Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.
Методы и приемы здоровьесберегающих технологий, применяемые на занятиях по общепрофессиональным дисциплинам
Преподаватель общепрофессиональных
дисциплин высшей категории Морозова Т.В.
В настоящее время медицинские работники констатируют значительное снижение числа абсолютно здоровых детей, стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, резкое увеличение доли патологии нервной системы, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, опорно-двигательного аппарата.
Налицо существенное ухудшение здоровья детей, связанное с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, усложнением характера взаимоотношений «ученик-учитель», недостатком двигательной активности, неправильным питанием обучающихся, несоблюдением гигиенических требований в организации учебного процесса[3].
В связи с этим, одним из направлений деятельности образовательной организации является сохранение здоровья обучающихся. Для этого используются здоровьесберегающие технологии, предполагающие совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему[7].
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы организуем образовательную среду на основе здоровьесберегающих технологий, научим подростков ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, нравственно, но и физически.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т. к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования.
Исследования ИВФ (института возрастной физиологии) РАО позволяют проранжировать факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье обучающихся:
стрессовая педагогическая тактика;
несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
провалы в существующей системе физического воспитания;
интенсификация учебного процесса;
частичное разрушение служб медицинского контроля внутри учебного учреждения;
отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Таким образом, организация образовательного процесса создает у обучающихся постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система образования имеет здоровье затратный характер.
Многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья обучающихся должны заниматься администраторы и специально подготовленные профессионалы. Однако анализ факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья обучающихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей (преподавателей), т. е. связано с их профессиональной деятельностью.
«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению к.м.н., профессора, члена корреспондента Международной педагогической академии, завкафедрой психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья АПК и ПРО Минобрнауки России Н. К. Смирнова, — это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Здоровьесберегающие образовательные технологии обучения включают компоненты:
оптимальный уровень трудности, вариативности методов и форм обучения;
оптимальное сочетание двигательных и статических нагрузок;
обучение в малых группах;
использование наглядности;
сочетание различных форм предоставления информации;
создание эмоционально благоприятной атмосферы;
формирование мотивации к учебе;
культивирование у обучающихся знаний по вопросам здоровья
Здоровьесберегающей технологии в образовательном процессе предполагают организацию обучения через:
разные каналы восприятия информации (зрение, слух, ощущение) в зависимости от возрастных особенностей обучающихся, а также целей и задач урока;
создание здоровьесберегающего пространства учебной комнаты;
знание недельных зон работоспособности и планирование занятий разной степени сложности;
знание об уровнях работоспособности обучающихся в течение рабочего дня;
планирование контрольных работ, нового материала, обобщения в зависимости от места занятия в сетке расписания;
распределение интенсивности умственной нагрузки в течение занятия и рабочего дня [2]
В здоровьесберегающих технологиях применяют такие методы как:
фронтальный;
групповой;
практический;
познавательная игра;
ситуационный метод;
игровой метод;
соревновательный;
активные методы обучения
В здоровьесберегающих технологиях применяют следующие приёмы:
защитно-профилактические;
компенсаторно-нейтрализующие;
стимулирующие;
информационно-обучающие
Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, можно выделить несколько групп, в которых используется различный подход к охране здоровья, а соответственно разные методы и формы работы:
— медико-гигиенические технологии (МГТ);
— физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ);
— экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ);
— технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ);
— здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) [4];
Существуют и другие основания для классификации здоровьесберегающих технологий. По характеру действия они могут быть подразделены на следующие группы:
— защитно-профилактические;
— компенсаторно-нейтрализующие;
— стимулирующие;
— информационно-обучающие
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно подразделить на три подгруппы:
— организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиН, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии;
— психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой преподавателя на занятии,
— учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья обучающихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы собучающимися после занятий, просвещение их родителей [6].
Перед преподавателем, готовым использовать в своей работе здоровьесберегающие образовательные технологии, на первом этапе в этой связи стоят следующие задачи:
— объективная оценка своих достоинств и недостатков, связанных с профессиональной деятельностью, составление плана необходимой самокоррекции и его реализация;
— необходимое повышение квалификации по вопросам здоровья, здоровьесберегающих технологий;
— ревизия используемых в своей работе педагогических приемов и техник в аспекте их предполагаемого воздействия на здоровье обучающихся;
— целенаправленная реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в ходе проведения учебных занятий и внешкольной работы с обучающимися, отслеживание получаемых результатов, как по собственным ощущениям, так и с помощью объективных методов оценки;
— содействовать формированию в своем образовательном учреждении здоровьесберегающей образовательной среды как эффективному взаимодействию всех членов педагогического коллектива, обучающихся и их родителей для создания условий, и реализации программ, направленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья.
Таким образом, главной задачей реализации здоровьесберегающих технологий является такая организация образовательного процесса, при которой обучение, развитие и воспитание обучающихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.
Среди здоровьесберегающих технологий в своей практике на занятиях по общепрофессиональным дисциплинам, таким как «Анатомия и физиология человека», «Основы патологии», «Генетика человека с основами медицинской генетики» использую образовательные технологии, которые включают
оптимальный уровень трудности, вариативности методов и форм обучения;
обучение в малых группах;
использование наглядности;
сочетание различных форм предоставления информации;
создание эмоционально благоприятной атмосферы;
формирование мотивации к учебе;
культивирование у обучающихся знаний по вопросам здоровья
Наиболее подходящими являются ситуационный и групповой метод. Среди приемов - защитно-профилактический и информационно-обучающий. На занятиях практикую рассматривание в группе ситуационных задач из медицинской практики или просто из жизни, учащиеся приходят к пониманию связи между причиной и последствиями тех или иных поступков, действий, выбора. Погружаясь в рассматриваемую ситуацию учащиеся приводят свои примеры, подтверждающие правильные выводы и таким образом сообща осмысливают значимость и важность здорового образа жизни. Прибегаю к практике подготовки учащимися докладов и сообщений, выполнения презентаций с их последующим изложением (озвучиванием) в группе, практике задавания вопросов докладчику слушателями. Это способствует лучшему осмыслению вопроса, темы, ситуации всеми участниками. Зачастую закрепляем правильное понимание просмотром видеороликов. Они вносят элемент объективности и подтверждают сделанные учащимися выводы.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесбегегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю (преподавателю) эффективно проводить работу по воспитанию нравственно гармоничного мировоззрения и здорового образа жизни среди молодого поколения[1].
Список литературы:
Амонашвили, Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса [Текст] / Ш. А. Амонашвили. — М.: Просвещение, 1990.
Антропова, М. В. Основы гигиены учащихся [Текст] / М. В. Антропова. — М.: Просвещение, 1971.
Борисова, И. П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе [Текст] / И. П. Борисова. // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2005. № 10. С. 84-92.
Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г. К. Селевко. — М.: Просвещение, 1998.
Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе [Текст] / Н. К. Смирнов. — М.: АПКиПРО, 2002.
Сократова, Н. В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учебное пособие [Текст] / Под общ. ред. Н. В. Сократова. — М.: ТЦ Сфера, 2005.
Цабыбин, С. А Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе [Текст] /авт.-сост. С. А. Цабыбин. — Волгоград: Учитель. 2009.