СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение здоровьесберегающих технологий в СУЗе

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на педагогических чтениях

Просмотр содержимого документа
«Применение здоровьесберегающих технологий в СУЗе»

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.

Методы и приемы здоровьесберегающих технологий, применяемые на занятиях по общепрофессиональным дисциплинам


Преподаватель общепрофессиональных

дисциплин высшей категории Морозова Т.В.



В настоящее время медицинские работники констатируют значительное снижение числа абсолютно здоровых детей, стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, резкое увеличение доли патологии нервной системы, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, опорно-двигательного аппарата.

Налицо существенное ухудшение здоровья детей, связанное с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, усложнением характера взаимоотношений «ученик-учитель», недостатком двигательной активности, неправильным питанием обучающихся, несоблюдением гигиенических требований в организации учебного процесса[3].

В связи с этим, одним из направлений деятельности образовательной организации является сохранение здоровья обучающихся. Для этого используются здоровьесберегающие технологии, предполагающие совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему[7].

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы организуем образовательную среду на основе здоровьесберегающих технологий, научим подростков ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, нравственно, но и физически.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т. к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования.

Исследования ИВФ (института возрастной физиологии) РАО позволяют проранжировать факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье обучающихся:

  • стрессовая педагогическая тактика;

  • несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

  • недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

  • провалы в существующей системе физического воспитания;

  • интенсификация учебного процесса;

  • частичное разрушение служб медицинского контроля внутри учебного учреждения;

  • отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Таким образом, организация образовательного процесса создает у обучающихся постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система образования имеет здоровье затратный характер.

Многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья обучающихся должны заниматься администраторы и специально подготовленные профессионалы. Однако анализ факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья обучающихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей (преподавателей), т. е. связано с их профессиональной деятельностью.

«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению к.м.н., профессора, члена корреспондента Международной педагогической академии, завкафедрой психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья АПК и ПРО Минобрнауки России Н. К. Смирнова, — это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающие образовательные технологии обучения включают компоненты:

  • оптимальный уровень трудности, вариативности методов и форм обучения;

  • оптимальное сочетание двигательных и статических нагрузок;

  • обучение в малых группах;

  • использование наглядности;

  • сочетание различных форм предоставления информации;

  • создание эмоционально благоприятной атмосферы;

  • формирование мотивации к учебе;

  • культивирование у обучающихся знаний по вопросам здоровья


Здоровьесберегающей технологии в образовательном процессе предполагают организацию обучения через:

  • разные каналы восприятия информации (зрение, слух, ощущение) в зависимости от возрастных особенностей обучающихся, а также целей и задач урока;

  • создание здоровьесберегающего пространства учебной комнаты;

  • знание недельных зон работоспособности и планирование занятий разной степени сложности;

  • знание об уровнях работоспособности обучающихся в течение рабочего дня;

  • планирование контрольных работ, нового материала, обобщения в зависимости от места занятия в сетке расписания;

  • распределение интенсивности умственной нагрузки в течение занятия и рабочего дня [2]


В здоровьесберегающих технологиях применяют такие методы как:

  • фронтальный;

  • групповой;

  • практический;

  • познавательная игра;

  • ситуационный метод;

  • игровой метод;

  • соревновательный;

  • активные методы обучения


В здоровьесберегающих технологиях применяют следующие приёмы:

  • защитно-профилактические;

  • компенсаторно-нейтрализующие;

  • стимулирующие;

  • информационно-обучающие


Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, можно выделить несколько групп, в которых используется различный подход к охране здоровья, а соответственно разные методы и формы работы:

— медико-гигиенические технологии (МГТ);
— физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ);
— экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ);
— технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ);
— здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) [4];


Существуют и другие основания для классификации здоровьесберегающих технологий. По характеру действия они могут быть подразделены на следующие группы:

— защитно-профилактические;
— компенсаторно-нейтрализующие;
— стимулирующие;
— информационно-обучающие


Здоровьесберегающие образовательные технологии можно подразделить на три подгруппы:

— организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиН, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии;

— психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой преподавателя на занятии,

— учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья обучающихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы собучающимися после занятий, просвещение их родителей [6].

Перед преподавателем, готовым использовать в своей работе здоровьесберегающие образовательные технологии, на первом этапе в этой связи стоят следующие задачи:

— объективная оценка своих достоинств и недостатков, связанных с профессиональной деятельностью, составление плана необходимой самокоррекции и его реализация;

— необходимое повышение квалификации по вопросам здоровья, здоровьесберегающих технологий;

— ревизия используемых в своей работе педагогических приемов и техник в аспекте их предполагаемого воздействия на здоровье обучающихся;

— целенаправленная реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в ходе проведения учебных занятий и внешкольной работы с обучающимися, отслеживание получаемых результатов, как по собственным ощущениям, так и с помощью объективных методов оценки;

— содействовать формированию в своем образовательном учреждении здоровьесберегающей образовательной среды как эффективному взаимодействию всех членов педагогического коллектива, обучающихся и их родителей для создания условий, и реализации программ, направленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья.

Таким образом, главной задачей реализации здоровьесберегающих технологий является такая организация образовательного процесса, при которой обучение, развитие и воспитание обучающихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.

Среди здоровьесберегающих технологий в своей практике на занятиях по общепрофессиональным дисциплинам, таким как «Анатомия и физиология человека», «Основы патологии», «Генетика человека с основами медицинской генетики» использую образовательные технологии, которые включают

  • оптимальный уровень трудности, вариативности методов и форм обучения;

  • обучение в малых группах;

  • использование наглядности;

  • сочетание различных форм предоставления информации;

  • создание эмоционально благоприятной атмосферы;

  • формирование мотивации к учебе;

культивирование у обучающихся знаний по вопросам здоровья


Наиболее подходящими являются ситуационный и групповой метод. Среди приемов - защитно-профилактический и информационно-обучающий. На занятиях практикую рассматривание в группе ситуационных задач из медицинской практики или просто из жизни, учащиеся приходят к пониманию связи между причиной и последствиями тех или иных поступков, действий, выбора. Погружаясь в рассматриваемую ситуацию учащиеся приводят свои примеры, подтверждающие правильные выводы и таким образом сообща осмысливают значимость и важность здорового образа жизни. Прибегаю к практике подготовки учащимися докладов и сообщений, выполнения презентаций с их последующим изложением (озвучиванием) в группе, практике задавания вопросов докладчику слушателями. Это способствует лучшему осмыслению вопроса, темы, ситуации всеми участниками. Зачастую закрепляем правильное понимание просмотром видеороликов. Они вносят элемент объективности и подтверждают сделанные учащимися выводы.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесбегегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю (преподавателю) эффективно проводить работу по воспитанию нравственно гармоничного мировоззрения и здорового образа жизни среди молодого поколения[1].


Список литературы:

  1. Амонашвили, Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса [Текст] / Ш. А. Амонашвили. — М.: Просвещение, 1990.

  2. Антропова, М. В. Основы гигиены учащихся [Текст] / М. В. Антропова. — М.: Просвещение, 1971.

  3. Борисова, И. П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе [Текст] / И. П. Борисова. // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2005. № 10. С. 84-92.

  4. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г. К. Селевко. — М.: Просвещение, 1998.

  5. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе [Текст] / Н. К. Смирнов. — М.: АПКиПРО, 2002.

  6. Сократова, Н. В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учебное пособие [Текст] / Под общ. ред. Н. В. Сократова. — М.: ТЦ Сфера, 2005.

  7. Цабыбин, С. А Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе [Текст] /авт.-сост. С. А. Цабыбин. — Волгоград: Учитель. 2009.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!