Адаптация первоклассников
к школе.
Адаптация к школе – это перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому школьному обучению.
На сегодняшний день в школе сложилась своя система психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников, которая направлена на создание оптимальных условий для социально-психологической адаптации первоклассников к обучению в школе и включает в себя:
- Организацию работы «Школы будущего первоклассника» с дошкольниками;
- Диагностику готовности дошкольников к обучению в школе;
- Индивидуальные консультации и собрания с родителями первоклассников;
- Сопровождение первоклассников на этапе первичной адаптации к школе;
- Отслеживание результатов мониторинга адаптации младших школьников.
Оптимальный адаптационный период составляет 1 – 1,5 месяца. В зависимости от различных факторов уровень адаптации детей к новым условиям может быть разным: высоким, средним и низким. Психологами доказано, что наиболее напряженными для всех детей являются первые 4 недели обучения.
А. Л. Венгер описывает три условия адаптации к школьному обучению:
- Высокий уровень адаптации .
Первоклассник положительно относится к школе, представляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; глубоко и полно овладевает программным материалом; решает усложненные задачи, прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя, выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовиться ко всем урокам); общественные поручения выполняет охотно и добросовестно; занимает в классе благоприятное статусное положение.
2. Средний уровень адаптации .
Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи; сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным (готовится к урокам и выполняет домашние задания почти всегда); общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками.
3. Низкий уровень адаптации .
Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе; нередки жалобы на нездоровье; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, необходимы постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха; для понимания нового и решения задач по образцу требуется значительная учебная помощь учителя и родителей; общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.
Виды школьной адаптации:
а) Физиологическая
адаптация.
б) Социально-психологическая адаптация.
Условия адаптации:
Физиологические
- изменение режима дня
- необходимость игры
- правильная посадка
- организация правильного питания
- развитие двигательной активности
- воспитание самостоятельности и ответственности
Психологические
- психологический климат в семье
- самооценка ребенка
- самоценность ребенка для родителей
- формирование интереса к школе
- дружеское общение с одноклассниками
- недопустимость физического воздействия
- предоставление самостоятельности
- организация контроля за учебой
- поощрение за успехи и достижения
- моральное стимулирование
- развитие самоконтроля и самооценки
Как сделать так, чтобы глаза младших школьников не потухли?
Для начала необходимо зафиксировать основные проблемы с которыми обычно сталкивается ребенок в первые месяцы обучения в 1 классе
- изменяется характер взаимодействия учителя с детьми: число запретов и предписаний резко увеличивается, отношение взрослых к нарушению правил поведения становится существенно более серьезным
- появляется учебное содержание, от усвоения которого зависит самооценка и социальный статус ребенка, ответственность ребенка перед лицом учителя и родителей
Не рекомендуемые фразы для общения:
- я тысячу раз говорил тебе, что …
- сколько раз надо повторять …
- о чем ты только думаешь …
- неужели тебе трудно запомнить, что …
- ты такой же как, …
- отстань, некогда мне…
- почему Настя (Лена, Вася и т.д) такая, а ты – нет …
Рекомендуемые
фразы для общения:
- ты у меня умный, красивый …
- как хорошо, что у меня есть ты
- ты у меня молодец
- я тебя очень люблю
- как хорошо ты это сделал , научи и меня этому
- спасибо тебе, я тебе очень благодарна
- если б не ты, я бы никогда с этим не справился
Чтобы ребенок стал успешным первоклассником ему нужны следующие умения:
- успешно овладеть учебной деятельностью,
- освоить школьные нормы поведения,
- приобщиться к классному коллективу,
- приспособиться к новым условиям умственного труда и режима.
за внимание