Тематика: социализация.
Название проекта: «Моя Отчизна – моя малая родина Удмуртия».
Целевая группа: проект направлен на работу с детьми старшего дошкольного возраста 6-7 лет.
Содержание проекта:
Актуальность проекта: дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае, особенностях традиций. Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Недостаточно сформулирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания.
Цель: воспитывать в ребёнке духовно-нравственную и эмоционально- отзывчивую личность через познание и воспитание любви и уважения к малой Родине - Удмуртии, к её традициям, обычаям, культуре.
Задачи:
- воспитывать у ребенка любовь и уважение к семье, дому, поселку, где он живёт, к малой Родине, используя комплекс средств (природа родного края, достопримечательности своего региона, достижения жителей родного края);
- познакомить с культурой Удмуртии: национальными обычаями, обрядами, национальной одеждой, удмуртской литературой, культурой удмуртов.
- способствовать развитию познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста, формирование у дошкольников желание в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о родном крае.
Планирование поэтапных мероприятий.
1. Этап. Подготовительный.
- Опрос родителей.
- Диагностика детей.
- Подбор методической литературы.
- Сбор информации о республике.
- Создание презентаций.
2. Этап. Реализация проекта.
Расширять представления о малой Родине – Удмуртии. Дать элементарные сведения о столице Удмуртской республики – г. Ижевске. Учить находить на карте Удмуртии столицу. Рассказать о посёлке Яр, в котором они живут. Провести экскурсию по достопримечательностям посёлка.
Продолжать знакомство с культурными явлениями своей местности и Удмуртской Республики.
Формировать позитивное представление о людях разной национальности, проживающих в Удмуртской Республике. Воспитывать уважение, симпатию, добрые чувства к людям иных национальностей. Провести праздник «Наша Удмуртия» и поучаствовать в фестивале «Национальных культур».
Государственная символика Удмуртии и России.
Познакомить с символикой Удмуртской Республики и России (флаг, герб, гимн). Объяснить детям значение цветов и солярных знаков на символах Удмуртии и России. Учить отличать символы УР и символы РФ, знать фамилию главы УР и президента РФ, узнавать их на фотографиях.
Расширять знания о Великой Отечественной войне, о героях-земляках М. Т. Калашников, Е. М. Кунгуров, Ф. Пушина., познакомить с подвигом земляка уроженца Ярского района Жуйкова Николая Павловича.
Культура Удмуртии: продолжать знакомство с особенностями построения дома. Расширять знания детей об особенностях убранства удмуртского и русского дома. Знакомство с основными понятиями и символами дома – стол, стул, печь, красный угол, мужская и женская половина дома. Выделить сходства и различия.
Способствовать формированию характерных для жителей Удмуртии представлений о ценности гостеприимства, взаимопомощи, трудолюбия и в отражении этих черт характера в творческих играх «Кинъёс, кинъёс лыктиллям?» («Кто, кто к нам в гости пришёл?», «Веме» («Помощь», «Вордскем нунал» («День рождение»).
Удмуртская кухня: закрепить знание детей об удмуртской кухне, познакомить с новыми блюдами – костыбеи, кисель (калиновый, овсяный), чигурнянь.
Удмуртская одежда: продолжать знакомить с народным костюмом удмуртов. Украшение, которые применялись (серьги, маниста, бутьмар, налобная повязка). Сравнение русского и удмуртского костюма. Также сравнение женского и мужского костюма.
Декоративно-прикладное искусство: знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством (ткачество, вышивка, деревянные узоры)
Художественная литература: показать уникальность природы своего края через знакомство и обсуждение литературных произведений писателей и поэтов Удмуртии. Продолжать знакомить детей с творчеством Флора Васильева, поэта, который родился в нашем Ярском районе в деревне Бердыши.
Художественно – эстетическое развитие: познакомить с мелодией Государственного гимна Удмуртской Республики.
Развивать песенное творчество на основе народных традиций импровизаций в бытовой и праздничной атмосфере.
Дать представление о традиционных и современных праздниках, развлечениях, проводимых в Удмуртии («Рыжий фестиваль», «Палэзян», «Гырон быдтон», «Гуждор»(Лужайка, «Гербер», «Войдыр» (Масленица, «Лопшо Педунь смеётся», «Тылобурдоосты пумитан» (Встреча птиц)., «Губи Fest», который проходит в нашем Ярском районе.
Планируемые или полученные результаты:
Воспитанники приобрёли определенную систему знаний о связи и взаимозависимости человека, животных, растительного мира и мира людей родного края, особенности общения человека с окружающим миром и воздействие этого взаимодействия на него самого;
овладели представлениями о себе, своей семье, своей принадлежности к определенной народности;
приобрели представления об истории родного посёлка, его достопримечательностях;
обогатили словарный запас, память, мышление, воображение;
приобрели доброжелательность, чуткость, навыки сотрудничества в процессе общения друг с другом;
развивали самостоятельность, творчество, инициативность.