Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Мирненская средняя общеобразовательная школа»»
Тип проекта:
Информационно-познавательный
Тема проекта:
«Какие организации защищают права человека»
Автор проекта: Покидова Олеся
Наставник проекта: Романова Людмила Федоровна,
учитель истории
.
п. Мирный
2022 г.
Содержание
Аннотация
Введение
I.Теоретическая часть
1.1. История появления должности Уполномоченного по правам
человека в РФ.
1.2. Цели, задачи, функции деятельности омбудсмена.
1.3. Статус и полномочия омбудсмена.
1.4. Институт Уполномоченного по правам ребенка.
II. Практическая часть
2.1. Итоги социологического опроса
2.2.Создание буклета
Заключение.
Список литературы
Аннотация наставника
Проект «Какие организации защищают права человека » знакомит нас с историей развития защита прав и свобод человека – как ключевой обязанностью государства , которая стала возможным благодаря успехам в развитии правовых знаний. Автор обращается к событиям истории появлению такого понятия как омбудсмен, чтобы привлечь внимание сверстников к величайшим достижениям в области защиты прав и свобод человека. Автор знакомит нас с современными правозащитниками. Проект межпредметный, так как в ходе работы автор применил знания по таким учебным дисциплинам, как история, география, обществознание.
Тип проекта: информационно-познавательный.
Продукт проекта: Буклет
Практическое использование: Буклет можно использовать на уроках и истории, географии, литературы.
Введение
«Мир, прогресс, право человека- эти цели неразрывно связаны, нельзя достигнуть какой-либо одной из них, пренебрегая другими».
А.Д. Сахаров.1
В Российской Федерации в 1993 году принята Конституция, основу которых составляет высшая ценность – человек, его права и свободы. Должность Уполномоченного по правам человека была введена в 1993 году
А что знают современные школьники об этом демократическом институте правового государства ? Тема проекта актуальна, поскольку в 2017 году исполнилось 20 лет со дня принятия закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"
Цели работы:
Изучить историю появления института Уполномоченного по правам человека в России и выяснить значение и роль омбудсмена обществе;
Задачи работы:
1.Изучить различные информационные источники об институте Уполномоченного по правам человека.
2 .Выявить функции и назначение омбудсмена в РФ.
3.Узнать статус и положение Уполномоченного по правам человека в нашей стране.
I.Теоретическая часть
1.1. История появления должности Уполномоченного по правам
человека в РФ
Институт омбудсмена или государственного правозащитника, выступающего в роли своеобразного адвоката общества перед государством, возник очень давно. Родиной института омбудсмена по праву считается Швеция, где еще в XIII веке омбудсменом назывался человек, который избирался для сбора от имени пострадавшей стороны денежной пени (виры)3 с преступников, совершивших убийство. Со шведского языка слово «омбудсмен» переводится как «поверенный», «доверенное лицо». Второй страной, где была введена должность омбудсмена, стала Финляндия (Конституция 1919 года), а с середины XX века этот институт стал распространяться и среди других стран мира – как в Европе, так и в других регионах. Сегодня более чем в ста странах мира существуют уполномоченные по правам человека.
Становление института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации – одно из важнейших достижений в нашей стране. Должность Уполномоченного по правам человека (омбудсмена) в России была заложена в 22 ноября 1991 г. Еще до того, как закон об уполномоченном был принят, обязанности уполномоченного были возложены на известного правозащитника С.А.Ковалева. Он был назначен 17 января 1994 года и освобожден от должности 10 марта 1995 года. В целом, институт уполномоченного по правам человека в Российской Федерации служит своеобразным связующим мостом между властью и обществом, поскольку он разрешает конфликты государственных и индивидуальных интересов. 22 апреля 2016 года депутаты Государственной думы проголосовали за назначение Т.Н. Москальковой на пост Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Татьяна Москалькова — доктор юридических и философских наук, профессор, заслуженный юрист РФ, генерал-майор МВД в отставке.
1 сентября 2009 г. Указом Президента РФ «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» в целях защиты прав и интересов ребенка в Российской Федерации учреждена должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. Указом президента России 9 сентября 2016 года Кузнецова Анна Юрьевна назначена Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка. В Челябинской области Уполномоченный по правам человека- Юлия Александровна. Сударенко. Майорова Евгения Викторовна- Уполномоченный по правам ребенка в Челябинской области.
1.2. Цели, задачи, функции деятельности омбудсмена
Основная цель деятельности института Уполномоченного по правам человека - содействие реализации прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Основные задачи, решаемые на пути к этой цели:
1.Восстанавливающая нарушенные права и свободы - исправление допущенной по отношению к человеку несправедливости и восстановление нарушенных государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими прав и свобод человека и гражданина;
2.Посредническая - предложение сторонам взаимно удовлетворяющего решения проблемы;
3.Правотворческая - совершенствование законодательства о правах и свободах человека и гражданина и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
4.Информационно-воспитательная - просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
Функции института Уполномоченного по правам человека:
1.Контрольная - осуществление независимого контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, государственными служащими;
2.Консультационная - информирование указанных органов о положении дел с соблюдением прав и свобод граждан;
3.Координационная - организация согласованных действий различных органов по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
1.3. Статус и полномочия омбудсмена
Уполномоченный по правам человека независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам. Уполномоченный обладает неприкосновенностью в течение всего срока полномочий. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации:
1.Рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории России иностранных граждан и лиц без гражданства;
2.Рассматривает жалобы на решения или действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, если заявитель опротестовывает решения суда либо административного органа, в котором он ранее обжаловал эти решения или действия;
3.Не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ;
4.Принимает необходимые меры по защите прав человека по собственной инициативе в случае, если ему поступила информация о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан, либо в случаях, имеющих особое
значение.
1.4. Институт Уполномоченного по правам ребенка
1 сентября 2009 г. Указом Президента РФ «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» в целях обеспечения защиты прав и интересов ребенка в Российской Федерации учреждена должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации. .
Указом президента России 9 сентября 2016 года Кузнецова Анна Юрьевна назначена Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка. За детьми в государстве закреплено несколько прав, которые соблюдаются в обязательном порядке. К таким относятся:
1.Ребенок должен проживать в собственной семье, пока это не противоречит его интересам, и получать воспитание от матери и отца;
2.Если родители несовершеннолетнего находятся в разводе и проживают раздельно, то ребенок имеет право общаться со всеми родственниками независимо от их личных взаимоотношений;
3.Малолетний гражданин может получить защиту от государства при угрозе жизни и здоровью, а также при нарушении его прав и интересов (в том числе и от родителей);
4.Ребенок всегда должен быть выслушан.
5.Некоторые процедуры и действия производятся только с его согласия после достижения 10-летнего возраста;
6.Малыш должен получить при рождении свое имя, а также фамилию (одного из родителей) и отчество отца или по усмотрению матери.
II. Практическая часть
2.1. Итоги социологического опроса
1.Знаешь ли ты кто такой омбудсмен?
2.Чем он занимается?
3.Есть ли в России такая должность?
Среди 7-х классов было проведен опрос с целью - узнать, какими знаниями обладают современные подростки об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации. В анкетировании приняли участие 24 человека.
1.На первый вопрос: «Знаешь ли ты кто такой «омбудсмен»? было получено 6 правильных ответов (Уполномоченный по правам человека), что составляет 25%, 2 человека ответили – глава государства (8.3%%) и 16 человек ответили – не знаем- это составляет больше 50%.
2. На третий вопрос: Чем он занимается? Было получено8 правильных ответа (контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина), что составляет 33% опрошенных)
3.На третий вопрос: Есть ли в России такая должность? дано 12 правильных ответов - что составляет 50%.
Заключение
Таким образом, анализируя существующую информацию об Уполномоченного по правам человека, можно выделить признаки, отличающие его от других органов государства:
1.Уполномоченный по правам человека входит в единую систему органов государства.
2. Уполномоченный по правам человека в России - это независимое должностное лицо. Уполномоченный принимает к рассмотрению жалобы, когда они уже рассматривались в суде и принятые решения не удовлетворяют граждан.
3.Деятельность Уполномоченного по правам человека опирается на гласность, открытость, профессионализм.
.Дополнительным и очень важным моментом в работе омбудсмена является поддержка его со стороны широкой общественности.
Список литературы
1.«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ);
2. Комарова В.В. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации // Государство и право. 2014.;
3.Лебедев А.И. В аппарате Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // Московский журнал международного права. -2000.
.