Просмотр содержимого документа
«Проблемное обучение»
ПРОБЛЕМНОЕ ОБЕЧЕНИЕ
Филатова Елена Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №15» г.Братска |
Гениальный писатель Бернард Шоу сказал: «Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность».
На современном этапе развития обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут: анализировать свои действия; самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; отличаться мобильностью; быть способными к сотрудничеству; обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание. В этой связи большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения, где методологической основой является системно-деятельностный подход.
Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
«Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими»
Шалва Амонашвили
В связи с этим появляется необходимость использования в учебном процессе новых образовательных технологий, предполагающих активную познавательную деятельность ученика на уроке. Одной из таких технологий является проблемное обучение, цель, которой – при минимальных затратах времени получить максимальный эффект в развитии мышления и творческих способностей учащихся.
Проблемное обучение – это деятельность учителя по созданию системы проблемных ситуаций, и управление деятельностью учащихся, направленной на усвоение новых знаний.
Где проблемная ситуация – центральное звено проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная активность детей, активизируется их мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений.
В проблемных ситуациях выделяют три основных признака: неизвестное, противоречие и потребность. Проблемная ситуация характеризует определенное психическое состояние ученика, возникающее в процессе выполнения задания, которые помогают ему осознать противоречие между необходимостью выполнить задание и невозможностью осуществить это с помощью имеющихся знаний; осознание противоречия пробуждает у учащегося потребность в открытии новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действий.
Дидактические цели создания проблемных ситуаций следующие:
привлечь внимание ученика к вопросу, задаче; учебному материалу; пробудить у него познавательный интерес и другие мотивы деятельности;
поставить его перед таким познавательным затруднением, преодоление которого активизировало бы мыслительную деятельность;
поставить перед учеником противоречие между возникшей у него познавательной потребностью и невозможностью удовлетворения посредством наличного запаса знаний, умений и навыков;
помочь ему определить в познавательной задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения, побудить ученика к активной познавательной деятельности;
помочь ему определить границы актуализации усвоенных знаний и указать направление наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения.
Учебный процесс в условиях проблемного обучения имеет следующую структуру:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Возникновение проблемных ситуаций и постановка проблемы | Создает проблемную ситуацию, формируем противоречия, ставит задачу. | Осознают противоречие, помогают формулировать проблему. |
2. Выдвижение предположений и обоснования гипотезы | Организует дискуссию, обсуждение различных вариантов, гипотез | Выдвигают различные гипотезы, варианты решения проблемы |
3. Доказательство гипотезы | Организует проверку, анализ различных подходов к решению проблемы. | Доказывают, спорят, аргументируют, убеждают, критически оценивают. |
4. Проверка правильности решения проблемы | Обосновывает правильных способ решения, аргументирует его преимущества. | Решают задачи, сотрудничают в достижении общего успеха. |
5. Рефлексия | Анализирует процесс и результаты совместной работы, вовлеченность детей. | Анализируют, оценивают процесс и результаты совместной деятельности, вовлеченность каждого. |
И закончить я хочу словами: «То, что я хочу познать - это яблоня, что я познаю – это ветвь яблони, то, что я передам ученику – это яблоко, то, что он возьмет от меня это семечко. Но из семечка может вырасти яблоня!»
Удачи вам!