СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Моя семья и семейные традиции"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время эта тема стала актуальна и особенно трудна. Большое значение имеет взаимодействие с родителями, их отношению к традициям,

сохранению семейных связей. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребёнка не должно идти стихийным путём.

Ответ прост – сохраняя семейные ценности, возрождаем традиции!

В проекте «Моя семья и семейные традиции» представлена совместная работа воспитателей, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В

ходе проекта дети получают более углубленные знания о своем имени и отчестве, о профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях и элементарные знания о правах человека

Проектная деятельность проходит под девизом:

«Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью, И провожают в путь с добром!»

Просмотр содержимого документа
«Проект "Моя семья и семейные традиции"»



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15





Проект

" Моя семья и семейные традиции" младшая группа




Воспитатель: Канашова Е. Н.













2022 год

г. Сарапул



В семейном кругу мы с вами растем Основа основ - родительский дом. В семейном кругу все корни твои, И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем, Основа основ — родительский дом.


Тип проекта: информационно-творческий, поисковый.

Участники проекта: дети младшей группы, воспитатель, родители.

Сроки реализации проекта: среднесрочный

Цель проекта: формирование представлений детей о ценностях семейных традициях.

Задачи проекта:


Образовательные:


  • дать представление о понятиях: «родители», «родные», «семья», «традиции»

  • расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь;

  • формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить

разбираться в родственных связях.


Развивающие:


  • развивать познавательную активность детей, активно включать их в творческо- поисковую деятельность.

  • развивать коммуникативные навыки детей;

  • развивать интерес к семейным традициям, реликвиям.


Воспитательные:


  • воспитывать уважение к традициям, обычаям старшего поколения;

  • воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях;

  • воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе общения друг с другом, с родными;

  • побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий.

Задачи по работе с родителями:


  • повысить компетентность родителей в вопросах сохранения и развития семейных традиций;

  • привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества;

  • обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.


Актуальность:

В настоящее время эта тема стала актуальна и особенно трудна. Большое значение имеет взаимодействие с родителями, их отношению к традициям,

сохранению семейных связей. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребёнка не должно идти стихийным путём.

Ответ прост – сохраняя семейные ценности, возрождаем традиции!

В проекте «Моя семья и семейные традиции» представлена совместная работа воспитателей, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В

ходе проекта дети получают более углубленные знания о своем имени и отчестве, о профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях и элементарные знания о правах человека

Проектная деятельность проходит под девизом:

«Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью, И провожают в путь с добром!»


Ожидаемые результаты:


Дети будут знать:


  • прошлое своей семьи;

  • профессии своих родителей, бабушек и дедушек;

  • значение своей фамилии;

  • смогут полностью назвать свое имя и отчество;

  • смогут составить рассказ о членах своей семьи, родословной;

  • будут хорошо ориентироваться в традициях своей семьи;

  • пополнят словарный запас (род, родословная, традиции);

Родители:

  • приобретут знания о семейных и народных традициях, праздниках;

  • укрепят меж семейные и внутрисемейные связи;

  • будет развито чувство гордости за свою семью;

  • будут уважительно относиться к своим предкам;

  • научатся организовывать семейные праздники;


Педагоги:


  • расширят знания о народных праздниках, их происхождении;

  • разработают планы занятий, бесед для детей, консультации для родителей;

  • будут лучше знать семьи своих воспитанников, их уклад жизни, традиции, что будет способствовать тесному сотрудничеству;

  • будут уважительно относиться, и интересоваться традициями семьи.


Схема реализации проекта Этапы реализации проекта. I этап. Подготовительный.

  1. Подбор и анализ методической, научно-популярной и художественной

литературы по теме, наглядных пособий, иллюстрационного материала по теме проекта.

  1. Анкетирование родителей.

  2. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

  3. Совместное обновление атрибутики для сюжетно-ролевых игр «Семья»,

«Больница», «Магазин».


II этап. Основной.




Раздел Программы

Вид деятельности

Социально-

коммуникативное развитие

Сюжетно – ролевые игры: «Магазин», «Больница», «Праздник в доме», «Дочки — матери», «Семья» (приложение 5), «День рожденья».

Дидактические игры «Моя квартира», « Кому, что нужно для работы», «Разные профессии», «Моя семья», «Семья», «Генеалогическое древо», «Чьи детки», «Найди отличия» (приложение4)

НИ «О семье», «Мой дом», «Мамины помощники».

Игры драматизации: «Пришли гости», «Красная шапочка»,

«Петушок и бобовое зернышко»

Строительные игры «Мебель для дома».


Проблемные ситуации: «Что ты будешь делать, если мама заболеет/ папа уедет?», «Оторвалась пуговица на платье у куклы, кто может помочь?», «Сломался стул/ игрушка».

Коллективный труд: «Мы помощники».

Познавательное развитие

Рассматривание фотоальбомов «Моя семья», «Это я»,

«Семейные увлечения», «Мы на даче»

НОД «Моя семья» (приложение 2)

Познавательно-речевое занятие «Я и мое имя»

Знакомство с семейными реликвиями (дети показывают значимую семейную вещь и рассказывают о ней)

Беседа на тему: «Моя семья-радость» (приложение 6)




Просмотр мультфильмов: «Мама для мамонтенка», «Крошка Енот», «Цветик-семицветик», «Кукушка», «Снегурочка»,

«Морозко»

Прослушивание песенок о маме, папе, дедушке и бабушке.

Составление творческих рассказов на тему «Выходной день в моей семье», «Моё любимое домашнее животное», «Как я

помогаю дома», «Лучший День рождения», «Моё любимое место отдыха».

Чтение художественных произведений: Е. Благинина «Посидим в тишине», Л. Толстой «Бабушка и внучка», В. Катаев «Цветик — семицветик», «Дедушка и внучка», Б. Емельянов «Мамины

руки», ненецкая народная сказка «Кукушка». В. С. Михалков «А что у вас?», А. Платонов «Ещё мама», В. Осеева «Волшебное

слово», «Печенье», Л.Толстой «Косточка», чтение сказок

«Дикие лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,

«Хаврошечка», «Гуси-лебеди»,чтение стихотворений (приложение 8)

Заучивание пословиц и поговорок о семье .(приложение 7)



Пальчиковая гимнастика: «Моя семья», «Мальчик-пальчик», «Если мама месит тесто», «Кто живет у нас в квартире», «Мамины помощники» (приложение 3).

Художественно- эстетическое

развитие

Рисование: «Портрет мамы», «Моя семья»

Аппликация «Ваза с цветами»

Конструирование «Мой дом моя крепость».

Физическое развитие

Физкультминутки

Подвижные игры «Гуси-гуси», «Горелки», «Карусель»

Взаимодействие с родителями

Донести до родителей значимость темы (приложение 1)

Консультации для родителей: «Роль семьи в воспитании ребенка», «Семейные традиции», «Счастье-когда тебя понимают» (приложение11)

Памятка"Основные традиции семьи"

Папка-ширма «15 мая-Международный день семьи»

Анкетирование «Семейные традиции» (приложение 10)

Тест «Какой вы родитель»( приложение 9)

Конкурс «Моя родословная» (изготовление генеалогического древа)

Конкурс «Бабушкин сундук» (создание мини-музея семейных реликвий)

Фотовыставкв «Я и моя семья»

Выставка рисунков «Наша дружная семья»

Стенгазета «15 мая-международный день семьи»

Прогулка с родителями «Русские народные игры»

Организация библиотеки в приемной группы «Семейная библиотека»


III. Заключительный.

Презентация фото «Традиции моей семьи»

Размещение информации на сайте ДОУ






Итоги реализации проекта.

Внедрение проекта обеспечило оптимальные условия для изучения детьми своих традиций, возрос интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявилось эмоционально – положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Осуществление проекта обеспечило самореализацию родителей как субъектов образовательной деятельности, возможность конструктивного сотрудничества педагогов с семьями воспитанников, создание благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе. Активизировал и обогатил педагогические знания и умения родителей. Повысил психолого-педагогическую культуру родителей.

 

Список используемой литературы

  1. Астахов П.А., Я и семья. – М.: Эксмо, 2009. – 96с.: ил. – (Детям о праве).

  2. Ветохина А.Я., Дмитренко З.С., Жигналь Е.Н., Краснощекова Г.В., Подопригора С.П., Полынова В.К., Савельева О.В. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 192 с.

  3. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008.- 96с.

  4. Краснощекова Н.В., Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Изд. 2-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 251с. – (Школа развития)

  5. Оберемок С.М. Метод проектов в дошкольном образовании: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2007. – 48 с.

  6. Оберемок С.М. Проектирование в образовании. Комплексный проект модернизации образования Новосибирской области: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2009. – 45 с.

 


Приложение 1

Уважаемые родители!

В современных реалиях, наши дети очень мало знают о своей семье, семейных традициях. К сожалению, мало кто из детей нашей группы, знает отчество папы, мамы, бабушек, дедушек, где и кем они работают, в каком классе учатся их братья или сестры, как члены семьи любят проводить свободное время, почти никто не знает домашний адрес и тд.

Семья-это труд, друг о друге забота.

Семья-это много домашней работы.

Семья-это Важно!

Семья-это сложно!

Но счастливо жить одному НЕВОЗМОЖНО

Приглашаем принять участие в проекте

«Моя семья и семейные традиции»»

Задачи проекта:

1)Дать детям представление о семье.

2)Воспитывать любовь и уважение к членам семьи.

3)Учить проявлять о них заботу.

4)Развивать коммуникативные навыки.

5)Обогащать отношения детей и родителей опытом совместной творческой деятельности.

Проект рассчитан на 3 недели.





Приложение 2

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе по теме «Моя семья»

Цель: формирование представления о семье и её членах.

Задачи:

  • Образовательные:

    • вызвать у детей интерес к собственной личности;

    • дать детям представление о различных родственных отношениях в семье (я сын, внук, брат, и.т.д.)

    • учить детей употреблять в речи существительные единственного и множественного числа

    • продолжать учить детей правильно употреблять в речи глаголы

  • Развивающие:

    • развивать память, мышление, речь;

    • развивать зрительное и слуховое внимание;

  • Воспитательные:

    • воспитывать любовь и уважение к своим родным.

Активизация словаря: родственники, близкие, члены семьи, семья, .

Материал: Игрушка на руку: кот Мурзик, фигурки животных и их детенышей, музыкальное произведение из мультфильма «Мамонтёнок», «Пусть мама услышит», изображение портретов мам, нарисованных детьми в предварительной работе.

Оборудование: музыкальная колонка

ХОД ЗАНЯТИЯ

Сюрпризный момент: приход кота Мурзика


Мурзик: Здравствуйте, ребята. Узнали меня? Я – кот Мурзик. В течение года, я к вам много раз уже приходил в гости. Я очень люблю ходить к вам в гости, у вас весело и интересно. Я ещё маленький, и поэтому, я не знаю что такое семья. Ребята, а вы знаете «Что такое семья?». Расскажите мне о вашей семье и о том, как вы живёте.

Рассказы детей о семье. Рассматривание мини-альбомов и работ, сделанных детьми совместно с родителями к проекту «Моя семья и семейные традиции»


Воспитатель задаёт вопросы: «С кем ты живёшь?», «Кто у вас в семье старший (младший)?», «Как ты помогаешь взрослым?», «У кого есть братья (сёстры)?», «Они старше или младше вас?», «С кем из членов семьи ты любишь играть?» и.т.д.

– Я вижу, ребята, что вы много можете рассказать о семье.

- А теперь, давайте с вами поиграем в игру «Один-много». Я буду называть слова, а вы будете назвать слова во множественном числе правильно:

1 мама – 2 мамы

1 бабушка – 2 бабушки

1 папа – 2 папы

1 сын – 2 сына

1 дочь – 2 дочки (дочери)

1 внук – 2 внука

1 дедушка – 2 дедушки

1 брат – 2 брата

Воспитатель: - Молодцы, ребята, все правильно называли.



Мурзик: Ребятки, меня Елена Николаевна всегда называет ласково: Мурзенька, котик, котеночек. А вы знаете, как можно назвать ласково своих членов семьи?

Игра: «Назови ласково»:

Мама – мамочка – мамулечка

Папа – папочка – папулечка

Бабушка – Бабулечка

Дедушка – Дедулечка

Сын – Сыночек – Сынуля – Сынок

Дочь – Доченька – Дочурка

Брат – Братик – Братишка

Сестра – Сестричка – Сестренка

Мурзик: Ого, как вы много знаете ласковых слов про свою семью. Я их все запомню и буду теперь так называть у себя дома.


Физкультминутка «Моя семья»

Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши) 

Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья! (загибают поочередно пальцы на руке)


Воспитатель: Ребята, наш Мурзик опять ездил к бабушке и что-то там интересное делал. Давайте поиграем с ним в игру «Мурзик, где ты был?»

(Воспитатель прячет за спину игрушку)

Дети зовут кота:

- Мурзик!!!

Воспитатель достает из-за спины кота:

Мурзик: - Аюшки!!!

Дети: Где ты был?

Мурзик: У бабушки

Дети: Что там делал?

Мурзик: называет не правильное действие. (Дрова пил, кашу топил, на кровати купался, посуду язычком облизывал)

Воспитатель: на каждый ответ удивляется и спрашивает у детей: - Разве дрова пьют? Нет, Мурзик, ты ошибся. А что можно делать с дровами?

В конце игры. Воспитатель: Мурзик, ты запомнил, как нужно правильно вести себя у бабушки? Смотри, ничего не путай теперь!

Воспитатель: Мурзик, а кого ты еще видел в деревне у бабушки?

Мурзик: О, у бабушки живет очень много животных. У животных тоже есть своя семья. Есть большие и маленькие животные. Вот только я не запомнил, как называют детенышей животных. Бабушка мне говорила, а я забыл…

Воспитатель: Не расстраивайся, котик, наши ребята тебе помогут вспомнить.

Игра «Детеныши животных их мамы»: воспитатель выставляет на стол по очереди фигурки взрослых животных и просит назвать их детенышей. Как только дети правильно называют детеныша, воспитатель ставит фигурку детеныша рядом с его мамой.

Мурзик: Вот спасибо, вот теперь я ничего не забуду. А теперь мне пора уходить. Мне очень понравилось у вас. Я научился очень многому у вас в группе. До свидания!

Воспитатель и дети: До свидания, Мурзик, приходи еще. (кот уходит)

Воспитатель: Ребята, понравилось вам наше занятие? Как много нового мы узнали сегодня. Что больше всего вам запомнилось сегодня? (Ответы детей) Молодцы, ребята, вы были очень внимательными, спасибо вам за это.











































Приложение 3

Картотека пальчиковой гимнастики

«Моя семья и семейные традиции»»


«Моя семья»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик я,

Вот и вся моя семья!!!

(Поочередное сгибание пальцев. Сначала на одной руке, затем на другой. В конце игры пожать себе руки)

«Мальчик-пальчик»

(пальцы сжаты в кулачок)

- Мальчик-пальчик, где ты был?

(разгибается большой пальчик)

- С этим братцем в лес ходил,

(разгибается указательный пальчик)

- С этим братцем щи варил,

(разгибается средний пальчик)

- С этим братцем кашу ел,

(разгибается безымянный)

С этим братцем песни пел.

(разгибается мизинец)

(Модификация: Большой палец соприкасается, по ходу стихотворения, со следующими пальцами)

«Если мама месит тесто»

Если мама месит тесто,

Это очень интересно

(левая рука сжата в кулачок, словно держит кастрюльку, правой – делаем движения как будто месим)

Ладушки, ладушки

(хлопаем в ладоши)

Что пекли? Оладушки!

(правой рукой держим воображаемую сковородку, левой льем на нее тесто)

Раз – оладушек для мамы,

(раскладываем оладушки по тарелкам)

Два – оладушек для папы,

Три – оладушек для бабы,

Четыре – оладушек для деда.

А Ванюшечка дружок

Получает пирожок!

(сцепить кисти рук)

Ах, как вкусно!





Приложение 4

Дидактические игры


Игра "Чьи детки?"

Цель. Закрепить знания о домашних животных, их детенышах, кто как кричит; упражнять в правильном звукопроизношении; вырабатывать умение соотносить изображение детенышей с картинкой большого животного.

Ход игры.

Воспитатель подготавливает для игры фланелеграф и набор картинок с изображением животных и их детенышей: корова и теленок, лошадь и жеребенок, коза и козленок, собака и щенок, кошка и котенок (могут быть и другие животные). До начала игры воспитатель с детьми рассматривает картинки, уточняет знание детьми названий животных и их детенышей. Дети упражняются в звукоподражании.

- Давайте покажем, как мычит корова. А как мяукает котенок? Будем сейчас играть. Посмотрите (на фланелеграфе лежит полоска зеленой бумаги) – это полянка. Здесь будут ходить животные.

Я сейчас вам раздам картинки. На лужок будут приходить животные и звать своих детенышей. Вы будете находить того детеныша, чья мама гуляет по лугу и зовет его к себе. Картинку будете ставить после того, как услышите голос животного. Воспитатель ставит картинку на фланелеграф, игра начинается. Дети произносят характерные для каждого животного звуки. После того как все мамы найдут своих детенышей, игру заканчивают повторением слов хором и по одному.


«Найди отличия»

Обучающая задача: развитие умения произвольно переключать и распределять внимание.

Игровая задача: развивать умения находить отличая.

Оборудование: карточка с изображением двух картинок, имеющих различия.

Игровые действия: Ребенку предлагаются:

1) серия картинок  по две картинки на каждой карточке; в каждой картинке надо найти пять отличий;

2) карточка с изображением двух картинок, отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображеные картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать».

Подведение итогов:  После проведения игры ребенка хвалят, вне зависимости от результата.












Приложение 5

Сюжетно-ролевая игра "Семья"

Цель. Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми.

Игровой материал. Кукла — младенец, атрибуты для оборудования домика, кукольная одежда, посуда, мебель, предметы-заместители.

Подготовка к игре. Игры-занятия: «Малыш проснулся», «Как будто мамы нет дома», «Приготовим малышу обед», «Кормление малыша», «Куклы собираются на прогулку». Наблюдения за работой няни, воспитательницы в группах детей второго года жизни; наблюдение за тем, как мамы гуляют с детьми. Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций на тему «Семья». На занятиях по конструированию: постройка мебели.

Игровые роли. Мама, папа, младенец, сестра, брат, шофер, бабушка, дедушка.

Ход игры.

Игру воспитатель может начать с чтения художественного произведения Н. Забилы «Ясочкин садик», одновременно в группу вносится новая кукла Ясочка. После чтения рассказа педагог предлагает детям по играть так, как Яся, помогает приготовить игрушки для игры.

Затем воспитатель может предложить детям по фантазировать, как бы они играли, оставшись дома одни.

В последующие дни воспитатель вместе с детьми может оборудовать домик на площадке, в котором будет жить Ясочка. Для этого нужно убрать в домике: помыть Пол, повесить шторы на окна. После этого педагог может побеседовать в присутствии детей с родителями недавно переболевшего ребенка о том, чем он болел, как мама и папа заботились о нем, как лечили его. Также можно провести игру-занятие с куклой («Ясочка простудилась»).

Затем воспитатель предлагает детям самостоятельно поиграть в «семью», наблюдая со стороны за игрой.

При последующем проведении игры педагог может внести новое направление, предложить детям поиграть, как будто бы у Яси день рождения. Перед этим можно вспомнить, что делали дети, когда у кого-то в группе праздновался день рождения (дети по секрету готовили подарки: рисовали, лепили, приносили из дому открытки, мелкие игрушки. На празднике поздравляли именинника, играли в хороводные игры, плясали, читали стихи). После этого педагог предлагает ребятам на занятии по лепке слепить бублики, печенье, конфеты — угощение, а вечером отпраздновать день рождения Ясочки.

В последующие дни многие дети уже могут в самостоятельных играх с куклами развивать различные вари анты празднования дня рождения, насыщая игру собственным опытом, приобретенным в семье.

С целью обогащения знаний детей о труде взрослых воспитатель, предварительно договорившись с родителями, может дать детям поручение помочь дома маме и приготовлении еды, в уборке комнаты, в стирке, а по том рассказать об этом в детском саду.

Для дальнейшего развития игры в «семью» педагог выясняет, у кого из детей есть младшие братья или сестры. Можно детям прочитать книгу А. Барто «Младшим брат» и рассмотреть в ней иллюстрации. В этот же дет. в группу воспитатель приносит новую куклу-младенца и все необходимое для ухода за ней и предлагает детям представить, как будто у каждого из них есть маленький братик или сестричка, рассказать, как бы они помогали маме ухаживать за ним.

Воспитатель может также организовать игру в «семью» на прогулке.

Игру можно предложить группе детей из трех чело век. Распределить роли: «мама», «папа» и «сестра». В центре внимания игры кукла-младенец «Алеша» и новая кухонная посуда. Девочкам можно предложить убрать в игровом домике, переставить мебель, выбрать поудобнее место для «Алешиной» колыбели, постелить постель, перепеленать малыша, уложить его спать. «Папу» можно отправить на «базар», принести траву — «лук». После этого в игру воспитатель может включить и других детей по их желанию и предложить им роли «Ясочки», «друга папы — шофера», который может отвезти всю семью в лес отдыхать, и т.д.

Воспитатель должен предоставлять детям самостоятельность в развитии сюжета, но также внимательно следить за игрой и умело использовать ролевые взаимоотношения детей для укрепления реальных положительных взаимоотношений между ними.

 Закончить игру воспитатель может предложением идти всей семье обедать в группу.

Сюжет игры в «семью» воспитатель совместно с детьми может постоянно развивать, переплетая с играми в «детский сад», в «шоферов», «мамы и папы», «бабушки и дедушки». Участники игры в «семью» могут отводить своих детей в «детский сад», принимать участие в (утренниках», «днях рождения», чинить игрушки; «мамы и папы» с детьми в роли пассажиров отправляться в автобусе на загородную прогулку в лес, или «шофер» отвозить на «скорой помощи» маму с заболевшим сынишкой в «больницу», где его принимают, лечат, ухаживают, и т. д.

Продолжением игры в «семью» может быть игра «Банный день». 




Приложение 6

Беседа «Моя семья-радость»

Цель: формировать у детей представление о семье и своём месте в ней.

Задачи:

- учить детей называть членов своей семьи; знать, что в семье все заботятся и любят друг друга;

- понимать роль взрослого и ребёнка в семье;

- вызывать у ребёнка гордость за свою семью.


1 часть. Вводная

Воспитатель (показывает детям трафареты домиков). Ребята, что это такое?

Дети. Домики.

Воспитатель. Хотите в таком домике жить?

Дети. Да.

Воспитатель. Выберете себе домик, который вам понравился, и нарисуйте в нём себя.

Дети выполняют задание.

2 часть. Информационная

Воспитатель. Хорошо вам в вашем домике?

Дети. Да.

Воспитатель. А не скучно в нём жить одному?

Дети. Скучно.

Воспитатель. Ребята, а кто вас утром будит, чтобы в детский сад не опоздать?

Дети называют маму, папу, бабушку и т. д.

А вы маму свою любите?

Дети. Да.

Воспитатель. А за что вы любите маму?

Дети (перечисляют). Покупает игрушки, готовит обед, стирает, читает книги и т. д.

Воспитатель. Значит, мама у вас какая?

Дети (перечисляют). Добрая, заботливая, любимая, красивая, ласковая.

Воспитатель. А вы хотите, чтобы мама поселилась в вашем домике?

Дети. Да.

Дети «селят» маму в домике. Радуются.

Воспитатель. Ребята, а кто в вашей семье водит машину?

Дети. Папа.

Воспитатель. А вы папу своего любите?

Дети. Да.

Воспитатель. А за что вы папу любите? Что он делает хорошего?

Дети (перечисляют). Покупает конфеты, катает на машине, учит ездить на велосипеде, играет в футбол.

Воспитатель. Значит, папа у вас какой?

Дети (перечисляют) Хороший, умный, добрый, сильный, спортивный.

Воспитатель. Хотите поселить папу в своём домике?

Дети. Да.

Дети «селят» папу в домик.

Воспитатель. Ребята, а у кого есть братик или сестричка? Вы их любите? Хотите их поселить в свой домик?

Дети «селят» в домик братьев, сестёр, если таковые есть в семье.

Ребята, а кого в семье живёт бабушка?

Дети отвечают.

А бабушку вы любите?

Дети. Да.

Воспитатель. За что?

Дети (перечисляют). Она добрая, гуляет с нами, забирает из садика, покупает мороженое.

Воспитатель. И бабушку поселите в свой дом?

Дети. Да.

Воспитатель. А дедушку вы тоже любите? Тогда и дедушку давайте поселим в свой домик.

Как хорошо вам теперь живётся в своём домике! Не скучно! Все заботятся друг о друге, играют с детьми, любят друг друга. Хорошо, что у вас есть семья!

Физкультминутка

Воспитатель. Какое время года сейчас на дворе?

Дети. Зима.

Воспитатель. А чем вы любите заниматься с мамой и папой на улице?

Дети отвечают.

А снеговика вы лепили?

Дети. Да.

Воспитатель. Давайте, мы с вами слепим снежную бабу!

Сегодня из мокрого снежного кома

Мы снежную бабу лепили у дома

Стоит эта баба у самых ворот,

Никто не проедет, никто не пройдёт.

Знакома она уже всей детворе,

А Жучка всё лает: «Чужой во дворе! »

3 часть. Проблемная.

Воспитатель. Ребята, а вас любят в семье?

Дети. Да.

Воспитатель. Как вы догадались, что вас любят?

Дети. Нас целуют, ласкают, говорят хорошие слова, жалеют.

Воспитатель. Ребята, а за что вас любят в семье?

Дети. Кушаем хорошо, слушаемся, маму и папу любим, помогаем маме и папе, игрушки убираем.

Воспитатель. Молодцы! Значит, и вы тоже заботитесь о своей семье: слушаетесь, помогаете, убираете свои игрушки. Не хотите расстраивать взрослых: маму, папу, дедушку, бабушку, братиков и сестрёнок – всю свою семью. Как хорошо, когда у человека есть дружная семья!

А если в семье заботятся друг о друге и любят друг друга, то в такой семье всегда живут мир, дружба и любовь.










Приложение 7

Пословицы и поговорки о семье

На что и клад, коли в семье лад.

Любовь да совет — так и горя нет.

Добрая семья прибавит разума-ума.

Сыр калача белее, а мать мачехи милее.

Своя мама бья не пробьет, а чужая гладя прогладит.

Дочернины дети милее своих.

Братская любовь лучше каменных стен.

В своей семье не велик расчет.

Дай бог раз жениться, раз креститься и раз умирать.

Добрую жену взять - ни скуки, ни горя не знать.

За хорошим мужем и жена хороша.

Жена приласкает, а мать пожалеет.

Добро по миру не рекой течет, а семьей живет.

Выбирай жену не в хороводе, а в огороде.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

В родной семье и каша гуще.

Муж и жена - одно дело, одно тело, один дух.

Не та мать, что родила, а та, что выходила.

Не тот отец, мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил, да добру научил.

Добрая жена доблести мужа прославит, а недостатки сгладит.

Муж голова, а жена шея – куда хочу туда верчу.

Когда нет семьи, так и дома нет.

Птица рада весне, а младенец матери.

Чужих нет, а своих мало.

Муж и жена – два сапога пара.

Если в семье есть старец, значит, в семье есть драгоценность.

Есть дети - будут и радости.




















Приложение 8

Стихи о семье

Дома

На улице дождь непрерывный,
А дома тепло и светло.
И можно на бурые ливни
Спокойно смотреть сквозь стекло.

Тут можно укрыться от зноя,
Спастись от морозного дня.
В хорошее место родное -
Домой так и тянет меня.

А. Барто

В семейном кругу

В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.

Семья

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!














Приложение 9

Тест "Какой Вы родитель?"


Проверьте себя, честно ответив на вопросы: "да",  "иногда",  "нет".

За  положительный ответ "да" - 2 балла, за каждый ответ "иногда" - 1, за отрицательный ответ "нет" - 0 баллов.  Итак, какой Вы родитель?

1.  Следите и Вы за публикациями в журналах, газетах, интернете, программами  радио и телевидения на тему воспитания? Обращаетесь ли время от времени к книгам на эту тему?

2.   Если Ваш ребенок поступил плохо, совершил какой-то некрасивый поступок, задумываетесь ли Вы над тем, что это поведение может быть результатом Вашего воспитания?

3.  Придерживаетесь ли единой политики в воспитании детей с Вашим мужем (женой)?

4.  Если Ваш ребенок предлагает Вам помощь, примите ли Вы ее, даже в том случае, если дело будет притормаживаться или остановится совсем?

5.  Используете ли Вы форму общения в виде запрета или распоряжения исключительно тогда, когда это действительно очень необходимо?

6.  Считаете ли Вы,  последовательность и согласованность действий - основополагающими педагогическими принципами?

7.  Осознаете ли Вы, что общество и атмосфера, окружающие ребенка, существенно на него влияют?

8.  Согласны ли Вы с тем, что физкультура и спорт имеют большое значение для полноценного и гармоничного развития ребенка?

9.  Умеете ли Вы не приказывать ребенку, а просить его сделать что-либо?

10.  Становится ли Вам неприятно, сожалеете ли Вы, когда вынуждены отказать своему ребенку примерно такой фразой: "У меня сейчас совсем нет времени" или "Подожди, пожалуйста, пока я закончу работу"?

Подсчитываем результаты.

Менее 6 баллов.  Про настоящее воспитание Вы имеете довольно отдаленное представление. И хотя говорят, что начинать  лучше поздно, чем не начинать вовсе, многое можно упустить. Поэтому, не теряя времени, беритесь за повышение уровня своих знаний в области воспитания детей. Хорошие родители уделяют своим детям существенно больше внимания! Думаю, если Вы читаете эту статью, то уже никак не можете быть такими. Так как родители, которые могут набрать менее 6 баллов, как правило, вообще не интересуются вопросами воспитания.

От 7 до 14 баллов.  Вы не допускаете серьезных ошибок в воспитании и являетесь вполне хорошими родителями, но все-таки в чем-то над своими поступками стоит задуматься. Начать можно с малого, с того, что ближайший выходной посвятить общению с ребенком, забыть на время о друзьях, производственных проблемах и прочей суете. И, будьте уверены, дети вознаградят Вас за это, да и Вы, наверняка, получите массу удовольствия!   Можно поговорить "по душам" с малышом, зачастую, такие беседы открывают глаза на те вещи, которые мы часто даже не замечаем. Главное, уметь слушать ребенка!

Более 14 баллов.  Вы целиком и полностью справляетесь со своими обязанностями родителей и воспитателей. Вы - хорошие родители! Но старайтесь не перегибать палку. И помните, нет предела совершенств


Приложение 10

«СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ И ЦЕННОСТИ»


Уважаемые родители, поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Отвечая на них, Вы сможете осмыслить традиции и ценности Вашей семьи.

1.Знаете ли Вы о происхождении Вашей фамилии?


2.Знаете ли Вы, как познакомились (поженились) бабушки и дедушки, родители, другие родственники?


3.Хранят ли в Вашей Семье фотографии? Есть ли семейный альбом?


4.Хранятся ли в семье письма, открытки, другие рукописные свидетельства прошлого?


5.Есть ли у Вас семейные реликвии?


6.Где и когда семья собирается вместе?


7.Какие праздники Вы считаете семейными? Какие из них самые любимые?


8.Отмечаете ли религиозные праздники: Рождество Христово, Пасху и д.р.?


9.Есть ли у Вас дома распорядок дня? Приняты ли совместные обеды, ужины?


10.Есть ли семейные привычки?


11.Что в Вашей семье поют или рассказывают детям, в том числе на ночь?


12.Какие события в жизни ребенка празднуются в Вашей семье?


13.Продолжите предложение

Семья – это…


Семейные ценности – это..



Спасибо за сотрудничество!












Приложение 11

Консультация для родителей «Счастье – это когда тебя понимают»

Общение и отношения с людьми является одной из основ человеческой жизни. По словам С. Л. Рубинштейна, сердце человека всё соткано из его отношений к другим людям; с ним связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Именно эти отношения рождают наиболее сильные переживания и поступки. Отношение к другому человеку является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяют нравственную ценность человека.

Отношения с другими людьми зарождаются и развиваются в детском возрасте. И этот опыт первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.

Тема зарождения и становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна. Из за наблюдаемых в последнее время среди молодежи жестокости, повышенной агрессивности, имеющих свои истоки в раннем и дошкольном детстве.

Для ребенка взрослые являются образцом во всем. Дети учатся речевому общению, наблюдая за старшими, слушая и подражая им. У младшего школьника, в отличие от старших, мышление более конкретное. Он хорошо усваивает то, что представлено наглядно, все хочет познавать на собственном опыте. Его особенно привлекают те действия, которые взрослые пытаются скрыть от него. Запоминает малыш не все, а только то, что его поразило. Дети постоянно изучают то, что наблюдают, и понимают гораздо больше, чем могут сказать. Они всегда стараются подражать взрослым, что порой опасно. Не умея отличать плохое от хорошего, они стремятся делать то, что взрослые запрещают им, но позволяют себе. В связи с этим в присутствии детей нужно воздерживаться от таких действий и поступков, которые не могут послужить для них хорошим примером. Речь детей лучше развивается в атмосфере любви, спокойствия, когда взрослые внимательно слушают их, общаются с детьми, читают им сказки и обсуждают прочитанное. Родителям следует уделять своим детям больше времени, так как в раннем детстве влияние семьи на речевое и когнитивное развитие(когнитивные, т. е. познавательные навыки, которыми ребенок овладевает в дошкольном возрасте, в дальнейшем определяют его способность к чтению, письму, счету, а также к абстрактному и логическому мышлению) и приобщение ребенка к жизни общества - являются решающими. Именно в эти годы закладываются основы уверенности в себе и успешного общения вне дома, что способствует дальнейшему продвижению ребенка в школе, в компании сверстников. Процесс развития личности – это этап развития отношений между ребенком и взрослым. Педагоги, родители, бабушки и дедушки, старшие сестры и братья должны лучше понимать ребенка и стараться удовлетворять его важные потребности. Если ребенок не ощущает чуткости и любви со стороны окружающих, то у него возникает недоверчивое отношение к миру, а возможно и ощущение страха, которые могут сохраниться на всю жизнь. В процессе развития коммуникативных навыков ребенка, большое внимание необходимо уделять формированию личностных качеств малыша, его чувствам, эмоциям. Когда люди счастливы и находятся в мире с самими собой, они переносят эти чувства на взаимоотношения с окружающими.

В дошкольном возрасте малыш лишь нащупывает способы отношений с окружающими, у него вырабатывается устойчивый личностный стиль и появляется представление о самом себе.

Самые важные учителя для детей – родители. Родительский дом – это первая школа для ребенка. Семья оказывает огромное влияние на то, что малыш будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы человек не прожил, он время от времени обращается к опыту из детства, к жизни в семье: «чему меня учили отец и мать»

Каждый человек должен уметь слушать другого человека, воспринимать и стремиться его понять. От того, как человек чувствует другого, может повлиять на него, не оскорбив и не вызвав агрессии, зависит его будущий успех в межличностном общении. Очень не многие среди нас могут и умеют по настоящему хорошо слушать других людей, быть восприимчивыми к нюансам в их поведении. Но большое значение имеет и способность слушать и понимать и самого себя, то есть осознавать свои чувства и действия в различные моменты общения с другими людьми. И всему этому детям нужно учиться. Умение не приходит к человеку само собой, оно приобретается ценой усилий, затраченных на обучение.

«Счастье - это когда тебя понимают», а это понимание не приходит само собой, ему нужно учиться. «Научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!