СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по музыке М.Глинка

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Русские композиторы-классики. М.И. Глинка

Цели:      

  • сформировать представления учащихся о классической русской музыке и о жизни и творчестве М.И. Глинки
  • формирование уважительного отношения к культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными произведениями
  • развить музыкальный слух, память и умение использовать музыкальную терминологию.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по музыке М.Глинка»

ОПЕРА  М.И.ГЛИНКИ  «ИВАН СУСАНИН»

ОПЕРА М.И.ГЛИНКИ «ИВАН СУСАНИН»

«Кто русский по сердцу, тот бодро и смело,  И радостно гибнет за правое дело!  Ни казни, ни смерти и я не боюсь:  Не дрогнув, умру за царя и за Русь!»  Константин Рылеев

«Кто русский по сердцу, тот бодро и смело, И радостно гибнет за правое дело! Ни казни, ни смерти и я не боюсь: Не дрогнув, умру за царя и за Русь!» Константин Рылеев

Герой оперы - Иван Сусанин, крестьянин из Костромы

Герой оперы - Иван Сусанин,

крестьянин

из Костромы

Пожертвовал своей жизнью ради спасения родины и царя начале XVII века.

Пожертвовал своей жизнью ради спасения родины и царя начале XVII века.

Михаил Скотти. Иван Сусанин. 1851 г.
  • Михаил Скотти. Иван Сусанин. 1851 г.
Михаил Романов

Михаил Романов

Глинка Михаил Иванович   1804-1857    русский композитор

Глинка Михаил Иванович 1804-1857 русский композитор

Иван Сусанин  (

Иван Сусанин ("Жизнь за царя") Опера в четырех действиях с эпилогом Премьера состоялась 9 декабря 1836 года в петербургском Большом театре.

Большой театр в Петербурге. Акварель неизвестного художника.

Идею этой оперы можно выразить строками известной думы  «Иван Сусанин» К. Рылеева:   Предателя, мнили, во мне вы нашли: Их нет и не будет на Русской земли! В ней каждый Отчизну с младенчества любит И душу изменой свою не погубит!

Идею этой оперы можно выразить строками известной думы «Иван Сусанин» К. Рылеева:

Предателя, мнили, во мне вы нашли:

Их нет и не будет на Русской земли!

В ней каждый Отчизну

с младенчества любит

И душу изменой свою не погубит!

История создания Намерение написать русскую национальную оперу возникло у Глинки в Италии. По воспоминаниям друзей композитора, еще в 1832 году он излагал подробный план пятиактной патриотической оперы, наигрывал мелодии будущих арий и ансамблей. «…как бы по волшебному действию, —вдруг создался и план целой оперы, и мысль противопоставить русской музыке — польскую; наконец, многие темы и даже подробности разработки — все это разом вспыхнуло в голове моей».

История создания

Намерение написать русскую национальную оперу возникло у Глинки в Италии. По воспоминаниям друзей композитора, еще в 1832 году он излагал подробный план пятиактной патриотической оперы, наигрывал мелодии будущих арий и ансамблей.

«…как бы по волшебному действию, —вдруг создался и план целой оперы, и мысль противопоставить русской музыке — польскую; наконец, многие темы и даже подробности разработки — все это разом вспыхнуло в голове моей».

По желанию Николая I название оперы было заменено на «Жизнь за царя»

По желанию Николая I название оперы было заменено на «Жизнь за царя»

 ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:   ИВАН СУСАНИН, крестьянин села Домнина (бас)  АНТОНИДА, его дочь (сопрано)  ВАНЯ, его приемный сын (контральто)  БОГДАН СОБИНИН, ратник, жених Антониды (тенор)  НАЧАЛЬНИК ПОЛЬСКОГО ОТРЯДА (бас)  ВЕСТНИК (тенор)  НАЧАЛЬНИК РУССКОГО ОТРЯДА (бас)
  • ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: ИВАН СУСАНИН, крестьянин села Домнина (бас) АНТОНИДА, его дочь (сопрано) ВАНЯ, его приемный сын (контральто) БОГДАН СОБИНИН, ратник, жених Антониды (тенор) НАЧАЛЬНИК ПОЛЬСКОГО ОТРЯДА (бас) ВЕСТНИК (тенор) НАЧАЛЬНИК РУССКОГО ОТРЯДА (бас)
ИВАН СУСАНИН, крестьянин села Домнина

ИВАН СУСАНИН,

крестьянин села Домнина

Антонида,  дочь Сусанина

Антонида, дочь Сусанина

Ваня, приемный сын Сусанина

Ваня, приемный сын Сусанина

Богдан Собинин, ратник, жених Антониды

Богдан Собинин, ратник, жених Антониды

В основу оперы положено действительное историческое событие– патриотический подвиг крестьянина села Домнино, Ивана Осиповича Сусанина, совершенный в начале 1613 года.  Опера в четырёх действиях (семи картинах) с эпилогом.  1612г. Период, известный в истории под названием “смутного времени”. Поляки пытаются поработить Русь. Путь польского войска отмечен грабежами и пожарами. В родном селе Сусанина ждут возвращения из похода своих родных воинов. Женщины с грустью смотрят на реку и поют о красоте родного края…
  • В основу оперы положено действительное историческое событие– патриотический подвиг крестьянина села Домнино, Ивана Осиповича Сусанина, совершенный в начале 1613 года.

  • Опера в четырёх действиях (семи картинах) с эпилогом.

1612г. Период, известный в истории под названием “смутного времени”. Поляки пытаются поработить Русь. Путь польского войска отмечен грабежами и пожарами. В родном селе Сусанина ждут возвращения из похода своих родных воинов. Женщины с грустью смотрят на реку и поют о красоте родного края…

Действие первое. Крестьяне села Домнина, среди которых Иван Сусанин, его дочь Антонида и приемный сын Ваня, встречают народных ополченцев. Народ полон решимости отстоять отчизну -

Действие первое.

Крестьяне села Домнина, среди которых Иван Сусанин, его дочь Антонида и приемный сын Ваня, встречают народных ополченцев. Народ полон решимости отстоять отчизну - "Кто на Русь дерзнет, смерть найдет". Все расходятся, остается одна Антонида. Она тоскует о своем женихе Богдане, который ушел сражаться с поляками. Сердце подсказывает девушке, что милый жив и спешит к ней. И в самом деле, вдалеке слышится песня гребцов - это Богдан Собинин со своей дружиной. Собинин привез радостные вести: нижегородский крестьянин Минин собирает ополчение, чтобы освободить захваченную панами Москву и окончательно разбить поляков. Однако, Сусанин печален - враги все еще хозяйничают на родной земле.. На просьбы Собинина и Антониды об их свадьбе он отвечает отказом:"Нынче не до свадеб. Время боевое!"

 

Увертюра Увертюра начинается величественным вступлением. Взволнованность и динамичность ее основного, быстрого раздела предвосхищает драматические события оперы.

Увертюра

Увертюра начинается величественным вступлением. Взволнованность и динамичность ее основного, быстрого раздела предвосхищает драматические события оперы.

Объединенный образ русского народа Интродукция — «введение», «вступление» (лат.). В оперной и балетной музыке это оркестровое вступление ко всему произведению или отдельным действиям, а также хоровая сцена, следующая за увертюрой и открывающая первое действие В первом акте значительное место занимают хоры. Интродукция «Родина моя» — величавая народная сцена; основная мелодия хора, словно подсказанная широким раздольем русских просторов, напоминает народную песню. Глинка показывает силу, героизм и неустрашимость народа через русские народные, старинные, молодецкие и солдатские песни. (мужской хор «Родина моя») Женская тема «На зов своей родной страны».

Объединенный образ русского народа

  • Интродукция — «введение», «вступление» (лат.). В оперной и балетной музыке это оркестровое вступление ко всему произведению или отдельным действиям, а также хоровая сцена, следующая за увертюрой и открывающая первое действие
  • В первом акте значительное место занимают хоры. Интродукция «Родина моя» — величавая народная сцена; основная мелодия хора, словно подсказанная широким раздольем русских просторов, напоминает народную песню. Глинка показывает силу, героизм и неустрашимость народа через русские народные, старинные, молодецкие и солдатские песни. (мужской хор «Родина моя») Женская тема «На зов своей родной страны».
каватина и рондо Антониды музыкальный портрет героини, раскрывающий ее душевный мир, нежность и верность в любви.  Каватина и рондо Антониды «Ах ты, поле, поле», отмеченные то мечтательной грустью, то шаловливой грацией, создают поэтичный образ девушки. Мягким лиризмом проникнут терцет «Не томи, родимый».

каватина и рондо Антониды

  • музыкальный портрет героини, раскрывающий ее душевный мир, нежность и верность в любви. 
  • Каватина и рондо Антониды «Ах ты, поле, поле», отмеченные то мечтательной грустью, то шаловливой грацией, создают поэтичный образ девушки. Мягким лиризмом проникнут терцет «Не томи, родимый».
Каватина Каватина, неторопливая и задумчивая, близка своей распевностью русским протяжным песням.

Каватина

Каватина, неторопливая и задумчивая, близка своей распевностью русским протяжным песням.

Рондо Мечтательно-грустные фразы солирующих кларнета и флейты подчеркивают народный характер музыки: Рондо, оживленное и шаловливо-грациозное, раскрывает светлый мир мечтательной Антониды.

Рондо

Мечтательно-грустные фразы солирующих кларнета и флейты подчеркивают народный характер музыки: Рондо, оживленное и шаловливо-грациозное, раскрывает светлый мир мечтательной Антониды.

 Трио   Не томи   родимый   Трио «Не томи, родимый» является лирической куль-минацией всего первого действия. Оно пронизано общим настроением грусти, поэтому вокальные партии Собинина, Антониды и Сусанина основаны на одних и тех же вырази-тельных задушевных интонациях, близких городскому бы-товому романсу:

Трио   Не томи   родимый

  • Трио «Не томи, родимый» является лирической куль-минацией всего первого действия. Оно пронизано общим настроением грусти, поэтому вокальные партии Собинина, Антониды и Сусанина основаны на одних и тех же вырази-тельных задушевных интонациях, близких городскому бы-товому романсу:
Действие второе Пышный бал у польского короля Сигизмунда III. Опьяненные временными успехами, поляки кичливо хвастаются награбленной на Руси добычей. Паненки мечтают о прославленных русских мехах и драгоценных камнях. В разгар веселья появляется посланец от гетмана. Он принес недобрые вести: русский народ восстал против врагов, польский отряд осажден в Москве, гетманское войско бежит. Танцы прекращаются, однако хвастливые рыцари в пылу задора грозятся захватить Москву и взять в плен Минина. Прерванное было веселье возобновляется.  

Действие второе

Пышный бал у польского короля Сигизмунда III. Опьяненные временными успехами, поляки кичливо хвастаются награбленной на Руси добычей. Паненки мечтают о прославленных русских мехах и драгоценных камнях. В разгар веселья появляется посланец от гетмана. Он принес недобрые вести: русский народ восстал против врагов, польский отряд осажден в Москве, гетманское войско бежит. Танцы прекращаются, однако хвастливые рыцари в пылу задора грозятся захватить Москву и взять в плен Минина. Прерванное было веселье возобновляется.

 

Ослепительный бал в тронном зале замка польского короля резко контрастирует со сценами русской крестьянской жизни, представленной в первом акте. Здесь основное место занимают блестящие бальные танцы. За торжественным полонезом следует энергичный, стремительный краковяк; плавный, легкий вальс сменяется темпераментной мазуркой.
  • Ослепительный бал в тронном зале замка польского короля резко контрастирует со сценами русской крестьянской жизни, представленной в первом акте.
  • Здесь основное место занимают блестящие бальные танцы. За торжественным полонезом следует энергичный, стремительный краковяк; плавный, легкий вальс сменяется темпераментной мазуркой.

Действие второе. Бал в тронном зале замка польского короля  Полонез   Парадным и воинственный полонез с призывной и горделивой темой фанфарного характера. 

Действие второе. Бал в тронном зале замка польского короля Полонез

Парадным и воинственный полонез с призывной и горделивой темой фанфарного характера. 

краковяк Темпераментный краковяк с острым синкопированным ритмом строится на быстрой смене разнохарактерных эпизодов, то жизнерадостных и удалых, то грациозно-элегантных. Вальс, лирический и изящный, благодаря размеру 6/8 и синкопе на второй доле такта приобретает польский колорит. Среди всей сюиты он выделяется изысканностью оркестрового звучания, тонкой графикой партий солирующих инструментов. 

краковяк

Темпераментный краковяк с острым синкопированным ритмом строится на быстрой смене разнохарактерных эпизодов, то жизнерадостных и удалых, то грациозно-элегантных. Вальс, лирический и изящный, благодаря размеру 6/8 и синкопе на второй доле такта приобретает польский колорит. Среди всей сюиты он выделяется изысканностью оркестрового звучания, тонкой графикой партий солирующих инструментов. 

Вальс

Вальс

Мазурка   Завершает сюиту блестящая мазурка с упругой мелодией и звонкими аккордами на третьей доле: В дальнейшем интонации и ритмы полонеза и мазурки будут постоянно сопровождать появление поляков.

Мазурка

Завершает сюиту блестящая мазурка с упругой мелодией и звонкими аккордами на третьей доле: В дальнейшем интонации и ритмы полонеза и мазурки будут постоянно сопровождать появление поляков.

Действие третье

Ваня. приёмный сын Сусанина, мастерит себе копье, напевая песню о том, как названный отец пожалел и приютил его. Вошедший Сусанин сообщает, что пришел Минин с ополченцами и расположился в бору. Ваня поверяет отцу заветные мечты - поскорее стать воином и пойти защищать отчизну. Между тем. в семье Сусанина готовятся к свадьбе. Приходят крестьяне пожелать добра Антониде. Оставшись одни. Антонида, Собинин, Сусанин и Ваня говорят о своей радости - пришел, наконец, это долгожданный день. Затем уходит и Собинин. Внезапно в избу врываются поляки, угрожая Сусанину смертью, они требуют провести их к стану Минина. Вначале Сусанин отказывается: "Страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за святую Русь", - гордо говорит он. Но затем у него созревает смелый, дерзкий план - завести врагов в лесную глушь и погубить. Притворно соблазнившись деньгами, Сусанин соглашается провести поляков в стан Минина. Тихо говорит он Ване. чтобы тот скорее бежал в посад собирать народ и предупредить Минина о нашествии врагов. Поляки уводят Сусанина, горько плачет Антонида. Тем временем приходят со свадебной песней ничего не ведающие подружки Антониды, а затем и Собинин с крестьянами. Антонида рассказывает им о случившемся, крестьяне во главе с Собининым бросаются в погоню за врагами.

 

  • Действие третье состоит из двух частей. Первая (до при-хода врагов), лирическая и светлая по настроению, отличается неторопливым и спокойным течением событий. 
Действие третье  песня Вани «Как мать убили» Начинается она песней Вани «Как мать убили», выражающей, по словам Глинки, «тихую и беззаботную жизнь и благодарность благодетелю»

Действие третье песня Вани «Как мать убили»

Начинается она песней Вани «Как мать убили», выражающей, по словам Глинки, «тихую и беззаботную жизнь и благодарность благодетелю»

  Свадебному хору подруг Антониды «Разгулялися, разливалися» с его мягкими мелодическими оборотами присущ ярко выраженный народно-песенный склад. Полон душевного волнения романс Антониды с хором «Не о том скорблю, подруженьки». Свадьба

  Свадебному хору подруг Антониды «Разгулялися, разливалися» с его мягкими мелодическими оборотами присущ ярко выраженный народно-песенный склад. Полон душевного волнения романс Антониды с хором «Не о том скорблю, подруженьки».

Свадьба

Действие четвертое Ночью к ограде монастырского посада прибегает Ваня, чтобы сообщить Минину о приходе поляков. Выбиваясь из сил, стучится он в тяжелые ворота, но все спят. Наконец Ваню услышали, в стане поднимается тревога, воины вооружаются и готовятся к походу. Картина вторая. Все дальше в лесную глушь уводит Сусанин врагов. Кругом непроходимые снега. бурелом. Измученные стужей и метелью, поляки располагаются на ночлег. Сусанин видит, что враги начинают подозревать неладное и его ждет неминуемая расправа. Смело он смотрит в глаза смерти:

Действие четвертое

Ночью к ограде монастырского посада прибегает Ваня, чтобы сообщить Минину о приходе поляков. Выбиваясь из сил, стучится он в тяжелые ворота, но все спят. Наконец Ваню услышали, в стане поднимается тревога, воины вооружаются и готовятся к походу.

Картина вторая. Все дальше в лесную глушь уводит Сусанин врагов. Кругом непроходимые снега. бурелом. Измученные стужей и метелью, поляки располагаются на ночлег. Сусанин видит, что враги начинают подозревать неладное и его ждет неминуемая расправа. Смело он смотрит в глаза смерти:"Чуют правду! Смерть близка, но не страшна она, свой долг исполнил я." Мысленно прощается Сусанин с Антонидой, Богданом и Ваней. Поднимается вьюга, в её завываниях Сусанину то грезится светлый образ Антониды, то чудятся поляки. Просыпаются враги, они начинают допытываться куда завел их русский крестьянин. "Туда завел я вас... где вам от лютой вьюги погибать! Где вам голодной смертью помирать!" - с достоинством отвечает Сусанин. В злобном ожесточении поляки убивают Сусанина.

Сцена Сусанина с поляками — центральный и наиболее драматичный эпизод акта. Композитор использует здесь ритмы полонеза и мазурки, в партии же Сусанина звучат широкие напевы хоровой интродукции. Первая часть лирическая, интимная по настроению, отличается светлым колоритом, спокойным, медленным течением действия; здесь преобладают сольные номера и ансамблевые сцены.  Второй половине акта свойственно стремительное развитие действия, резкие контрасты, драматические столкновения; музыка выражает волнение, печаль, гнев, тревогу. 

Сцена Сусанина с поляками — центральный и наиболее драматичный эпизод акта. Композитор использует здесь ритмы полонеза и мазурки, в партии же Сусанина звучат широкие напевы хоровой интродукции.

  • Первая часть лирическая, интимная по настроению, отличается светлым колоритом, спокойным, медленным течением действия; здесь преобладают сольные номера и ансамблевые сцены. 
  • Второй половине акта свойственно стремительное развитие действия, резкие контрасты, драматические столкновения; музыка выражает волнение, печаль, гнев, тревогу. 
Центральный эпизод третьей картины — ария Сусанина «Ты взойдешь, моя заря». В ней слышатся глубокая скорбь, душевная боль и в то же время мужество.

Центральный эпизод третьей картины — ария Сусанина «Ты взойдешь, моя заря».

В ней слышатся глубокая скорбь,

душевная боль и в то же время мужество.

Эпилог Картина первая.  У ворот, ведущих на Красную площадь, проходят нарядные толпы народа. Празднично гудят колокола, все славят царя, великую Русь, русский народ и родную Москву. Здесь же Антонида, Ваня, Собинин. На вопрос одного из воинов, почему они так грустны, Ваня рассказывает о подвиге и смерти отца. Воины утешают их:

Эпилог

Картина первая.  У ворот, ведущих на Красную площадь, проходят нарядные толпы народа. Празднично гудят колокола, все славят царя, великую Русь, русский народ и родную Москву. Здесь же Антонида, Ваня, Собинин. На вопрос одного из воинов, почему они так грустны, Ваня рассказывает о подвиге и смерти отца. Воины утешают их: "Вечно в памяти народной будет жить Иван Сусанин".

Картина вторая.  Красная площадь в Москве заполнена народом, можно звучит слава Руси. Со словами утешения обращаются воины к детям Сусанина. Появляются Минин и Пожарский, народ приветствует славных полководцев. Звучит торжественная здравица.

хор “Славься”

  • Эпилог оперы — грандиозная массовая сцена, среднюю часть которой составляет терцет Антониды, Вани и Собинина, оплакивающих гибель Сусанина. Оперу завершает величественный хор «Славься» — светлый гимн русскому народу, выдающийся художественный памятник беззаветному народному патриотизму.
Портрет И.Сусанина  выполнил крепостной крестьянин  Портрет И.Сусанина по результатам  судмедэкспертизы Виктора Звягина

Портрет И.Сусанина выполнил крепостной крестьянин

Портрет И.Сусанина по результатам судмедэкспертизы Виктора Звягина

Исполняет роль Ивана Сусанина  Осип Петров  Фёдор Шаляпин

Исполняет роль Ивана Сусанина

Осип Петров

Фёдор Шаляпин

 Патриотический подвиг крестьянина из села Домнино стал легендой, а в 1851 году был увековечен монументом, воздвигнутым по проекту скульптора В. Демут-Малиновского.     Не сохранившийся до наших дней памятник представлял собой высокий столб, увенчанный бюстом царя Михаила и склоненную перед ним фигуру народного героя. На пьедестале был барельеф с изображением гибели Сусанина .  

Патриотический подвиг крестьянина из села Домнино стал легендой, а в 1851 году был увековечен монументом, воздвигнутым по проекту скульптора В. Демут-Малиновского.    Не сохранившийся до наших дней памятник представлял собой высокий столб, увенчанный бюстом царя Михаила и склоненную перед ним фигуру народного героя. На пьедестале был барельеф с изображением гибели Сусанина .  

Памятник Сусанину выполнен в 1967 году по проекту скульптора Н. А. Лавинского и установлен в сквере на Молочной горе (Кострома).

Памятник Сусанину выполнен в 1967 году по проекту скульптора Н. А. Лавинского и установлен в сквере на Молочной горе (Кострома).

Драматургия оперы основана на конфликт е двух сил, развитии контрастных музыкальных тем: русской песенности и польской танцевально-инструментальной музыки.

Драматургия оперы основана на конфликт е двух сил, развитии контрастных музыкальных тем: русской песенности и польской танцевально-инструментальной музыки.

1 действие Интродукция  Глинка показывает силу, героизм и неустрашимость народа через русские народные, старинные, молодецкие и солдатские песни. (мужской хор «Родина моя») Каватина и Рондо Антониды. Женская тема «На зов своей родной страны». Каватина раскрывает прекрасные черты русской девушки – искренность, простоту, нежность и верность ее чувств. Объединенный образ русского народа Трио «Не томи, родимый…» лирическая задушевная мелодия, близка к городскому бытовому романсу.

1 действие

Интродукция

Глинка показывает силу, героизм и неустрашимость народа через русские народные, старинные, молодецкие и солдатские песни. (мужской хор «Родина моя»)

Каватина и Рондо Антониды.

Женская тема «На зов своей родной страны».

Каватина раскрывает прекрасные черты русской девушки – искренность, простоту, нежность и верность ее чувств.

Объединенный образ русского народа

Трио «Не томи, родимый…»

лирическая задушевная мелодия, близка к городскому бытовому романсу.

2 действие – образ врага Танцевальная сюита: – полонез, краковяк, вальс, мазурка.

2 действие – образ врага

Танцевальная сюита: – полонез,

краковяк,

вальс,

мазурка.

3 действие - раскрывается основной конфликт оперы, впервые показано столкновение с врагами мужественного русского народа . Песня Вани «Как мать убили…» Романс Антониды «Не о том скорблю, подруженьки…» напевная, мелодичная, отображающая душевность, доброту и отзывчивость Вани. один из самых поэтичных, задушевных, трогательных музыкальных номеров оперы.

3 действие -

раскрывается основной конфликт оперы, впервые показано столкновение с врагами мужественного русского народа .

Песня Вани «Как мать убили…»

Романс Антониды «Не о том скорблю, подруженьки…»

напевная, мелодичная, отображающая душевность, доброту и отзывчивость Вани.

один из самых поэтичных, задушевных, трогательных музыкальных номеров оперы.

4 действие «Сцена И. Сусанина с поляками в лесу» Ария Сусанина “Чуют правду…”. кульминация драмы всей оперы. Ария «Ты взойдешь моя заря…» полна глубоких раздумий, скорби и волнения

4 действие

«Сцена И. Сусанина с поляками в лесу»

Ария Сусанина “Чуют правду…”.

кульминация драмы всей оперы.

Ария «Ты взойдешь моя заря…»

полна глубоких раздумий, скорби и волнения


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!