несмотря на романтическую интонацию, лермонтовские панорамы, как показал исследователь его творчества Ираклий Андроников, во многом совпадают с реальной топографией изображаемых мест.

Любая кавказская панорама Лермонтова - это как бы малый фрагмент вселенной, тем не менее выразивший всю бесконечность мироздания. Руины, монастыри, храмы, лепящиеся на склонах гор, представляются зрителю естественными вкраплениями в природный ландшафт. Вписанные в каждый пейзаж фигурки людей - всадники, погонщики и верблюды, грузинки набирающие в Куре воду, - подчинены изначально заданному ритму; их малый масштаб подчеркивает космическую безмерность целого. Но несмотря на романтическую интонацию, лермонтовские панорамы, как показал исследователь его творчества Ираклий Андроников, во многом совпадают с реальной топографией изображаемых мест.

Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты.  1837 г. Картина М. Лермонтова.  Тамань. 1837 г. Рисунок М. Лермонтова.

Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты. 1837 г. Картина М. Лермонтова.

Тамань. 1837 г. Рисунок М. Лермонтова.

Черкес. Картина М. Ю. Лермонтова. Масло. 1838 г.   Столыпин А. А.  (Монго) в костюме курда.  Акварель М.Ю. Лермонтова.  1841 г.

Черкес. Картина М. Ю. Лермонтова. Масло. 1838 г.

Столыпин А. А.  (Монго) в костюме курда. Акварель М.Ю. Лермонтова. 1841 г.

Лермонтов - боевой офицер проявил личную храбрость, участвуя в военной кампании против горцев в 1840-1841 годах. Одну из битв этой кампании он запечатлел в замечательном рисунке

Лермонтов - боевой офицер проявил личную храбрость, участвуя в военной кампании против горцев в 1840-1841 годах. Одну из битв этой кампании он запечатлел в замечательном рисунке "Эпизод из сражения при Валерике", раскрашенном позднее его другом, художником Г.Г.Гагариным. Трагическая динамика боя складывается из личных драм, переживаемых по ходу сражения его участниками.

Эпизод из сражения при Валерике. Рисунок М.Ю. Лермонтова, раскрашен Г.Г. Гагариным. 1840 г.

Вообще рисунки и акварели Лермонтова в наибольшей мере выражают романтическую сущность его искусства. Лермонтов, подобно Байрону, воплотил в себе идеал романтической личности - трагической и гениальной. Конечно, в сравнении с литературными произведениями, изобразительные опыты Лермонтова более отвечают привычному романтическому канону. Однако в поздних вещах следы его мятежного гения проявляются все чаще. Возможно, и здесь Лермонтов был на пороге замечательных открытий.

Вообще рисунки и акварели Лермонтова в наибольшей мере выражают романтическую сущность его искусства. Лермонтов, подобно Байрону, воплотил в себе идеал романтической личности - трагической и гениальной. Конечно, в сравнении с литературными произведениями, изобразительные опыты Лермонтова более отвечают привычному романтическому канону. Однако в поздних вещах следы его мятежного гения проявляются все чаще. Возможно, и здесь Лермонтов был на пороге замечательных открытий.