СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Преемственность поколений в воспитании школьника "Эбээ оскуолата"

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

бу проект иһинэн араас тэрээһирннэр ыытыллаллар. нэһилиэккэ "Айар алгыс" бөлөх үөскээн 2015 сылга "Кыыллаах Арыы барахсан..." кинигэ бэчээттэннэ, "Үрүҥ көмүс салабаар", "Кэрэ аҥарга - сибэкки бэлэхтиэм", "Ньургуһуну харыстаа" тэрээһиннэр ыытылыннылар. ыам ыйын 19 күнүгэр ырыа күнэ ыытыллара былааннанар.

Просмотр содержимого документа
«Преемственность поколений в воспитании школьника "Эбээ оскуолата"»

Эбээ оскуолата

Преемственность поколений в воспитании школьника


Изучив олонхо, мы пришли к выводу, что проблема преемственности поколений в якутском олонхо представлено широко, многогранно, ярко и самобытно. В эпосе прослеживается гармоническое триединство - прошлое (прошедшее поколение), настоящее (нынешнее поколение) и будущее (грядущее поколение).

Прошедшие поколения - это древние предки, историческая память народа, это - погибшие герои, старики, потерявшие общественную активность. С грядущими поколениями народ связывал мечту о своем счастливом будущем.

Поиск более крепких связей школы и родителей, системная работа с социокультурной средой наслега привели к идее создания в этом году школы бабушек, которая будет работать в рамках программы «Бары буттун о5о туьугар». Есть и такие родители, которые нуждаются в совете в тех или иных вопросах воспитания. Именно для таких молодых родителей у нас в школе открылся в этом году «Эбээ оскуолата» (Школа бабушек), цель работы которой - распространение личного опыта в воспитании детей. Школа собрала вокруг себя бабушек, чей опыт воспитания считаются более успешными у нас в селе. Занятия ведутся один раз в учебной четверти.

Цель работы: Изучение, обобщение и распространение положительных традиций и методов воспитания бабушек.

Актуальность:

Преемственность в воспитании обязательна. Сегодня в связи с критиканским отношением ко всему прошлому начала расшатываться эта известная закономерность, начинают порываться связи поколений. Некоторые молодые люди стали косо смотреть на стариков как представителей эпохи застоя. Таким образом, веками воспетое в героическом эпосе олонхо и других произведениях якутского фольклора триединство поколений стало утрачиваться. В этом заключается одна из бед современных взаимоотношений поколений и современного воспитательного процесса.

Гииотеза:

Человек рождается сыном или дочерью, заканчивает жизнь дедом или бабушкой. Это - важнейшее условие непрерывного развития рода, определенная последовательность перехода от одного поколения к другому, от предшественника (деда, бабушки) к преемнику (внуку, правнуку). Преемственность поколений в народной педагогике обеспечивается воспитанием. Дед воспитывает сына, сын - внука. Не зря в народе издавна родство рассматривается как одна из сторон преемственной связи поколений. Родство душ проверяется в деятельности, в поведении. Народные идеи о преемственности поколений по существу являются педагогическими. «Не хвались отцом, хвались сыном-молодцом», «Бэйэм сиппэтэхпинэ бэдэрим ситиэ» (то, что я не сделал сын сделает). Без этого не может быть поступательного движения от низших форм к высшим, воспитание не может быть представлено полнее, как фактор социального развития личности и духовного прогресса народа.

Изучение, обобщение и распространение положительных традиций и методов воспитания бабушки

  • Председатель школы бабушек – Малгарова Валентина Спиридоновна (мать пятерых детей, бабушка 9 внуков);

Члены:

  • Узорова Татьяна Николаевна (мать 4-х детей, бабушка 4-х внуков);

  • Корнилова Мария Васильевна (многодетная мать, бабушка 15 внуков);

  • Ларионова Ольга Михайловна (мать 3-х сыновей, бабушка 5 внуков);

  • Оипова Евдокия Петровна ( председатель совета ветеранов наслега);

В сегодняшнее противоречивое время надо свято оберегать, как зеницу ока, триединство поколений, ибо когда расшатывается эта преемственность, дело воспитания хромает на обе ноги и мы при всем старании не управимся с задачами воспитания своих наследников. Наши бабушки уже осознали, что преемственность в воспитании - это одна из жемчужин народной педагогики.


Бу бырайыак үлэтинэн, араас көрсүһүүлэр түмүктэринэн улахан «Кыыллаах Арыы барахсан…» кинигэ сүрэхтэниитэ буолар. Манна элбэх оҕолоох ыал оҕону иитиилэрин ньымалара, ийэлээх аҕа бэйэ-бэйэлэригэр сыһыаннара, үлэһит дьон туһунан сиһилии бэчээттэннэ, үүнэр көлүөнэҕэ бэлэх хаалла. «Ойуурдаах куобах охтон биэрбэт» диэн мээнэҕэ этиллибэт, оҕо биир дойдулаахтарын, билэр дьонун, аймахтарын холобурдарыгар иитиллэн тахсара кини олоҕун оҥосторугар сирдьит буолуохтаах. Холобур, 2004 сыллаахха «Бары бүттүүн – оҕо туһугар» бырайыак чэрчитинэн «Кыллах – село, школа» профориентационнай үлэ программатын суруйбутум. Бу программа сыалынан улахан кылаас оҕолоро сааскы сынньалаҥнарыгар, талыахтаах идэлэринэн тэрилтэлэригэ практика бараллар: эмчит буолар баҕалаах оҕо – балыыһаҕа, культураҕа сыстаҕас оҕо – сынньалаҥ киинигэр, атыыһыт буолар баҕалаах – маҕаһыыннарга уо.д.а. Бу үлэ эрдэттэн, оскуола уонна тэрилтэлэр икки ардыларыгар дуогабарынан саҕаланар. Биир нэһилиэк иһигэр идэ хабаана аҕыйах маны оройуон таһымыгар таһааран кэҥэтэр буоллар ордук буолуо этэ. Идэни талыы судургу дьыала буолбатах, сыыһа-халты талыыттан үп-харчы, бириэмэ халтайга көтөр. Оттон идэҕин сөпкө таллахха, айымньылаахтык үлэлээһин, астыныы, үлэттэн дуоһуйуу, олоххо табыллыы кэлэрин биһиги иитэр дьон бигэтик өйдүөхтээхпит.


Оскуолаҕа эбии дьарыкка оҕону барытын хаба сатыыр кыһалҕа баарын иитэр үлэнэн дьарыктанар дьон бука бары билэҕит. Ол гынан сороҕор кыаллыбат. Оҕо барыта көтүппэккэ сылдьарын сөбүлээбэт, сороҕор бириэмэтэ табыллыбат, араас буолар. Ол иһин, оскуола иһинэн эбии дьарыкка оҕону барытын хабарга кылааһынан үлэ үчүгэй, КТД (коллективно-творческая деятельность). Биһиги оскуолабытыгар Урожай, Саҥа дьыл, Аҕа дойдуну көмүскээччилэр, Ийэлэр күннэрин, Кыайыы күнүн кылааһынан күрэхтэһиннэрэн ыытар, хаһыат таһаарыы, араас акциялары ыытыы үгэскэ кубулуйда. Оскуолабыт иһинэн ”Ньургуһуну харыстаа” акция бэһис сылын ыытыллар. Ньургуһун хойуутук тыллыбыт кэмигэр хонууга тахсан ньургуһун туһунан хоһоон, ырыа күрэстэрин, хаартыскаҕа түһэриини уонна саамай сүрүн соруга – айылҕа кэрэ бэлэҕин ньургуһуну харыстаан, төннөргө ким да сибэккитэ суох кэлиэхтээҕин тэрийэбит. Маннык тэрээһиннэргэ бэлэмнэнии эрдэттэн былааннанан сыла быһа барар уонна оҕо барыта хабыллар.