Беседа на тему «Дикие животные»
Цель: помочь детям запомнить признаки, характеризующие диких животных; закрепить новые сведения, используя картины о животных; поощрять попытки детей задавать вопросы, отрабатывая навыки речевого общения.
Ход занятия.
Воспитатель демонстрирует сюжетные картины с изображениями диких животных. (Можно использовать альбом «Знаешь ли ты этих зверей?». М., Искусство, 1974.) Спрашивает, что это за звери, как их по-другому можно назвать (дикие животные), почему их называют «дикие». Называет признаки, характеризующие всех без исключения диких животных: живут самостоятельно в определенных климатических условиях, например белый медведь живет только на Севере, львы — в пустыне и т. д; строение их тела, окраска, поведение хорошо приспособлены к условиям жизни; к неволе привыкают с трудом, содержатся непременно в клетках.
Предлагает детям подтвердить характеристику диких животных на примере ежей и белок. Задает наводящие вопросы, помогая формулировать выводы:
- Где и как живут эти звери?
- Как они приспособились к условиям жизни?
Присмотритесь к окраске этих животных. (Ежи и ежата — серо-коричневые, почти сливаются с землей, травой, опавшими листьями. Белка — ярко-рыжая, но тоже не видна на фоне стволов сосен и елей. Тем более что в момент опасности она прячется за ствол дерева и выглядывает из-за него.)
Рассмотрите внешний вид ежей и белок, соотнесите его с их образом жизни. (Ежи — ночные хищники. У них короткие, сильные ноги. Нос подвижный, легко вытягивается навстречу добыче. Едят червяков, жуков, улиток, мышей. На ежей легко может напасть любой зверь, поэтому у них на теле — иголки, защита от врагов. Белки — крохотные существа с огромными пушистыми хвостами, которые помогают им «перелетать» с дерева на дерево. На ногах — острые коготки, ими легко цепляться за кору деревьев. Очень острые зубы, поэтому белка легко разгрызает шишки, орехи. На земле белка беспомощна, хотя довольно быстро бегает. При любой опасности молниеносно «взлетает» на дерево.)
Как животные приспосабливаются к условиям жизни? (Ежи зимой впадают в спячку, поэтому к зиме очень толстеют. Белка делает на зиму запасы. К морозной зиме устраивает гнездо низко на дереве, а перед теплой зимой — высоко. Белки даже в неволе делают себе запасы к зиме.)
Педагог еще раз повторяет признаки, характерные для диких животных. Спрашивает, не хочет ли кто-нибудь узнать что-то еще о ежах и белках. Отвечать на вопросы товарищей он предлагает самим детям. («А я, если потребуется, дополню ответ».) Если желающих оказывается несколько, отвечает тот, кого назовет ребенок, задавший вопрос («Вова, будь добр, ответь мне»).
Интересный и трудный вопрос оценивается фишкой, точно так же — и содержательный ответ.
Конспект занятия по теме «Дикие животные».
Цель: расширять представления детей о диких животных.
Задачи:
1. Продолжать учить детей называть обобщающим словом группу однородных объектов.
2. Развивать умение детей выделять существенные признаки животных, называть их.
3. Расширять, уточнять и активизировать словарь по теме.
4. Развивать внимание, память, мышление детей.
Оборудование: демонстрационный материал: сюжетные и предметные картинки с изображением диких животных и их детенышей, аудиозапись «В лесу», фигурки животных, макет леса, «волшебный» мешочек.
Ход занятия
I.Орг. момент.
1. Прослушивание аудиозаписи «В лесу».
-Ой, ребята, куда это мы попали? Послушайте, как птички поют… Где мы с вами оказались? (В лесу.)
Педагог предлагает детям вспомнить, какие животные живут в лесу. Дети перечисляют животных, педагог достает из «волшебного» мешочка фигурки животных и расставляет их возле макета леса.
II.Работа по теме занятия.
1. Д/и «Назови животное».
2. Д/и «Назови одним словом».
3. Беседа «Подготовка диких животных к зиме»
Педагог спрашивает детей о том, какое время года наступило. (Зима.) Напоминает детям о том, что зимой очень холодно, для животных мало пищи, поэтому они научились готовиться к зиме. Затем педагог демонстрирует предметные картинки с изображением диких животных и рассказывает ребятам, кто как из них готовиться к зиме.
-Кто это? (Это белка.) Белка осенью линяет. Рыжая шерсть выпадает, и на ее месте вырастает новая. Шерсть эта серая и теплая. Серый цвет шерсти нужен для того, чтобы белку было трудно заметить на деревьях, так она спасается от хищников. А теплая шерсть ей нужна, чтобы не бояться морозов зимой. А еще осенью белка делает запасы. Как вы думаете, чем запасается белка на зиму? (Орехами, грибами.)
-Кто это? (Это заяц.) Вы знаете, а ведь заяц тоже осенью готовится к зиме. Он тоже линяет и шерсть становится у него пушистая, теплая и белая для того, чтобы зайца не было заметно на белом снегу, и чтобы его не заметили лиса и волк. Осенью заяц не делает запасы, как белка, потому что зимой он грызет кору деревьев.
-А это кто? (Это лиса и волк.) Правильно ребята, а ведь лиса и волк тоже осенью готовятся к зиме. Они тоже линяют. У них вырастает теплая шерсть. Но цвет шерсти у них остается такой же, потому что им не от кого прятаться и маскироваться, они — сами хищники. Они ходят по лесу в поисках добычи.
-Ну, а это? (Медведь.) Правильно, ребята, это медведь. Посмотрите, какой он большой, толстый и красивый. Медведь осенью наедается хорошенько, у него под кожей накапливается жир, а зимой он впадает в спячку. Где же медведь спит зимой? (В берлоге.)
Верно, он спит в своей берлоге. Медведь натаскивает в берлогу сухих веток, мха, еловых веток, чтобы было ему тепло. Зимой накроет берлогу снежное одеяло и медведю будет тепло.
-Скажите, а кто из лесных зверей еще впадает зимой в спячку? (Ёж.) Правильно, ёж. Он, так же как и медведь, осенью наедается, а зимой ложится в спячку, так как зимой им нечего есть.
III.Физкультминутка.
П/и «Дикие животные»
Раз, два, три, четыре, пять-
Как животных нам назвать? (Шагаем на месте) .
С людьми они не знаются,
Живут в лесу, скрываются. (Хлопаем в ладоши) .
По картинкам всяк их знает: (Сложить ладошки в виде книжки) .
Волк, лиса, медведь и заяц (Показывают пушистый длинный хвост лисы и длинные уши
зайца) .
Дом их-заросли густые. (Изобразить крышу дома) .
Звери дикие, лесные. (Изобразить деревья) .
IV.Продолжение работы по теме занятия.
1. Д/и «Детеныши диких животных». Педагог сообщает детям о том, что у всех диких животных есть «детки», т. е. детеныши, предлагает детям рассмотреть картинки с изображением детенышей диких животных.
-Кто это? (Это лисенок, это медвежонок, это зайчонок, это ежонок, это бельчонок, это волчонок.)
2. Д/и «Проведи дорожку от взрослого животного к детенышу».
V.Итог. Логопед обобщает материал, пройденный на занятии.
ЗАГАДКИ О ДИКИХ ЖИВОНЫХ.
В одежде богатой,
Да сам слеповатый,
Живет без оконца,
Не видывал солнца.
(крот)
***
Длинные ушки, быстрые лапки.
Серый, но не мышка.
Кто это?
(зайчишка)
***
Рыже-огненный комочек,
С хвостиком как парашют,
По деревьям быстро скачет,
Был он там…
Теперь уж тут.
Быстрый он как стрелочка.
Так ведь это…
(белочка)
***
Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её?..
(лиса)
***
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной.
(ёж)
***
Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала.
(ёж)
***
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
(заяц)
***
За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара.
(лиса)
***
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?
(медведь)
***
Рыжая птичница
В курятник пришла,
Всех кур перечла
И с собой унесла.
(лиса)
***
Зверька узнали мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке — летом.
(белка)
***
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
(лось)
***
Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.
(медведь)
***
Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех…
(волк)
***
Бурый, косолапый
По лесу бредёт.
Любит «одолжить» он
У лесных пчёл мёд.
(медведь)
***
Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами — кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь! (Рысь)
***
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ДИКИХ ЖИВОТНЫХ.
♦ Волк не пастух, свинья не огородница.
♦ Худо овцам, где волк в пастухах.
♦ Бывает и медведь летает... когда с кручи столкнут.
♦ Два медведя в одной берлоге не уживутся.
♦ Лиса все хвостом прикроет.
♦ Каждая лиса свой хвост нахваливает.
♦ Лиса и во сне кур считает.
♦ Лиса семерых волков проведет.
♦ Лисичка всегда сытей волка бывает.
♦ Старая лиса рыльцем роет,
А хвостом следы заметает.
♦ Зайца ноги носят,
Волка зубы кормят,
Лису хвост бережет.
♦ Поневоле заяц бежит, Когда летать не на чем.
♦ Волка ноги кормят.
Волк для овец плохой пастух.
Волк коню не товарищ.
Волка на собак в помощь не зови.
Волка пожалей - искусает ещё злей.
Волков бояться - в лес не ходить.
жаловалась овца волку на плохое житьё.
Заговелась лиса - загоняй гусей.
Заяц от лисы, а лягушка от зайца улепётывает.
И волки сыты, и овцы целы.
Ловит волк, ловят и волка.
На ловца и зверь бежит.
Не за то волка бьют, что он сер, а за то, что он овец съел.
Не первую зиму волку зимовать.
Отольются волку овечьи слёзки.
Хорош заяц белый, а охотник смелый.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.
Дай определение словам
Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания, мышления
Ход игры: я начну, а ты закончи:
Медведь- большой,бурый,мохнатый.
Волк- серый,злой,голодный.
Узнай по описанию
Цель: продолжать учить составлять описательные рассказы, узнавать предмет по описанию
Ход игры: педагог описывает животного, а дети должны отгадать его. Потом педагог показывает картинку с этим животным.
Я начну, а ты закончи
Цель: активизировать в речи предлога У
-Большие клыки у кого?
- У волка.
-Летом серая шубка,а зимой белая у кого?
- У зайца.
Где мишка искала свой мяч?
Цель: привлечь внимание детей к различным вариантом пространственных отношений между предметами, активизировать в их речи предлоги ПОД, ЗА, НА, ОКОЛО, С. Учить изменять падежные окончания существительных при употреблении различных предлогов.
Ход игры: воспитатель спрашивает, дети отвечают
Что делает мишка? (спит)
Где спит мишка? (на кровати)
Что сейчас делает мишка? (встал)
Он проснулся. А разве он уже встал с кровати? (не встал, еще сидит)
Где он сидит? (на кровати)
Поиск мяча для мишки (за диваном, за столом…)
У зайки день рождения
Ход игры:
В: у зайки день рождения. Разные угощения приготовил зайка (показывает предметные картинки: орехи, рыбка, мед). Угадайте, кому зайка приготовил орехи? Рыбку? Мед?
Д: орехи – белке
Рыбку – лисе
Мед - мишке
Доскажи словечко
Сам он круглый, а не мяч, Рта не видно, а кусач, Голой ручкой не возьмешь, А зовется это... (Еж)
И в лесу мы, и в болоте, Нас везде всегда найдете -На поляне, на опушке. Мы зеленые... (Лягушки)
Пышный хвост торчит с верхушки. Что за странная зверушка. Щелкает орешки мелко Ну, конечно, это... (Белка)
«Козлята и волк»
Цель. Заканчивать сказку по её началу.
Материал. Фланелеграф и атрибуты к сказке «Коза с козлятами», зайчик
Ход.
Воспитатель рассказывает начало сказки, демонстрируя фигурки персонажей.
- Слушайте, что было дальше: Ушла коза снова в лес. Козлята остались дома одни. Вдруг в дверь снова постучали. Козлята испугались, попрятались. А это был маленький /показ/…(Дети договаривают: зайчик)
Воспитатель: зайчик говорит….
Дети: не бойтесь меня, это я – маленький зайчик.Воспитатель: Козлята угостили его….
Дети: морковкой, капустой…
Воспитатель: потом они стали… И т.д.
Заблудились в лесу
Цель: помочь ребенку научиться выделять в слове ударный звук.
Игрушки разбежались по комнате, их нужно позвать, потянув ударный звук - самый "громкий" звук в слове
- Ми-и-ишка!
Бе-е-е лочка!
Ё-ё-ёжик.
СТИХИ ПРО ДИКИХ ЖИВОТНЫХ.
***
Повстречалась мне лиса
Любопытные глаза,
Притаилась за пеньком
Ярко-рыжим огоньком,
И спокойно наблюдает:
Кто в её лесу гуляет?!
Говорят, я рыжая,
Говорят, бесстыжая,
Ем цыплят,
Говорят,
Ем утят,
Говорят.
Да ведь это петухи
Наболтали чепухи!
Заяц.
Спят усталые ветра,
Спит лесник в своей избушке,
А у ЗАЙЦА до утра
Спят по очереди ушки.
Зайчик.
Скачет между травками
Быстроногий зайчик.
Смял своими лапками
Белый одуванчик.
Полетели высоко
Белые пушинки.
Скачет зайчик далеко
По лесной тропинке.
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышел зайчик погулять.
Запер домик на замочек
И пошел в универмаг
Покупать себе платочек,
Лампу, зонтик и гамак.
В парке солнышко пригрело,
Белка на суку сидела.
Мы её кормили с рук, -
Белка наш пушистый друг!
Белка в шубке на меху,
Прыг, и с елки на ольху,
Ловко по деревьям скачет,
И в дубле орешки прячет
Рыжий маленький зверёк
Прыгнул с ветки на пенёк
Парашютом пышный хвост,
Лапки чешут чуткий нос.
Хоть и занят он собой,
Ушки ловят звук любой,
Но попробуй подойди
Уже с дерева глядит.
Трудно с белкой подружиться
Ей на месте не сидится
Протоптал немало стёжек
По лесам колючий ёжик.
Он трудился не напрасно-
Делал на зиму запасы.
Пусть морозы не страшат
Ни ежиху, ни ежат!
Это что же за комочек
Ковыляет между кочек?
На себе несёт комочек
Два листочка и грибочек.
Колкий с головы до ножек -
Кто же это?
Это ежик!
"Что несёте вы, сосед?"
"Две салфетки и обед!
Ёжик – серенький клубок.
Прибежал, не видно ног.
Убери иголочки,
Колкий, словно ёлочка
И, как дедушка репей!
Дай, поглажу, поскорей.
Испугался, запыхтел.
Я же поиграть хотел
Волк.
Говорит барану волк:
- Ну какой от дружбы толк?
Если мы с тобой - друзья,
Значит, съесть тебя нельзя!
Ходит-бродит серый волк.
И зубами щёлк да щёлк.
Шёрстка как щетинка,
Вздыбилась на спинке.
Он грибов не хочет,
Только зубы точит,
Чтобы съесть зайчонка,
Мышку иль ежонка.
Что же делать волку?
Ёжик очень колкий.
Мышка прячется в норе,
Зайчик скрылся на бугре.
Мишка, мишка, лежебока
Мишка, мишка, лежебока!
Спал он долго и глубоко,
Зиму целую проспал
И на ёлку не попал,
И на санках не катался,
И снежками не кидался,
Всё бы мишеньке храпеть.
Эх ты, мишенька-медведь!
Мишка очень любит мед
Свежий, из пчелиных сот
Он бы с пчелкой подружился
Этим лакомством разжился
Только пчелы вот беда
С ним не дружат никогда
Умный зверь кабан собою
Любит землю разрывать.
Он находит под землёю,
То, что можно поедать.
Кабаны сильны и ловки,
Быстро бегают в лесах.
Нестрашны им и зимовки.
Шерсть густа на кабанах.
– Что за кошка? Ну-ка брысь!
Не ругайтесь – это рысь.
Вон и кисточки на ушках
Только это не игрушка.
Кошка сильная и злая
И проказница большая.
Как чуть, что – так сразу драться –
С нею лучше не встречаться!
Рысь немногим больше кошки,
Грациозна и стройна,
В сумерках глухого леса
Словно тень скользит она,
Пробирается бесшумно
Потаенною тропой,
Ушки с кисточками чутко
Слышат каждый звук лесной.
Лось, шагая сквозь тайгу,
Потерял рога в снегу.
Велика вокруг тайга –
Как отыщешь в ней рога?
Только лось нисколько даже
Не горюет о пропаже.
- Ничего,- смеется лось,-
К лету вырастут, авось.
Лось шагает по дубраве:
Треск и шум стоит вокруг.
Столько шума, чтобы знали:
"Не стреляйте, я ваш друг!"
В заповеднике сохатый
Не боится никого.
Он, конечно же, рогатый,
Но рога-то для чего?
По секрету между нами:
Если кто-то нападет,
Напугает он рогами
И тихонечко уйдет.