Тема семинара: «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка»
учитель русского языка и литературы
МОУ Больше-Зерентуйской СОШ
Азарёнок Елена Егоровна
АКТУАЛЬНОСТЬ
В педагогике XXI века в центре стоит личность ученика, которая и является целью образования. Поэтому педагогический процесс имеет ориентацию на индивидуальный подход к каждому ученику, который имеет свои способности. Педагогу нужно найти его лучшие качества, учитывать особенности его личности, формировать у него положительную Я-концепцию, стимулировать "к учению с увлечением", повышать качество образования. Особая роль отводится также и воспитанию личности, становлению нравственного облика человека. "Школа должна вооружить ученика не только знанием учебных предметов, но и пониманием жизни, системой духовно-нравственных координат".
АКТУАЛЬНОСТЬ
Целью обучения сегодня является "целостность личности ученика, то есть наиболее полное развитие заложенных в ней активно-творческих возможностей, её интеллектуально-нравственной свободы". Новой школе необходим новый учитель, то есть учитель, способный двигаться в сторону качества. В связи с изменением требований к работе учителя возрастает необходимость овладения учителем современными образовательными технологиями. Они условие реализации компетентностного подхода в общем образовании. Одной из таких технологий является технология развития критического мышления.
Противоречия вытекают из сравнения признаков обычного и критического мышлений
Умелое мышление
Обычное мышление
Оценивающее суждение
Гадательное предположение
Взвешенное суждение
Предпочтение
Классификация
Группирование
Допущение
Верование
Логическое формулирование выводов
Формулирование выводов
Понимание принципов
Объединение понятий по ассоциации
Построение гипотезы
Предположение (без достаточных оснований)
Предложение мнений с аргументами
Предложение мнений без аргументов
Формулирование суждений на основе критериев
Формулирование суждений без опоры на критерии
а также роли учителя:
Традиционный урок
Урок, построенный в ТРКМ
- информирующая (рассказать);
- контролирующая (заставить выучить);
- оценивающая (оценить усердие).
- направляет усилия учеников в определённое русло
- сталкивает различные суждения;
- создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений;
- дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы;
- подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих ситуаций.
История вопроса
Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана Международной Ассоциацией и Консорциумом Гуманистической педагогики. В последние 15 лет она получила широкое распространение в системах общего и профессионального образования в 29 странах мира.
Теоретико-методологической базой исследования данной технологии в нашей стране являются: идеи гуманизации профессионального образования (Е.М. Бондаревская, Л.А. Волович, З.Г. Нигматов, Г.В. Мухаметзянова), индивидуализации и дифференциации обучения (А. Ахиезер, А.А. Кирсанов, И.Г. Унт); проблемного обучения (Д.В. Вилькеев, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин), групповых форм организации обучения (В.И Андреев, В.С. Безрукова, В.К. Дьяченко, И.М. Чередов, Г.И. Ибрагимов).
Что же такое критическое мышление как педагогический термин?
Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам.
История вопроса
Цель технологии:
обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в интерактивный процесс.
Технология развития критического мышления позволяет решать задачи:
- образовательной мотивации: повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
- культуры письма: формирование навыков написания текстов различных жанров;
- информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
- социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.
Применение методики критического мышления
В основе технологии критического мышления лежит трёхступенчатая модель:
Стадия вызова позволяет актуализировать имеющиеся у обучающихся знания по данной теме; мотивировать к учебной деятельности.
Стадия осмысления позволяет учащемуся получить новую информацию; осмыслить ее; соотнести с уже имеющимися знаниями.
Стадия рефлексии способствует целостному осмыслению, обобщению полученной информации; усвоению нового знания, новой информации учеником; формированию у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Вызов
ТКМ
Рефлексия
Осмысление
Приёмы технологии критического мышления
- на стадии вызова: «Что я знаю», «Свободное письмо», «Ассоциация», «Ключевые слова», «Верно-неверно», «Кластер», «Мозговой штурм» и т.д.
- на стадии осмысления: «Инсерт», «Взаимоопрос», «Взаимообучение» и т.д.
- на стадии рефлексии: «Синквейн», «Диаграммы сравнения», «Самоанализ», «Эссе» и т.д.
Из опыта работы:
Русский язык. 5 класс. Тема «Правописание приставок» (урок обобщения).
III.
«Осмысление».
Постановка учебной задачи.
Подводит учащихся к формулировке гипотез (предметных задач урока):
- Давайте вспомним о приставках, которые вам необходимо знать, чтобы быть грамотными. На какие три группы делятся приставки по правописанию? Составим кластер.
Под руководством учителя составляют :
Регулятивные: целеполагание
Коммуникативные: формулирование гипотез
- Поставим учебные задачи на урок.
Ставят учебные задачи на урок:
-Повторить и обобщить знания о правописании приставок неизменяющихся на письме,
приставок на з, с и приставок при- и пре-.
кластер
Правописание приставок
Неизменяемые приставки
Приставки на
Приставки
з, с
при- и пре-
Из опыта работы:
Русский язык. 6 класс. Тема «Указательные местоимения».
Стадия осмысления
При чтении §, примените прием маркировки информации:
«+» - уже знал
«!» - новое
«?» - вопросы для учителя
Из опыта работы:
Русский язык. 6 класс. Тема «Указательные местоимения».
VI . «Рефлексия»
1. Обобщение результатов урока, подведение итогов
- Подводя итог нашего урока, вспомните, какие ожидания и опасения были у вас в начале урока. Определите для себя, оправдались ли они?
Отвечают на вопросы.
- А теперь подведём итог:
Личностные: самоопределение,
самооценка
И нтерес - Что интересного было на уроке?
Т ворчество – Какие творческие работы
выполняли?
О бучение – Чему научились?
Г лавное – Что принёс мне сегодняшний урок?
Из опыта работы:
Русский язык. 9 класс. Тема «Тире в бессоюзном сложном предложении».
Стадия вызова
Заполнение таблицы «Знаю-Узнал-Хочу узнать»
Знаю
Постановку тире в простом предложении
Узнал
Хочу узнать
Тире может быть СБП
1)Правила постановки тире в СБП.
2)Уметь читать СБП.
Вывод:
Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках русского языка способствует овладению прочными орфографическими и пунктуационными умениями и навыками, нормами русского литературного языка, обогащению словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развивает у школьников умение связно излагать свои мысли в устной и письменной форме, то есть формирует коммуникативные компетенции.