Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Школа № 57 города Донецка»
«Использование приёма технологии Синквейн в речевом развитии младших школьников»
Андрианова Ирина Фёдоровна,
учитель начальных классов
Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению технологии приёма Синквейн.
Организационный момент
Этот приём технологии:
• способствует речевому развитию;
• активизации словарного запаса;
• закрепляет знания о частях речи;
• учит подбирать синонимы;
• развивает: внимание, мышление, память, воображение;
• способствует развитию творческой активности, самостоятельности.
Разминка
Приветствие «Здравствуйте!»
.
Теоретическая часть
Синквейн – эффективный приём интерактивного обучения, объективный способ измерения результатов, сформированных компетенций, который активирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо.
Составление Синквейна — это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения.
Актуальность использования Синквейна:
1. Во-первых, это приём – открывает творческие интеллектуальные и речевые возможности;
2. Во-вторых , гармонично вписывается в работу по развитию лексико-грамматической стороны речи, способствует обогащению и актуализации словаря;
3. В-третьих , является грамматическим инструментом, даёт возможность учителю оценить уровень усвоения учащимся пройденного материала;
4. В-четвёртых, носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления;
5. В-пятых, используется для закрепления изученной темы;
6. В-шестых , имеет игровую направленность.
Достоинство Синквейна – простота. Его составить могут все.
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — с французского языка переводится как «пять строк». Это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.
Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные.
В третьей строчке , посредством использования глаголов, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой Синквейна. В третьей строке три слова.
Четвертая строка — это предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка в контексте раскрываемой темы.
Пятая строчка — всего одно слово. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.
Использование приёма «Синквейн» позволяет решить сразу несколько важнейших задач:
- повышается интерес к изучаемому материалу;
- развивается образное мышление и воображение;
- развиваются творческие способности учащихся;
- совершенствуются коммуникативные навыки и умения емко и лаконично выражать свои мысли;
- вырабатывается способность к анализу;
- уменьшается время, отводимое на запоминание информации;
- расширяется словарный запас.
Составление Синквейна по предметной картинке
1. Что это?
Яблоко
2. Какое яблоко?
Круглое, красное
3. Что делает яблоко?
Висит, зреет, растёт
4. Составьте предложение.
Я люблю сочное яблоко.
5. Подберите синоним .
Фрукт
Составление Синквейна моими детьми
Практическая часть
СЧАСТЬЕ
ДОБРОТА
ЛЮБОВЬ
КРАСОТА
ЗДОРОВЬЕ
БЛАГОПОЛУЧИЕ
ЖИЗНЬ
2 строка длинная, …
3 строка мчится, …, …
4 строка Жизнь дана на добрые дела.
ДОРОГА, …
СЧАСТЬЕ
ЗДОРОВЬЕ
ГОРЯЧЕЕ
ДОБРОЕ
ЛЮБИТ
СТУЧИТ
БЬЁТСЯ
СВОЁ СЕРДЦЕ ОТДАЮ ДЕТЯМ.
МОТОР
КОНКУРС
творческий
актуальный
дисциплинирует
волнует
сближает
КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ.
ИСПЫТАНИЕ