«Моделирование урока географии и применение педагогических технологий в условиях ФГОС»
Учитель географии
МАОУ « Школа №5»
г.Ростова-на-Дону
Волкова Л.В.
Все меняется, меняется и ученик, а значит должен поменяться урок и, как неизбежность, способ подачи информации на уроке.
Мои вопросы при моделировании уроков по ФГОС
-Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?
- Как построить урок в рамках системно-деятельностного подхода, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения?
-Какую пользу он может оказать учителю и ученику и что, собственно, он собой представляет?
Мои вопросы при моделировании уроков по ФГОС
-Как вести занятия с точки зрения системно-деятельностного подхода?
- Как выполнить нормативные требования стандартов и не потерять при этом интересы ученика?
-Как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение?
-Какие методы и средства обучения выбрать и как организовать собственную деятельность и деятельность учеников?
Технологическая карта урока по ФГОС
Основные этапы организации учебной деятельности
Цель этапа
Содержание педагогического взаимодействия
Деятельность учителя
1. Постановка учебных задач
Деятельность обучающихся
Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи
2. Совместное исследование проблемы.
Поиск решения учебной задачи.
Познавательная
Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.
3. Моделирование
Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.
Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.
4. Конструирование нового способа действия.
Коммуникативная
Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.
5. Переход к этапу решения частных задач.
Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания
Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.
Построение ориентированной основы нового способа действия.
Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения
Регулятивная
Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий
Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.
6. Применение общего способа действия для решения частных задач.
Организует учебное исследование для выделения понятия.
Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
Коррекция отработки способа.
Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции.
Воспринимают ответы обучающихся
Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.
7. Контроль на этапе окончания учебной темы.
Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения
Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.
Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.
Участвуют в обсуждении содержания материала
Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
Контроль
Учатся формулировать собственное мнение и позицию
Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.
Диагностическая работа (на выходе): - организация дифференцированной коррекционной работы,
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль
Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия
Осуществляют самоконтроль
- контрольно-оценивающая деятельность.
Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.
Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату
Рефлексия своих действий
Осуществляют пошаговый контроль по результату
Модель урока по ФГОСу я вижу такой:
Позиция учителя - к классу не с ответом, а с вопросом;
Позиция ученика - познание мира;
Учебная задача – задача, решая которую ребенок достигает целей учения.
Учебная деятельность – управляемый учителем учебный процесс.
Учебное действие – действие по созданию образа. Образ – слово, рисунок, схема, план.
Оценочное действие – я умею! У меня получится!
Ставя перед собой задачу добиться формирования и развития у обучающихся познавательного интереса и активизации мышления, я понимаю, что существует
два взаимосвязанных пути ее решения:
- через содержание учебного материала
- через организацию учебной деятельности учащихся.
Педагогические технологии
урока по ФГОС
ТЕХНОЛОГИИ
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Вовлеки меня, и я научусь .
(Китайская пословица)
Критическое мышление
К ритическое мышление - разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. (Джуди А.Браус, Дэвид Вуд)
Критическое мышление – это способность анализировать информацию, ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Его ещё называют логическим или
аналитическим мышлением.
Одно из основных положений педагогической науки и практики:
- Интерес активно развивается, если удовлетворяется естественное стремление ученика «открывать» новое и вырабатывать собственные суждения .
Главным принципом этих уроков является удивление.
- Чем раньше удивишь, заинтригуешь, поманишь тайной, тем более устойчивым оказывается интерес к предмету.
В структуре урока технологии критического мышления выделяется три стадии:
- стадия вызова -краткое обобщение имеющихся знаний
- стадия осмысления - вдумчивая работа с новыми понятиями
- стадия рефлексии - интеграция новых и имеющихся знаний
Функции
стадии вызова
Мотивационная
(пробуждение интереса и побуждение к работе)
Информационная
(актуализация (вызов «на поверхность»)
уже имеющихся знаний)
Коммуникационная
(бесконфликтный обмен мнениями)
Приёмы технологии
на стадии вызова
Ассоциация Мозговой штурм Верю не верю Кластер предположений (на стадии рефлексии вносим изменения) Игра-упражнение «Веер» Прием «Поясните цитату» Прием «Как вы объясните народную мудрость» Прием «Вы согласны с этим высказыванием?» Прием «Как бы вы прокомментировали эпиграф» Постановка проблемы на примере сопоставления фактов Прием «Верите ли вы, что…» Прием «З-Х-У» («знаю-хочу узнать-узнал») Прием «Что это…» (своеобразный «черный ящик»)
Приём «Что я знаю»
1) Озвучивание темы;
2) В течение 3 минут записывать на листке ответы на вопрос:
Что я знаю по теме урока или мне кажется, что я знаю?
3) Обсуждение с партнёром или с группой своих знаний;
4) Все идеи записываются учителем на доске или листе ватмана;
5) Обсуждаются все разногласия, возникшие в ходе обсуждения.
«Знаю, хочу узнать, что узнал»
Что я знаю о воздухе?
Что я хотел бы узнать о воздухе?
Что я узнал нового о воздухе?
Приём «Верю – не верю»
1) На доске написаны верные и не правильные утверждения по новой теме;
2) Учащиеся ставят знак «+» там, где они считают утверждение правильным, и знак «-» там, где, по их мнению, оно неверно .
«Верю – не верю»
1. Океаническая земная кора толще материковой.
2. К топливным полезным ископаемым относятся: уголь, нефть, природный газ, горючие сланцы.
3. Неровности земной поверхности называются формами рельефа – горы и равнины.
4. Силы выветривания называют внутренними
силами
5. Вулканы – конусообразные горы, сложенные из изверженных горных пород.
«Ассоциация»
1) Озвучивание темы;
2) Ответы на вопросы:
- О чём может пойти речь на уроке?
- Какая ассоциация у вас возникает когда вы слышите словосочетание: «---»?
3) Все ассоциации учитель записывает на доске или листе ватмана.
Функции стадии осмысления
Информационная
(получение новой информации)
Систематизационная
(классификация, ранжирование информации)
Приёмы технологии на стадии осмысления
- Прием «Бортовой журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация,
новая информация)
- Прием «Сводная таблица»
- Прием «Тонкие и толстые вопросы»
- Прием «Зиг-заг»
- Прием «Мое мнение»
- Прием «Мозговой штурм»
- Прием «Фишбоун»
- Прием «Что? Где? Когда?» (заполнение таблицы из трех столбцов:что?, где?, когда?)
- Прием инсерт (пометки на полях)
- Прием «Мудрые совы»
«Лови ошибку» Задание: найти ошибки в тексте и исправить их.
Горы Анды расположены в восточной части Северной Америки. Это очень старые и разрушенные горы, так как они образовались ещё во время байкальской и герцинской складчатости. Горы имеют сглаженные вершины, поросли лесом. Здесь уже давно прекратился процесс горообразования, отсутствуют вулканы и землетрясения. Самая высокая вершина – гора Тубкаль (8848 м) На западе горы выходят к Атлантическому океану, а на востоке граничат с Великими равнинами. Средние высоты в Андах не превышают 1500 м.
Задание: Найдите ошибки
Низкие
Уральские
Средние
Горы
Скандинавские
Анды
Высокие
хр.Верхоянский
Кордильеры
Равнины
Низменности
Сахара
Амазонская
Возвышенности
Восточно-
Плоскогорья
Саяны
Африканское
Среднесибирское
Восточно-
Европейская
Западно-Сибирская
Выполните работу над ошибками
Низкие
Горы
Средние
Высокие
Низменности
Равнины
Возвышенности
Плоскогорья
Толстые Тонкие»
Дайте объяснение, почему Кто…
-почему вы думаете, что… Что…
-почему вы считаете, что.. Когда…
-в чем разница… Может…
Предположите, что будет, если… Согласны ли вы…
«Толстые и тонкие вопросы»
«Половинки слов» Задание: Соедините половинки слов между собой
БАО
ПИ
ОА
ВОЙЯ
ЭВКА
ГЕ
ВИН
ОКА
ЛИА
ЗОН
НИК
ЗИС
БИ
ПИНГ
РАФ
ЕХИ
БАБ
СЕК
ВЕЯ
ЛИПТ
ЖИ
НА
ФИ
ДНА
«Концептуальная таблица»
Северная Америка
Линии сравнения
Южная Америка
1. Чему равна площадь материка?
2. С каким материком связан материк?
3. Какие океаны омывают материк?
4. Чем отличаются климатические условия севера и юга материка
5. Какие полезные ископаемые добывают на территории материка?
6. Какие растения произрастают на материке?
7. Какие животные населяют материк?
«Контур – символ»
- Этот прием формирует географические смысловые опоры. Это прекрасный проверочный и отличный обучающий материал. Такие задания позволяют установить географическую зоркость, наблюдательность ученика, учат мыслить, стимулируют познание, вырабатывают навыки поиска географической информации. При выполнении заданий можно пользоваться любыми источниками информации.
- Пример. Впишите в пустые поля под каждым контуром название соответствующего географического объекта; под каждым рисунком – поясняющую надпись; что (или кто) на изображении.
«Контур – символ» Этот приём формирует географические смысловые опоры. Это проверочный и отличный обучающий материал. Такие задания позволяют установить географическую зоркость, наблюдательность ученика, учат мыслить, стимулируют познание, вырабатывают навыки поиска географической информации.
«Найди лишнее»
Найти лишний географический объект и дать объяснение выбору.
- 1) Енисей, Дунай, Нил, Байкал, Амазонка, Колорадо, Волга
(Байкал - озеро)
- 2) Лабрадор, Флорида, Таймыр, Мадагаскар, Камчатка
(Мадагаскар – остров)
- 3) Исландия, Куба, Мадагаскар, Тасмания, Сомали (Сомали – полуостров)
- 4) Альпы, Кавказ, Гималаи, Кордильеры, Тянь-Шань
(Кордильеры – горы в Северной Америке)
- 5) Баренцево, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Карибское
(Карибское – море Атлантического океана)
* 6) Россия, США, Китай, Индия, Франция
( США – страна в Северной Америке)
* 7) Золото, медь, эвкалипт, бокситы, серебро ( Эвкалипт – дерево)
«Стороны горизонта» или «Почини цепочку »
Этот приём помогает формировать пространственное представление, помогает лучше запомнить карту.
* Распределите географические объекты в порядке с востока от линии перемены дат на запад:
а) город Чарапунджи; б) Аденский залив; в) залив Шелихов; г) вулкан Камерун; д) мыс Кабу-Бранку; е) остров Шри- Ланка; ж) пустыня Гоби;
з) остров Вознесения; и) Мальдивские острова;
к) остров Ванкувер; л) Панамский канал
Ответ: В, Ж, А, И, Б, Г, З, Д, Л, К
«Лестница»
Данный приём проверяет способность ученика ранжировать географические объекты
* Расставьте океаны Земли в порядке возрастания их площади:
а) Северный Ледовитый б) Тихий в) Индийский
г) Южный д) Атлантический
* Расположите города в порядке уменьшения годового количества осадков: а)Триполи б)Калькутта в)Лондон г)Владивосток
* Выберите из списка названия горных систем, относящихся к эпохе альпийской складчатости. Ответ запишите в виде последовательности букв в алфавитном порядке:
а) Скандинавские б) Гималаи в) Аппалачи
г) Кавказ д) Альпы е) Уральские
«Раздели слова на группы»
Задание даётся в виде списка, необходимо разделить на группы, количество групп не указывается, их может быть несколько. Причём, чем больше групп выделяется, тем ценнее ответ.
Пример: Анды, Нил, Эквадор, Финляндия, Атакама, Котопахи, Великобритания, Гекла, Эльбрус, Кавказ, Дунай, Бразилия, Боливия, Кордильеры, Амазонка, Сенегал, Нигер, Игуасу, Гекла, Миссисипи, Енисей, Гималаи, Народная, Монблан, Обь, Румыния, Эребус, Италия, Чад, Сомали, Конго, Вьетнам, Флорида, Рейн, Телецкое, Байкал, Ключевская Сопка, Альпы, Израиль, Сахара, Гоби, Намиб, Виктория, Париж, и т.д.
Приём «Фишбоун» Схема «Фишбоун» в переводе означает «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте.
факты
Проблема, или
Особенности природы
причины
Следствия или пути решения
Функции стадии рефлексии
Коммуникационная
(обмен мнениями о новой информации)
Мотивационная
(побуждение к дальнейшему расширению
информационного поля)
Информационная
(приобретение новых знаний)
Оценочная
(выработка собственной позиции)
Приёмы технологии на стадии рефлексии
- Рефлексивный экран вопросов.
- Сформулируйте 3 вопроса по сегодняшней теме.
- Можете ли вы добавить что-то новое к своим прежним мнениям (приём «Моё мнение»)?
- Что нового вы узнали на уроке?
«Кластер»
1. Выписывается ключевое слово;
2. Записываются слова и предложения по теме;
3. Происходит разделение материала на отдельные блоки;
4. Устанавливаются и выражаются графически логические
связи между блоками.
*Используется как средство для подведения итогов,
как стимул для возникновения новых ассоциаций
и графических изображений новых знаний
Кластер «Ветер»
Органические
«Виды горных пород и минералов»
?
Магматические
Метаморфические
?
?
Гранит
Песчаник
Мрамор
?
Обломочные
?
?
Уголь
Гипс
?
?
?
?
Графи т
Валуны
1) На доске или карточках написаны термины (последовательность терминов), некоторые из них с ошибками;
2) Группам предлагается исправить ошибки или восстановить порядок записи.
Цель приёма : Определение степени понимания учащимися логики изучаемых природных явлений через установление причинно-следственных связей.
« Перепутанные логические цепочки»
Приём «Синквейн»
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.
Для чего используется:
- Обогащает словарный запас.
- Подготавливает к краткому пересказу.
- Учит формулировать идею (ключевую фразу).
- Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом.
- Получается у всех.
Правила написания:
- Первая строчка – название темы в одном слове (существительное)
- Вторая строчка: описание темы в двух словах (прилагательные или причастия)
- Третья строчка – описание действия в трёх словах(глаголы или деепричастия)
- Четвёртая строчка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме
- Синоним из одного слова, который повторяет суть темы
Самооценка
- Какова цель задания? (задачи)
- Удалось получить результат? (решение, ответ)
- Правильно или с ошибкой?
- Самостоятельно или с чьей-то помощью?
- Какую оценку и отметку ты себе поставишь ?
1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
активно / пассивно
доволен / не доволен
3. Урок мне показался
коротким / длинным
4. За урок я
не устал / устал
5. Моё настроение
стало лучше / стало хуже
6. Материал урока мне был
понятен / не понятен
7. Домашнее задание мне кажется
полезен / бесполезен
лёгким / трудным
интересным / не интересным
интересен / скучен
Домашнее задание
Идеальное задание
Учащимся предлагается выполнить дома работу по своему усмотрению, выбрать любую форму и способ выполнения. Даётся перечень заданий, выбрать можно любое;
Предлагается выполнить задание определённого уровня сложности на выбор учащегося. В результате учащимися заранее оцениваются собственные возможности, а затем проверяется уровень самооценки
Технология критического мышления учит
- Иметь своё мнение и защищать его
- Критически относится к мнению оппонентов
- Анализировать и классифицировать
- Развивать творческие и исследовательские навыки
- Осуществлять рефлексию своей деятельности
Географии принадлежит одно из ведущих мест в обучении мышлению и формировании познавательной активности. Системно-деятельностный подход, основанный на применении технологии развития критического мышления это своего рода философия, которая помогает мне и моим ученикам быть активными, дает возможность творить, искать, в содружестве с учениками стремиться стать и быть мастерами своего дела.