Воспитательский час с применением здоровьесберегающих технологий «Лекарственные растения»
Муниципальное казённое образовательное учреждение “Мошковская общеобразовательная школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья” Мошковского района
Подготовила: воспитатель Баскакова Евгения Викторовна
1 классификационной категории
Цель: Познакомить детей с лекарственными растениями, которые способствуют укреплению здоровья организма человека и обладают лечебными свойствами.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с лекарственными растениями земляника, перечная мята, пихта;
- учить использовать лекарственные растения для укрепления организма;
- формировать умение обследования растительных объектов, включая различные анализаторы — обоняние, осязание, вкусовые и тактильные ощущения.
- развивать познавательную активность учащихся.
Коррекционные:
- коррекция и развитие всех мыслительных процессов.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- коммуникативные навыки общения.
Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация, наглядный и демонстрационный материал (карточки с изображением лекарственных трав, сундучки разного цвета, ключи разного цвета), ребристая дорожка.
Ход учебного занятия
Организационный этап: (проверка готовности к учебному занятию, правильная осанка)
Воспитатель:
- Посмотрите друг на друга – улыбнитесь! Дайте руку и поздоровайтесь с соседом, который сидит рядом, затем с тем, кто сидит сзади и с право.
Подготовительный этап:
Воспитатель:
Лето теплое лето красное!
Солнце доброе, солнце ясное!
Солнце полнится зелена трава,
Собирать, сушить уж ее пора!
А вы травушку собирайте,
Да на зимушку припасайте!
От болезни вас охранит она,
Вам здоровья даст, силушки сполна!
- Ребята, как Вы думаете, о каких растениях мы сегодня будем разговаривать?
Дети: О лекарственных растениях.
Основной этап:
Воспитатель:
- Ребята, я приглашаю вас сегодня в путешествие. Хотите попутешествовать вместе со мной?
Дети: Да.
Воспитатель:
- Но путешествие будет необычным. Во время путешествия я научу вас с помощью лекарственных трав укреплять свой организм. Ну что оправимся в необычное путешествие?
Дети: Да.
Воспитатель:
- А теперь возьмёмся за руки, сделаем круг, улыбнёмся и подарим друг другу хорошее настроение.
Воспитатель:
- Чтобы наше путешествие было более интересным, нам помогут помощники.
Полежит он без вниманья
Целый день в твоем кармане.
Без него придешь-
В дом не попадешь.
Что это?
Дети: Ключи.
Воспитатель: - Они одинаковые?
(Нет).
Воспитатель: - Чем они отличаются?
Дети: Цветом, у каждого ключика свой цвет.
Воспитатель: - Интересно, что могут открывать эти ключи.
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: - Я, вам открою секрет, эти ключики открывают волшебные сундучки, но нам нужно их найти. Ну, что друзья в путь.
Физкультминутка:
(Воспитанники идут по ребристой дорожке).
Мы шагаем друг за другом
Лесом и весенним лугом.
Крылья пестрые мелькают-
Насекомые летают.
Тишина стоит вокруг,
Собрались мы все на луг.
Воспитатель:
- Вот и первый сундучок. Интересно, что может там лежать? Давайте пофантазируем
Дети: Ответы детей.
Воспитатель:
- Я вам подскажу, там лежит ягода, а какая, вы узнаете сами, если отгадаете загадку.
Дети: воспитанник
Сладких ягод соберите,
Для варенья припасите,
От простуды, от ангины
С чем поможет чай? - ... (С малиной)
Воспитатель:
- Давайте откроем сундучок и посмотрим, правильно ли вы отгадали. Каким ключиком мы будем его открывать?
Красным, потому что сундучок красный, и ключик красный. (В сундучке лежит картинка с ягодой малиной).
- Ягода малина, не только вкусная, но и очень полезная.
Как вы думаете, чем она полезна?
Дети: Ответы детей.
(Детям предлагается попробовать малиновое варенье из креманок одноразовыми ложками индивидуально каждому).
Воспитатель:
- Попробуйте варенье, чем оно пахнет?
(Летом, лесом).
- Малиновое варенье очень полезно, его лучше пить с тёплым молоком. В малине очень много витамина C, который защищает нас от бактерий. Малиновое варенье помогает справиться с повышенной температурой.
- А вот и следующий сундучок. Каким ключиком его откроем?
Дети: Синим, так как сундучок синего цвета. (Из сундучка вынимаю веточку мяты перечной).
Воспитатель:
- Ребята - это лекарственное растение называется Мята перечная. Давайте я вам каждому дам в руки веточку этого растения, а вы разотрите её в ладошках. Чем пахнут ладошки? У мяты очень душистый запах. Она тоже очень полезная. Если заварить мяту в кипятке и пить на ночь, у вас будет хороший крепкий сон, этот чай снимает усталость, и вам приснятся
приятные сны. В мяте очень много витамина C, чтобы вы были здоровые и сильные. Для вас я этот чай заварила. Давайте попробуем. (Обучающимся предлагается попробовать чай из индивидуальных чашек).
- Ой! Что это за избушка? Кто в ней живет? Давайте постучим.
Пальчиковая гимнастика:
Громче пальчики стучите — Сжать руки в кулачки.
Тук-тук-тук. — Стучать указательными пальцами.
Кулачки им помогите — Стучать крепко сжатыми кулачками
Тук-тук-тук.
(В домике находим зелёный сундучок).
Воспитатель:
- Давайте на ощупь, определим, что лежит в сундучке.
Дети: Ответы детей.
Воспитатель:
- Ребята — это веточка пихты. Как называются деревья, на которых растут иголочки?
Дети: Хвойные.
Воспитатель:
- Какие хвойные деревья вы знаете?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель:
- Понюхайте веточку, чем она пахнет? Какой у неё запах? (Пахнет смолой, лесом, запах терпкий).
- А ещё ребята из пихты делают пихтовое масло. (Предлагается пихтовое масло, обучающиеся нюхают масло). Если вы заболели, можно нагреть воду, капнуть одну капельку масла и дышать носом, это называется — ингаляция, можно такой водой полоскать горло.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, кто же это?
(медвежонок) (выходит обучающийся в костюме медведя).
Воспитатель:
- Мне кажется, он очень расстроен, как вы думаете почему?
(ответы детей).
Воспитатель:
- Вы правы, у него закончился мед. А где он берет мед?
(у пчел).
Воспитатель:
- Давайте представим, что мы пчелки.
Дыхательная гимнастика:
Ноги слегка расставлены.
1 – развести руки в стороны (вдох);
2 – опустить руки вниз со звуком «з-з-з...» (выдох).
(находят у медвежонка желтый сундучок).
Воспитатель:
- Ребята, у нас остался последний ключик, какого он цвета? Желтого. Давайте найдём последний волшебный сундучок.
(Находим сундучок, открываем его, находим баночку мёда. Детям предлагается попробовать мёд из креманок одноразовыми ложками индивидуально каждому).
- Этот мёд наполнен душистыми травами. Давайте закроем глазки и понюхаем его. В его состав входит множество трав. Пчелки, перелетая с одного цветка на другой, собирают нектар. Поэтому мёд обладает целебными свойствами. Полюбился людям за счёт мощнейших противовоспалительных и антимикробных характеристик.
IV. Подведение итогов занятия:
Рефлексия. Обратная связь
Воспитатель:
- Ну что, ребята, вот и подошло к концу наше путешествие. Назовите, пожалуйста, мне лекарственные растения, с которыми мы сегодня с вами познакомились, которые укрепляют наше здоровье? Какими свойствами обладает мёд?
- Что тебе больше всего понравилось на уроке?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель:
-Ребята у вас на столе лежат бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой.
Ожидаемый результат:
Знать: Названия лекарственных растений и ягод, их назначение и применение.
Иметь: Представление о соблюдении правил безопасности на природе.
Уметь: Отвечать на вопросы, анализировать, участвовать в беседе.