Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Платоновская средняя общеобразовательная школа
Проблемы, возникающие у учащихся при подготовке
к ОГЭ, и пути их решения.
Учитель русского языка и литературы
Григорьева Н.Г.
2023 год
Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьёзная проверка эффективной учебной деятельности ученика под руководством учителя. Подготовка к аттестации – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит наш результат.
У каждого учителя формируется свой стиль подготовки к экзамену, своя продуманная система работы. И как бы грамотно ни велась работа по подготовке к ОГЭ, ежегодно выпускники сталкиваются с определёнными трудностями при выполнении заданий.
Достаточно много проблем возникает при написании сжатого изложения. Для учащихся проще написать подробное изложение, так как оно, по их мнению, не требует напряжённой мыслительной деятельности. При компрессии текста выпускники не всегда правильно могут выделить главное и опустить второстепенную информацию, не всегда получается правильно определить микротемы и применить приёмы сжатия. Кроме этого, выпускнику сложно бывает воспринять на слух «чужой» голос во время чтения текста.
Для написания изложения в своей работе использую разнообразные задания. Например:
1) Прочитайте заголовок и попробуйте догадаться, о чём или о ком будет идти речь в тексте. После прослушивания текста проверьте свои предположения.
2) Найдите предложения, в которых заключена главная мысль текста, или сформулируйте её самостоятельно.
3) Расположите события по степени важности.
4) Составьте на основе текста «телеграмму», то есть выделите и очень кратко сформулируйте главное в тексте.
При работе над способами компрессии можно предложить следующий набор заданий:
Запишите предложение, используя приём исключения.
Яркие пятна света лежат всюду: на ветках, на стволах, на слежавшихся плотных сугробах. (Яркие пятна лежат всюду)
В записанном предложении исключите лишнее слово.
К сожалению, скоро облака заволокли всё небо. (Скоро облака заволокли всё небо)
Замените придаточные обстоятельственные деепричастным оборотом.
Когда этот человек улыбался, он становился привлекательным. (Улыбаясь, он становился привлекательным)
4) Замените придаточные определительные причастным оборотом.
Берёзки, которые при нём только что были посажены около забора, выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями. (Берёзки, посаженные при нём у забора, выросли и стали высокими ветвистыми деревьями)
Запишите высказывание, произведя замену ряда однородных членов обобщающим наименованием.
Грамотное чтение и грамотное письмо есть первая ступень образования. (Грамотность есть первая ступень образования)
Можно предложить учащимся задания, в которых возможно использование разных способов компрессии текста.
Например:
Запишите предложение, используя приёмы исключения и замены.
Встретили нас, действительно, как старых друзей. Пошли, разумеется, расспросы, толки, новости с той и с другой стороны. (Встретили нас как старых друзей. Пошли разговоры с той и с другой стороны)
В качестве домашнего задания целесообразно давать листы с текстом без разделения на абзацы и с таблицей, которая заполняется по мере выполнения заданий. В первую графу таблицы записываются ключевые слова абзацев, во вторую – микротемы абзацев, в третью – варианты сжатого изложения абзаца.
Немало трудностей у выпускников возникает при выполнении тестовых заданий итоговой аттестации. Сложности возникают при нахождении грамматической основы предложения, при выполнении орфографического и пунктуационного анализов, при нахождении средств языковой выразительности.
Отрабатывать пунктуационные навыки лучше всего по отдельным темам раздела «Пунктуация». На каждом уроке русского языка даю задания, помогающие отрабатывать постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях. Это и синтаксический разбор простого предложения с осложнением, разбор сложного предложения, графические диктанты.
Экзаменационные тесты, изложение и сочинение предполагают прочные знания в области орфографии. Знания основных правил русского языка помогают в решении тестовых заданий и грамотного оформления творческих работ. Систематизировать орфограммы лучше всего в ходе повторения теоретического материала каждой части речи. На каждом уроке предусмотрены упражнения, отрабатывающие навыки по орфографии учащихся.
Словарно-орфографическая работа.
-Вставьте пропущенные буквы, поставьте ударение в записанных словах. Составьте предложение с однородными членами, употребляя словарные слова академик, инициатор в разных падежах. Данные слова разберите по составу.
Ак…демик, ар…ндатор, эксп…р…мент, т…лисман, профе…ор, ин…ц…атор, д…алектология.
Распределительный диктант (например, по теме «Глагол»)
-не- с глаголами корни с черед. е/и -ь- во 2 л., ед.ч.
Любишь, не думает, гонит, соберу, заметишь, негодовать, собирать.
Задание «Четвёртое лишнее» (здесь могут быть предложены разные варианты орфограмм)
Чёрный, поджёг, жёлтый, жёлудь.
Диктант-дубль. Первый ученик записывает и комментирует любое слово с изученной орфограммой, остальные ребята придумывают слова с этой же орфограммой. Следующий ученик называет другую орфограмму, и снова повторяется по кругу.
Работа с таблицами «Т-схема». Это своего рода распределительный диктант, но данная схема предполагает распределение слов в две колонки, только орфограммы должны быть похожими, например, «Н и НН» в суффиксах прилагательных и причастий, «О/Ё/Е» после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных.
Диктант «Проверь себя», который помогает отрабатывать навыки грамотного письма.
При анализе художественного текста на уроках русского языка и литературы с учащимися находим и указываем средства художественной выразительности. Кроме этого, текст анализируется с точки зрения стилистических возможностей слов и выражений – диалектные слова, профессионализмы, неологизмы, заимствованные слова.
Выпускникам нравится и такой приём, как «Лингвистический эксперимент».
- Подберите к существительным свои определения-эпитеты.
- Сравните свой текст с авторским. Как вы думаете, почему И.Бунин использует именно эти определения?
Подбор определений | Авторский вариант |
Народился месяц_______________ Робко он__________зарями Светит над__________водой, По садам сияя меж ветвей. | Народился месяц молодой. Робок он весенними зарями Светит над зеркальною водой, По садам сияя меж ветвей. |
Следующее задание состоит в создании миниатюры.
- Прочитайте текст стихотворении И.Бунина «Первый снег». Создайте свою миниатюру по этому произведению. При создании миниатюры употребляйте такие слова: «И всё хочется получше сказать, поглубже выразить мысли, поточнее описать, представить живописную картину, ясно вижу».
И.Бунин «Первый снег».
Зимним холодом пахнуло на поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися пред закатом небеса.
Ночью буря бушевала. А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный первым снегом понесло.
И сегодня над широкой белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой верениуею гусей.
Сложности выпускники испытывают и при написании сочинения-рассуждения. При подготовки к нему важно учитывать тот факт, что у нас дети с разным уровнем успеваемости, поэтому виды работ для них должны быть выбраны с учётом их индивидуальных способностей.
При подготовке к написанию сочинения целесообразно применять карты-схемы, синквейны, подбор слов-ассоциаций, определения понятий с пропущенными словами. Например:
Напишите в столбик слово счастье и придумайте ассоциации к каждой букве слова. С какими понятиями вы связываете для себя это слово?
Составьте синквейн к слову счастье.
Счастье
Подлинное, личное
Улыбается, заполняет, светится
Когда близкие люди рядом
Семья
В данном примере синквейн помогает дать определение понятию «счастье».
Далее можно включить в работу комментированное чтение текста. В ходе работы учащиеся находят ключевые слова, определяют и формулируют идею текста, дают ответы на вопросы, которые помогают найти первый аргумент из прочитанного текста.
Используя систему работы по подготовке к ОГЭ, можно корректировать уровень знаний, навыков и умений учащихся по всем разделам языкознания. Постоянная работа по подготовке к экзамену поможет ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний.