Открытый урок в 4 классе по литературному чтению
Тема урока: «Природа и мы.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование его содержания. Д.Н. Мамин - Сибиряк «Приёмыш».
( Урок проведён совместно с родителями. Использована здоровьесберегающая технология. )
Учитель начальных классов: Линникова Наталья Борисовеа
Ленинградская область, Гатчинский район, п.г.т. Сиверский
2017 год.
ПРИРОДА И МЫ.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование его содержания. Д.Н. Мамин - Сибиряк «Приёмыш».
Цель: познакомить детей с новым разделом, расширить знания о творчестве Д.Н. Мамина – Сибиряка; отрабатывать навык правильного выразительного чтения; продолжать формирование навыков беглого чтения и правильной речи; развивать память, речь, мышление; способствовать развитию любви к природе, бережного отношения к ней; способствовать развитию чувства товарищества, взаимопомощи, положительных качеств личности.
Планируемые результаты: предметные умения прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественные и научно-познавательные произведения; предметные: Р – формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П – анализ художественного и научно-познавательного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных слов для создания собственного текста, К – ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе
Оборудование: ПК, проектор, презентация к уроку, выставка книг и детских рисунков о животных.
Ход урока
Организационный момент.
Речевая разминка
Птицы, рыбы, звери
В душу людям смотрят.
Их пожалейте, люди!
Не обижайте зря!
Ведь небо без птиц – не небо,
Море без рыб – не море,
Земля без зверей – не земля.
( А. Пахмутова )
- Прочитайте это произведение с выражением, шепотом , с удивлением, с грустью.
Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока.
- Как вы понимаете смысл данного отрывка?
- Почему именно его я взяла для нашего урока?
- Сегодня приступаем к изучению новой интересной темы , которая называется так : «Природа и мы» ( на доске )
- Как вы понимаете это название? О чем и о ком будут произведения , которые нам предстоит изучить?
- Чему мы должны будем научиться , прочитав эти произведения?
--Да, ребята, все мы –и дети и взрослые –дети одного большого царства природы. Как сохранить природу? Как жить с ней в согласии? А может, лучше научиться понимать ее и бережно относиться к ней с самого детства? Именно это будет объектом нашего с вами диалога при изучении данной темы.
- Откройте учебник на стр.75 и проверьте правильность наших предположений.
- Прочтите, с произведениями каких авторов мы познакомимся в этом разделе.
4. Работа по теме урока.
- Какое произведение открывает раздел? Кто автор?
- Давайте познакомимся с жизнью и творчеством Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка.
5. Физминутка.
6. Продолжение работы по теме урока.
- План работы над произведением.
- -Ребята, чтобы при прочтении рассказа нам все было понятно, проведем словарно-лексическую работу.
-Вы уже знаете, что если в тексте встречаются слова в голубой рамочке, надо найти значение слова в словарике учебника.
-А какие еще словари вы знаете?
( орфографический, толковый ,антонимов, синонимов)
-Для чего нужны эти словари?
-Вот мы сейчас при помощи толкового словаря в учебнике или словаря Ожегова ( может кто-то сможет воспользоваться интернетом) найдем лексическое значение слов:
- Особняком
- Схиреет
- Сгрудятся
- Грезилось
- Дескать
- Божья птица
- Муштруют
- Бобыль
- Давайте вспомним главных героев рассказа и дадим им краткую характеристику.
- Кто такой Тарас? Когда поселился? Как выглядел?
- Выбирете качества, характеризующие Соболько.
-Кто такой Приемыш? Как его описал автор?
- Почему писатель назвал рассказ «Приемыш»?
-Как вы думаете, почему Тарас отпустил птицу, хотя и он и Соболько очень привязались к лебедю?
( он очень любил лебедя и хотел, чтобы ему было лучше.)
-Правильно, Тарас хорошо понимал природу животных, ведь он всю жизнь провел среди них. Он понимал, что как бы ему не было трудно, но лебедь должен быть в своей стае.
- Вставьте в отрывок, пропущенные слова, чтобы понять отношение Тараса к природе. Соответсвует ли образ Тараса эпиграфу к нашему уроку?
- Что было бы правильнее сделать с лебедем?
- Выбирете пословицу, которая подходит к описанию расставания друзей.
7. Итог урока.
- Какова главная мысль произведения?
- Чему оно нас учит?
-Есть замечательная сказка А. Экзюпери « Маленький принц», в ней есть строки, которые вы должны запомнить: «Зорко одно лишь сердце. Мы в ответе за тех, кого приручили.» Тарас был в ответе за Приемыша.
8. Рефлексия.
Закончите предложения: